СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая защита от провокаций

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставленный методический материал с презентацией может быть полезен для использования в работе с педагогами и родителями с целью повышения коммуникативной компетентности. Содержит кратние и доступные в применении советы и рекомендации по навыкам установления психологической защиты в процессе общения.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая защита от провокаций»

Психологическая защита от провокаций


Суть – не выиграть, а защититься. Не сопротивляться агрессии, а гасить ее, сохраняя выдержку и доброжелательность!


Встречаются ситуации, которые требуют от педагогов особых ресурсов, психологических умений и навыков, чтобы, не поддаваясь стрессу, провокациям, манипуляциям, принимать взвешенные и грамотные решения.

Поэтому чтобы быть к ней максимально готовыми, будет полезно вспомнить и актуализировать некоторые знания психологической защиты (символ Зонт):

  • Умение распознавать манипуляцию и провокацию

  • Умение противостоять и действовать грамотно

  • Вспомнить основные приемы повышения стрессоустойчивости


1 блок. Психологическая позиция в процессе общения

Важно понимать, что определяя психологическую позицию в общении можно прогнозировать и влиять на результат беседы.

Каждый человек в тот или иной момент своей жизни выполняет определенную роль или испытывает психологическое состояние:

Я-Родитель. Это позиция активного влияния, воздействия, назидания, критики и контроля. Позиция «сверху».

Я-Взрослый. Это позиция ответственности, конструктивности, решительной уверенности. Позиция «на равных».

Я-Ребенок. Это позиция незащищенности, уязвимости, зависимости. Позиция «снизу».

И это совсем не связано с возрастом, статусом, семейным положением. Это про наши с вами ощущения и модель поведения, которые мы можем менять сознательно либо нет…Одна и та же информация, произнесенная с разных позиций будет звучать по разному и вызовет разную реакцию. Вступая в коммуникацию с другими людьми очень многое зависит, в какой Роли мы будем находиться.


Кейс №1 «Я обращаюсь к Вам»:

Я сейчас в качестве иллюстрации обращусь к вам о цели нашей встречи с разных позиций. Понаблюдайте за собой, какие эмоции у вас возникнут?

Род: «Информация, которую я вам сегодня предоставлю, будет очень важна для вас. Я, как психолог, абсолютно уверена, что вы многое не знаете или забыли. Слушайте внимательно и т.д.»

Реб: «Мне поручили довести до вас информацию. Не знаю, возможно, она вам будет не интересна. Но я постараюсь сильно вас не задерживать. Послушайте, пожалуйста…»

Взр: «Мы с вами на пороге ответственного мероприятия. Чтобы быть к нему максимально готовыми, будет полезно вспомнить и актуализировать некоторые знания и умения»

Что вы почувствовали в ответ на мои высказывания?

Все эти состояния чрезвычайно важны для выживания. Учитывая, что здесь собрались в основном Педагоги, то, скорее всего, роль Взрослого Вам особо знакома и близка. И в этом ваша сила!

Кейс № 2 «Обращаются ко мне»:

«Может стоит подумать, почему Вы в последнее время ты так часто опаздываешь?» (Обращение с позиции Взр)

Варианты ответа могут быть с разных позиций:

Взр: «Да, я согласен. Нужно на это обратить внимание»

Реб: «Вечно вы ко мне придираетесь. Все так делают. Почему я всегда виноват?»

Род: «Не вам судить о моей дисциплине. Посмотрите на себя»


Это пример бытовой ситуации, но разные варианты ответов(позиций) могут вести к различным развитиям событий. Если мы говорим о ситуации повышенной ответственности (Выборы), то важно контролировать свою Роль.

Важно вести любые деловые отношения и переговоры только с позиции Взрослого (конструктивная и решительная уверенность). Это самая выгодная и грамотная позиция.

2 блок. Провокация. Как распознать провокатора?

Провокация -это попытка вывести вас с позиции Взрослого на позицию Ребенка либо Родителя. Цель провокатора вызвать у нас НЕУВЕРЕННОСТЬ, а потом чувство ВИНЫ или СТРАХА.

Чтобы вызвать СТРАХ используют запугивание: доминирование, агрессию, унижение, демонстрацию власти, статуса, демонстрация своей осведомленности.

Чтобы вызвать ВИНУ используют: взывание к совести, выполняют роль эксперта, своих супер способностей («Вы думаете, мы ничего не видим, ни о чем не догадываемся», «Как так можно, как вам не стыдно, за это вам…кара» и т.д.)

