СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверьте свой здоровый образ жизни. Таблица самоконтроля.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная таблица-самоконтроля дает достаточно объективные данные, на основе которых можно проводить сравнительный анализ исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Анализ уровня физического развития школьников»

«Анализ уровня физического развития школьников, оценка их образа жизни»


Содержание




  1. Введение ……………………………………………….2

  2. Оценка уровня физического развития уч-ся

    1. Оценка гармоничности физического по антропометрическим данным……………………3

    2. Оценка состояния опорно-двигательной системы……………………………………………3

    3. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы……………………………………………5

    4. Оценка состояния дыхательной системы……….6

    5. Оценка образа жизни…………………………….6

  3. Заключение………………………………………….8

  4. Литература………………………………………….9

  5. Приложения:

  • Методики проведения исследовательских работ

  • Таблицы с результатами и итогами работ

  • Диаграммы основных показателей уровня физического развития

  • Тест проверки образа жизни и оценка результатов

  • Рекомендации для сохранения и улучшения состояния опорно-двигательной системы

  • Рекомендации по здоровому образу жизни

  • Фотографии проводимых исследований



«Здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций».

Н.М. Амосов

I. Введение

На каждом этапе индивидуального развития организм детей и подростков представляет собой гармоничное целое с присущими для данного возраста особенностями строения сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и определенными антропометрическими данными.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.1

Состояние современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Поэтому выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. Многие люди, особенно дети, невнимательны к своему здоровью, не умеют понимать себя и свой организм, своевременно учитывать его запросы, которые всегда объективны (заблуждение – свойство психики, но не организма).

В течение многих веков главной причиной массовых заболеваний были инфекции. К середине XXв. в основном они были побеждены, но выяснилось, что помимо инфекций существуют причины массовых заболеваний, связанные с поведением людей. На первое место в качестве причин преждевременной смерти вышли заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания, а также человеческий фактор на производстве и быту (аварии, устаревшее оборудование, плохое питание, вредные привычки и многое другое). Существенным фактором риска является также гиподинамия и избыточная масса тела. Поэтому, проводя свою исследовательскую работу, мы ставили перед собой следующие цели и задачи:

  • повысить у учащихся интерес к своему здоровью;

  • вызвать стремление быть здоровым, вести здоровый образ жизни;

  • провести анализ уровня физического развития учащихся и научить их самодиагностике своего организма;

  • дать некоторые рекомендации по укреплению состояния организма;

  • познакомить с результатами исследований родителей, учителей и самих учащихся

------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Здоровье-сберегающие технологии, В. И. Ковалько, М.: «Вако», 2004г, 296с.

II. Основная часть


Развитие человека непрерывный, протекающий в течение всей жизни процесс. Наличие возрастных особенностей в строении сердечно-сосудистой системы или в деятельности отдельных физиологических систем не является свидетельством неполноценности. Рядом подобных особенностей и характеризуется тот или иной возраст. Свои исследования мы провели среди учащихся 8-11 классов, которым соответствует возраст 13-16 лет

  1. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным

При оценке физического развития обычно используют антропометрические показатели: длину и массу тела, окружность грудной клетки, длину и форму конечностей, жироотложения и др. Методика проведения работы отражена в приложении №1. Мы провели измерения роста учащихся с помощью ростомера, массы тела с помощью медицинских весов, окружности грудной клетки, определили пропорциональность телосложения, нашли весо-ростовой индекс, провели пробы по Бутейко. Данные своих измерений мы занесли в таблицу, там же отразили показатели, характерные для данного возраста и провели оценку результатов (Приложение №2), построили диаграммы (Приложение № 13)

Выводы:

  • измерение роста показало, что нарушений со стороны эндокринной системы нет. Самые большие отклонения от нормы 6-8%. О нарушениях выработки гормона роста можно говорить, если отклонения от нормы более 20%. 37% учащихся имеют средний рост, 35% -ниже среднего, 28% - выше среднего.

  • измеряя массу тела, мы выяснили, что среди старшеклассников у нас 50% имеют нормальную массу тела, 20% - недостаточную массу (от 4 до 12 кг.), 30% - имеют избыточную массу тела (от 4 до16)

  • окружность грудной клетки, характерную для соответствующего возраста имеют 24% учащихся, 54% - больше нормы, 22% - меньше нормы. По результатам экскурсии грудной клетки здоровыми являются 70%, у 30% учащихся здоровье ослаблено

  • пропорциональное физическое развитие имеют 48% школьников, непропорциональное развитие: более длинные ноги – 30% учащихся, короткие ноги – 20%. По соответствию окружности грудной клетки и роста хорошее телосложение имеют 35% учащихся, сильное – 24%, низкое – 41%

  • По весо-ростовому индексу нормальную упитанность имеют 54% школьников, выше нормы – 41%, ниже нормы – 5%


2) Оценка состояния опорно-двигательного аппарата

Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников.

Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.

Исследование состояния опорно – двигательной системы одно из важнейших исследований, которое можно провести в школе, так как при правильных мероприятиях можно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать правильную осанку. Методика проведения оценки состояния опорно-двигательной системы изложена в приложении № 2.

Все результаты изучения состояния опорно-двигательной системы записаны в таблице (Приложение 7) и отражены в диаграммах (Приложение № 14)

  • Мы исследовали гибкость позвоночника учащихся. Оказалось, что хорошие и отличные показания имеют 85% школьников, низкие – 15%.

  • Проверка на равновесие проводилась следующим образом. Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро другой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие, около 30 сек. У нас высокие и хорошие результаты показали 67% школьников, низкие 33%.

  • Прыжок в длину с места показал, что низкие результаты только у 5% учащихся.

  • Мы проверили и координацию движений. Необходимо было теннисным мячом, ударяя о стену, поймать его попеременно правой и левой рукой. Отличные результаты – 42%, хорошие – 17%, низкие – 41%.

  • Степень развития мускулатуры плечевого пояса следующая: сильное развитие мускулатуры плеча – 8%, нормальное развитие – 61 %, недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение – 31 %.

  • Самые плохие результаты были получены при выявлении нарушений осанки. Оно было проведено по двум методикам. В первом случае измерялись расстояния между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами спереди (ширина плеч) и сзади (величина дуги спины) и находился показатель состояния осанки. Поэтому показателю нормальная осанка у 7%, изменения – у 82% и выраженные нарушения осанки у 61% учащихся.

  • При втором исследовании учащихся вставали к стене так, чтобы пятки, ягодицы и плечи касались стены. Между стеной и поясницей попробовали просунуть ладонь или кулак. У 39% ребят прошла ладонь, значит осанка нормальная, у 61% - кулак. Это свидетельствует о нарушении осанки.

Возникновению неправильной осанки способствуют различные причины: общая функциональная слабость организма, перегрузка ребенка, неправильное сидение ребенка за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка, слишком мягкая и неровная постель и др.

Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении, письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сидения и дифференция. Мы, изучив соответствующую литературу, написали памятки для учителей, родителей и самих учащихся о том, как правильно размещать стул и стол по отношению друг друга, какова должна быть высота стола, стула и др. рекомендации. (Приложение № 11)

Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, которое нередко возникает в результате переутомления и ослабления мышц голени и стопы. Плоскостопие отрицательно влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки, задерживает общее физическое развитие. Сами дети, а также и родители, часто не замечают наличия у них плоскостопия. Поэтому мы провели и это исследование. Из 46 испытуемых 6 имеют плоскостопие. Это составляет 13 %.

Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт, эластичный ворс ковровых покрытий) поверхности. Полезны специальные профилактические упражнения (ходьба на носках, на пятках, на внутренней и внешних краях стоп и др.) Для тех, у кого уже обнаружено плоскостопие рекомендуются другие упражнения (Приложение № 12)


3. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы

При изучении состояния сердечно-сосудистой системы мы пользовались методиками, изложенными в приложении №3. Испытуемые подсчитывали пульс в разных условиях: сидя, стоя, после нагрузок, мы измерили артериальное давление

Результаты всех исследований сердечно-сосудистой системы отражены в таблице (приложение № 8) и на диаграмме (приложение № 15)

  • Количество сердечных сокращений в состоянии сидя и стоя находится в норме у 52% испытуемых, у 41% - пульс повышенный, у 7% - пониженный. После 20 приседаний хорошие результаты показали только 8% учащихся, низкие – 92%, т.е. у большинства пульс после нагрузки повышается более, чем на 33% от состояния покоя и не восстанавливается через 3 минуты.

  • При подъеме на 4 этаж результаты оказались лучше: отличный – 26%, хороший – 39%, низкий – 35%. Степень тренированности сердца: хорошая – 26%, средняя – 28%, плохая – 46%.

  • Полученные данные позволяют сделать вывод, что в среднем по всем показателям около половины испытуемых имеют плохие результаты. Это говорит о плохой тренированности сердца, о редких занятиях спортом. Многие из учеников курят.

  • Мы так же измерили артериальное давление и сравнили его с показателями, которые соответствуют определенному возрасту. Оно соответствует норме только у 42% учащихся, у остальных(большинство) – повышенное, у 9% - пониженное. Изучив резервы сердечно-сосудистой системы, мы пришли к выводу, что у 46% резерв сердечно-сосудистой системы низкий, у 28%- средний, у 26% - высокий. Для определения резерва мы использовали индекс Робинсона. Он находится так: частота пульса умножается на систолическое АД и делится на 100.

