Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.
Если ребенок с ОВЗ обучается в СКК или в ООК, школа должна обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение индивидуального развития (ПМПС ИР) - особая форма психолого-педагогической практики, предполагающей соучастие взрослого в индивидуальном развитии ребенка за счет отслеживания (диагностики) процесса созревания, роста и формирования необходимых способностей, позволяющих ребенку решать задачи возраста с опорой на собственные ресурсы.
Это сопровождение включает не только специальную коррекционно-развивающую работу с детьми в индивидуальной и групповой форме, но обязательно и работу с педагогическим и детским коллективом, родителями.
Цель сопровождения - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении (в соответствии с их возрастными индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья), способствующие успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
индивидуальная и групповая диагностика
консультирование (индивидуальное и групповое)
коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая)
организационно-методическая деятельность
психологическое просвещение и образование
экспертиза.
Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения осуществляют педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, классный руководитель, учителя-предметники, врач.
В обязанности учителя-логопеда входит:
всестороннее изучение речи обучающихся;
проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий;
участие в ПМПк;
консультирование родителей по их запросам;
оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка;
заполнение материалов сопровождения.
В обязанности педагога-психолога входит:
комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;
выявление особенностей интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций;
проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на нормализацию эмоционально-волевой сферы;
формирование продуктивных способов мыслительной деятельности;
исправление возможных нарушений общения и поведения;
участие в ПМПк;
оказание методической помощи учителям;
консультирование родителей по их запросам;
развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей;
заполнение материалов сопровождения.
В обязанности классного руководителя входит:
комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;
систематическое изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей;
контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
участие в ПМПк;
составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ;
взаимодействие с учителями, воспитателями ГПД, учителем-логопедом, социальным педагогом по сопровождению обучающихся;
осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими);
заполнение материалов сопровождения.
В обязанности социального педагога входит:
проведение обследования жилищно-бытовых условий;
взаимодействие с учителями, воспитателями ГПД;
осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими), их консультирование;
участие в ПМПк.
В обязанности врача входит:
Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.
С данными психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-4 классов знакомятся все участники образовательно-воспитательного процесса для координации совместных усилий. Как показала практика, обеспечение данного подхода, стало положительной составляющей, способствующей обучению и развитию индивидуальных способностей ребенка в школьной среде, его социальной адаптации.
Результаты обследования детей с ОВЗ представляются в виде следующей документации:
Учитель:
представление на учащегося (приложение 1);
карта наблюдений за познавательной активностью учащегося (приложение 2);
график формирования ключевых компетентностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приложение 3);
карта коррекционной работы (приложение 4);
дневник наблюдений (приложение 5).
Психолог:
психологическая карта школьника (приложение 6);
психологический паспорт (приложение 7).
Диагностика личностных результатов (приложение 8).
Логопед:
Социальный педагог:
Врач:
Дети с ОВЗ должны быть обеспечены специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе. Поэтому основным принципом организации работы является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям. Психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания обеспечивает государственную гарантию доступности и равных возможностей получения полноценного образования учащихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО.
Приложение 1
Инструкция
Сроки выполнения: один раз в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: классный руководитель
Цель: комплексная характеристика познавательной и эмоционально – волевой сфер и учебной деятельности; изучение сформированности навыков по предметам
Форма: заполнение бланка по результатам наблюдений
Необходимые материалы: бланк
Инструкция: классный руководитель заполняет печатный бланк на основе наблюдений и беседы с учителями-предметниками
Обработка: не осуществляется
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Фамилия, имя, отчество __________________________________________________________________________
Возраст____________ класс __________________________________________________
Общее развитие ребенка:
осведомленность о себе и своей семье__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
знания и представления об окружающем_______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие моторики__________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Развитие речи______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение к школе и учебной деятельности (желание идти в школу, любимые и нелюбимые предметы, отношение к оценкам, дублирование обучения и т.п.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность учебных навыков:
по математике_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
по литературному чтению____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
по русскому языку_________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
по технологии, ИЗО_________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
по физической культуре_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность школьно значимых умений:
умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
способность понять и принять инструкцию_____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение к неудаче_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп работы_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность:
санитарно-гигиенических навыков_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
навыков культурного поведения, общения
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
взаимоотношений в коллективе_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
трудовых умений и навыков__________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности семейного воспитания (из посещения семьи)________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования:
Подпись:
Приложение 2
Инструкция
Сроки выполнения: два раза в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: классный руководитель
Цель: первичная и последующая диагностика уровня познавательной активности учащегося; диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом.
