Приложение №1
Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным
Измерение роста с помощью ростомера.
Для определения роста надо встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Рассчитайте свой рост (для среднего типа телосложения) для своего возраста и пола по формуле (рост в см, возраст в годах).
Для девочек от 3 до 14 лет: рост = 6 х возраст + 76
Для мальчиков от 3 до 16 лет: рост = 6 х возраст + 77
Оценка результатов: отклонение от средних величин не должно превышать 3 — 3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.
Измерение массы тела с помощью медицинских весов.
Среднюю массу тела подростков рассчитайте по формуле:
М = 10 + 2В, где М — масса тела (в кг), В — возраст подростка
(в годах).
Расчет можно произвести по-другому,
А= рост (см) х окружность грудной клетки (см) / 240
Сравните полученные теоретические данные со своими измерениями.
Измерение окружности грудной клетки.
Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по среднегрудинной точке спереди. Окружность измеряется в трех фазах: во время паузы при обычном спокойном дыхании, при максимальном вдохе и максимальном выдохе.
Экскурсия грудной клетки — это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6—9 см. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ, в см) для лиц 13—17 лет, не занимающихся спортом, проведите по формулам:
для мальчиков ОГ = 4,1 х возраст + 20,
для девочек ОГ = 2,2 х возраст + 45. Сравните расчетные данные с результатами ваших измерений
Определение пропорциональности телосложения.
Вариант 1. Воспользуйтесь формулой:
А= (рост стоя-рост сидя)X 100%
(рост сидя)
где А — показатель пропорциональности телосложения.
Оценка полученных результатов: 87—92% — пропорциональное физическое развитие, меньше 87% — относительно малая длина ног, более 92% — большая длина ног.
Вариант 2.
(окружность грудной клетки в паузе)
А= X 100%
(рост)
Оценка полученных результатов, при нормальном телосложении величина А составляет 50—55%. При А 55% — сильное.
Весо-ростовой индекс (ВРИ) —
это соотношение между ростом человека (Р) и его весом (М). Он рассчитывается по формуле:
М (r)
ВРИ=
Р(см)
Норма упитанности составляет 280 - 350 г/см. Рассчитайте свой весо-ростовой индекс, сравните с нормой.
Проба по Бутейко.
Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно.
Оценка состояния: задержка дыхания более 40 с — здоров, 20—40 с — здоровье ослаблено, менее 20 с — человек болен.
Приложение №3
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата
Оценка гибкости позвоночника.
Школьник становится на кушетку или на стул и руками старается дотянуться до сиденья, которое принимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряется линейкой и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благоприятным считается результат с положительным значением.
Проверка на равновесие (проба Ромберга).
Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро другой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие около 30 с.
Прыжок в длину с места.
Длина прыжка должна быть не менее 90 см.
Проверка координации движений.
С расстояния 3 м надо ударить теннисным мячом о стенку и поймать отскочивший мяч 3 раза правой и 3 раза левой рукой. Кидая мяч правой рукой, надо поймать его правой, кидая левой — левой. Отличный показатель — 6 раз, хороший — 5 раз.
Определение степени развития мускулатуры плечевого пояса.
Окружность плеча определяют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Вначале руку в супинированном (развернутом ладонью кверху) положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы (а). Затем испытуемого просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе — производят первое измерение (б). После этого, не снимая ленты, делают второе измерение при свободно опущенной руке (в). Измерения проводятся на обеих руках.
б - в
А= X 100%
а где А — показатель развития мускулатуры плеча.
Если полученная величина менее 5%, это указывает на недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение. Значение 5—12% показывает нормальное развитие. Выше 12% — сильное развитие мускулатуры плеча.
Правильность осанки.
1. Для вычисления показателя измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади — величину дуги спины.
Ширина плеч
А= X 100%
величина дуги спины
где А — показатель состояния осанки. В норме этот показатель колеблется в пределах 100—110%. При значениях А менее 90% и более 125% имеется выраженное нарушение осанки.
Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.
2. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди (А) и со стороны спины (В). Первый результат разделите на второй: А/В. Если получается число близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.
3. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная
Определение наличия плоскостопия.
Испытуемый встает мокрыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом. С помощью линейки измеряется (в см) ширина плюсневой части ноги (Р) и ширина стопы в ее средней части (К). Расчет производится по формуле:
К
А= х 100%.
Р
Оценка результатов:
При отсутствии плоскостопия А
Приложение №7
Определение состояния сердечно-сосудистой системы
Определение пульса.
Пульс регистрируется с помощью пальпаторного метода, для чего прощупываются и подсчитываются пульсовые волны. Подсчитывается количество ударов на лучевой или сонной артериях в течение 15, 30 или 60 секунд. Частота пульса выражается количеством ударов в 1 мин.
Подсчитайте пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний и сравните результаты со среднестатистическими. В норме частота пульса составляет 60—80 ударов в минуту, в положении сидя — на 10 ударов меньше. Частота пульса 100—130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки, 130—150 характеризует нагрузку средней интенсивности, а 170—200 — предельную нагрузку.
Небыстро поднимитесь по лестнице на 4-й этаж, после этого подсчитайте частоту пульса. Если она меньше 100 ударов в минуту — вы в отличной форме, 100—120 — в хорошей форме, а 120 и выше — в плохой.