  • Всем учащимся понравилось проводить ортостатическую пробу. Для этого все 5 минут находились в положении лежа, затем проводили подсчет пульса. По команде все резко вставали и считали пульс вновь. Результаты: отличные – 13%, хорошие – 85%, низкие – 2%.



4. Оценка состояния дыхательной системы

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и ка­кое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

Первое и важное условие правильного дыхания — дышать нужно через нос.

При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобож­дается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а вы­деления слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. Дыхание же через рот в холодную погоду, во время занятий лыжной подготовкой может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за собой простудные заболевания.

Кроме того, дыхание через рот является поверхностным, поэтому организм получает меньше кислорода.

В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настой­чиво вырабатывать привычку к правильному дыханию — дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

Мы провели оценку состояния дыхательной системы. (Приложение №4)

Результаты работы в таблице (Приложение №9) и диаграмме (Приложение №16)

Подсчитали частоту дыхательных движений в покое и после 20 приседаний, она должна восстановиться в течение 7 – 9 минут после нагрузки. Это произошло у 46% школьников, хорошие результаты у 13%, слабые результаты показали 41% испытуемых. Частота дыхательных движений за 1 минуту должна быть 15, а у тренированных людей 10 – 15. Тренированными оказались 24%. По времени задержки дыхания отличные результаты показали – 60%, хорошие – 14%, слабые – 26%.

Если после нагрузки время задержки дыхания составляет 70% и более от резервов в покое, то тренированность можно считать высокой, если 50-70% - удовлетворительной, а менее 50% - слабой. У нас получилось следующее: высокие результаты – 43%, средние – 43%, слабые – 14%. В среднем по всем показателям около 30% школьников по состоянию дыхательной системы обладают слабыми результатами.


5. Оценка образа жизни

Все мы хотим быть здоровыми. Но многие не знают, как этого добиться. Эксперты считают образ жизни самым главным фактором, влияющим на здоровье. Действительно, специалисты говорят, что семь из десяти смертей можно было бы предотвратить простым изменением образа жизни.

Мы провели тестирование учащихся, проверив их образ жизни: отношение к курению, алкоголю, к еде, физическим упражнениям, стрессу, безопасности образа жизни. (Приложение № 18). Набранные суммы мы оценивали по шкале оценки результатов (Приложение № 19). Оказалось, что курят почти половина испытуемых школьников. Отношение к алкоголю, лекарствам оставляет желать лучшего. Только 2% учащихся задумываются о том, что они едят, разнообразен ли их рацион питания, избегают употреблять излишнее количество жиров, холестерина, сахара. 50%, по отношению к еде, набрали 3-5 очков. Это говорит о том, что ваше здоровье в опасности. 33% набрали всего от 0 до 2%.

К физическим упражнениям учащиеся также относятся негативно. Только 2% регулярно занимаются спортом, следят за своим весом, развивают мускулатуру, участвуют в соревнованиях. 22% набрали самый низкий результат.

Лучше оказались результаты в отношении к стрессу и безопасности жизнедеятельности. Половина школьников, по обоим показателям, набрали по 8-10 баллов. Это блестящие результаты. Они сознают важность правильного отношения к безопасному образу жизни, используют свои знания для избегания стрессовых ситуаций в своей жизни.







































III. Заключение

Подростковый период развития – это важный этап подготовки человека к полноценной здоровой жизни. Школьные годы – это время становления взглядов на свой образ жизни, формирование отношения к вредным привычкам, к правильному питанию и др. Поэтому очень важно обратить внимание детей на свое здоровье, на то, что его можно не только сохранять, но и улучшать. Но те исследования, которые мы провели, говорят о том, что большинство учащихся не понимают важности сохранения своего здоровья, им кажется, что они хорошо себя чувствуют и не нуждаются в дополнительных занятиях спортом, в ежедневных тренировках. Школьники не обращают внимания на то, чем они питаются (лишь бы им нравилось). Не делают этого и большинство родителей.

Из исследований можно сделать вывод, что здоровье детей напрямую зависит от их образа жизни. Те дети, которые регулярно занимаются спортом, ведут активный образ жизни, избегают вредных привычек, показывают лучшие результаты.

У большинства же детей здоровье ослаблено. Особенную тревогу вызывает состояние осанки учащихся. Поэтому в школе необходимо, по возможности, правильно подбирать мебель, следить за посадкой учащихся на уроках и др. (Приложение № 11).

Плохие показатели имеет сердечно-сосудистая система. Сердце не достаточно тренированно. Ударный объем сердца нетренированного человека небольшой, т.к. сердечная мышца слабая и не может вытолкнуть большое количество крови. Поэтому при нагрузках происходит увеличение сердечных сокращений и сердце долго восстанавливает свой ритм.

