Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития
На современном этапе развития системы образования, как нам всем известно, на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Именно поэтому в настоящее время развитие интегрированного/инклюзивного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования региональной системы образования детей с ограниченными возможностями развития.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями развития в образовательных учреждениях общего типа, позволяет создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с обычными детьми.
Для этого просто необходимо переосмысление обществом отношения к детям с ОВЗ, признание их равных прав на получение образования, разработка конкретных программ сопровождения детей с ОВЗ для оптимальной реализации их возрастных возможностей.
Формы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями развития варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков психического и физического развития:
Обучение учащихся с ограниченными возможностями развития в классах возрастной нормы.
Обучение учащихся с ограниченными возможностями развития в коррекционных классах.
Обучение учащихся с ограниченными возможностями развития в условиях специального (коррекционного) учреждения.
На базе нашей образовательной организации осуществляется именно обучение учащихся с ограниченными возможностями развития в коррекционных классах.
Включение детей и классов с ОВЗ в среду нормально развивающихся учащихся требует значительных изменений в организации процесса обучения, необходимости обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.
Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях нашего общеобразовательного учреждения, осуществляется комплексная, планомерная работа таких специалистов как логопед-дефектолог и педагог-психолог.
Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители.
Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных, но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер.
Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций.
Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком.
Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.
Я как педагог-психолог выявляю особенности интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, провожу групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений;
Оказываю методическую помощь учителям;
Способствую развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в классах ОВЗ, направлено на обеспечение двух согласованных процессов:
1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития),
2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, и успешная интеграция в социум.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в школе:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
•развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
При коррекционной работе с детьми с ОВЗ необходимо:
1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
При создании системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями развития в освоении основной образовательной программы ,разработаны программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями развития посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
В число задач такой программы входит:
своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями развития;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями развития, детей-инвалидов;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития;
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития;
оказание консультативной и методической помощи родителям и др.
Содержание программы коррекционной работы определяют ряд принципов: соблюдение интересов ребёнка, системность, непрерывность, вариативность и рекомендательный характер оказания помощи.
Коррекционная работа с учащимися реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации, предусматривающий информационно-аналитическую, деятельность нацелен на оценку контингента обучающихся, определение особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность) предусматривает создание особым образом организованного коррекционно-развивающего образовательного процесса и процесса специального сопровождения детей с ограниченными возможностями развития при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды предполагает осуществление контрольно-диагностической деятельности. Результатом этого этапа является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет осуществлять полноценное сопровождение каждого участника образовательного процесса и способствовать здоровому развитию физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех учащихся.