СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого–педагогическая компетентность учителя как основа повышения качества образования в лицее

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос о том,что же играет роль при оценивании мастерства педагога? Критерии достаточно разнообразны. Согласно запросу времени, во главу угла ставится компетентность учителя, его готовность к педагогическим инновациям, способность адаптироваться в меняющихся условиях работы.

Проводится анализ необходимых составляющих уровня профессионально-психологической компетентности.

Просмотр содержимого документа
«Психолого–педагогическая компетентность учителя как основа повышения качества образования в лицее»

Психолого–педагогическая компетентность учителя

как основа повышения качества образования в лицее


« Но без души и помыслов высоких
Живых путей от сердца к сердцу нет».

И.В. Гете "Фауст"

Сегодня для нашей страны чрезвычайно важна проблема обеспечения  качества образовательного процесса, успех которого во многом зависит от преобладающего в педагогическом коллективе психологического микроклимата, личностных качеств педагогов, их профессионализма. Из этих показателей и складывается цель и смысл учительского труда, понимание критериев его эффективности.

Каким же должен быть в настоящее время учитель? Конечно же компетентным в психолого – педагогической и предметной области, умеющим на достаточно высоком уровне осуществлять педагогическую деятельность, общение, достигать стабильно хороших результатов в обучении и воспитании лицеистов.

Если раньше, главной целью школы было дать знания, то теперь работа системы образования направлена то, чтобы «поставить на крыло», т.е. научить учиться. Но воспитать крылатого человека может только крылатый, счастливого - счастливый, а совре­менного человека только современный человек.

Какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – учителе, от деятельности которого во многом зависят результаты обучения и воспитания детей.

Взрослые часто теряют авторитет не потому, что им нечего сказать, а потому, что их не всегда интересно слушать. Спросив любого человека о том, какой предмет был у него самым любимым в школе, в большинстве ответов услышишь одно и то же: этот предмет стал любимым из-за того, что нравился преподаватель.

Что же играет роль при оценивании мастерства педагога? Критерии достаточно разнообразны. Согласно запросу времени, во главу угла ставится компетентность учителя, его готовность к педагогическим инновациям, способность адаптироваться в меняющихся условиях работы.

Рассмотрим составляющие необходимого уровня профессионально-психологической компетентности.

- компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

- компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,

- компетентность в целеполагании учебной деятельности,

- компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,

- компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),

- компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,

- компетентность в разработке программ деятельности и поведения,

- компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

- компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

- компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),

- компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Основной критерий сформированности психолого-педагогической компетентности - умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.

Психологи Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн выявили основы психолого-педагогической компетентности учителя.

Во-первых, было выделено активное (т.е. действенное) знание возрастной психологии, предмета психологии. Здесь важно применять знания на практике.

Во-вторых, социально-психологические знания – об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения.

В-третьих, аутопсихологические знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и её характерных качествах; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер.

Давайте задумаемся: достаточно только владения компетенциями для успешной работы школьного учителя?

Педагог - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда на­ходится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владе­ние своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма. Наряду с этим психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях:

1.Педагогический такт, который предполагает проявление уважения к школьнику и одновременно предъявления требовательности к нему, а также педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений. Если учитель случайно допустил бестактность, ошибся при объяс­нении материала на уроке или поставил неправильно ударение в слове, лучше извиниться и посмеяться или пошутить над собой. Признать публично свои ошибки - самый лучший способ расположить к себе людей.

2. Наблюдательность.

3. Способность и желание работать с детьми.

4. Заинтересованность в результате своей работы.

5. Умение исходить из мотивации учащихся при планировании образовательного процесса.

6. Организаторские способности – умение увлечь, стимулировать детскую активность, простота, ясность и убедительность речи.

7. Управление психическим состоянием учащихся на учебных занятиях. Это и создание комфортной обстановки и умение видеть состояние ученика.

8. Эмпатичность – способность эмоционально откликнуться на проблемы ученика, понять состояние ребёнка, суметь дать знать ученику, что его видят, слышат, понимают.

9. Способность к сотрудничеству.

