СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития.»

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития.


Н. Н. Лашманова, г. Новокузнецк, Кемеровская область.


В настоящее время развитие интегрированного/инклюзивного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Идею инклюзивного обучения как педагогическую систему, органично соединяющую специальное и общее образование, предложил и обосновал еще в 30-е годы прошлого века, выдающийся педагог Л.С.Выгодский с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной адаптации ребенка имеющего особенности развития.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Исходя из этого, перед обществом встает острая необходимость переосмысления отношения к детям с ОВЗ и признание равных прав на получение образования.

Мировой опыт показывает, что как обычные дети, так и дети с особыми потребностями обучающиеся в совместных группах и классах демонстрируют более высокие результаты развития.

Обучение детей с ограниченными возможностями развития в образовательных учреждениях общего типа, позволяет детям:

  • взаимодействовать с широким кругом людей;

  • развить навык коммуникации и социализации;

  • получить возможность интеграции в обществе наравне с другими детьми;

  • получить в период обучения, психологическое, социальное, коррекционное сопровождение специально обученными преподавателями и узкими специалистами, такие как дефектолог, логопед, психолог.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в классах ОВЗ, направлено на обеспечение двух важных и согласованных процессов:

1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития),

2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, и успешная интеграция в социум.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в школе:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• психологическое обеспечение образовательных программ;

•развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители.

Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных, но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер.

Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком.


Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.

Поэтому очень важно оказывать своевременную методическую помощь и развивать психолого-педагогическую компетентность как педагогов так и родителей.

Важно помнить, что при психолого-педагогическом сопровождении и оказании комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы необходимо:

  1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

  2. Проявлять педагогический такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

  3. Предотвращать наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

  4. Использовать методовы, активизирующие познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.









  1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании /С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. -2011.-№1.-С. 83-92

  2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2001.

  3. Токарь И.Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития: (подготовка кадров для реализации идей совместного обучения)/ И.Е. Токарь//Социальная педагогика.-2011.-№5.-С.93-105.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!