Многие учащиеся имеют избыточную массу тела. В основном, это результат неправильного питания и ведение малоподвижного образа жизни. Большинство школьников проводят очень много времени на компьютере, мало бывают на свежем воздухе.

Все учащиеся с удовольствием участвовали в экспериментах и с нетерпением ждали, когда мы проведем обработку результатов. Мы видим, что смогли заинтересовать своих товарищей. Они сравнивали свои результаты с результатами своих одноклассников, радовались, когда их показатели были лучше. И если в этой работе мы отразили результаты в % от испытуемых, то ребятам мы рассказывали об их конкретных показателях, давали рекомендации, как улучшить свое здоровье. (Приложение №12, 20)

У нас в школе работает лекторская группа, которая сейчас готовится выступить на родительском собрании. Мы выпускаем газету «Школа здоровья», где отражаем результаты своих исследований и рекомендации для укрепления здоровья. Публикуем заметки о вреде курения, алкоголя, о правильном питании и многое другое.

Мы хотим продолжить эту работу и взять для исследований один класс (первый) и проследить за уровнем их физического развития за период обучения в школе. Посмотреть, какие результаты они имеют сейчас, и скакими результатами подойдут к старшим классам.




Список используемой литературы



  1. Ковалько В.И., Здоровье-сберегающие технологии – М,: «Вако», 2004, 296с.


  1. Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии – М., «Просвещение», 1974, 223 с.


  1. Заикина Е.А. Самодиагностика состояния здоровья // Биология. Издательский дом «Первое сентября». – 2006. – №19. – с. 10-13.



  1. Добротворский И. Как развить свои физические возможности // Воспитание школьников. – 2006. – № 4. – с. 52-56


  1. Бинас А. В., Маш Р. Д., Никишов А. И. и др. Биологический эксперимент в школе – М,: Просвещение, 1990 – 192 с.



  1. Колесов Д. В. Валеология – новое направление в педагогических науках // Биология в школе. – 1997. – №2. – с. 15-19


  1. Д. В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек: учеб. Для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2002. – 336 стр.








Просмотр содержимого документа
«Приложение (фото)»


Измерение артериального давления














Проведение ортостатической пробы





Просмотр содержимого документа
«Приложения ( методики выполнения работ)»

Приложение №1

Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным

Измерение роста с помощью ростомера.

Для определения роста надо встать на платформу рос­томера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Рассчитайте свой рост (для среднего типа телосло­жения) для своего возраста и пола по формуле (рост в см, возраст в годах).

Для девочек от 3 до 14 лет: рост = 6 х возраст + 76

Для мальчиков от 3 до 16 лет: рост = 6 х воз­раст + 77


Оценка результатов: отклонение от средних ве­личин не должно превышать 3 — 3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.


Измерение массы тела с помощью медицинс­ких весов.

Среднюю массу тела подростков рассчитайте по формуле:

М = 10 + 2В, где М — масса тела (в кг), В — возраст подростка

(в годах).

Расчет можно произвести по-другому,

А= рост (см) х окружность грудной клетки (см) / 240

Сравните полученные теоретические данные со своими измерениями.


Измерение окружности грудной клетки.

Ис­пытуемый поднимает руки, экспериментатор на­кладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по среднегрудинной точке спереди. Окружность из­меряется в трех фазах: во время паузы при обыч­ном спокойном дыхании, при максимальном вдо­хе и максимальном выдохе.

Экскурсия грудной клетки — это разница между величинами окруж­ностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6—9 см. Теорети­ческий расчет окружности грудной клетки (ОГ, в см) для лиц 13—17 лет, не занимающихся спор­том, проведите по формулам:

для мальчиков ОГ = 4,1 х возраст + 20,

для девочек ОГ = 2,2 х возраст + 45. Сравните расчетные данные с результатами ва­ших измерений

Определение пропорциональности телосложения.


Вариант 1. Воспользуйтесь формулой:
А= (рост стоя-рост сидя)X 100%

(рост сидя)

где А — показатель пропорциональности телос­ложения.

Оценка полученных результатов: 87—92% — пропорциональное физическое развитие, мень­ше 87% — относительно малая длина ног, более 92% — большая длина ног.

Вариант 2.

(окружность грудной клетки в паузе)
А= X 100%

(рост)

Оценка полученных результатов, при нормаль­ном телосложении величина А составляет 50—55%. При А 55% — сильное.


Весо-ростовой индекс (ВРИ)

это соотноше­ние между ростом человека (Р) и его весом (М). Он рассчитывается по формуле:

М (r)

ВРИ=

Р(см)

Норма упитанности составляет 280 - 350 г/см. Рассчитайте свой весо-ростовой индекс, сравните с нормой.


Проба по Бутейко.

