СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические возрастные особенности подростка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологические возрастные особенности подростка»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА

 «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках» (И.Гёте)  «Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет» (Л.С. Выготский).
  • «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках» (И.Гёте)
  • «Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет»

(Л.С. Выготский).

«Психофизическое развитие  подростков» Смена интересов  Критическое отношение к прежним авторитетам  Снижение учебной успеваемости  Повышенная утомляемость  Эмоциональная неустойчивость  Отчуждение  по отношению к родным  Противоречивость Интерес к противоположному полу  Поиск смысла жизни

«Психофизическое развитие подростков»

  • Смена интересов
  • Критическое отношение к прежним авторитетам
  • Снижение учебной успеваемости
  • Повышенная утомляемость
  • Эмоциональная неустойчивость
  • Отчуждение по отношению к родным
  • Противоречивость
  • Интерес к противоположному полу
  • Поиск смысла жизни
Смена интересов возникновении новых социальных потребностей,  отказ от увлечений и стремлений детства, стремление выделиться оригинальностью своих занятий, возвыситься в глазах окружающих, бесцельное времяпрепровождение Потеряв прежние интересы и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими его людьми и может ощущать себя очень одиноким. Л. Толстой назвал этот период «пустыней одиночества».  Задача взрослых в этот период - занять ребенка полезным делом, помочь найти нужное увлечение,   обсуждать с ним его потребности.

Смена интересов

  • возникновении новых социальных потребностей,
  • отказ от увлечений и стремлений детства,
  • стремление выделиться оригинальностью своих занятий, возвыситься в глазах окружающих,
  • бесцельное времяпрепровождение

Потеряв прежние интересы и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими его людьми и может ощущать себя очень одиноким.

Л. Толстой назвал этот период «пустыней одиночества».

Задача взрослых в этот период - занять ребенка полезным делом, помочь найти нужное увлечение, обсуждать с ним его потребности.

Критическое отношение к прежним авторитетам      первой жертвой становятся самые близкие люди – родители; Не каждый подросток приходит к полному отрицанию родителей, но с детским преклонением перед ними расстается практически любой из них.

Критическое отношение к

прежним авторитетам

  • первой жертвой становятся самые близкие люди – родители;
  • Не каждый подросток приходит к полному отрицанию родителей, но с детским преклонением перед ними расстается практически любой из них.
Снижение учебной успеваемости Если игнорировать этот факт и усилить воспитательный нажим на школьника, то можно получить обратный результат плюс ухудшение поведения.

Снижение учебной успеваемости

  • Если игнорировать этот факт и усилить воспитательный нажим на школьника, то можно получить обратный результат плюс ухудшение поведения.
Повышенная утомляемость Возникает сходная с ранним детством ситуация: малыш капризничает, потому что устал, а мы наказываем его за неповиновение.

Повышенная утомляемость

  • Возникает сходная с ранним детством ситуация: малыш капризничает, потому что устал, а мы наказываем его за неповиновение.
Эмоциональная неустойчивость неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму, придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Эмоциональная неустойчивость

  • неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму,
  • придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Отчуждение по отношению к родным Физическое возмужание подростка дает ему ощущение зрелости, но социальный статус его ни в семье, ни в школе не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельность. Если в такие периоды настойчиво вызывать подростка на откровенность, то можно встретить враждебность, за которой скрывается подавленность и   уныние.

Отчуждение по отношению к родным

  • Физическое возмужание подростка дает ему ощущение зрелости, но социальный статус его ни в семье, ни в школе не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельность.
  • Если в такие периоды настойчиво вызывать подростка на откровенность, то можно встретить враждебность, за которой скрывается подавленность и уныние.
Противоречивость В семье подростки стремятся к своей независимости, праву поступать по-своему. А среди сверстников они соглашатели, проявляющие чрезмерную зависимость от чужого мнения.

Противоречивость

  • В семье подростки стремятся к своей независимости, праву поступать по-своему.
  • А среди сверстников они соглашатели, проявляющие чрезмерную зависимость от чужого мнения.
Интерес к противоположному полу Подростки могут страдать от пониженной самооценки, придавать чрезмерное значение недостаткам своей внешности, становиться застенчивыми, домоседами.

Интерес к противоположному полу

  • Подростки могут страдать от пониженной самооценки,
  • придавать чрезмерное значение недостаткам своей внешности,
  • становиться застенчивыми, домоседами.
Поиск смысла жизни    Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил бы на все его сомнения. Найдись нежелательный авторитет, поразивший подростка своим «знанием жизни», своей уверенностью, а порой и мнимой щедростью, криминальной псевдоромантикой, и он пойдет по дороге, ведущей к преступлению.

