Правописание приставок и предлогов
1∗. Прочитай загадки. Вставь пропущенные в словах буквы и подходящие по смыслу предлоги.
1) _________ крыл__ев, а быстрее птицы _____ дер__ва _____ дерево п__р__летает. (Белка)
2) _____ морю идёт, ______ бер__га дойдёт, тут и пропадёт. (В__лна)
3) ___ гол__ве пуговка, ____ носу решето, одна рука, да и то ___ спине. (Ч__йник)
4) ___ землёй трава, ____ землёй алая гол__ва. (Свёкла)
2∗. Прочитай. Запиши, раскрывая скобки. Отметь √, что дано в скобках: приставка, предлог или часть корня.
(под)осиновик (под)ушка (под)осиной
_______________ _____________________ ________________________
Часть корня Часть корня Часть корня
Предлог Предлог Предлог
Приставка Приставка Приставка
• Разбери имена существительные по составу.
3. Прочитай. Впиши пропущенные слова, выбрав их из слов для справок.
Приставка — это ____________ ______________________.
Предлог — это _______________ _________________.
Между предлогом и другим словом ____________________ вставить другое слово или вопрос.
Слова для справок: часть речи, часть слова, можно, нельзя.
4∗. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Отметь √ пословицу, в словах которой нет приставок. Выдели приставки.
Пр__ветливое слово гнев по__беждает
П__спешишь – людей н__смешишь.
П_осидим рядком, п__говорим ладком
Пр__лежал на печи, так про обед п_молчи.
5. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Отметь √ ряд слов, в котором на месте пропусков надо вставить букву о.
Д__бежал д__ поворота, пр__читал пр__ носорога
П__дсунул п__д скамейку, н__ступил н__ гвоздь
П__смотрел н__ восток, пр__шёл __з школы
6∗. Прочитай. Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели в словах приставки, подчеркни предлоги.
(Во)шёл м__дведь (в)тёмный лес — хрус__нула ветка (под)т__жёлой лапой валежника. (Ис)пугалась белка (на)ёлке — (вы)ронила (из)лапок ш__шку. (У)пала ш__шка — угодила зайцу (в)лоб. (Со)рвался за__ц (с) лёжки — (по)мчался (в)ч__щу. (Н. Сладков)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7∗. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Расставь предложения в правильной последовательности, так чтобы получился текст. Озаглавь текст.
____________________________
Там т__терева н__елись б__рёзовых почек.
Стая птиц п__л__тела на л__сную полянку.
Утром пр__снулись т__терева и уд__вились.
Потом они нырнули в мя__кий снег.
Кругом был снег.
Т__перь у птиц есть убежище от вр__гов.
(Г. Скребицкий)
__________________________________________________________________
• Выдели в словах приставки, подчеркни предлоги.
8. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки, подчеркни предлоги.
____________________________
Долгоносый Бекас выскочил из-под кочки, взвился, з…летел под самые облака. Хвост р…скрыл веером, выпрямил крылышки, п…р…вернулся носом к земле и п…нёсся вниз, п…р…ворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух р…ссекает, а в хвосте у него тонкие, узкие пёрышки ветром п…р…бираются. И слышно с земли, будто в вышине барашек з…пел, з…блеял. А это бекас. …тгадай, чем он поёт? Хвостом! (В. Бианки)
(В. Бианки)
• Подбери и запиши заглавие к тексту.
• Определи тип текста.
__________________________________________________________________