СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проза писателей Ставрополья о Великой Отечественной войне

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать как при проведении уроков литературы, так и во внеклассной работе по теме "Военная проза писателей Ставрополья".

Просмотр содержимого документа
«Война врезалась в их память»

Районная научно-практическая конференция школьников «Открытый мир»



Направление исследовательской работы: человек и общество (литературное краеведение)



Тема: «Война врезалась в их память навсегда: писатели Ставрополья о подвиге человека на войне»











Автор работы: Караева Екатерина

МОУ «СОШ № 7» с.Долиновка10 класс.

Научный руководитель: Шкуро В.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 7»







2018 год

Оглавление



  1. Введение…………………………………………………….стр. 2-3

  2. «Война врезалась в их память навсегда: писатели Ставрополья о подвиге человека на войне».

1. «Жить с достоинством». К.Г.Чёрный. ………………………стр. 4-6

2. Интерпретация рассказа «Смерть Танфильева». ……стр. 6-8

3. Интерпретация рассказа «Награда». …………………………стр. 8-10

4. Петр Мелибеев. «Вехи памяти». Интерпретация рассказа «Живите». ………………………………………………………………………………стр.10-12

5. В.И. Сляднева. Война жила в ее сердце незаживающей

раной. ………………………………………………………………………………………стр.12-13

6. Интерпретация рассказа В.И. Слядневой

«Серафима». ……………………………………………………………………………стр.13-16

ІІІ. Заключение. Актуальность литературного наследия писателей Ставрополья. ……………………………………………………………………………стр. 16-17





















І. Введение

Патриотическая военная тема особая в отечественной литературе. Издавна она волнует русских писателей, осеняя каким-то непостижимо мощным вдохновением. Великая Отечественная война нашла столь же мощное отражение в прозе сначала ее непосредственных участников, позже в произведениях следующих поколений.

Тема Великой Отечественной войны занимает значительное место и в творчестве нескольких поколений ставропольских поэтов и писателей. Многие из них прошли войну от начала до конца, другие были совсем детьми и в своих книгах поделились собственными детскими воспоминаниями о тех страшных днях.

Почему я выбрала тему «Война врезалась в их память навсегда: писатели Ставрополья о войне»? Мой выбор обусловлен интересом к вопросам нашей истории, литературы и культуры. Война коснулась всех. И в годы войны вместе со своим народом, со своей страной подвиг совершала и наша литература. Миллионы людей никогда не забудут ту исключительную роль, которую сыграла в их жизни поэзия и проза в пору великих испытаний. Актуальность выбранной темы состоит в том, что меня тревожит общечеловеческая проблема: недостаточное внимание молодого поколения XXI века к культурному наследию войны. На мой взгляд, всё ещё недостаточно изучено богатое литературное наследие ставропольских писателей. А ведь среди них столько талантливых мастеров художественного слова.

Цель моего исследования – раскрытие актуальности литературного наследия, созданного ставропольскими авторами. Объект исследования – творчество писателей Ставрополья, которых волнует тема войны. Вся работа была направлена на поиск ответа на вопросы: в чём особенность прозаических произведений писателей Ставрополья и каков вклад их в отечественную литературу? Проведя исследовательскую работу, я сделала для себя открытие, что  именно малая родина, её талантливый народ для писателей были неиссякаемым источником творчества. Талант, которым природа щедро наградила их, помноженный на трудолюбие, позволил писателям так много сделать для своей малой родины, для Отечества.

Гипотезой исследования служит предположение о том, что литературное наследие ставропольских писателей, рождённое войной, будет актуально во все времена, так как оно связано с общечеловеческими ценностями. Для достижения цели исследования были поставлены задачи, связанные с изучением творчества ставропольских писателей, прошедших дорогами войны, а также писателей, которые в годы войны были ещё детьми, с художественными особенностями их произведений. Задача состоит также в популяризации, распространении, сохранении культурного наследия войны, созданного нашими земляками.

Методы, которыми я пользовалась при работе с поэтическим текстом, помогли мне найти истоки творчества писателей, понять, что помогало им создавать такие произведения, которые по глубине содержания, по необычной форме, по степени эмоционального воздействия на читателей можно отнести к шедеврам военной прозы. Сделав частичный анализ произведений, я попыталась показать, что творчество ставропольских писателей будет актуально всегда, ведь время не властно над истинно художественными произведениями. Теоретическая значимость исследования заключалась в чтении, изучении, интерпретации прозаических произведений.

Практическая значимость работы состояла в осмыслении художественных особенностей прозаических произведений, а также в представлении результатов работы с использованием ИКТ. Результаты исследовательской работы можно использовать как в учебном процессе при изучении регионального компонента, так и во внеклассной работе.

