Методическая разработка психологического занятия "Успешная адаптация пятиклассника" педагога-психолога Шайхутдиновой Юлии Сергеевны
Теоретическое обоснование
На сегодняшний день проблема адаптации школьников при переходе из младшей школы в среднюю очень волнует педагогов и психологов. Дети оказываются неподготовленными к измененной социальной ситуации обучения, что вызывает трудности в самом обучении и, как следствие, трудности в личностном восприятии и дальнейшем развитии.
Данное психологическое занятие направлено на помощь в раскрытии и развитии личностного потенциала, коррекцию трудностей, вызванных новой ситуацией обучения, на повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене.
Занятие позволяет снизить у ребят тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим и повысить уровень психологической комфортности.
Цель
Создание условий для осмысления новых знаний, проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.
Задачи
- формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;
- пробуждение интереса ребенка к себе и другим людям;
- развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний);
- формирование новых навыков поведения и общения в различных жизненных ситуациях;
- коррекция и профилактика психологических трудностей, с которыми столкнулись дети в пятом классе.
Ход занятия
Вступительное слово психолога:
Сегодня я кратко расскажу вам о науке психологии и людях занимающихся этой наукой.
Психология, говоря обыденным языком - это наука о душе. Каждого человека в первую очередь интересует своя душа, свое “Я”. Поэтому можно сказать, что все люди (и вы в том числе) являются психологами в небольшой степени. Но профессионального психолога интересует не только устройство души, но и такие психические свойства человека как память, воля, эмоции, воображение, мышление, внимание, интуиция и т.д.
Психологи могут измерять некоторые душевные (психические) качества человека - характер, стиль общения, темперамент и некоторые другие, с помощью специальных измерительных приборов, которые называются тесты.
Но психологи занимаются не только исследованиями и экспериментами. Психолог так же учится сам и учит других навыкам общения, понимания, владения собой, то есть всем тем полезным навыкам, которые необходимы, чтобы умело выполнять любую деятельность, лучше учиться, более успешно строить отношения с другими людьми.
Мы с вами собрались сегодня большой группой. А для того, чтобы успешно начать общение нам необходимо познакомиться.
Участники вместе с ведущим занимают места, образуя круг.
Знакомство. С помощью игры «МЯЧ».
Участник называет свое имя и передает мячик соседу, который тоже называет свое имя и передает мячик дальше, пока не представятся все участники.
Участник кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору.
Участник называет свое имя и имя того, кому бросает мяч.
«Покажи фразу»
Для следующего испытания вам нужно выбрать троих ребят – самых сообразительных и артистичных – на роль ведущих. На обсуждение дается одна минута. (Обратить внимание на поведение детей, на то, какие кандидатуры они предлагают)
Сейчас я буду показывать ведущим карточки, на которых написаны фразы. Их задача – изобразить при помощи различных жестов и звуков прочитанную фразу, так чтобы класс ее сумел понять и назвать. Каждому ведущему предстоит изобразить по три фразы:
Встреча гостей.
Решение задачи.
Прогулка в парке.
Занятие спортом.
Чтение интересной книги.
Игра на компьютере.
Укладывание чемодана.
Игра на музыкальных инструментах.
Просмотр телепередач.
На данном этапе важно обратить внимание на то, насколько удачно дети справляются с заданием, кто из них быстро и правильно понимает показанное.
Как вы думаете, какое качество вам помогло пройти это испытание?
Вы правильно назвали еще одно важное качество – смекалку.
Игра «Поделись улыбкой»
Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении?
Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Поднимите большой палец правой руки те, у кого сейчас хорошее настроение и кто готов им поделиться с остальными. А теперь поднимите руку те, у кого сейчас не очень хорошее настроение. Давайте теперь образуем круг, и все, кто хотел поделиться хорошим настроением, смогут передать его своим одноклассникам с помощью улыбки.
Дети садятся на свои места.
У всех теперь хорошее настроение? Трудно было его изменить? От кого зависела перемена настроения?
Мы узнали с вами, что можем менять свое настроение, если этого захотим сами.
Игра «Превращение в животных»
Предлагаю вам игру, в которой вы будете превращаться в разных животных, героев мультфильмов и сказок и показывать, что они чувствуют, переживают. Найдите место для игры, чтобы не мешать друг другу.
Покажите:
- испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);
- как печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Алёнушку;
- как выглядит любопытный енот;
- как страдает гадкий утёнок от придирок своих сородичей;
- как сердится лев – царь зверей;
- как радуется неунывающая мартышка из мультфильма «38 попугаев»;
- как испытывает удовольствие кот на солнышке.
Спасибо, присаживайтесь на места.
Все то, что переживали животные, которых вы показывали, это эмоции.
Релаксационное упражнение.
Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Представьте, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперёд. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте ещё потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимайте их вверх, над головой, откиньте назад, как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Хорошо. Заметьте, насколько более расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. Вытяните руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Тянитесь, тянитесь. Напряжение в мышцах растёт. Прекрасно! А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.
Психолог:
Вот и подошло к концу наше занятие. Вы учились общаться друг с другом. Теперь вам будет намного спокойнее, ведь вы стали друзьями. И всегда сможете обратиться за помощью к своим новым товарищам.
Литература
Справочник по групповой психокоррекции О.Н. Истратова, Феникс, 2008
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками М.Р. Битяновой, СПб, 2005
Психология: учебное пособие 5 класс И.В.Дубровина, Воронеж «МОДЭК», 2000
Тренинг развития жизненных целей Е.Г.Трошихина, СПб. Речь, 2003
4