Программа
психологического сопровождения детей
школьного возраста
с.Нижнедевицк
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
профилактика школьной и социальной дезадаптации;
консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
повышение мотивации обучения у учащихся;
создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
Организация деятельности: программа рассчитана на 3 года психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение.
Основные циклы сопровождения:
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, просветительский и методический.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Диагностический блок включает в себя известные методики, рекомендованные ЦПМСС, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД делятся на четыре основные группы:
I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (методика Семаго).
2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения..
В рамках данного этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь, методика Кумариной, рисунок «Я и моя школа» «Мой класс»)
2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)
III этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11классов, по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; выявление учебного потенциала классов, а также особо успешных детей и детей, которым необходимы развивающие занятия проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (в конце года).
РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, сенсорной комнаты.
2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
3. Учащиеся категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
4. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
Данный блок составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ БЛОК
Данный блок составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися:
- включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями:
- заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями:
- включает в себя выступления по теме педагогического совета, МО; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
1. Оформление документации:
Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
Разработка, подготовка и проведение:
Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
Участие в работе МО педагогов-психологов, посещение семинаров
Проведение "недели психологии".
Анализ научной и практической литературы.
Работа над темой самообразования.
2. Оформление кабинета:
приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
оформление уголка психолога, стендов.
3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях; проведение открытых занятий.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностический и развивающий блок.
Младшее звено (7-10 лет):
• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
• повышение уровня учебной мотивации;
• базовые способности к самопознанию и познанию других;
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
• формирование положительного образа своего «Я»;
• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
• положительные отношения со сверстниками и учителями.
Среднее звено (11-15 лет):
• способности и стремление к самопознанию и познанию других;
• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
• осознание важности и смысла процесса обучения;
• стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Старшее звено (16-18 лет):
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• профессиональное и жизненное самоопределение;
• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
• активная и позитивная жизненная позиция.
Консультативный блок.
Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
Просветительский блок.
Методический блок.
Учебно-методическое обеспечение кабинета
Материально-технические условия:
- Наличие помещения, стола и стульев для занятий.
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
- Материалы для занятий: тетради в клетку; цветные карандаши; ручки шариковые; бумага писчая.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
08.
2.А.Ф.Ануфриев. Как преодолеть трудности в обучении детей.- Москва «ОСЬ -89», 2000
3.Б.Ц.Бадмаев. Методика преподавания психологии. - Москва «Владос», 2001
4.М.Ю. Савченко, Л.А. Щбухова. Формирование коллектива. - Москва «5за знания»,-
2007
5.М.А. Моргунова. Психология воспитания. –Воронеж . -2013