СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический комфорт ученика на уроке

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире, пронизанном стрессами различного характера, психическое здоровье человека очень хрупко и уязвимо.  В силу различных факторов растет чувствительность к внешним раздражителям, снижается настроение, возникают подавленность, страх, паника, отчаяние, усталость, рассеянность, апатия, вследствие чего появляется ухудшение внимания, памяти, умственной и физической работоспособности. В данной работе рассмотривается вопрос о том, как сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе и на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Психологический комфорт ученика на уроке»

Е.В.Кулакова

МАОУ СОШ № 10 г.Калининграда

Психологический комфорт ученика на уроке.

В современном мире, пронизанном стрессами различного характера, психическое здоровье человека очень хрупко и уязвимо. И в первую очередь подростка. Ведь он впитывает всё – и конфликты в семье, и агрессию, которой наполнены многие современные фильмы и компьютерные игры. Далее нервно – психическое напряжение начинает сказываться на психологической сфере. Растет чувствительность к внешним раздражителям, снижается настроение, возникают подавленность, страх, паника, отчаяние, усталость, рассеянность, апатия, вследствие чего появляется ухудшение внимания, памяти, умственной и физической работоспособности. Неизбежным следствием является чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи и провала.

Сама школа, как правило, не вызывает у ребенка негативных эмоций. Ведь это живое общение со сверстниками, различные мероприятия, возможно первые чувства, вообщем, все то, что важно и интересно в детском возрасте. Но главным в школе является урок. Именно он регламентирован Государственными стандартами и является основным в передаче знаний. Но именно этот самый урок зачастую и становится источником стресса для ученика, а порой и для учителя. Так как же сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на этом самом уроке?

Напомню, что Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов). Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Чтобы попробовать создать такие условия жизни в промежутке времени, ограниченном звонками и именуемом уроком, я выработала и пытаюсь реализовать следующие правила:

  • Успех – это реализованная цель.

Необходимо помогать ученикам формировать эти цели. Ощущение успеха связано с признанием, с возможностью показать себя, ощутить свою значимость, ценность.

  • Такт, чувство меры, деликатное поведение учителя по отношению к детям.

Тактичное, справедливое обращение с учениками помогает создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, вселить в него уверенность в своих силах и желание учиться. Из опыта знаю, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, может вселять в него уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации достаточно, чтобы успокоить неугомонных, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – все это и способствует созданию положительных эмоций во время урока. И никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий :

«Ничему меня не научит\То, что тычет, талдычит, жучит…»

  • Каждый имеет право на ошибку.

Для создания творческой атмосферы в классе нужно всего лишь проявить уважение. Не ущемлять самому и не позволять сверстникам ущемлять статус, положение ученика в классе. Ученику надо дать привилегию сохранять и представлять свои мысли, привилегию видеть людей и вещи по-своему, не будучи высмеянным или атакованным за свои взгляды. Ученика надо принимать как личность, даже если ты, учи­тель, не принимаешь его поведения. Указывая на ошибки поведения, с учеником следует обращаться как со способ­ным человеком, имеющим чувство собственного достоинства, свои мысли, чувства и смыслы... Ему надо разрешить быть самим собой.

  • У каждого ученика есть свои достоинства и сильные стороны.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Каждый ученик – личность, и урок должен позволить ему проявить свою индивидуальность, тогда это будет урок для ученика.

  • Возможность выбора учеником уровня сложности учебных заданий.

Такой подход достигается при дифференцированном подходе к учащимся.

Когда отрицательные оценки следуют одна за другой, теряется вера в свои возможности, интерес к учебе по данному предмету. «Обучать не всех, а каждого» - должно быть девизом современной школы.

  • Творческий подход учителя к каждому уроку.

Устанавливать психологический контакт с классом, привораживать их сердца могут только учителя, работающие творчески, с увлечением. И творчество должно быть постоянным, неистощимым. Это не подвиг, а норма педагогического труда.

  • Настроить себя на оптимистический лад и подавить отрицательные эмоции.

Учитель приходит на урок с определенным настроением, и именно от этого во многом зависит, какой будет атмосфера на уроке. Достаточно отбросить все заботы и неприятности и вы почувствуете легкость в общении с детьми.

  • Учитель не памятник.

Несомненно, что дети должны проявлять уважение к учителю, только тогда это действительно учитель, а не почасовик, передающий информацию. Но и дистанция не должна быть слишком велика. Дети должны чувствовать, что перед ними живой человек, способный сочувствовать и переживать, ошибаться, в конце концов. Он может не только передать знания, а и рассказать интересную историю, выслушать. Именно живое общение уважающих друг друга людей делает урок неповторимым, и каждый раз создается индивидуальная мера общения без скуки и стресса.

  • Глубокий психологический анализ поведения и психики ребенка.

Его основой, я думаю, является учительская мудрость, мудрость, накопленная веками, знание психологических возрастных особенностей детей и подростков, воспитание в себе педагогической зоркости.

Такой подход позволяет создать психологический комфорт для ученика в процессе обучения. Однако психологический комфорт необходим не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!