Поиск смысла жизни

  • Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил бы на все его сомнения.
  • Найдись нежелательный авторитет, поразивший подростка своим «знанием жизни», своей уверенностью, а порой и мнимой щедростью, криминальной псевдоромантикой, и он пойдет по дороге, ведущей к преступлению.
Личностные черты подростка по В.А. Сухомлинскому  1.  Непримиримость ко злу  2. Стремление к идеалу 3 . Желание  быть личностью  4.Романтическая восторженность и грубые выходки.

Личностные черты подростка по В.А. Сухомлинскому

1. Непримиримость ко злу

2. Стремление к идеалу

3 . Желание быть личностью

4.Романтическая восторженность и грубые выходки.

Тест «Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?»   1. На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок... а) перестает прислушиваться к мнению родителей; б) может попасть в плохую компанию; в) начинает осознавать себя как самостоятельную личность. 2. Вспоминая свое детство, вы обычно рассказываете ребенку... а) о том, что вы хорошо учились; б) о похожих проблемах и способах их решения; в) забавные случаи. 3. Сколько времени в день вы проводите с ребенком, беседуя о его делах? а) не больше часа; б) около 2 часов; в) больше 2 часов.

Тест «Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?»

1. На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок...

а) перестает прислушиваться к мнению родителей;

б) может попасть в плохую компанию;

в) начинает осознавать себя как самостоятельную личность.

2. Вспоминая свое детство, вы обычно рассказываете ребенку...

а) о том, что вы хорошо учились;

б) о похожих проблемах и способах их решения;

в) забавные случаи.

3. Сколько времени в день вы проводите с ребенком, беседуя о его делах?

а) не больше часа;

б) около 2 часов;

в) больше 2 часов.

4. Учитель жалуется на поведение ребенка, в то время как сын или дочка сами утверждают, что виновником происшествия является их одноклассник. Ваши действия... а) отругаете ребенка, потому что учитель не станет жаловаться беспричинно; б) встанете на сторону сына или дочери и будете обвинять одноклассника; в) дома подробно расспросите ребенка и объясните ему, почему учитель счел его виноватым.  5. Каких проблем подросткового возраста вы боитесь больше всего? а) отчуждения; б) употребления алкоголя; в) ранних отношений.

4. Учитель жалуется на поведение ребенка, в то время как сын или дочка сами утверждают, что виновником происшествия является их одноклассник. Ваши действия...

а) отругаете ребенка, потому что учитель не станет жаловаться беспричинно;

б) встанете на сторону сына или дочери и будете обвинять одноклассника;

в) дома подробно расспросите ребенка и объясните ему, почему учитель счел его виноватым.

5. Каких проблем подросткового возраста вы боитесь больше всего?

а) отчуждения;

б) употребления алкоголя;

в) ранних отношений.

6. Ребенок признался, что девочка (мальчик), которая(-ый) ему нравится, не отвечает взаимностью. Что вы ему скажете? а) предложите немного изменить внешность, вести себя более открыто и дружелюбно; б) успокоите, что в его жизни еще будет много других девочек (мальчиков), в сто раз лучше; в) постараетесь отвлечь ребенка от печальных мыслей и пережива­ний. 7. Ребенок наотрез отказывается заниматься в кружке, который раньше посещал с удовольствием. Ваши действия? а) предложите ему выбрать другое занятие; б) постараетесь убедить продолжить занятие, чтобы довести начатое дело до конца; в) упрекнете его в лени и нежелании развивать свои способности. 8. Подросток просит вас отпустить его с друзьями в клуб, на дис­котеку. Ваша реакция...  а) придумаете благовидный предлог, из-за которого ребенку придется отложить встречу с друзьями; б) поговорите с ним об опасностях, которые таят в себе такие места, и запретите посещать подобные места до 18 лет;  в) отпустите при условии, что ребенок будет «выходить   на связь» в условленное время.

6. Ребенок признался, что девочка (мальчик), которая(-ый) ему нравится, не отвечает взаимностью. Что вы ему скажете?

а) предложите немного изменить внешность, вести себя более открыто и дружелюбно;

б) успокоите, что в его жизни еще будет много других девочек (мальчиков), в сто раз лучше;

в) постараетесь отвлечь ребенка от печальных мыслей и пережива­ний.

7. Ребенок наотрез отказывается заниматься в кружке, который раньше посещал с удовольствием. Ваши действия?

а) предложите ему выбрать другое занятие;

б) постараетесь убедить продолжить занятие, чтобы довести начатое дело до конца;

в) упрекнете его в лени и нежелании развивать свои способности.

8. Подросток просит вас отпустить его с друзьями в клуб, на дис­котеку. Ваша реакция...

а) придумаете благовидный предлог, из-за которого ребенку придется отложить встречу с друзьями;

б) поговорите с ним об опасностях, которые таят в себе такие места, и запретите посещать подобные места до 18 лет;

в) отпустите при условии, что ребенок будет «выходить на связь» в условленное время.