Форма: заполнение бланка по результатам наблюдений
Необходимые материалы: бланк.
Инструкция: классный руководитель заполняет печатный бланк на основе наблюдений и беседы с учителями-предметниками. Для заполнения используются следующие символы:
« + » - сформировано
« - » - не сформировано
« + - » - сформировано частично
Обработка: отслеживание динамики в течение года и нескольких лет.
Карта наблюдений за познавательной активностью учащегося_____класса
Фамилия, имя_______________________________________________________
Название урока | Русский язык | Литера-турное чтение | Матема-тика | Окружа-ющий мир | Изобрази-тельное искусство | Техноло-гия |
| нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг |
Потребность в познании | Хочет отвечать, поднимает руку | | | | | | | | | | | | |
Выполняет познавательные задания с удовольствием | | | | | | | | | | | | |
Выполняет познавательные действия по собственной инициативе | | | | | | | | | | | | |
Задает дополнительные вопросы по теме урока | | | | | | | | | | | | |
Потребность в учебных достижениях | Старается выполнять задания хорошо | | | | | | | | | | | | |
Низкая отметка стимулирует улучшение учебного процесса | | | | | | | | | | | | |
Не бросает трудные задания | | | | | | | | | | | | |
Радуется, когда что-то получается | | | | | | | | | | | | |
Производительность | Соблюдает нормы поведения на уроке без персональных замечаний | | | | | | | | | | | | |
Выполняет учебные инструкции учителя без персонального обращения | | | | | | | | | | | | |
При действии сильных посторонних раздражителей легко переключается на учебную деятельность | | | | | | | | | | | | |
Не прибегает на уроках к саморазвлечениям | | | | | | | | | | | | |
Самостоятельность | Старается выполнить посильные задания сам, не прибегая к помощи взрослых | | | | | | | | | | | | |
Может работать сам по инструкциям учителя без вопросов | | | | | | | | | | | | |
Может работать сам по учебнику | | | | | | | | | | | | |
Умеет проверять работу | | | | | | | | | | | | |
Приложение 3
Инструкция
Сроки выполнения: один раз в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: классный руководитель
Цель: первичная и последующая диагностика уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся
Форма: заполнение бланка и графика по результатам наблюдений
Необходимые материалы: бланк.
Инструкция: классный руководитель заполняет печатный бланк на основе наблюдений и беседы с учителями-предметниками. Для заполнения используются следующие символы:
« + » - сформировано
« - » - не сформировано
На основании данных таблицы вычерчивается график (итоговый балл – сумма «+» - выставляется в соответствии с вертикальной шкалой по каждой компетентности)
Обработка: отслеживание динамики в течение нескольких лет.
График формирования ключевых компетентностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
__________________________________________________________________________
Критерии и показатели | Баллы |
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
Овладение социально – бытовыми умениями: стремится к самостоятельности и независимости в быту помогает другим людям владеет навыками самообслуживания дома и в школе умеет включаться в разнообразные повседневные дела посильно участвует в школьных делах берет на себя ответственность в каких- то областях школьной жизни | | | | |
Дифференциация и осмысление картины мира: интересуется окружающим миром природы, культуры замечает новое, задаёт вопросы включается в совместную со взрослым исследовательскую деятельность адекватно ведёт себя в быту с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих использует вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации | | | | |
Овладение навыками коммуникации: реагирует на обращённую речь и просьбы понимает речь окружающих и адекватно реагирует на сказанные слова поддерживает и завершает разговор корректно выражает отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т. д. передаёт свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком слышит свои речевые ошибки и старается их исправлять замечает ошибки в речи одноклассников | | | | |
Осмысление своего социального окружения: доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками уважительно относится к взрослым (учителям, родителям и т. д.) достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения соблюдает правила поведения в школе мотив действий – не только «хочу», но и «надо» чувствует себя комфортно с любыми людьми любого возраста | | | | |
Последовательное формирование произвольных процессов: умеет концентрироваться, может удерживать на чём-либо своё внимание использует различные приёмы запоминания учится продумывать и планировать свои действия способен к саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков управляет своими эмоциями поведением, действиями доводит до конца начатое дело знает цель своих действий и поступков старается выполнять все задания и просьбы учителя | | | | |
График формирования ключевых компетентностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(по годам обучения)
Приложение 4
Сроки выполнения: два раза в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: классный руководитель
Цель: комплексная оценка уровня психологического развития учащихся, включая характеристику их сильных и слабых сторон; отслеживание динамики по итогам коррекционной работы
Форма: заполнение бланка по результатам наблюдений
Необходимые материалы: бланк
Инструкция: классный руководитель заполняет печатный бланк на основе наблюдений и беседы с учителями-предметниками в начале и в конце учебного года. В разделе «Рекомендовано» приводятся рекомендации по преодолению имеющихся трудностей
Обработка: отслеживание динамики в течение учебного года.