Сядьте удобно, расслабь­тесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыха­ния возникает глубокий вдох, значит, проба прове­дена неточно.

Оценка состояния: задержка дыхания более 40 с — здоров, 20—40 с — здоровье ослаблено, ме­нее 20 с — человек болен.


Приложение №3

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата

Оценка гибкости позвоночника.

Школьник становится на кушетку или на стул и руками стара­ется дотянуться до сиденья, которое принимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук изме­ряется линейкой и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благо­приятным считается результат с положительным значением.

Проверка на равновесие (проба Ромберга).

Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро дру­гой ноги. Хорошим считается результат, когда испы­туемый сохраняет равновесие около 30 с.


Прыжок в длину с места.

Длина прыжка должна быть не менее 90 см.

Проверка координации движений.

С расстоя­ния 3 м надо ударить теннисным мячом о стенку и поймать отскочивший мяч 3 раза правой и 3 раза ле­вой рукой. Кидая мяч правой рукой, надо поймать его правой, кидая левой — левой. Отличный показа­тель — 6 раз, хороший — 5 раз.

Определение степени развития мускулатуры плечевого пояса.

Окружность плеча определяют дважды: при напряженных мышцах и при расслаб­ленной мускулатуре руки. Вначале руку в супинированном (развернутом ладонью кверху) положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наиболь­шего утолщения двуглавой мышцы (а). Затем испы­туемого просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе — производят пер­вое измерение (б). После этого, не снимая ленты, делают второе измерение при свободно опущенной руке (в). Измерения проводятся на обеих руках.

б - в

А= X 100%

а где А — показатель развития мускулатуры плеча.

Если полученная величина менее 5%, это указывает на недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение. Значение 5—12% показывает нормальное развитие. Выше 12% — сильное развитие мускулатуры плеча.


Правильность осанки.

1. Для вычисления показа­теля измеряют расстояние между крайними кост­ными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характери­зует ширину плеч, а сзади — величину дуги спины.

Ширина плеч

А= X 100%

величина дуги спины

где А — показатель состояния осанки. В норме этот показатель колеблется в пределах 100—110%. При значениях А менее 90% и более 125% имеется выраженное нарушение осанки.

Соотношение между окружностью талии и рос­том в норме составляет 45%.


2. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди (А) и со стороны спины (В). Первый результат разделите на второй: А/В. Если получается число близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.


3. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная


Определение наличия плоскостопия.

Испытуе­мый встает мокрыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом. С помощью линейки измеряется (в см) ширина плюс­невой части ноги (Р) и ширина стопы в ее средней части (К). Расчет производится по формуле:

К

А= х 100%.

Р

Оценка результатов:

При отсутствии плоскостопия А




Приложение №7

Определение состояния сердечно-сосудистой системы

Определение пульса.

Пульс регистрируется с помощью пальпаторного метода, для чего про­щупываются и подсчитываются пульсовые волны. Подсчитывается количество ударов на лучевой или сонной артериях в течение 15, 30 или 60 секунд. Частота пульса выражается количеством ударов в 1 мин.

Подсчитайте пульс в разных физических состо­яниях: сидя, стоя, после 10 приседаний и сравните результаты со среднестатистическими. В норме частота пульса составляет 60—80 ударов в минуту, в положении сидя — на 10 ударов меньше. Частота пульса 100—130 ударов в минуту свидетельству­ет о небольшой интенсивности нагрузки, 130—150 характеризует нагрузку средней интенсивности, а 170—200 — предельную нагрузку.

Небыстро поднимитесь по лестнице на 4-й этаж, после этого подсчитайте частоту пульса. Если она меньше 100 ударов в минуту — вы в отличной фор­ме, 100—120 — в хорошей форме, а 120 и выше — в плохой.


Подсчет пульса в разных условиях

Подсчитать пульс в разных условиях: сидя, стоя, после 20 приседаний.

Оценка результатов: При стандартной нагрузке результаты считаются хорошими, если после 20 приседаний частота сердечных сокращений увеличивается менее чем на 1/3 от частоты в состоянии покоя и нормализуется не позже 3 минут после ее окончания.


Измерение артериального давления.

Артери­альное давление (АД) измеряется с помощью то­нометра. Вычислите ваше давление по формуле и сравните с измеренным.

АД систолическое = 1,7 х возраст + 83,

АД диастолическое = 1,6 х возраст + 42.

Степень тренированности сердца вычисляет­ся по формуле:

П2 – П1

Т= х100%,

П1

где П, — частота пульса в положении сидя, П2 — частота пульса после 10 приседаний. Оценка результатов: менее 30% — хорошая тренирован­ность сердца, 30—45% — недостаточная трениро­ванность сердца, более 45% — низкая тренирован­ность сердца.