9. Подросток считает себя непривлекательным из-за угрей. Как его можно успокоить? а) обратить внимание на его выразительные глаза и красивую форму носа; б) сказать, что это временное явление, и у всех подростков бывают пры­щи; в) собрать информацию о существующих косметических средствах борьбы с угрями и пообещать купить их. 10. Вы обнаружили, что от куртки ребенка пахнет табаком. Что вы предпримете? а) будете искать сигареты в карманах его куртки; б) строго спросите, не начал ли ребенок курить в) заведете разговор о том, что многие подростки рано начинают курить, и как бы невзначай спросите, нет ли таких среди его друзей, и как он сам относится к курению.

9. Подросток считает себя непривлекательным из-за угрей. Как его можно успокоить?

а) обратить внимание на его выразительные глаза и красивую форму носа;

б) сказать, что это временное явление, и у всех подростков бывают пры­щи;

в) собрать информацию о существующих косметических средствах борьбы с угрями и пообещать купить их.

10. Вы обнаружили, что от куртки ребенка пахнет табаком. Что вы предпримете?

а) будете искать сигареты в карманах его куртки;

б) строго спросите, не начал ли ребенок курить

в) заведете разговор о том, что многие подростки рано начинают курить, и как бы невзначай спросите, нет ли таких среди его друзей, и как он сам относится к курению.

11. Если вам не нравится кто-то из друзей ребенка, вы обычно... а) просите его меньше общаться с этим другом; б) не разрешаете приглашать друга к вам домой; в) откровенно высказываете свое мнение о нем. 12. Что вы скажете ребенку, если услышите, как он грубит бабушке? а) «Как ты разговариваешь с бабушкой?!»; б) «Что у вас произошло?»; в) «Пожалуйста, не обижай бабушку!». 13. Ребенок увлекся музыкальной группой, творчество которой нам не нравится. Вы... а) постараетесь понять, что именно привлекает ребенка в музыке лю­бимого коллектива; б) предложите послушать записи других современных и классических исполнителей; в) подвергнете критике тексты песен и аранжировку, чтобы ребенок осознал свое заблуждение.

11. Если вам не нравится кто-то из друзей ребенка, вы обычно...

а) просите его меньше общаться с этим другом;

б) не разрешаете приглашать друга к вам домой;

в) откровенно высказываете свое мнение о нем.

12. Что вы скажете ребенку, если услышите, как он грубит бабушке?

а) «Как ты разговариваешь с бабушкой?!»;

б) «Что у вас произошло?»;

в) «Пожалуйста, не обижай бабушку!».

13. Ребенок увлекся музыкальной группой, творчество которой нам не нравится. Вы...

а) постараетесь понять, что именно привлекает ребенка в музыке лю­бимого коллектива;

б) предложите послушать записи других современных и классических исполнителей;

в) подвергнете критике тексты песен и аранжировку, чтобы ребенок осознал свое заблуждение.

Ключ к тесту 1 а 5 2 б 3 в 5 3 1 5 4 1 3 3 5 5 1 1 3 6 7 1 1 3 5 1 5 8 3 9 5 3 3 3 10 5 5 11 1 3 1 3 5 12 13 1 5 5 1 1 1 3 3 5

Ключ к тесту

1

а

5

2

б

3

в

5

3

1

5

4

1

3

3

5

5

1

1

3

6

7

1

1

3

5

1

5

8

3

9

5

3

3

3

10

5

5

11

1

3

1

3

5

12

13

1

5

5

1

1

1

3

3

5

Анализ результатов теста 6-25 баллов - готовность номер один. Ваш ребенок не страдает от недостатка внимания и знает, что родители всегда будут на его стороне и в любой момент придут на помощь. Ежедневный родительский труд дает вам основание для уверенности в том, что все «вложенное» в ребенка не позволит ему совершить непоправимых ошибок. Тем не менее, не стоит забывать принцип: «Доверяй, но проверяй!». Каким бы самостоятельным ни казался ребенок, все-таки он еще не совсем взрослый. Контролировать местонахождение, успеваемость и круг общения можно косвенно и ненавязчиво, например, через общих знакомых или родителей друзей подростка. Не стоит поощрять излишнюю фамильярность в общении и стараться быть для ребенка «своим в доску». Для гармоничного развития ребенку нужно ощущать твердые жизненные принципы родителей, их спокойствие и уверенность.