Карта коррекционной работы
Фамилия, имя ____________________________________________________________
Школа __________________________________________________________________
Класс ___________________________________________________________________
Учебный год _____________________________________________________________
Мнение специалиста ______________________________________________________
Сильные стороны ребенка | Слабые стороны ребенка |
|
|
Краткий план коррекционной работы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Динамика коррекционного обучения
за период с _________________по _____________произошли следующие изменения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендовано ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________
Приложение 5
Инструкция
Сроки выполнения: один раз в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: классный руководитель
Цель: фиксация различных психологических особенностей учащихся, их положительных и отрицательных сторон, знание которых помогает построить целостный психологический портрет ребенка
Форма: фиксация наблюдений в дневнике
Необходимые материалы: тетрадь с оформленной обложкой
Инструкция: классный руководитель и учителя предметники фиксируют в «Дневнике» свои наблюдения и особенности ребенка, проявляющиеся в различных ситуациях
Обработка: не осуществляется
муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № ___»
ДНЕВНИК
НАБЛЮДЕНИЙ ЗА УЧАЩИМСЯ
класса, реализующего адаптированную основную общеобразовательную программу для учащихся с ОВЗ, имеющих ЗПР
__________________________________________
Приложение 6
Инструкция
Сроки выполнения: два раза в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: педагог-психолог
Цель: комплексная оценка уровня психологического развития учащихся, включая характеристику их познавательных способностей, волевых и моральных качеств, мотивации деятельности
Форма: заполнение бланка по результатам общения и сотрудничества с ребенком
Необходимые материалы: бланк, методики на изучение познавательных способностей, волевых и моральных качеств, мотивации деятельности
Инструкция: педагог-психолог заполняет печатный бланк по результатам общения и сотрудничества с ребенком
Обработка: отслеживание динамики
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ШКОЛЬНИКА
Школа __________________________________________________________________
Фамилия____________________________ Имя _______________________________
Возраст__________________________________________________________________
Черты психологической индивидуальности | Уровни и подуровни сформированности (низкий, средний, высокий) | |
К Л А С С Ы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
I. Мотивы учащегося 1. Любознательность и умственная активность 2. Трудолюбие 3. Похвала учителя 4. Похвала родителей 5. Стремление к приобретению высшего образования | | | | | | | | | |
II. Познавательные способности 1. Мыслительные способности ученика 2. Словарный запас 3. Наблюдательность 4. Развитие памяти | | | | | | | | | |
III. Волевые качества 1. Произвольное внимание, организованность 2. Настойчивость в работе 3. Дисциплинированность | | | | | | | | | |
IV. Моральные черты 1. Чувство товарищества, доброта, честность | | | | | | | | | | |
Психолог:_________________
Приложение 7
Инструкция
Сроки выполнения: в начале обучения и по необходимости
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: педагог-психолог
Цель: комплексная характеристика особенностей развития ребенка
Форма: заполнение бланка по результатам наблюдений и психологического обследования
Необходимые материалы: бланк, методики на изучение познавательных способностей, волевых и моральных качеств, мотивации деятельности и др.