ІІ. «Война врезалась в их память навсегда: писатели Ставрополья о подвиге человека на войне».

Тема Великой Отечественной войны, великого подвига нашего народа ярко представлена в творчестве наших земляков, писателей Ставрополья. Произведения К. Г. Чёрного, П. Мелибеева, В.И. Слядневой, Чумака, Г.С. Фатеева и многих других объединяют темы Родины, героизма народа, памяти, материнской любви, связи поколений, фронта и тыла. Многие из них представляют собой воспоминания о боях, о фронтовой дружбе, о путях-дорогах простого солдата, «труженика войны», о детях войны, которые боролись с фашизмом наравне с взрослыми, о далеком доме, где ждут матери, любимые, о святом долге перед погибшими.

  1. «Жить с достоинством»

К.Г. Чёрный. Дар учителя, педагога гармонично соединился в этом человеке с даром писателя и ученого. С 1933 года и до конца своей жизни, с перерывом лишь на военные годы, которые он провел на фронте, К. Г. Черный проработал в Ставропольском педагогическом институте.

В Ставропольском пединституте началась и научная деятельность К. Г. Черного. Его интересы соединили в себе крупные литературоведческие проблемы (творчество А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого) и кавказскую тему в русской литературе. Результатом стали книги «Пушкин и Кавказ» (затем переросшая в беллетризованное повествование «Кавказ подо мною») и «У истоков подвига» – о кавказском периоде жизни Л. Толстого. Кроме того, в научном арсенале К. Г. Черного множество статей о Пушкине, Лермонтове, Белинском, ряд работ о Шекспире, Кальдероне, Боккаччо.

Война вызвала перерыв в педагогической и писательской деятельности К. Г. Черного. Он ушел воевать сразу с ее начала, дошел с Красной Армией до Праги и был демобилизован в конце 1945 года. На материале военных впечатлений написан целый ряд рассказов, вошедших в книгу «Звенья» (1972 г.). Это рассказы не о подвигах и не о стратегии войны. В них – сюжеты о солдатских буднях, о простых людях, сохранивших в суровой и страшной обстановке человеческую душу, удивительные, не военные отношения друг с другом, свои мечты и надежды. Написаны рассказы просто, потому что настоящие подвиги на фронте тоже совершались просто. И в то же время в описаниях мыслей и чувств бойцов, выполнявших героическую военную работу, писатель сохраняет налет чистой романтики, свойственной ему самому как человеку. Он был во время войны интендантом (слабое зрение), и как оказывается, должность эта была не менее трудной и опасной, чем любая другая. С войны Карп Григорьевич вернулся с двумя орденами – Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени и с медалью «За победу над Германией».

«Жить с достоинством» – было его житейским и писательским завещанием. Он прожил долгую и на редкость полноценную жизнь. Все, что выпало ему на долю, он исполнил с абсолютной отдачей. Писатель, педагог, ученый, он оставил после себя хорошие книги, хороших учеников, серьезные исследования. Я думаю, он знал, ради каких ценностей жил. Он обладал тем внутренним спокойствием, которое дается только убежденным людям. Это не значит, что у него не было сомнений, поисков, неудач. Были, конечно. Но он обладал чутьем добра, честности, порядочности, и оно выводило его из состояния рефлексии. Он был коммунистом, но из тех многих миллионов, кто служил не вождям, а идеалам. Об этом говорят его книги. Кроме уже названных, К. Г. Черному принадлежат: «Сегодня, завтра, всю жизнь», «Там, вдали за рекой…», «Несколько дней жаркого лета», «Звенья».

Книги К.Г.Чёрного – всегда взволнованная, умная беседа с современником, беседа о важном, о том, без чего нет человека в самом высоком смысле слова. Присутствие автора всегда ощутимо на их страницах. Он где-то рядом с героями, думает о них, спорит с ними, болеет за них душой и радуется их удачам. Это незримое присутствие автора придаёт всему, что им написано, особую задушевность, характер разговора со старшим другом, который рассказывает читателю историю своих героев.

Теме войны и подвига человека на войне посвятил он не одно своё произведение. Романтическое восприятие героического и прекрасного, открытое восхищение подвигом – одна из особенностей мировосприятия Чёрного, одна из особенностей его творческого почерка. В одном из рассказов «Сберкнижка» так обрисован защитник отечества в том момент, когда генерал вручает ему орден Красного Знамени за только что совершённый подвиг: «Я видел, как внезапно преобразился Булатов, как он мгновенно вырос, как широко раздались его плечи, гордо вскинулась голова…»

  1. Интерпретация рассказа «Смерть Танфильева»

«Смерть Танфильева» - рассказ о начальнике продовольственной части, уже немолодом человеке, которого автор встретил в резерве южного фронта. С первых же страниц у нас, читателей, появляется симпатия к этому герою. Привлекает его мягкая улыбка, светлый открытый взгляд, душевное обаяние. «Ходил он неуклюжей подпрыгивающей походкой, и с лица его не сходило выражение непоправимой вины перед товарищами, он будто извинялся за свою неуклюжесть, за отсутствие выправки, за свой чрезмерно гражданский вид», -так характеризует своего героя К.Черный. Автор отмечает его скромность, уступчивость, детскую веру в то, что люди всегда говорят правду. Культурный, грамотный, безотказный, он прослыл чудаком, хотя имел степень кандидата наук.