Подсчет пульса в разных условиях
Подсчитать пульс в разных условиях: сидя, стоя, после 20 приседаний.
Оценка результатов: При стандартной нагрузке результаты считаются хорошими, если после 20 приседаний частота сердечных сокращений увеличивается менее чем на 1/3 от частоты в состоянии покоя и нормализуется не позже 3 минут после ее окончания.
Измерение артериального давления.
Артериальное давление (АД) измеряется с помощью тонометра. Вычислите ваше давление по формуле и сравните с измеренным.
АД систолическое = 1,7 х возраст + 83,
АД диастолическое = 1,6 х возраст + 42.
Степень тренированности сердца вычисляется по формуле:
П2 – П1
Т= х100%,
П1
где П, — частота пульса в положении сидя, П2 — частота пульса после 10 приседаний. Оценка результатов: менее 30% — хорошая тренированность сердца, 30—45% — недостаточная тренированность сердца, более 45% — низкая тренированность сердца.
Тренированность сердца можно оценить и другим способом. Измерьте пульс 5—6 раз в покое, найдите среднее значение. Сделайте 20 приседаний. Подсчитайте пульс сразу же после этого, через 10, 30, 60, 90, 120, 150 и 180 с. Постройте график зависимости частоты пульса от времени. Определите, через сколько секунд пульс возвращается в норму.
Оценка результатов, если частота пульса выросла на 30% или меньше — хорошо, если более 30%, то это свидетельствует о плохой тренированности сердца. Если пульс возвращается к норме за 2 мин и меньше — хорошо, от 2 до 3 мин — удовлетворительно, свыше 3 мин — плохо.
Изучение резервов сердечно сосудистой системы.
Для определения резерва используют индекс Робинсона:
И= _ П х (АД систолическое)
100
где П — частота пульса.
Значение 76—85 свидетельствует о среднем уровне, более высокое значение — о низком, более низкое значение — о высоком уровне резервов.
Ортостатическая проба.
Испытуемый около 5 мин находится в положении лежа. Экспериментатор производит подсчет пульса. По команде испытуемый резко встает, и экспериментатор считает пульс вновь.
Оценка результата, частота пульса увеличилась не более чем на 4 удара в минуту — реакция организма очень благоприятная; увеличилась на 4—40 ударов — благоприятная, более 40 ударов — неблагоприятная.
Приложение №8
Оценка состояния дыхательной системы
Дыхательные движения.
Средняя частота дыхания составляет 15 дыхательных движений за 1 минуту, а у тренированных людей 10—15 за 1 минуту (подсчитываются либо вдохи, либо выдохи.) Нагрузку надо регулировать так, чтобы частота дыхания после занятий не превышала 40. Восстановление частоты дыхания после нагрузки должно происходить за 7—9 минут.
Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки
По команде учителя все задерживают дыхание. Через каждые 5 сек учитель громко объявляет время с момента начала опыта, отмечая 5, 10, 15 и последующее число секунд. После непроизвольного восстановления дыхания каждый из учащихся записывает первое из услышанных после этого чисел, которое соответствует времени максимальной задержки дыхания в состоянии покоя. После 5-7 минутного отдыха, учащиеся делают 10 приседаний . После выполнения приседаний испытуемые быстро садятся на место и опыт с задержкой дыхания повторяется. Результаты записываются в таблицу. После этого вычисляется, какой % составляет максимальное время задержки дахания после работы относительно его задаржки в состоянии покоя
Оценка результатов: Результаты считаются хорошими, если в состоянии покоя удается задержать дыхание на 35-45 с. Более низкие результаты следует оценивать как слабые, более высокие как отличные. Если после нагрузки время задержки дыхания составило 70% и больше от результатов в покое, то тренированность человека можно считать высокой, если от 50до 70% - удовлетворительной, а если менее 50% - то слабой
Приложение №11
Дистанция сиденья и дифференция.
Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3—6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, т.е. соединённые между собой стол и сиденье, устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее требуется, откинув крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть несвязанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю следует добиться автоматизма такой посадки, она должна стать для школьника максимально удобной и привычной.
Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина — функция двух переменных: Она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления. Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 3-4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека.
Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ребенку наиболее физиологическую прямую посадку. Однако, длительное соблюдение весьма строго установленной позы может иметь отрицательные последствия. Поэтому, важным условием является относительно свободная поза ученика
Приложение №12
Упражнения дня уплощенной и плоской стопы:
Ходьба по гимнастической палке и другим подобным предметам, лежащим на полу, охватывая их сводом стопы.
Перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой ступни на гимнастической палке.
Собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки, бечевки, шнура; захватывание и перекладывание пальцами ног различных предметов: палочек, шариков, карандашей.
Ходьба на пятках или наружных сторонах стопы с шариками, захваченными пальцами ног.
Захватить пальцами правой ноги ручку скакалки, поднять ее и взять рукой; затем пальцами левой ноги взять ее из рук и положить на пол; то же выполнить в обратном порядке.
Захватывание сводами ступней малого мяча в положении сидя на скамейке; поднять ноги до положения«угол», опустить, положить мяч на пол.
Сидя на гимнастической скамейке, захватить пальцами правой ноги булаву за шейку, поднять ее и, перехватив пальцами левой ноги, поставить на пол.
Сидя на скамейке, захватить сводами стоп тело булавы, стоящей на полу, поднять, переставить влево; то же выполнить вправо.