Итоговая работа по русскому языку
Фамилия, имя ______________________________________________ 17.05.17
Задание 1
а) Задумай звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в начале. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.
б) Задумай звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в конце. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.
Оцениваются:
1) количество записанных слов;
2) соответствие слов задуманному звуку.
Орфографические ошибки в записи слов при выполнении данного задания не учитываются. Однако самостоятельное записывание слов может дать дополнительные сведения о сформированности графических умений, об орфографической зоркости: пишет опасные места наугад, делает пропуск или спрашивает о написании учителя.
Соотнесение печатного и письменного шрифтов, комбинаторные способности, знание алфавита, различение мягких и твердых согласных звуков и их букв
Задание 2
а) Запиши буквы письменным шрифтом в алфавитном порядке.
А, Б, Д, Е, К, Т, О, И, С
б) Составь из выписанных букв как можно больше слов. Буквы можно повторять; можно использовать не все буквы.
в) В составленных словах отметь зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и синим – буквы твердых согласных звуков.
Оцениваются:
1) количество выполненных заданий;
2) полнота и правильность выполнения.
Проверка орфографической зоркости
Задание 3*
Возможные формулировки задания:
1) подчеркни все орфограммы;
2) подчеркни все опасные места.
Задание может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах, а также на любых текстах похожей сложности.
Примеры текста:
Дождь в мае хлеба поднимает.
Шарик убежал вперед.
Нам от мамы попадет!
Невыделение буквы парного глухого согласного в конце слова за ошибку не считается.
Оценивается полнота выполнения задания.
Списывание текста
Задание 4
Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последние неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.
Фиксируются недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений.
При списывании теряет смысл выделение изученных и неизученных орфограмм. Все ошибки такого рода фиксируются как искажение, замена букв. Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием правильно его списать, например: «Спиши текст».
Примеры текстов:
Сказала лиса кролику:
– Зачем ты, кролик, роешь такие узкие норы?
– Затем, чтобы ты, лисонька, не пришла ко мне в гости, – отвечал кролик.
(22 слова)
(По К. Ушинскому)
После списывания возможны и другие задания, например:
а) сверь свой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть;
б) в первых строчках подчеркни буквы мягких согласных звуков (вариант: в словах первых двух строчек поставь ударение или подчеркни все орфограммы).
Или:
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
(А. Барто)
(14 слов)
в) подчеркни слова, которые нельзя перенести;
Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического, или при восстановлении деформированного текста.
Оценка списывания
4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;
2-й уровень – допущены: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;
1-й уровень – работа показывает значительные затруднения ученика при списывании.
Выявление готовности к усвоению орфографической темы следующего года обучения: буквы проверяемых безударных гласных в корне
Задание 5
Выпиши только родственные (однокоренные) слова.
худой, художник, худеть, худышка, худоба
В выписанных словах поставь знак ударения.
Подчеркни буквы безударных гласных.
Оцениваются полнота и правильность выполнения.
Диктант
Задание 6
Проверяются правописание гласных после шипящих, написание имен с большой буквы, оформление предложения.
ЕЖИК
Настал тёплый май. Ежи проснулись. Коля и Аня ходили в рощу. Они увидели в траве ёжика. Он такой забавный!
(20 слов)
Порядок работы
Учитель читает предложения, после этого диктует слова каждого предложения с паузами между ними. Орфографически проговариваются «ошибкоопасные» части слов с неизученными орфограммами. После записи всех предложений учитель медленно читает их, а ученики проверяют написанное.
Грамматические задания
1. В словах первого предложения поставь ударение.
2. Выпиши имена детей, разделяя их для переноса.
Составление предложений из данных слов
Задание 7
Из данных слов составь как можно больше предложений.
Егор делать Аня подарок
Назначение задания. Выявить уровень усвоения учениками понятий «предложение», «слово», способность к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности). Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм (например: Егор делает подарок Ане. Егор и Аня делают подарок. Аня сделала подарок для Егора. Егор сделает подарок для Ани), с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова.
Оценка составления предложений
Оценивается только количество правильно составленных предложений. Орфографические ошибки не учитываются.
4-й уровень – составлено не меньше 4 вариантов предложений;
3-й уровень – составлено 2–3 предложения;
2-й уровень – составлено 1 предложение;
1-й уровень – задание не выполнено.
Восстановление деформированного текста
Задание 8
Утром идем сразу на речку.
Летом мы уехали на дачу.
А мне достался рваный башмак.
Мой друг поймал карасика.
(19 слов)
Оценка составления текста
4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;
3-й уровень – большинство связей установлено правильно;
2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;
1-й уровень – хаотический набор предложений.
Кроме этих заданий, повторите задания, которые вы проводили в начале учебного года, выявляя уровень готовности к обучению русскому языку (см. раздел «Обучение начинается с изучения ребенка» в методических пояснениях Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»). Результаты сравнения покажут абсолютный прирост в развитии предпосылок продуктивного усвоения русского языка.