Чтобы подчеркнуть необычность незаурядного Танфильева, автор, используя приём антинезы, сравнивает его с Чепурным, плутоватым простачком, балагуром, выслуживающимся перед начальством, похожим на Санчо Пансо.

И вкусы, и интересы их явно расходились: Танфильев любил звезды, Чепурной их презирал. Он любил пищу. Танфильев глядел в небо, знал много историй, связанных с планетами и звездами, ведь он был в мирное время астрономом. Он был просто влюблён в науку и пытался заинтересовать Чепурного, хотя и понимал, что перед ним « неотёсанная каменная глыба, а не человек».

Всей душой, всем своим сознанием Танфильев понимал, что война помешала ему заниматься любимым делом. А Чепурной воспринимает его мысли как дезертирство.

Несмотря на разногласия, Чепурной всегда находился рядом с Танфильевым. Наверное, какой-то притягательной силой обладал герой. Проницательный Танфильев понимал, что его сосед по кровати не хочет воевать. А когда распространился слух, что резервистов пожилого возраста будут отпускать по домам, Чепурной даже пытался надеть очки Танфильева, чтобы его выбрали и отправили в тыл. Генерал выбрал Танфильева. Ему выдали документы и направили в распоряжение военного округа по месту жительства, но герой не торопился домой и не испытывал никакой радости от неожиданного решения начальства. Он всё оттягивал свой отъезд. А ночью резерв подняли по тревоге. Танфильев пошёл вместе с товарищами, чтобы занять боевую позицию. Не может понять его Чепурной, называет дураком. И впервые Танфильев не сдержался, ударил соседа наотмашь по лицу. Не мог он уйти, зная о наступлении фашистов.

Присутствие автора на страницах рассказа постоянно ощущается, ведь он не только повествователь, но и участник событий. Вот он с любовью и гордостью описывает пожилого солдата, умело, деловито устанавливающего пулемет, который все видит, все замечает, успокаивает тех, кому страшно:

- Не падай духом, браток! Двум смертям не бывать, а одной не миновать…

Сам он не боится:

- А чего бояться? Земля кругом вся наша, как мать родная. Мы с тобой худо никому не сделали. Пусть трясется тот, у кого на душе не чисто.

Перед боем волнение мешает сосредоточиться, и рассказчика, от лица которого ведется повествование, одолевают мысли о конце, о смерти. Но неожиданное смелое, веселое, беззаботное пение жаворонка среди ада вернуло его в обычное состояние, и желание мужественно защищать небольшую высоту и даже умереть, овладело им.

В такие минуты, когда враг наступает, сея огонь из автоматов, рассказчик понимает, что значит быть храбрым! «Это значит не уронить своего человеческого достоинства перед лицом самой невероятной опасности».

Эпитет невероятная опасность автор употребит еще не раз: «Танк мог остановить только невероятный случай, стихия…, внезапное чудо».

С бутылкой горючей смеси навстречу вражескому танку, побежал неуклюжими и точными прыжками Танфильев.

Казалось бы, незначительная деталь о догорающем солнце за спиной героя, но мы ясно осознаем, что не солнце, а яркая жизнь Танфильева догорает. Он успел метнуть бутылку в танк, но был сражен автоматной очередью. Он упал лицом к танку- словно целовал землю, прощаясь с нею.

Фашисты отступили. Чепурной на руках, плача, принес Танфильева к окопу. Он ведь знал, что задумал товарищ, но не остановил.

Грустный конец: похороны Танфильева ночью, когда по черному южному небу… распластался Млечный Путь. Казалось, что охваченные горем звезды бесшумно роняют на истерзанную землю слезы, словно прощаясь с героем, провожая его в последний путь. «Он безумно любил звезды, но умер за счастье людей на земле».

  1. Интерпретация рассказа «Награда»

Большой интерес вызвал у меня рассказ К.Чёрного «Награда». Повествование в нём ведется от лица рассказчика, который является свидетелем и участником военных событий. Должность у него не военная – начфин, но он исправно, добросовестно выполняет свои обязанности. Хорошо разбирается в людях, понимает душевное состояние товарищей. Когда в полку появился капитан Стащук, в глазах которого стояла печаль, он понял: «У этого человека горе. Глаза никогда не обманывают».

