28 августа 2017 г.
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.
Для того, чтобы прогнозировать успешность обучения ребенка в школе, необходимо учитывать способность к анализу и синтезу материалов. Представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. Важны также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Следует учитывать уровень развития внимания. Зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации), мелкой моторики руки.
Предлагаемая программа психологической подготовки детей к школе «Скоро в школу» (для детей 5-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий.
Развитие социальной компетентности и подготовка ребенка к обучению в школе.
Каждое занятие включает в себя приветствие, разминку, основные упражнения, завершающий ритуал (прощание).
№ пп | Тема занятия | Содержание | Система комплексного ПМП обследования | Планируемые результаты, механизм реализации |
1. | Занятие №1 | 1.Приветствие-знакомство. 2.Школьные правила. 3.Пальчиковая гимнастика. 4.Упр. Вежливые слова. 5.Трутни и пчелы. 6.Физкульт минутка. 7.Упр. Чего не хватает. 8.Упр. Отражение. 9.Упр.Отгадывание загодок. 10.Прощание | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
2 | Занятие №2 | 1.Приветствие. Улыбка по кругу. 2.Пальчиковая гимнастика 4.Вежливые слова- вежливые ответы. 5.Пол-нос-потолок. 6.Звуковые прятки. 7.Физкульт минутка. 8.Упр. «А в школе...» 9.Упр. «Цветные дорожки». 10.Прощание | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
3 | Занятие №3 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Тренинг навыков школьного поведения 4.Упр. «Потопаем, похлопаем». 5.Упр. «Складываем и считаем». 6.Игра «Паутина» 7.Физкульт минутка. 8. Игра « Автопортрет». 9.Трутни и пчелы Прощание | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
4 | Занятие №4 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Пол-нос-потолок 4. Упр. «Школьные правила». 5.Упражнение на развитие произвольности. 6.Упр. «Классификация». 7.Физкульт минутка. 8.Упр. «Передаём по кругу» 9.Упр. «Говорит один- говорим хором». 10.Прощание | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
5 | Занятие №5 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Упр. «Фигурный диктант» 4.Упр. «Разрезные картинки» 5.Физкульт минутка. 6.Игра «Изобразим животное» 7.Упр. «Фигуры» 8.Упр.Соединим точки по порядку. 9.Упр. «третий лишний». 10. Прощание. | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
6 | Занятие №6 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Пол-нос-потолок 4.Игра «Летает-не летает». 5.Физкульт минутка. 6.Упр. «Говорит один-говорм хором». 7.Упр. «Фигуры» 8.Упр. «Сортировка». 9.Игра «Дотроньтесь до...» 10. Прощание. | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
7 | Занятие №7 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Упр. «Разноцветные фигуры». 4.Упр. «Лежачая восьмерка». 5.Физкульт минутка. 6.Упр. «Хорошо или плохо». 7.Игра «Робот». 8.Упр. «Правильно -неправильно» 9.Упр. «Что в мешке?» 10. Прощание. | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
8 | Занятие №8 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Фигурный диктант. 4.Упр. «Что исчезло?». 5.Физкульт минутка. 6.Рисунок «Подарок от Деда Мороза». 7.Пол-нос-потолок 8.Упр. «Фигурки из треугольников». 9.Игра «Отгадай» 10. Прощание. | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
9 | Занятие №9 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Упр. «Внимание- рисуем». 4.Рисование «зимняя картина». 5.Физкульт минутка. 6.Игра «Карусели» 7.Упр. «Узоры» 8.Игра «Скажем наоборот». 9.Упр. «Складываем буквы». 10. Прощание. | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
10 | Занятие №10 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Упр. «Угадываем цифры». 4.Упр. «Отличительные признаки». 5.Физкульт минутка. 6.Упр. «Чужое слово». 7.Игра «Где мы были вам не скажем, а что делали покажем». 8.Упр. «Угадай словечко». 9.Упр. «Четвертый лишний». 10. Прощание. | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
11 | Занятие №11 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Упр. «Самолёты». 4.Игра «Броуновское движение». 5.Физкульт минутка. 6.Упр. «Кто кем был-кто кем будет». 7.Игра «Запретное слово» 8.Игра «Земля-вода-воздух». 9.Упр. «Внимание-рисуем!». 10. Прощание. | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
12 | Занятие №12 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Упр. «Пол-нос-потолок». 4.Игра «Трутни и пчёлы» 5.Физкульт минутка. 6.Упр. «Внимание-рисуем» 7.Упр. «говорит один-говорим хором». 8.Упр. «Чем отличаются». 9.Упр. «Посчитай-ка!». 10. Прощание. | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
13 | Занятие №13 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Игра «Пар-вода-лед». 4.Упр. «Ассоциативные цепочки». 5.Физкульт минутка. 6.Упр. «Фигурный диктант» 7.Упр. «Сложим квадраты». 8.Игра «Запретное движение». 9.Упр. «Загадки». 10. Прощание. | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
14 | Занятие №14 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Упр. «Необычные картинки». 4.Упр. «Незавершенные фигуры». 5.Физкульт минутка. 6.Игра «Дотроньтесь до...». 7.Упр. «Божья коровка». 8.Упр. «что следующее». 9.Упр. «Закончим предложение..» 10. Прощание. | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
15 | Занятие №15 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Игра «Аист-лягушка-солдат». 4.Упр. «Сравнение геометрических фигур». 5.Физкульт минутка. 6.Упр. «Что изменилось» 7.Игра «Трутни и пчелы» 8.Упр. «фигурный диктант». 9.Упражнение на расслабление. 10. Прощание. | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
16 | Занятие №16 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Упр. «Пол-нос-потолок». 4.Упр. «Отличающаяся картинка». 5.Физкульт минутка. 6.Игра «Заяц и волки». 7.Упр. «посмотрим-запомним-нарисуем». 8.Упр. «один-много». 9.Упр. «Фигурки из палочек». 10. Прощание. | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
17 | Занятие №17 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Упр. «Слушаем и выполняем». 4.Упр. «Мое-не мое» 5.Физкульт минутка. 6.Упр. «Какое слово лишнее?». 7.Упр. «Дорисуем, чтобы стало одинаковое». 8.Упр. «Угадай букву». 9.Логические задачи «Домики». 10. Прощание. | Наблюдение, беседа, диагностика. | Развитие мелкой моторики, Развитие внимание, мышление, память, речь; Обучение способности к переключению внимания и концентрации; Снятие мышечного и эмоционального напряжения; Развитие воображения и фантазии; Развитие способности устанавливать закономерность |
18 | Занятие №18 | 1.Приветствие. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Диагностика готовности к обучению в школе. 4.Физкульт минутка. 5.Прощание | Наблюдение, беседа, диагностика. | Определение уровня готовности ребенка к школе. |