Инструкция: педагог-психолог заполняет печатный бланк на основе обследования; в разделе «Рекомендовано» приводятся рекомендации по преодолению выявленных трудностей
Обработка: отслеживание динамики
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ
Фамилия, Имя ___________________________________________________________
Возраст__________________________________________________________________
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЙ:
Анамнез, биологические факторы, часто ли болеет, леворукость и т.д ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности нервно-психического развития ребенка до поступления в школу: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Познавательные процессы (уровень)_________________________________________
Эмоционально-волевая сфера_______________________________________________
Моторное развитие________________________________________________________
Речь____________________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Внимание:_______________________________________________________________
Память:__________________________________________________________________
Мышление:______________________________________________________________
Восприятие______________________________________________________________
Речь:____________________________________________________________________
Мелкая моторика_________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ УЧАЩЕГОСЯ :
Реакция на критические замечания старших: ______________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Личностные реакции:
Заниженная самооценка, неуверенность ____________________________________
Застенчивость, необщительность__________________________________________
Обидчивость___________________________________________________________
Завышенная самооценка_________________________________________________
Отношения учащегося со сверстниками ( стиль общения : спокойный доброжелательный , агрессивный , неустойчивый , обособленный , имеет ли друзей ) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Особенности протекания нервнопсихических реакций ( расторможен , заторможен , активен , пассивен) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
4 Проблемы поведения:
Гиперактивность, расторможенность
Гиперактивность, медлительность
Тревога, дезорганизованность
Раздражительность
Уровень конфликтности учащегося, агрессия:
С одноклассниками _________________________________________________
С учителями________________________________________________________
С родителями_______________________________________________________
Проведение коррекционно-развивающей работы:
№ | Название проводимой работы | Форма (инд-ная, групповая) краткое содержание | Что корректировалось | Период |
| | | | |
| | | | |
Динамика коррекционно-развивающего обучения | Определение зоны ближайшего развития |
| |
| |
Рекомендовано (педагогом-психологом): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись:
Приложение 8
Инструкция
Сроки выполнения: один раз в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: педагог-психолог
Цель: оценка психологической готовности детей к обучению в школе, их психологического развития во время обучения, сформированности личностных и регулятивных УУД
Форма: заполнение электронной таблицы по результатам обследования
Необходимые материалы: электронная таблица
Инструкция: педагог-психолог на основе наблюдений и обследования заполняет электронную таблицу
Обработка: отслеживание динамики
Приложение 9
Инструкция
Сроки выполнения: 2 раза в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: учитель-логопед
Цель: комплексная характеристика состояния артикуляционного аппарата и речевой деятельности; отслеживание динамики речевого развития ученика
Форма: заполнение бланка по результатам обследования
Необходимые материалы: бланк, тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой (сокращенный вариант)
Инструкция: учитель-логопед заполняет печатный бланк по результатам диагностического обследования и индивидуальных и (или) групповых логопедических занятий
Обработка: отслеживание динамики
Речевая карта на учащегося |
Ф.И.О ребёнка | |
Дата рождения | |
Класс | |
Домашний адрес | |
Заключение ПМПК | |
Слух/Зрение | |
Состояние артикуляционного аппарата | губы | |
зубы | |
прикус | |
язык | |
нёбо | |
Общее звучание речи | голос | |
дыхание | |
темп | |
плавность | |
высота | |
интонация | |
Фонематическое восприятие | |
Звукопроизношение | свистящие | |
шипящие | |
сонорные | |
другие | |
Лексико-грамматический строй речи | |
Состояние словаря | |
Связная речь | |
Мелкая моторика | |
Занятия с логопедом | Задачи | |
Количество занятий | групповые | индивидуальные |
| |
Посещение занятий | | |
Результаты проведённой работы | |
Рекомендации учителя – логопеда | |
Приложение 10
Инструкция
Сроки выполнения: два раза в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: учитель-логопед
Цель: диагностика и отслеживание динамики уровней речевого развития ученика
Форма: заполнение бланка и графика по результатам обследования
Необходимые материалы: бланк, график, экспресс диагностика Т.А.Фотековой (сокращенный вариант)