Тренированность сердца можно оценить и другим способом. Измерьте пульс 5—6 раз в покое, найдите среднее значение. Сделайте 20 приседаний. Подсчи­тайте пульс сразу же после этого, через 10, 30, 60, 90, 120, 150 и 180 с. Постройте график зависимос­ти частоты пульса от времени. Определите, через сколько секунд пульс возвращается в норму.

Оценка результатов, если частота пульса вырос­ла на 30% или меньше — хорошо, если более 30%, то это свидетельствует о плохой тренированности сердца. Если пульс возвращается к норме за 2 мин и меньше — хорошо, от 2 до 3 мин — удовлетворитель­но, свыше 3 мин — плохо.

Изучение резервов сердечно сосудистой сис­темы.

Для определения резерва используют индекс Робинсона:

И= _ П х (АД систолическое)

100

где П — частота пульса.

Значение 76—85 свидетельствует о среднем уров­не, более высокое значение — о низком, более низ­кое значение — о высоком уровне резервов.

Ортостатическая проба.

Испытуемый около 5 мин находится в положении лежа. Эксперимента­тор производит подсчет пульса. По команде испы­туемый резко встает, и экспериментатор считает пульс вновь.

Оценка результата, частота пульса увеличилась не более чем на 4 удара в минуту — ре­акция организма очень благоприятная; увеличилась на 4—40 ударов — благоприятная, более 40 уда­ров — неблагоприятная.










Приложение №8

Оценка состояния дыхательной системы

Дыхательные движения.

Средняя частота дыха­ния составляет 15 дыхательных движений за 1 ми­нуту, а у тренированных людей 10—15 за 1 минуту (подсчитываются либо вдохи, либо выдохи.) Нагруз­ку надо регулировать так, чтобы частота дыхания после занятий не превышала 40. Восстановление частоты дыхания после нагрузки должно происхо­дить за 7—9 минут.


Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки

По команде учителя все задерживают дыхание. Через каждые 5 сек учитель громко объявляет время с момента начала опыта, отмечая 5, 10, 15 и последующее число секунд. После непроизвольного восстановления дыхания каждый из учащихся записывает первое из услышанных после этого чисел, которое соответствует времени максимальной задержки дыхания в состоянии покоя. После 5-7 минутного отдыха, учащиеся делают 10 приседаний . После выполнения приседаний испытуемые быстро садятся на место и опыт с задержкой дыхания повторяется. Результаты записываются в таблицу. После этого вычисляется, какой % составляет максимальное время задержки дахания после работы относительно его задаржки в состоянии покоя


Оценка результатов: Результаты считаются хорошими, если в состоянии покоя удается задержать дыхание на 35-45 с. Более низкие результаты следует оценивать как слабые, более высокие как отличные. Если после нагрузки время задержки дыхания составило 70% и больше от результатов в покое, то тренированность человека можно считать высокой, если от 50до 70% - удовлетворительной, а если менее 50% - то слабой














Приложение №11

Дистанция сиденья и дифференция.


Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали меж­ду обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией си­денья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3—6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положитель­ной (когда край сиденья отстоит края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, т.е. соединённые между собой стол и сиденье, устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее требуется, откинув крышку, чтобы дистан­ция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть несвязанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, что­бы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю следует добиться автоматизма такой посадки, она должна стать для школьника максимально удобной и привычной.


Дифференцией называется расстояние по вертикали между обра­щенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина — функция двух переменных: Она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При боль­шой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден гор­биться, что приводит к быстрому развитию утомления. Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 3-4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека.

Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ребенку наиболее физиологическую прямую посадку. Однако, длительное соблюдение весьма строго установленной позы может иметь отрицательные последствия. Поэтому, важным условием является относительно свободная поза ученика











Приложение №12


Упражнения дня уплощенной и плоской стопы:


  1. Ходьба по гимнастической палке и другим подобным предметам, лежащим на полу, охватывая их сводом сто­пы.

  2. Перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой ступни на гимнастической палке.

  3. Собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки, бечевки, шнура; захватывание и перекладывание паль­цами ног различных предметов: палочек, шариков, ка­рандашей.

  4. Ходьба на пятках или наружных сторонах стопы с шари­ками, захваченными пальцами ног.

  5. Захватить пальцами правой ноги ручку скакалки, под­нять ее и взять рукой; затем пальцами левой ноги взять ее из рук и положить на пол; то же выполнить в обратном порядке.

  6. Захватывание сводами ступней малого мяча в поло­жении сидя на скамейке; поднять ноги до положения«угол», опустить, положить мяч на пол.

  7. Сидя на гимнастической скамейке, захватить пальцами правой ноги булаву за шейку, поднять ее и, перехватив пальцами левой ноги, поставить на пол.