Анализ результатов теста

6-25 баллов - готовность номер один. Ваш ребенок не страдает от недостатка внимания и знает, что родители всегда будут на его стороне и в любой момент придут на помощь. Ежедневный родительский труд дает вам основание для уверенности в том, что все «вложенное» в ребенка не позволит ему совершить непоправимых ошибок. Тем не менее, не стоит забывать принцип: «Доверяй, но проверяй!». Каким бы самостоятельным ни казался ребенок, все-таки он еще не совсем взрослый. Контролировать местонахождение, успеваемость и круг общения можно косвенно и ненавязчиво, например, через общих знакомых или родителей друзей подростка. Не стоит поощрять излишнюю фамильярность в общении и стараться быть для ребенка «своим в доску». Для гармоничного развития ребенку нужно ощущать твердые жизненные принципы родителей, их спокойствие и уверенность.

26-45 баллов - у страха глаза велики. Вы чересчур восприимчивы к трудностям переходного возраста. Вас пугают газетные статьи о подростковой преступности и наркомании . Диковатая подростковая мода, современная музыка, употребление жаргона - все это вызывает в вас внутренний протест, который может заставить сына или дочь «закрыться», в ваших отношениях с ребенком не хватает непринужденности. Если ежедневно не давать возможности проявлять самостоятельность, как он научится ответственности? Гиперопека и нравоучительные беседы никогда не оправдывают возлагаемых на них надежд. Лучше просто время от времени болтать с ребенком о фильмах и музыке, о каких-то незначительных событиях, исподволь расспрашивая его о друзьях, взглядах на жизнь, и ненавязчиво высказывать свое мнение. Подросток обязательно примет все это к сведению.

26-45 баллов - у страха глаза велики. Вы чересчур восприимчивы к трудностям переходного возраста. Вас пугают газетные статьи о подростковой преступности и наркомании . Диковатая подростковая мода, современная музыка, употребление жаргона - все это вызывает в вас внутренний протест, который может заставить сына или дочь «закрыться», в ваших отношениях с ребенком не хватает непринужденности. Если ежедневно не давать возможности проявлять самостоятельность, как он научится ответственности? Гиперопека и нравоучительные беседы никогда не оправдывают возлагаемых на них надежд. Лучше просто время от времени болтать с ребенком о фильмах и музыке, о каких-то незначительных событиях, исподволь расспрашивая его о друзьях, взглядах на жизнь, и ненавязчиво высказывать свое мнение. Подросток обязательно примет все это к сведению.

46-65 баллов - без диктатуры. Вам необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, чтобы уберечь и его, и себя от серьезных конфликтов. Основная проблема состоит в излишней требовательности, нежелании принимать систему ценностей подростка и мириться с изменениями в его характере. Жесткий контроль, постоянные запреты, отсутствие личного пространства заставляют ребенка протестовать и отстаивать свою свободу, часто проявляя грубость и даже жестокость. Не имея возможности приглашать друзей к себе домой, ребенок всё свободное время пропадает на улице или «висит на телефоне». В такой ситуации необходимо подумать, что вы можете предложить ему вместо подобных развлечений. Например, можно записать ребенка в туристический клуб, если он испытывает тягу к приключениям, или в танцевальную студию, если он целыми днями слушает рэп.

46-65 баллов - без диктатуры. Вам необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, чтобы уберечь и его, и себя от серьезных конфликтов. Основная проблема состоит в излишней требовательности, нежелании принимать систему ценностей подростка и мириться с изменениями в его характере. Жесткий контроль, постоянные запреты, отсутствие личного пространства заставляют ребенка протестовать и отстаивать свою свободу, часто проявляя грубость и даже жестокость. Не имея возможности приглашать друзей к себе домой, ребенок всё свободное время пропадает на улице или «висит на телефоне». В такой ситуации необходимо подумать, что вы можете предложить ему вместо подобных развлечений. Например, можно записать ребенка в туристический клуб, если он испытывает тягу к приключениям, или в танцевальную студию, если он целыми днями слушает рэп.

Памятка для родителей   1 . Старайтесь говорить со своим ребенком открыто на самые деликатные темы. 2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст. 3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети. 4. Будьте открыты для общения с ребенком. Даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать об  этом. 5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

Памятка для родителей

1 . Старайтесь говорить со своим ребенком открыто на самые деликатные темы.

2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4. Будьте открыты для общения с ребенком. Даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать об этом.

5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

Памятка для родителей  6. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. 7. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего  ребенка.

Памятка для родителей

6. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

7. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

Памятка для родителей   8. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается. 9. В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться её. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее. 10. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого. 11. Не перегружайте ребенка опекой и контролем.

Памятка для родителей

8. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.

9. В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться её. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

10. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.

11. Не перегружайте ребенка опекой и контролем.

Наказ родителям - Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же - никогда. Тот лучший проповедник – Кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии – Вот лучшая из школ. И если все мне показать – Я выучу урок. Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть можно верить И мыслям, и словам, Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам.

Наказ родителям

- Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же - никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!