Инструкция: учитель-логопед два раза в год заполняет печатный бланк по результатам обследования и индивидуальных и (или) групповых логопедических занятий; для отображения результатов целесообразно использовать график
Обработка: отслеживание динамики
Индивидуальный речевой профиль учащегося
(по результатам экспресс диагностики)
Ф.И.О ребёнка ___________________________________ класс_____
Серии для диагностики речи | Результаты диагностики речи |
I. Сенсомоторный уровень речи Фонематическое восприятие Артикуляционная моторика Звукопроизношение Звуко-слоговая структура слова II. Грамматический строй речи Повторение предложений Верификация предложений Составление предложений из слов Добавление предлогов в предложение Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах III. Словарь и словообразование Образование существительных, обозначающих детёнышей животных Образование прилагательных от существительных: относительные качественные притяжательные IV. Связная речь Составление рассказа по серии сюжетных картинок Пересказ прослушанного текста | сентябрь |
май |
Уровни речевого развития |
IV уровень | 100 – 80% |
III уровень | 79,9 – 65% |
II уровень | 64,9 – 45% |
I уровень | 44,95% и ниже |
Приложение 11
Инструкция
Сроки выполнения: на момент поступления и с учетом изменений
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: социальный педагог
Цель: изучение бытовых условий, особенностей воспитания и взаимоотношений в семье
Форма: заполнение бланка по результатам беседы и наблюдений
Необходимые материалы: бланк
Инструкция: после первичного знакомства с учащимся и его родителями (законными представителями) социальный педагог начинает вести записи, которые будут продолжаться в течение всего времени обучения
Обработка: отслеживание динамики воспитания
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ
ФИО____________________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________
Год поступления__________________________________________________________
В какой класс прибыл______________________________________________________
Домашний адрес, телефон _________________________________________________
Мать/опекун/(Имя, Отчество)_______________________________________________
Место работы____________________________________________________________
Отец/опекун/(Имя, Отчество)_______________________________________________
Место работы__________________________________________________________________
Другие лица, проживающие с учащимися ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ УЧАЩЕГОСЯ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ С РОДИТЕЛЯМИ И ДРУГИМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ:
Атмосфера в семье тёплая, дружелюбная;
Отношения близкие, доверительные;
Отношения отчуждённые;
Взаимопонимание ребёнка с родителями;
Часто бывают конфликты;
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ:
Строгий контроль за поведения ребёнка (авторитарный)
Большая самостоятельность ребёнка (либерально-попустительский);
Родители постоянно сотрудничают с учителями (демократический);
Конфликтные отношения родителей с учителями;
Родители не принимают участия в воспитании ребёнка, ребёнок предоставлен самому себе.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ: (развод, смерть близкого родственника, беженцы и т. д.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩЕМСЯ И ЕГО СЕМЬЕ:_________________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА ВНЕ ДОМА (нарушает ли правила поведения в школе): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОСТОИТ ЛИ УЧАЩИЙСЯ НА УЧЁТЕ:
ВШУ, ОпДН (подчеркнуть). С какого периода________________________________
МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ С РЕБЁНКОМ И ЕГО СЕМЬЕЙ ПО ПРОБЛЕМАМ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ УЧАЩЕГОСЯ
В данном бланке записывают свою работу с семьей учащегося все специалисты, сопровождающие ребёнка.
№ | Содержание работы | Дата | Примечание |
| | | |
| | | |
Приложение 12
Инструкция
Сроки выполнения: один раз в год
Участники: учащийся с ОВЗ
Ответственный: медицинский работник
Цель: характеристика показателей здоровья и их динамика
Форма: заполнение бланка по результатам медицинского обследования
Необходимые материалы: бланк
Инструкция: на основе данных медицинской карты и обследования медицинский работник заполняет печатный бланк
Обработка: отслеживание динамики физического развития
ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ
ФИО____________________________________________________________________
Возраст_________________________________________________________________
Показатели | Динамика показателей |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
сент. | май | сент. | май | сент. | май | сент. | май |
1. Физическое развитие: - длина тела (см.) | | | | | | | | |
- масса тела | | | | | | | | |
- окружность грудной клетки | | | | | | | | |
2. Состояние здоровья: - осанка | | | | | | | | |
-острота зрения | | | | | | | | |
- ОД. | | | | | | | | |
- ОS. | | | | | | | | |
- острота слуха | | | | | | | | |
- наличие хронических соматических заболеваний | | | | | | | | |
- были ли обострения | | | | | | | | |
- пропуски по болезни | | | | | | | | |
- физкультурная группа | | | | | | | | |
РЕКОМЕНДАЦИИ: _____________________________________________________