СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития»

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития

На современном этапе развития системы образования, как нам всем известно, на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Именно поэтому в настоящее время развитие интегрированного/инклюзивного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования региональной системы образования детей с ограниченными возможностями развития.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями развития в образовательных учреждениях общего типа, позволяет создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с обычными детьми.

Для этого просто необходимо переосмысление обществом отношения к детям с ОВЗ, признание их равных прав на получение образования, разработка конкретных программ сопровождения детей с ОВЗ для оптимальной реализации их возрастных возможностей.

Формы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями развития варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков психического и физического развития:

  1. Обучение учащихся с ограниченными возможностями развития в классах возрастной нормы.

  2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями развития в коррекционных классах.

  3. Обучение учащихся с ограниченными возможностями развития в условиях специального (коррекционного) учреждения.

На базе нашей образовательной организации осуществляется именно обучение учащихся с ограниченными возможностями развития в коррекционных классах.

Включение детей и классов с ОВЗ в среду нормально развивающихся учащихся требует значительных изменений в организации процесса обучения, необходимости обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.

Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях нашего общеобразовательного учреждения, осуществляется комплексная, планомерная работа таких специалистов как логопед-дефектолог и педагог-психолог.

Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители.

Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных, но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер.

Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций.

Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком.

Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.

Я как педагог-психолог выявляю особенности интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, провожу групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений;

Оказываю методическую помощь учителям;

Способствую развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в классах ОВЗ, направлено на обеспечение двух согласованных процессов:

1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития),

2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, и успешная интеграция в социум.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в школе:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• психологическое обеспечение образовательных программ;

•развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.


При коррекционной работе с детьми с ОВЗ необходимо:

1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

При создании системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями развития в освоении основной образовательной программы ,разработаны программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями развития посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

В число задач такой программы входит:

  1. своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями развития;

  2. определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями развития, детей-инвалидов;

  3. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития;

  4. разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий;

  5. реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития;

  6. оказание консультативной и методической помощи родителям и др.

Содержание программы коррекционной работы определяют ряд принципов: соблюдение интересов ребёнка, системность, непрерывность, вариативность и рекомендательный характер оказания помощи.

Коррекционная работа с учащимися реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации, предусматривающий информационно-аналитическую, деятельность нацелен на оценку контингента обучающихся, определение особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность) предусматривает создание особым образом организованного коррекционно-развивающего образовательного процесса и процесса специального сопровождения детей с ограниченными возможностями развития при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды предполагает осуществление контрольно-диагностической деятельности. Результатом этого этапа является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет осуществлять полноценное сопровождение каждого участника образовательного процесса и способствовать здоровому развитию физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!