  8. Сидя на скамейке, захватить сводами стоп тело булавы, стоящей на полу, поднять, переставить влево; то же вы­полнить вправо.




Просмотр содержимого документа
«Приложения (диаграммы основных показателей уровня физического развития)»

Приложение №15

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы


С
остояние покоя и стоя.



После дозированной нагрузки




При подъеме на 4 этаж.





Степень тренированности




Измерение артериального давления.




Резервы сердечно-сосудистой системы



Ортостатическая проба



Приложение №13

Определение гармоничности развития по антропометрическим данным

Р
ост учащихся.



И
змерение массы тела


Измерение окружности груди





Экскурсия грудной клетки




Определение пропорциональности телосложения




Весо-ростовой индекс














Приложение №14

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата


Оценка гибкости позвоночника




Проверка на равновесие (Проба Ромберга).




Прыжки в длину с места




Проверка координации движений




Определение степени развития мускулатуры плечевого пояса



Определение плоскостопия




Выявление нарушения осанки по ширине плеч и величине дуги спины




Выявление нарушения осанки по расстоянию между спиной и поясницей











Приложение №16

Оценка состояния дыхательной системы


Оценка дыхательных движений после нагрузки






Проба Бутейко











Задержка дыхания до и после нагрузки

















Приложение № 20

Результаты анкетирования учащихся

«Отношение к образу жизни»



К
урение




А
лкоголь, наркотики, лекарства





Привычки в еде








Стрессовый контроль











Физические упражнения







Безопасност
ь






Просмотр содержимого документа
«Приложения (оценка образа жизни)»

Приложение № 18

Проверьте свой образ жизни.

Таблица самоконтроля.


Оценочная шкала:

Всегда – 2 очка; иногда – 1 очко; никогда – 0 очков.


Курение.

Если вы вообще не курите, запишите себе 10 очков и переходите к следующему разделу.

  1. Я избегаю курения

  2. Я курю сигареты только с низким содержанием смол и никотина

Сумма:………………


Алкоголь и наркотики.

  1. Я избегаю пить алкогольные напитки.

  2. Я не использую алкоголь или наркотики как средство разрешения жизненных проблем или для выхода из стрессовых ситуаций.

  3. Я не употребляю алкоголь после приема определенных лекарств (например, снотворного, лекарств от аллергии, болеутоляющих препаратов.)

  4. Я читаю соответствующие инструкции и следую предписаниям при употреблении лекарств.

Сумма:…………………


Привычки в еде.
  1. Я ежедневно разнообразно питаюсь, употребляю фрукты, овощи, хлеб из муки грубого помола, каши из цельных зерен, постное мясо, молочные продукты, бобовые(горох или фасоль), орехи.

  2. Я ограничиваю количество жиров и холестерина в своей пище(в том числе жирного мяса, яиц, масла, кремов, субпродуктов, таких, как печень).

  3. Я ограничиваю количество соли, слабо солю пищу.

  4. Я избегаю много есть продуктов, содержащих много сахара, кондитерские изделия, лимонады и др.

Сумма:…………………….


Физические упражнения.

  1. Я поддерживаю оптимальный вес, избегая его увеличения или уменьшения.

  2. Я совершаю энергичные упражнения по 15 – 30 мин по крайней мере три раза в неделю (в том числе бег, плавание, быстрая ходьба).

  3. Я делаю упражнения для развития мускулатуры по 15 – 30 мин по крайней мере три раза в неделю (например, йога или аэробика).

  4. Я использую часть личного времени для участия в индивидуальных, семейных или командных физических занятий, укрепляющих здоровье.

Сумма:……………..


Стрессовый контроль.

  1. Моя работа или занятия мне нравятся.

  2. Я легко отдыхаю и свободно выражаю свои чувства.

  3. У меня есть близкие друзья, родственники или другие люди, с которыми я могу говорить о личных проблемах и которых я могу при необходимости просить о помощи.

  4. Я легко преодолеваю стрессовые ситуации.

  5. Я участвую в общественной деятельности (например, в школьных или внешкольных организациях) или у меня есть любимое занятие6 (хобби).

Сумма:…………………..


Безопасность.

  1. При езде в автомобиле я пристёгиваю ремни безопасности.

  2. Я не нарушаю правил дорожного движения.

  3. Я аккуратен в общении с потенциально опасными веществами (очистителями, ядрами, электрическими устройствами).

  4. Я избегаю водить автомобиль после принятия любого количества спиртных напитков.

  5. Я не курю в постели.

Сумма:………………….





















Приложение № 19


Что означает набранная вами сумма.


