СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Психические состояния, их функции и классификация. Управление психическими состояниями."

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Психические состояния, их функции и классификация. Управление психическими состояниями."»







психология





Тема : "Психические состояния, их функции и классификация. Управление психическими состояниями."





Выполнила:

учитель ф.к. Крылова В.А.



















2022г









Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------- 3

Глава I. Психические состояния -----------------------------------------4

Глава II.Функции психических состояний ----------------------------5-6

Глава III. Классификация психических состояний ------------------7

Глава IV.Управление психическими состояниями ------------------8

Заключение ------------------------------------------------------------------9

Литература -------------------------------------------------------------------10





























Введение

«Человек есть то, чем он может быть,

но он не всё то, чем он может быть»

Ф. Бэкон

Эффективность любой деятельности человека зависит не только от уровня развития необходимых качеств, умений и навыков, но и от его психического состояния. Состояние может препятствовать или способствовать раскрытию потенциальных возможностей человека и выполнению деятельности. Психическое состояние обусловливает не только продуктивность труда, познания и общения, но также определяет адекватность поведения в той или иной ситуации. Благодаря возможности входить в разные состояния человек адаптируется к изменяющимся условиям внешней среды и различным ситуациям жизнедеятельности. На протяжении многих лет состояние человека исследуется в философии, медицине и психологии. Каждая из этих наук внесла свой вклад в понимание данного феномена. Анализ понятия состояния в рамках философии позволил определить перечень его основных характеристик и общих закономерностей проявления. Изучение состояния в медицине, в частности в физиологии, психофизиологии, психиатрии и психотерапии, способствовало конкретизации представлений о видах состояний, их компонентах, причинах формирования и способах коррекции. В психологии исследования психического состояния привели к выделению и описанию его видов, пониманию структурной организации и функций состояния, созданию методов диагностики и регуляции. Выявление взаимосвязи между психическими процессами, состояниями и свойствами имело огромное значение для развития психологии как науки. Формирование научных представлений о психическом состоянии было и остаётся актуальным для решения теоретических проблем психологии и прикладных задач её отдельных отраслей: клинической психологии, психологии экстремальных ситуаций, психологии спорта, педагогической психологии и др. Понимание сущности психического состояния неразрывно связано с пониманием закономерностей функционирования и развития психики, а также необходимо для реализации эффективной психологической помощи в разных сферах. Для овладения профессиональными компетенциями психолога важное значение имеют не только глубокие знания о психическом состоянии, но и умения диагностировать и корректировать это явление.

I. Психическое состояние

Психическое состояние, в котором может находиться человек, влияет на основные состояния психики личности. От проявленного состояния зависят психологические процессы, которые при повторении формируют качества характера в человеке.

Психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности

Повышенному вниманию уделяют психологическому состоянию людей, находящимся в экстремальных ситуациях, в условиях стрессовых обстоятельств и чрезмерной ответственности.

Различные виды психических состояний взаимосвязанных и переплетены между собой. Одно состояние может перетекать в другое и переплетаться с третьим состоянием . Это усложняет процесс выделения и распознания многочисленных видов состояний.























II. Функции психических состояний

В практической работе наибольшие трудности вызывает выявление психических состояний и определение их типологии. В большинстве случаев они представляют собою сложный синдром. «Сочетания», «стечения» и «совпадения» признаков обусловлены общностью механизмов их происхождения.

Н. Д. Левитов отмечает, что психические состояния — это целостная характеристика психической деятельности, показывающая в данный период времени своеобразие протекания психических процессов в их тесной связи с особенностями личности. Познаются психические состояния прежде всего с помощью непосредственного их изучения

Психические состояния представляют собою равнодействующую из многих функциональных компонентов психики в данный конкретный момент. Их изучение целесообразнее начинать с выяснения характеристик состояния сознания.

Сознание — психическое состояние бодрствующего человека с пребыванием в процессе осознавания себя и внешнего мира, что обеспечивается связным и последовательным течением тех психических процессов, которые требуются текущими обстоятельствами.

Основная функция сознания — его «ясность» — осуществляется в нейрофизиологическом процессе бодрствования.

Душевное состояние — организменное телесно-эмоциональное и энергетическое пространство психики индивидуума.

Функция души — обеспечение психосоматической целостности всех психических проявлений.

Именно наличие сферы души указывает на то, что психика, как функционирующая система, является по отношению ко всему организму человека подсистемой и связана она не только с головным мозгом. В психиатрии был период, когда все психические заболевания именовали «душевными расстройствами».

Духовное состояние тоже является состоянием организменным, но происходит оно не столько из организменной сферы, сколько из состояния личности — из функции ее надсознания (сверхсознания).



Функция духовности состоит в обеспечении способности индивида достигать надситуативных и надчеловеческих состояний психики и тела, проявлять высокие чувства и совершать необычные деяния, непосильные большинству других. К сожалению, такое состояние может быть как в регистре Добра, так и в регистре Зла!