По образованию повествователь - учитель. Он ничуть не расстроился, когда дело его о представлении к награде вернули, и считал, что награждать его не за что. Но другая награда ждала его впереди. Узнав о том, что капитан Стащук, потеряв связь с семьей, думает, что все родные погибли, начфин посчитал своим долгом помочь капитану, написав письмо своим ученикам. Ответ не заставил себя долго ждать. Из письма школьников ясно было не только то, что семья Стащука жива, но и то, где она находится.

Сообщить эту радостную весть было е так уж легко. Чтобы вручить письмо, надо было попасть на передовую. А там по всему фронту шло наступление. Ему пришлось пробираться под снарядами, принимать участие в наступлении, стать на место заряжающего в самоходке Базелевского. После боя генерал поблагодарил весь экипаж и назвал их героями. Сергей Петрович, так звали начфина, хотел получить «награду» от Стащука за радостную весть. Он представлял, как протянет ему письмо и повторит его припевку: «Выпьем, куме, выпьем тут», как схватит он его в охапку и начнёт крутить на месте, смеясь и приплясывая. Сергей Петрович не мог лишить себя самой большой награды в жизни.

Но ожидаемая радость сменилась сильным потрясением: капитан Стащук, смертельно раненный, без сознания, лежал на носилках с забинтованной головой, с неподвижным, мёртвенно-бледным лицом. Кульминацией рассказа является страстное желание Сергея Петровича сообщить радостную весть, передать письмо. Он боялся заплакать.

- Капитан, друг мой, Владимир Васильевич, Володя! Нашлась твоя семья. Я принёс тебе письмо…

Даже врач не верил в чуда, но он всё-таки произошло. Капитан пришёл в себя и слабым голосом, с большими паузами поблагодарил начфина.

Конец рассказа оптимистичен: «Стащук будет жить, хотя бы это и стало чудом». А Сергей Петрович дал волю своим чувствам: «Всё поплыло у него перед глазами, как в тумане. Он вытащил из кармана носовой платок, снял очки и приложил платок к глазам. Надо дать глазам отдохнуть, надо, чтобы они были сухими». Заметьте, ни слова не сказано о слезах, только использованная автором метафора «всё поплыло у меня перед глазами» приводит нас, читателей, к мысли о том волнении, которое испытывает герой, провожая ставшего близким и родным раненого капитана Стащука. И мы понимаем, какая прекрасная, добрая душа у рассказчика, как искренно, близко к сердцу принимает он чужую боль и страдания.

4. Петр Мелибеев. «Вехи памяти»

Петр Мелибеев педагог по образованию, воспитатель по призванию. Большую часть жизни он провел рядом с детьми и подростками.

Первая повесть его «Егорка», а в 1940 году на конкурсе пьес 20-летию освобождения Ставрополья от белых, пьеса П.М. «Товарищ Ксения» получила первую премию. Его перу принадлежат не только пьесы, но и повести и рассказы. И можно с уверенность сказать, что главные герои в творчестве П. Мелибеева - дети и подростки. Автор писал: « Если Макаренко считает, что характер человека складывается к пяти годам, то, по моему убеждению, судьба человека складывается в возрасте 10 – 16 лет»

В сборнике «Вехи памяти» П.Мелибеева включены рассказы, объединенные одним авторским призывом: «Любите детей, будьте внимательны к каждому движению их формирующейся души».

Мое внимание привлек рассказ «Живите!», открывающий «Вехи памяти». Главный герой его - Егорка, так ласково называет его автор.

Тринадцатилетний мальчик, связной партизанского отряда, попадает в руки жестоких фашистов. Мужественно и стойко переносит он все издевательства. Долго били Егорку, но каждый удар укреплял в нем злое упорство, жгучую ненависть. Егорка не называл своего имени, зная, что потом пострадают родители. Чувством острого сострадания наполняется сердце, когда читаешь этот рассказ.

Все повествование сосредоточено на воспоминаниях Егорки, попавшего в руки гестаповцев, о доме, строгом отце, заботливой матери, о школе, о том, что он не успел передать партизанам важные слова: «Завтра в полночь».

Егорка не слабый человек, хотя голова кружится от слабости и голода, но он не плакал, не просил пощады, не унижался перед врагами. Образы гестаповцев показаны сатирически. «Высокий, сухой, с глубоко спрятанными недобрыми глазами, Шульц находил наслаждение в издевательстве над людьми». В конце рассказа у Шульца злые, рысьи глаза. Сравнение со зверем не случайно: «Многих погубил он в станице, еще больше беженцев бросил живыми в глубокий колодец за тюрьмой». Но ему не удалось сломить отважного партизана – тринадцатилетнего Егорку.