Виды провокаторов:

  • Провокаторы-любители - эти люди, которые поддаются влиянию своих же эмоций, т.к. не умеют их контролировать, но очень хотят поделиться своей агрессией (нападки, слезы, истерики и т.п.) При столкновении с таким человеком самым верным способом будет отстранение от ситуации. Это как маятник: он раскачивается, чтобы вас задеть. Но, если вы этот маятник провалите, т.е. не будете никак на него реагировать, то его колебания начнут угасать и через некоторое время он остановится.

  • Провокаторы-властолюбцы. Их целью является получение ощущения своей власти, значимости, контроля над ситуациями и людьми. Если человек, с которым они общаются, начинает бурно реагировать на их поведение, то для них он будет «лучшим» собеседником. Взаимодействуя с такими людьми, очень важно сохранять нейтральную позицию: придерживаться ровного тона беседы, воздерживаться от необдуманных реакций и т.п.

  • Провокаторы-стратеги – это люди, которые посредством манипуляций другими добиваются своих целей. Если вы столкнулись с таким человеком, то нужно постараться определить, что именно является его целью. Такому человеку можно подыграть в его игре, естественно, не вставая на его сторону. Но лучше всего держаться от этого человека на расстоянии и внимательно следить за происходящим.



Блок 3. Защита от провокации. «Надевая шкуру льва, надо чувствовать себя львом» (народная мудрость)

Цель – не выигрывать, а защититься от провокации.

Учитывая то, что основной задачей провокатора является нарушение эмоционального баланса другого человека, самым верным способом будет сохранение спокойствия и осознанности.

Для того чтобы не дать себе «закипеть» можно сделать несколько простых действий:

  • Вспомнить о том, что твоя реакция – это только твой выбор

  • Возьмите паузу, если боитесь потерять контроль.

  • Сосчитать про себя до десяти

  • Сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов

  • Уроните ручку или блокнот, пойдите за водой или в уборную.

  • Вообще, меньше говорить. Не вступать в диалог. Больше слушать

  • НЕ переходить на личности

  • Игнорируйте все, о чем говорит манипулятор (Представить Зеркало, купол).


Любой из этих способов способен «затормозить» психику человека и успокоить его мысли.

НО, все мы люди, и порой даже не особо чувствительный человек рефлексирует на провокации, не говоря уже о людях более чувствительных. Если конфликт все-таки возник или вы почувствовали, что сохранять хладнокровие все сложнее, есть несколько совсем несложных, но очень действенных способов как сделать так, чтобы никакая провокация не достигла своей цели, и человек не только оставался спокоен и непоколебим, но и сам выходил из любой щепетильной ситуации победителем.

Приемы:

  1. Помним: Общение только с Ролевой позиции Взрослый

Не переходите на крик. Говорите тише, спокойнее и медленнее вашего собеседника.

  1. Прием «Соглашаемся». Если игнорировать слова не получается, и оппонент ждет от вас реакции, сбейте его с толку, согласившись в его высказыванием. Не возмущайтесь и не пытайтесь убедить в обратном, а просто спокойно и равнодушно согласитесь: «Да, возможно, вы правы…»

  2. Прием «Коллапс». От вас ждут реакцию ВИНЫ или СТРАХА, а вы реагируете неожиданно, по другому. Дайте другую реакцию. Например, ГОРДОСТЬЮ «Да, мне доверено очень ответственное дело и я с гордостью и честью…»

  3. Прием «Называем вещи своими именами»: «Да, я понимаю. Это Ваше мнение. Я вас услышала» или можете просто задать прямой вопрос о поведении манипулятора: «Зачем вы себя так ведете, чего вы добиваетесь?» Скорее всего, зачинщик конфликта попытается отшутиться, но его пыл будет уже сбит.

  4. Прием «Что конкретно вы имеете ввиду?» Вместо того, чтобы реагировать на выпад, мы берем руководящую позицию и задаем вопросы



Блок 4. Управление стрессом и навыки отреагирования негативных эмоций(гнев, раздражение, страх)

  • Составьте список приемов отработки негативных эмоций. «Как я избавляюсь от негатива?»

  • Составьте копилку ресурсных состояний. «Как я могу восстановить свои силы?»

  • Тайм-менеджмент. Уметь дифференцировать трудности по степени важности. Распределите дела на ВАЖНЫЕ и НЕВАЖНЫЕ, СРОЧНЫЕ и НЕСРОЧНЫЕ. (Матрица Эйзенхауера) «Подумаю об этом завтра»

  • Мудрая мысль: «Дай мне силы изменить то, что можно изменить, дай мне терпение принять то, что изменить нельзя, и дай мне мудрости отличить одно от другого»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!