10. Визуальность, т.е. имидж, под которым понимается система внешних характеристик человека, создающая или подчеркивающая неповторимое своеобразие личности. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими. Именно поэтому очень важно, чтобы позиция учителя соответствовала психологии "победителя".

Как же создается имидж? Можно выделить его основные составляющие, где наиболее значимые из них: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образу профессии.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель должен всем располагать к себе учащихся и взрослых, в том числе и манерой одеваться. Одно из главных правил имиджелогии: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям и, соответственно, вызывать уважительное отношение к себе.

Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим - все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.

Внутреннее соответствие образу профессии - внутреннее "Я", на мой взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа. Это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Как же начать работу над своим имиджем? С положительных установок:

- попытаться осознать себя источником положительного.

- предпочитать высокую самооценку.

- постараться поверить в доброту окружающих.

- проявлять позитивное отношение к жизни и умение радоваться.

Коллеги согласятся со мной, что труд учителя очень специфичен. Педагог должен следить за своим психическим состоянием, так как от него, во-первых, зависит успех учебно-воспитательной работы, а во-вторых, оно отражается на здоровье самого преподавателя. Для этого необходимо обладать такими качествами, как: эмоциональная устойчивость, эмоциональная гибкость, высокий уровень саморегуляции.

В качестве показателей психологической устойчивости педагогической деятельности выделяют:

- уверенность в себе как учителе;

- отсутствие страха перед детьми;

- умение владеть собой (саморегуляция, самоконтроль);

- отсутствие эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, не- выдержанности, неуравновешенности;

- наличие волевых качеств (целеустремленность, выдержанность, организованность, терпимость);

- удовлетворенность деятельностью;

- нормальная утомляемость.

Совершенно очевидно: современный лицей может развиваться и быть востребованной только при хорошем учителе, от деятельности которого во многом зависят результаты обучения и воспитания.

Учитель для нынешнего поколения детей больше воспитатель, нежели педагог. Процесс воспитания — это совмест­ная, имеющая характер со-трудничества, со-творчества системная деятельность всех участников образовательного процесса, других субъектов воспитательной системы школы, попечителей по созданию условий, способствующих всестороннему саморазвитию, самореа­лизации, самосовершенствованию вос­питанников и на этой основе - их адек­ватному самоопределению и самовоспи­танию.

Кредо современного учителя актуально на протяжении многих столетий, ведь в этих простых истинах заложена концепция, про­грамма учительского труда, его общественная польза и значимость.

Ещё К. Д. Ушинский, разрабатывая педагогику как науку, особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему.

Готовясь к выступлению, я зашла на общероссийский сайт учителей, где обсуждается тема: "Модель учителя ХХI века". В большинстве ответов пользователей Интернета звучит мысль: нужно поднять престиж учителя и образования в целом. Но согласитесь, мы же не можем сидеть и ждать, когда кто – то нам поднимет престиж, нужно каждому подумать, что он может сделать в преодолении данной проблемы.

Модель современного учителя... Какова она? Как ее создать? Да и может ли она быть общеприменима для всех? Очевидно, что учитель-профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми прожи­вает и переживает все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески.

По исследованиям Б.Г. Ананьева, развитие личности педагога и его профессии взаимосвязаны и взаимообусловлены. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Таким образом, компетентность учителя - это синтез

- профессионализма, под которым подразумевается специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка;

- творчества, проявляемого в отношениях с коллегами, учениками;

- самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения;

- имиджа.

Помните, что учитель – это:

- свеча, которая светит другим, сгорая сама;

- человек, который может делать трудные вещи легкими;

- человек, который с добротой и любовью выводит «блуждающего» на его дорогу.



Список литературы:

1. Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды. /В. А. Демин //Стандарты и мониторинг в образовании// –2012 г. - №4 – с. 34-42.


2. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки /Т.

Казарицкая, И. Голованова, Л. Канлич и др. // Директор школы –2018г. №: с.16-24.


3. Иванова Л. Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя. /Л. Ф. Иванова //Инновации в образование. – 2016г. - №4 с.69-80.


4. Сергеев И.С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!