От 9 до 10 очков. Блестяще! Ваши ответы показывают, что вы сознаете важность правильного образа жизни для здоровья, но что гораздо важнее, вы ещё и используете ваши знания в жизни. Если вы будете и дальше так поступать, то ваше здоровье не подвергнется серьёзному риску. Похоже, что вы – пример для подражания знакомых и друзей. Теперь обратите внимание на те результаты, в которых вам следует совершенствоваться.


От 6 до 8 очков. Ваши привычки приемлемы, но их можно и улучшить. Посмотрите ещё раз на те вопросы, где у вас стоят ответы «иногда» или «никогда». Что нужно сделать, чтобы улучшить ваши показатели? Даже небольшие изменения часто могут помочь улучшить самочувствие.

От 3 до 5 очков. Ваше здоровье в опасности! Наверное, вам необходимо больше знать об опасности, с которой вы сталкиваетесь, и о необходимости

изменения своего поведения. Вероятно, вам нужна помощь, чтобы достигнуть желательных изменений образа жизни и состояния здоровья.


От 0 до 2 очков. Конечно, вы достаточно знаете о своём здоровье и без этого теста, но ваши ответы показывают, что вы подвергаете своё здоровье серьёзной и ненужной опасности. Возможно, вы знаете о риске, о том, что с ним связано. Вы можете легко получить необходимые вам сведения и помощь, если хотите. Следующий шаг за вами.




















Приложение №20


Рекомендации по правильному образу жизни


Избегайте сигарет.

Курение – наиболее частая причина многих заболеваний и преждевременной смерти. Особенно рискуют беременные женщины и их не рожденные дети. Люди, бросающие курить, уменьшают вероятность заболевания раком легких и болезнями сердца. Поэтому, если вы курите, дважды подумайте, прежде чем зажечь следующую сигарету. Если вы решите продолжать купить, попытайтесь хотя бы уменьшить число сигарет или перейти на сигареты с низким содержанием никотина и смол.


Соблюдайте благоразумие при употреблении алкоголя.

Алкоголь изменяет привычки и поведение. Большинство людей способны ограничивать потребление алкоголя и избегать нежелательных последствий. Но все равно регулярное потребление алкоголя ведет к развитию опасных заболеваний, таких, как цирроз печени, и представляет опасность для здоровья. Статистика также ясно показывает, что вождение автомобиля после приема содержащих алкоголь напитков – частая причина несчастных случаев и аварий.

Будьте осторожны при употреблении лекарств.

Сейчас потребление лекарств – как разрешенных, так и запрещенных – один из основных источников опасности для здоровья. Даже некоторые прописанные врачом лекарства могут быть опасны при употреблении в сочетании с алкоголем или перед вождением автомобиля. Избыточное или продолжительное употребление транквилизаторов может вызвать психические и физиологические изменения. А эксперименты с наркотиками могут вызвать многочисленные опасные эффекты или даже привести к гибели.

Будьте разборчивы в еде.

Переедание и избыточный вес создают опасность диабета, высокого кровяного давления, различных воспалительных заболеваний. Но правильно питаться – это значит также потреблять поменьше жиров (особенно животных), холестерина, сахара и соли. Попробуйте использовать как можно больше свежих овощей и фруктов. Вы почувствуете себя лучше.


Регулярные физические нагрузки.

Почти каждый может улучшить состояние здоровья путем физических упражнений: есть упражнения, которые может выполнять практически любой человек. (Если у вас возникают какие – либо сомнения, обратитесь к врачу.) обычно энергичные упражнения по 15-30 мин три раза в неделю уже помогут оздоровить сердце, сбросить лишний вес, натренировать мускулы и улучшить сон. Подумайте, какие изменения в этом плане нужны лично вам, чтобы чувствовать себя лучше.



Учитесь держать себя в руках.

Стресс – нормальная часть жизни: все сталкиваются с ним в определенной степени. Причины стресса могут быть и плохими, и хорошими, желательными и нежелательными. Если держать себя в руках, стресс не создает особых проблем. Но болезненная реакция на стрессовую ситуацию, такая, как длительное раздражение, курение или употребление алкоголя, может вызвать разнообразные физиологические или психологические проблемы. Даже в самый тяжелый день найдите несколько минут, чтобы успокоиться и отдохнуть. Обсуждение проблем с кем-нибудь, кому вы доверяете, часто помогает найти удовлетворительное решение. Поймите разницу между вещами, «за которые стоит драться», и менее важными.


Главное внимание – безопасности.

В первую очередь в каждой ситуации проверьте безопасность: дома, в школе, в играх, в дороге и т. д. Соблюдайте правила уличного движения. Держите опасные предметы подальше от маленьких детей. Держите рядом с телефоном номера, по которым следует звонить в случае опасности. Если что-нибудь случиться- вы наготове. Полезно также ознакомиться со справочниками типа «Карманная энциклопедия экстремальных ситуаций».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!