Нельзя без слез читать заключительные страницы рассказа. Автор подробно описывает душевное состояние подростка, который знает, что впереди его ждёт смерть. Вот он смотрит на небо, половина которого окрасила нежно-розовая заря, с нетерпением ждет восхода солнца. Вот всматривается в лица незнакомых красноармейцев, прощается со школой, тополями, садом, вспоминает о своей подшефной яблоньке, переживает о том, кто будет ухаживать за саженцами.

Этот последний путь, к сожалению, такой короткий, но Егорушка замечает все: и высокую мельницу, и широкую степь, и радостные, ликующие лучи поднявшегося солнца, и памятные курганы, где кончится и его путь.

Самый напряженный момент, на мой взгляд, страстный монолог Егорки, адресованный его отцу, который всю ночь копал могилу, не подозревая, что готовит её для собственного сына. Егорка боялся, что отец не выдержит напряжения, бросится к нему: « Молчи, не двигайся, - глазами кричал отцу сын. - Не дай моим мучениям пропасть впустую!»

Последние слова юного партизана произносит он звонким голосом:

- Я не предал! Живите!

Тяжелый мрак навсегда потушил для него свет солнца, - так заканчивает свой печальный рассказ П. Мелибеев. Егорка погиб, ничуть не жалея о том, что боролся с фашизмом. Благодаря его донесениям партизаны освободили группу военнопленных, уничтожили машину с карателями. Юный связной не раз перерезал провода вражеской связи, портил покрышки на автомашинах, пытался унести ящик с гранатами, которых так не хватало в отряде.

Последним словом Егорки «Живите!» автор называет свой рассказ. Мальчик с чистой душой и совестью уходит из жизни, чтобы другие жили.

5. В.И. Сляднева. Война жила в ее сердце незаживающей раной

Валентина Ивановна Сляднева - русский поэт, прозаик, автор ряда поэтических и прозаических сборников, член Союза писателей СССР и России. Её имя хорошо известно не только на Ставрополье, но и за его пределами. Валентина Ивановна активно участвовала в литературной и общественно-политической жизни, пользовалась большим авторитетом у коллег по перу и среди многих земляков. Искренне гордилась своей малой родиной - Ставропольем. 

Поколение Валентины Слядневой – дети войны, на чью долю выпали свое страдание, свои утраты. Голодное детство на фоне разрушенных хат – такое не придумаешь никаким самым богатым воображением, оно выковывается в строки только биением собственного сердца, диктуется только прочувствованными мгновениями.

Живым человеческим взором не уставала оглядываться на войну поэт Валентина Сляднева. Ей, рожденной в военное время, было судьбой и природой дано особое отношение к понятиям Родины, патриотизма, верности, памяти. Особенно памяти – трепетной, острой, непреходящей. Называвшая себя пронзительно точно – «огненного времени птенец», Валентина Ивановна, кажется, не просто помнила войну: война жила в ее сердце незаживающей раной.

«Быть добру на нашей земле!»- убеждаемся мы, читая книгу Валентины Ивановны Слядневой «Перепелиная душа». Разные по своей форме и своему содержанию рассказы объединены человеческими судьбами. Герои, обыкновенные люди (старики, женщины, дети), не только справляются со своими проблемами, но и помогают ближним добрыми делами и поступками. Действительно, легко жить, когда знаешь, что тебя окружают хорошие люди, которые любят Родину, труд, человека.

Читаешь рассказы и испытываешь различные эмоции: грусть, когда герой находится в трудной жизненной ситуации, и радость, когда он обретает спокойствие и любовь, и острую боль, когда герой совершает свой последний путь. Каждый образ интересен и неповторим по-своему, но общее у них – это доброта и любовь к людям, ненависть к врагам.

6. Интерпретация рассказа В.И. Слядневой «Серафима»

В данной работе хотелось бы остановиться на рассказе «Серафима», который привлекает, прежде всего, своим названием и удивляет необычностью содержания. На мой взгляд, рассказ «Серафима» - одно из лучших произведений В. Слядневой на военную тему. В нём автор вначале повествует о довоенном мирном времени, когда люди спокойно трудились, влюблялись, создавали семьи, пусть не всегда удачно, мечтали о счастливом будущем. Но война ворвалась в их мирную жизнь и разрушила всё.

Главная героиня, Серафима Евлагина, живёт с бабушкой Матрёной Тимофеевной в селе Краепольском. Много трудностей пришлось испытать совсем ещё юной девушке. Из-за болезни бабушки ей пришлось бросить школу, выполнять всю женскую работу по дому и по хозяйству. Но она не унывала, мужественно переносила все невзгоды, принимала и помощь соседей.