В норме в обыденной жизни и в деятельности человека наиболее выступают личностные состояния. Фактически любое состояние психики является одновременно состоянием личности, если при этом наличествуют ясное сознание и сохранный интеллект.

Собственно личностные непатологические («психологические») состояния чаще представлены следующими видами:

  •  эмоциональные личностные состояния:

    • — аффективные (состояния настроения, гнева, ярости, страха, агрессии, тоски, эйфории, экстаза);

    • — гуманитарные (состояния симпатии, антипатии, эмпатии, любви, ненависти, неприязни);

    • — душевные (состояния радости, грусти, счастья, страдания, печали, равнодушия);

  •  потребностные личностные состояния:

  • — состояния голода, жажды, желаний, влечений, заинтересованности, незаинтересованности; сюда же относятся состояния увлечений и пристрастий без признаков аддикций как таковых;

  •  ориентировочные личностные состояния:

    • — удивления, любопытства, озадаченности, тревоги, ужаса, паники, страха;

  • активационно-тензионные личностные состояния:

  • — бодрствования, покоя, утомленности, напряжения, расслабленности, фрустрации, стресса, упадка, скуки, подъема, вдохновения, активности, пассивности;

  •  волевые личностные состояния:

    • — решительности, сосредоточенности, мобилизованности, целеустремленности, уверенности, собранности;

  •  духовные личностные состояния:

  • — верования, долга, чести, совести, благородства, переживания смысла жизни (ноогенные состояния), морально-нравственные, романтические и т. п.

Очевидно, что перечисленными разновидностями личностных состояний в норме не ограничивается их типология из-за индивидуального разнообразия личностных предпочтений.

III. Классификация психических состояний

Трудность классификации психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые.

По степени выраженности: поверхностные (настроение) и глубокие (страсть);  По эмоциональному знаку: положительные (вдохновение), нейтральные (равнодушие), отрицательные (апатия);

По длительности: кратковременные (аффект) – секунды, минуты, средней длительности (страх) – минуты, часы, продолжительные (монотония, скука, депрессия) – часы и даже дни;

По системному уровню: физиологические (голод), психофизиологические (страх), психологические (воодушевление);

По степени активации организма: стенические и астенические;

По эмоциональности (рациональности): эмоциональные (страх), комбинированные (мобилизация), интеллектуальные (сосредоточенность);

По степени осознанности: неосознанные (транс, сон), сознательные (решительность).

















IV. Управление психическими состояниями

- физические методы: воздействие температурой, водой (холодный, теплый или контрастный душ, бассейн, сауна, баня), ультрафиолетовым светом, музыкой, цветосветовое воздействие и др.;

- фармакологические методы: алкоголь, наркотические вещества, лекарственные средства;

- физиологические методы: массаж, физкультура, акупунктура (иглоукалывание) и др.;

- психологические методы: аутотренинг, нейролингвистическое программирование, рациональная психотерапия;

- иррациональные методы: религия, магия, обряды и др.





























Заключение :

Психические состояния играют важную роль в нашей жизни. Они влияют на наши эмоции, мышление, поведение и физическое состояние. Чтобы поддерживать психическое здоровье, необходимо уметь управлять состояниями и находить баланс между положительными и отрицательными эмоциями, достигать гармонии в познавательных процессах и обеспечивать достаточный отдых для восстановления организма. Знание основных типов психических состояний поможет нам лучше понимать себя и окружающих, а также эффективнее управлять своей жизнью.



































Литература :

1. Психология состояний. Учебное пособие / М.Е.Валиуллина, Г.Ш.Габдреева, В.Д.Менделевич, А.О.Прохоров / Под ред. проф. А.О.Прохорова

2. Аристотель. О душе. Пер.П.С.Попова. - М., Соцэкгиз, 1937.

3. Выготский Л.С., Невский В.А. Сон и сновидения // Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения) / Под. ред. К.Н.Корнилова. 1929. - С.62-67.

4. Геллерштейн С.Г. О состоянии психотехнических исследований утомления // Психотехника и психофизиология труда. 1930. Т.З, № 5, М.: Госиздат.- с. 403-418.

5. Кекчеев К., Нечаев А. Труд и утомление. М.-Л.: Госиздат. 1927.

6. Кекчеев К.Х. О путях исследования работоспособности человека // Вопросы психофизиологии. Труды Научно-исследовательского института психологии/ Отв.ред.К.Х.Кекчеев. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1947.- С.3-26.

7. Кекчеев К.Х. Проблема физической и умственной работоспособности в свете современных представлений // Вопросы психофизиологии. Труды Научноисследовательского института психологии / Отв.ред.К.Х.Кекчеев. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1947. - С.115-141.

11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!