СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья познакомит с психолого-педагогическими особенностями младших школьников. А также с ключевыми коммуникативными умениями.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте»

Психолого–педагогические особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

Рубежи младшего школьного возраста с 6-7 до 10 лет, совпадают с ступенью обучения в начальной школе.

Систематическое школьное обучение связано с младшим школьным возрастом. Начало обучения младших школьников в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся структура жизненных позиций ребенка преобразовывается и во многом обуславливается тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Периферийной становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности происходит дальнейшее физическое развитие ребенка, улучшаются психофизиологические функции, развиваются психологические качества, зарождаются сложные личностные новообразования. Эти новообразования характеризуют наиболее существенные достижения в развитии младших школьников и являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе [6].

К моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе уделяется большое внимание. Но уровень развития коммуникативной компетентности школьников в настоящее время очень сильно варьируется и весьма далек от желаемого. Для устранения проблемы и была создана программа «Стандартов ФГОС НОО». В ней уделяют большое внимание коммуникативной компетенции обучающихся и считают эту сторону развития одной из приоритетных задач школьного образования. В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается не узко прагматически - как обмен информацией, например учебной, а в своем полноценном значении, т.е. как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов вплоть до сложных видов кооперации, организации и осуществления совместной деятельности, налаживания межличностных отношений.

Выделены три базовых аспекта коммуникативной деятельности, а также необходимые характеристики общего уровня развития общения у детей, поступающих в начальную школу. Представлю кратко возрастные особенности развития выделенных аспектов.

При поступлении в школу ребенок имеет определенную степень развития общения. В состав базовых предпосылок входят следующие компоненты:

- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- приемлемое отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

В соответствии с нормативно текущим развитием к концу дошкольного возраста большинство детей умеют находить контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они показывают определенную степень уверенности и инициативности (задают вопросы и обращаются за поддержкой в случае затруднений).[4]

К 6 – 6,5 года дети должны уметь слушать и понимать чужую речь (необязательно обращенную к ним), а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически простых выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, высказать просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства и понимать чувства другого, обладать простыми способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. В общении дошкольников пробуждает осознание собственной ценности и ценности других людей, зарождаются проявления эмпатии и толерантности [20].

Важной характеристикой коммуникативной готовности 6 – 7-летних детей к школьному обучению считается появление произвольных форм общения с взрослыми – это контекстное общение, где сотрудничество ребенка и взрослого реализуется не непосредственно, а опосредствованно задачей, правилом или образцом, а также кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. На их основе у ребенка складывается более объективное, опосредствованное отношение к себе [21].

Перечисленные особенности характеризуют лишь базисный уровень развития общения ребенка, без достижения которого теряет смысл какой-либо разговор о конкретных коммуникативных действиях.

Так как коммуникативная компетентность имеет разносторонний характер, то необходимо выделить основной состав коммуникативных и речевых действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новых стандартах. Ведущие педагоги и психологи выделяют несколько ключевых умений: [48]

1. коммуникация как взаимодействие;

2. коммуникация как кооперация;

3. коммуникация как условие интериоризации.

Рассмотрим особенности развития каждого вида в младшем школьном возрасте.

В рамках «коммуникации как взаимодействие» важной вехой в развитии детей является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Детский эгоцентризм глубоко уходит корнями в возрастные особенности мышления и накладывает отпечаток на всю картину мира дошкольника, придавая ей черты характерных искажений (вместо объективности – феноменализм, реализм, анимизм, и др.)

В общении эта точка зрения ребенка показывает в своем видении или понимании вещей, что ограничивает способность ребенка понимать окружающий мир и других людей, мешает взаимопониманию и затрудняет самопознание, основанное на сопоставлении другими[33].

В 6-7-летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит процесс децентрации, главным образом, в общении со сверстниками и под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности. Подчеркну незаменимость общения со сверстниками, поскольку взрослый не может выступать как равный ему партнер.

Преодоление эгоцентризма имеет продолжительный характер.

Таким образом, от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Вместе с тем было бы неверно ожидать от первоклассников более полной децентрации и объективности. На пороге школы в их сознании происходит лишь своего рода прорыв глобального эгоцентризма, дальнейшее преодоление которого приходится на весь период младшего школьного возраста и, даже значительную часть следующего – подросткового возраста.

По мере получения опыта общения дети учатся учитывать и заранее предвидеть разные допустимые мнения других людей. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.

В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать вероятность разных оснований для оценки одного и того же предмета. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.

Названные характеристики служат показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе.

Характеризуя второй вид коммуникативных универсальных учебных действий «коммуникация как кооперация» необходимо отметить, что ядром этой группы является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

Способность к согласованию стремлений интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения. Так, на этапе предшкольной подготовки от детей правомерно ожидать лишь простейших форм умения договариваться и находить общее решение. Такая готовность является необходимым (хотя и недостаточным) условием для способности детей сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия, интерес к сверстнику становится очень высоким. Вокруг учебной деятельности нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д. Приобретение навыков социального взаимодействия является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно и в более широком спектре. В число основных составляющих организации совместного действия входят [41]:

1. Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.

2. Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы.

3. Взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности.

4. Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.

5. Планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы).

6. Рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Однако в рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи. Умение высказывать и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать. Способность сберегать доброе отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов. Умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

В «коммуникации как условие интериоризации» общение одно из основных условий развития ребенка практически на всех этапах онтогенеза. Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания [9].

К моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения, достаточно владеть планирующей и регулирующей функциями речи. В 6,5-7 лет дети должны уметь выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также сообщать их партнеру.

Несмотря на значительное внимание, уделяемое развитию речи, именно в школьные годы оно часто тормозится. Одной из наиболее существенных причин такого положения является: вербализм традиционного обучения, при котором происходит.

1) Отрыв речи от реальной деятельности в ее предметно-преобразующей материальной или материализованной форме.

2) Преждевременный отрыв речи, от ее исходной коммуникативной функции, связанный с обучением, в форме индивидуального процесса при минимальном присутствии в начальной школе учебного сотрудничества между детьми.

Невозможно совершенствовать речь обучающих вне связи с ее функцией сообщения, адресованного реальному партнеру, заинтересованному в общем результате деятельности, особенно на начальном этапе обучения. Необходима организация совместной деятельности обучающихся для совершенствования способности речевого отображения учеником содержания совершаемых действий в форме громкой социализированной речи. Именно речевые действия создают возможность для процесса усвоения соответствующих действий, а также для развития у обучающихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности.

Большое значение имеет вопрос о существенной индивидуальной вариативности особенностей общения у детей. Исследования говорят о наличии у детей выраженных различий в умении взаимодействовать со сверстниками.

Без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (коммуникативного компонента универсальных учебных действий) в ходе обучения просчеты дошкольного воспитания или негативные индивидуальные особенности преодолеть нельзя.

Создание в школе реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешное формирование навыков эффективного сотрудничества со сверстниками послужит мощным противодействием многочисленным личностным нарушениям у детей.

В заключение следует сказать, что в процессе развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста необходимо учитывать детский эгоцентризм, как одну из возрастных особенностей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!