Серафима и Сенька дружили с детских лет, а потом полюбили друг друга. Плечистый, голубоглазый Сенька был всегда рядом, оберегая свою маленькую Серафиму. Их любовь можно сравнить со вспыхнувшим до неба костром, который они развели после чистки огорода. Автор словно любуется чистотой первой любви своих героев: « Сидят рядышком Сенька и Серафима. Что им дым, который ест глаза…Им хорошо глядеть на огонь, прислушиваться к стуку сердец, к голосам уходящего дня». Они счастливы. Ещё война не разлучила их.

Старательная, ловкая – так характеризуют Серафиму соседи. А бабушка называет цепкой:

- Тщедушная на вид, а сила у неё есть.

Серафима способна на искренние, глубокие чувства. Любовь к соседскому парню, Сеньке, она пронесёт через всю свою короткую, но яркую жизнь. Когда он уходил на фронт, девушка призналась, что будет ждать его всю жизнь, и выполнила своё обещание. После смерти бабушки она добилась того, чтобы её приняли в снайперскую школу. Ненависть к фашистам переполняла её сердце, и мысли о жестоком мщении не покидали её.

В снайперской школе Серафима была самой лучшей. Когда пришло известие о гибели отца Сеньки, ненависть к захватчикам вспыхнула с новой силой: « Убивать, убивать, убивать буду их каждый день».

Неторопливо ведет свой рассказ Сляднева, для неё важна каждая деталь, связанная с героиней: из-за маленького роста трудно было подобрать одежду и обувь для Серафимы, рыжие волосы пришлось отрезать, чтобы не горели они ярким пламенем.

Вместе с героиней мы разделяем её переживания, когда она открыла свой страшный счёт. «Этот выстрел убил в Серафиме что-то такое, чему названия нет, но без чего не будет больше её прежней. Сегодня она родила смерть – и так будет завтра и послезавтра. Природой ей дано родить жизнь, а пришлось убивать», - с болью читаем мы. В снайперском деле Серафиме не было равных, и награда на её груди появилась раньше, чем у других, и опыт свой она передавала другим бойцам. Один из них назвал её зеленоглазой, заметил огненность её рыжих волос – « хоть прикуривай».

« Шли дни войны. Один за другим»,- продолжает свой печальный рассказ автор, не раз отмечая, что это был ад. О днях войны, используя олицетворение, Сляднева говорит: « Они словно хотели вытравить из девушек все краски и звуки жизни, оставить только кровь и дым, но каждой своей клеточкой они жаждали конца войны и мечтали о другой жизни».

Много подвигов совершила юная девушка, умело переигрывая противника. Она была уже настоящим охотником, о ней ходили уже легенды, ей поручали специальные задания, с которыми она умело справлялась. А однажды, рассмотрев убитого ею совсем ещё молодого светловолосого немца, прошептавшего женское имя, Серафима подумала о том, что он, может быть, тоже ненавидел войну, его заставили быть убийцей.

« Проклятая война! Проклятая…»,- повторяла она не раз.

С трудом переживала она смерть своей боевой подруги Катерины и ясно осознавала, что на пути одна только смерть, а проклятого врага надо добить.

Вот что она сказала прибывшему пополнению:

- Те, кто узнал войну в лицо, никогда её не забудет: нет ничего более бесчеловечного и бессмысленного…

В напряженном поединке с немецким снайпером Серафима погибает, зная о том, что её пуля достигла цели, потому что они выстрелили одновременно. Последние слова её были о самом дорогом человеке – Сене. « В самый последний миг жизни она не вспомнила о войне – как будто её никогда и не было», - так закончила свой рассказ В. Сляднева.

Почему автор завершил повествование гибелью главной героини? Ведь Серафима, потеряв всех родных и близких, осталась одна. На ней трагически завершился род Евлагиных. Я думаю, В. Сляднева не могла не следовать суровой правде жизни. Ей ли, рожденной в военное время, не знать, сколько молодых загубленных жизней унесла эта чудовищная война.

Рассказ В. Слядневой поразил меня тем, что все события, изображенные в нем, словно оживают на глазах, и кажется, будто я сама видела всё происходящее и была рядом с героиней, но, к сожалению, ничем не могла ей помочь!

Это произведение вызывает чувство протеста против войны, которая безжалостно уносит жизни людей.

  1. Заключение

Тема Великой Отечественной войны в литературе Ставрополья представлена широко и многогранно. Все произведения о войне подчеркивают связь времен и поколений, их соотнесённость с настоящим, мысли о будущем. Произведения писателей помогают нам осмыслить историю нашей страны, истоки воинского подвига.

