ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
«Произведения Н.А.Некрасова»
1 вариант
«КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ»
Определите жанр произведения.
стихотворение рассказ сказка поэма былина
С чем поэт сравнивает крестьянских детей? Как их называет? Запиши.
___________________________________________________________________________________
Про что рассказывали дети? Найди ответ в тексте и запиши.
_____________________ 2. ______________________ 3. ______________________
Где любили собираться взрослые и дети? Почему? Найди в тексте и запиши ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай. Отметь стрелками рифмующиеся строки. Определи вид рифмы.
Река огласилась и смехом, и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра...
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! обедать пора. ______________________________
Прочитай. Подчеркни сравнения. Отметь логические паузы.
Чу! шепот какой-то... а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
О чём рассказывали дети, вернувшись домой?
__________________________________ 2. _________________________________
__________________________________ 4. _________________________________
«МУЖИЧОК С НОГОТОК»
Определите жанр произведения.
стихотворение рассказ сказка поэма былина
Когда и где происходят события? Запиши.
__________________________________________________________________________________
О ком и о чём писал стихотворения Н.А.Некрасов?
__________________________________________________________________________________
Как относится К.И.Чуковский к герою стихотворения Н.А.Некрасова? Подчеркните слова, которыми он характеризует мальчика.
Так и видишь этого шестилетнего мальчика. Он понимает, что он полезный работник в семье.
Оттого он такой гордый и важный. Ему некогда разговаривать с каждым прохожим. Нужно торопиться, работа ждёт. На все вопросы он отвечает грубовато и коротко. И всё же поэт любуется им и говорит о нём с доброй улыбкой. Очень уж мил и забавен этот «мужичок с ноготок», считающий себя взрослым крестьянином…
«СЛАВНАЯ ОСЕНЬ»
В стихотворении «Славная осень» Н.А.Некрасов для описания осени использует сравнения. Прочитайте текст и впишите пропущенные слова. Подчеркните слова, к которым относятся сравнения.
Славная осень! Здоровый, ядрёный
воздух усталые силы бодрит;
лед неокрепший на речке студёной,
_________________________________________________________, лежит.
Около леса, _____________________________________________________,
Выспаться можно. Покой и простор!
«ЗЕЛЁНЫЙ ШУМ»
Какие чувства вызывает стихотворение Н.А.Некрасова «Зелёный шум» у К.И.Чуковского? Подчеркните.
Всякий раз, когда уходит зима и тёплые южные ветры налетают на леса и сады, пробуждающиеся к радостной жизни, нам вспоминается эта песня Некрасова.
Никому из нас не удалось бы так хорошо написать о том чувстве веселья и счастья, которое вызывает в нас наступление русской весны.
Впишите пропущенные слова.
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, ________________________шум!..
Играючи расходится
Вдруг ветер __________________________:
Качнёт кусты _________________________,
Подымет пыль ________________________,
Как облако: всё ________________________,
И воздух, и вода!..
«МОРОЗ-ВОЕВОДА»
Какое произведение напоминает это стихотворение Н.А.Некрасова?
рассказ сказку былину
Перечитайте отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», впишите пропущенные слова. Подчеркните олицетворение.
Не ветер _______________ над бором,
Не с гор побежали _____________, -
Мороз-воевода дозором
Обходит ________________ свои.
Глядит – хорошо ли ______________________
Лесные тропы занесли,
И нет ли где ________________, _______________,
И нет ли где ________________ земли?
Пушисты ли сосен вершины,
______________ ли узор на дубах?
И ____________ ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Отметьте рифмующиеся строки и запишите название строфы.
Идёт – по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде… | _________________________________________ |
«САША»
Прочитай отрывок из поэмы «Саша». Подчеркните сравнение.
Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой,
Пахарь ли песню вдали запоет —
Долгая песня за сердце берет;
Лес ли начнется — сосна да осина…
Не весела ты, родная картина!
С чем поэт сравнивает девочку Сашу? Подчеркни сравнение.
Добрые люди, спокойно вы жили,
Милую дочь свою нежно любили.
Дико росла, как цветок полевой,
Смуглая Саша в деревне степной.
Всем окружив ее тихое детство,
Что позволяли убогие средства,
Только развить воспитаньем, увы!
Эту головку не думали вы.
Прочитайте. Расставьте логические паузы. Подчеркните рифмующиеся слова.
Полем идёшь - всё цветы да цветы,
В небо глядишь - с голубой высоты
Солнце смеётся… Ликует природа!
Всюду приволье, покой и свобода…
Поэт пишет о лесе, солнце, ниве как о живых существах. Подчеркните олицетворения.
Чудо свершилось: убогая нива
Вдруг просветлела, пышна и красива,
Ласковей машет вершинами лес,
Солнце приветливей смотрит с небес.
Из каких произведений иллюстрации? Напиши.
____________________ __________________________ ________________
____________________ __________________________ ________________
______________________ ____________________
Из каких произведений эти строки? Напишите.
«Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…». (______________________________)
«Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (_____________________________)
«Ух жарко! До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли – навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой …» (________________________)