Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития.
Н. Н. Лашманова, г. Новокузнецк, Кемеровская область.
В настоящее время развитие интегрированного/инклюзивного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Идею инклюзивного обучения как педагогическую систему, органично соединяющую специальное и общее образование, предложил и обосновал еще в 30-е годы прошлого века, выдающийся педагог Л.С.Выгодский с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной адаптации ребенка имеющего особенности развития.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Исходя из этого, перед обществом встает острая необходимость переосмысления отношения к детям с ОВЗ и признание равных прав на получение образования.
Мировой опыт показывает, что как обычные дети, так и дети с особыми потребностями обучающиеся в совместных группах и классах демонстрируют более высокие результаты развития.
Обучение детей с ограниченными возможностями развития в образовательных учреждениях общего типа, позволяет детям:
взаимодействовать с широким кругом людей;
развить навык коммуникации и социализации;
получить возможность интеграции в обществе наравне с другими детьми;
получить в период обучения, психологическое, социальное, коррекционное сопровождение специально обученными преподавателями и узкими специалистами, такие как дефектолог, логопед, психолог.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в классах ОВЗ, направлено на обеспечение двух важных и согласованных процессов:
1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития),
2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, и успешная интеграция в социум.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в школе:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
•развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители.
Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных, но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер.
Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком.
Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.
Поэтому очень важно оказывать своевременную методическую помощь и развивать психолого-педагогическую компетентность как педагогов так и родителей.
Важно помнить, что при психолого-педагогическом сопровождении и оказании комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы необходимо:
Осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.
Проявлять педагогический такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Предотвращать наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
Использовать методовы, активизирующие познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании /С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. -2011.-№1.-С. 83-92
Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2001.
Токарь И.Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития: (подготовка кадров для реализации идей совместного обучения)/ И.Е. Токарь//Социальная педагогика.-2011.-№5.-С.93-105.