Литературное наследие, созданное писателями Ставрополья, никогда не утратит актуальности, так как оно связано с общечеловеческими ценностями, такими как свобода, патриотизм, боевое братство, любовь, Родина.

Что же объединяет произведения писателей разных поколений? Я думаю, любовь к Родине, гордость за наш народ, сумевший выстоять и победить в этой страшной войне, а также память о том, какой ценой досталась победа.

Отечество, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе – вот основные темы и мотивы прозаических произведений ставропольских писателей.

Я горжусь тем, что у нас, на Ставрополье, есть такие талантливые писатели, которые помогли нам яснее увидеть то «огненное время» - время тяжких страданий народных и время величайшей Победы, которые создали правдивые образы великих тружеников войны, настоящих героев. И с большой уверенностью я могу сказать, что произведения ставропольских писателей своеобразны и интересны, так как отличаются лирической взволнованностью, простотой формы, задушевностью, искренностью и никого не оставят равнодушным.

Культурное наследие войны, созданное нашими земляками, заслуживает высокой оценки, ведь писатели Ставрополья внесли весомый вклад в отечественную литературу.
























Список использованной литературы



  1. К.Г.Чёрный. Звенья. Рассказ «Смерть Танфильева».

  2. Рассказ К.Чёрного «Награда»

  3. Петр Мелибеев. «Вехи памяти». Рассказ «Живите!»

  4. В.И. Сляднева «Перепелиная душа». Рассказ «Серафима».

  5. Ресурсы Интернета.

  6. Т. К.Черная. ПЕДАГОГ, ПИСАТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК. 2002 г

  7. Елена ГРОМОВА. Ставропольские писатели-фронтовики, писавшие о войне и её героях.

















19



Просмотр содержимого презентации
«Писатели Ставрополья о войне»

Научно-  исследовательская  работа   «Война врезалась  в их память навсегда: писатели Ставрополья  о подвиге человека  на войне»    ученицы 10 класса МОУ СОШ №7 Кораевой Екатерины Кахаберовны. Руководитель: учитель русского языка и литературы  Шкуро Вера Васильевна.

Научно-

исследовательская

работа «Война врезалась

в их память

навсегда:

писатели

Ставрополья

о подвиге человека

на войне»

ученицы 10 класса МОУ СОШ №7

Кораевой Екатерины Кахаберовны.

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Шкуро Вера Васильевна.

Война врезалась в их память навсегда: писатели Ставрополья о войне»  Цель  исследования:  раскрытие актуальности литературного наследия, созданного ставропольскими авторами.  Объект исследования – творчество писателей Ставрополья, которых волнует военная тема. Задачи:

Война врезалась в их память навсегда: писатели Ставрополья о войне»

Цель исследования:

  • раскрытие актуальности литературного наследия, созданного ставропольскими авторами.
  • Объект исследования – творчество писателей Ставрополья, которых волнует военная тема.

Задачи:

  • изучение творчества ставропольских писателей, прошедших дорогами войны, а также писателей, которые в годы войны были ещё детьми,
  • интерпретация художественных произведений.
  • популяризация, распространение, сохранение культурного наследия войны, созданного нашими земляками.
« Жить с достоинством».  К.Г. Чёрный - ПЕДАГОГ, ПИСАТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК. На материале военных впечатлений написан целый ряд рассказов, вошедших в книгу «Звенья» (1972 г.). Это рассказы не о подвигах и не о стратегии войны. В них – сюжеты о солдатских буднях, о простых людях, сохранивших в суровой и страшной обстановке человеческую душу, удивительные, не военные отношения друг с другом, свои мечты и надежды. Написаны рассказы просто, потому что настоящие подвиги на фронте тоже совершались просто.

« Жить с достоинством».

К.Г. Чёрный - ПЕДАГОГ, ПИСАТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК.

На материале военных впечатлений написан целый ряд рассказов, вошедших в книгу «Звенья» (1972 г.). Это рассказы не о подвигах и не о стратегии войны. В них – сюжеты о солдатских буднях, о простых людях, сохранивших в суровой и страшной обстановке человеческую душу, удивительные, не военные отношения друг с другом, свои мечты и надежды. Написаны рассказы просто, потому что настоящие подвиги на фронте тоже совершались просто.

К.Г. Чёрный. «Смерть Танфильева». « Он безумно любил звезды, но умер за счастье людей на земле » .  Присутствие автора на страницах рассказа ощущается постоянно, ведь он не только повествователь, но и участник событий. Вот он с любовью и гордостью описывает пожилого солдата, который все видит, все замечает, успокаивает тех, кому страшно:  - Не падай духом, браток! Двум смертям не бывать, а одной не миновать…  Сам он не боится:  - А чего бояться? Земля кругом вся наша, как мать родная. Мы с тобой худо никому не сделали. Пусть трясется тот, у кого на душе не чисто.

К.Г. Чёрный. «Смерть Танфильева».

« Он безумно любил звезды, но умер за счастье людей на земле » .

Присутствие автора на страницах рассказа ощущается постоянно, ведь он не только повествователь, но и участник событий. Вот он с любовью и гордостью описывает пожилого солдата, который все видит, все замечает, успокаивает тех, кому страшно:

- Не падай духом, браток! Двум смертям не бывать, а одной не миновать…

Сам он не боится:

- А чего бояться? Земля кругом вся наша, как мать родная. Мы с тобой худо никому не сделали. Пусть трясется тот, у кого на душе не чисто.

Пётр Мелибеев  Если Макаренко считает, что характер человека складывается к пяти годам, то, по моему убеждению, судьба человека складывается в возрасте 10 – 16 лет .  П. Мелибеев   В сборнике « Вехи памяти » П.Мелибеева включены рассказы, объединенные одним авторским призывом: « Любите детей, будьте внимательны к каждому движению их формирующейся души » .

Пётр Мелибеев

Если Макаренко считает, что характер человека складывается к пяти годам, то, по моему убеждению, судьба человека складывается в возрасте 10 – 16 лет .

П. Мелибеев

В сборнике « Вехи памяти » П.Мелибеева включены рассказы, объединенные одним авторским призывом: « Любите детей, будьте внимательны к каждому движению их формирующейся души » .

« Вехи памяти ». Рассказ П. Мелибеева «Живите!»  Главный герой его - Егорка, так ласково называет его автор.  Тринадцатилетний мальчик, связной партизанского отряда, попадает в руки жестоких фашистов. Мужественно и стойко переносит он все издевательства. Долго били Егорку, но каждый удар укреплял в нем злое упорство, жгучую ненависть. Мальчик не называл своего имени, зная, что потом пострадают родители.

« Вехи памяти ». Рассказ П. Мелибеева «Живите!»

Главный герой его - Егорка, так ласково называет его автор.

Тринадцатилетний мальчик, связной партизанского отряда, попадает в руки жестоких фашистов. Мужественно и стойко переносит он все издевательства. Долго били Егорку, но каждый удар укреплял в нем злое упорство, жгучую ненависть. Мальчик не называл своего имени, зная, что потом пострадают родители.

В.И. Сляднева. «Война жила в ее сердце незаживающей раной». Живым человеческим взором не уставала оглядываться на войну поэт Валентина Сляднева. Ей, рожденной в военное время, было судьбой и природой дано особое отношение к понятиям Родины, патриотизма, верности, памяти. Особенно памяти – трепетной, острой, непреходящей. Называвшая себя пронзительно точно – «огненного времени птенец», Валентина Ивановна, кажется, не просто помнила войну: война жила в ее сердце незаживающей раной.

В.И. Сляднева. «Война жила в ее сердце незаживающей раной».

Живым человеческим взором не уставала оглядываться на войну поэт Валентина Сляднева. Ей, рожденной в военное время, было судьбой и природой дано особое отношение к понятиям Родины, патриотизма, верности, памяти. Особенно памяти – трепетной, острой, непреходящей. Называвшая себя пронзительно точно – «огненного времени птенец», Валентина Ивановна, кажется, не просто помнила войну: война жила в ее сердце незаживающей раной.

Из книги Валентины Ивановны Слядневой «Перепелиная душа». Рассказ «Серафима»  Вместе с героиней рассказа мы разделяем её переживания, когда она открыла свой страшный счёт. «Этот выстрел убил в Серафиме что-то такое, чему названия нет, но без чего не будет больше её прежней. Сегодня она родила смерть – и так будет завтра и послезавтра. Природой ей дано родить жизнь, а пришлось убивать».

Из книги Валентины Ивановны Слядневой «Перепелиная душа». Рассказ «Серафима»

Вместе с героиней рассказа мы разделяем её переживания, когда она открыла свой страшный счёт. «Этот выстрел убил в Серафиме что-то такое, чему названия нет, но без чего не будет больше её прежней. Сегодня она родила смерть – и так будет завтра и послезавтра. Природой ей дано родить жизнь, а пришлось убивать».

Литературное наследие, созданное писателями Ставрополья, никогда не утратит актуальности, так как оно связано с общечеловеческими ценностями, такими как свобода, патриотизм, боевое братство, любовь, Родина.

Литературное наследие, созданное писателями Ставрополья, никогда не утратит актуальности, так как оно связано с общечеловеческими ценностями, такими как свобода, патриотизм, боевое братство, любовь, Родина.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!