ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ НЕДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
Ефимчук А.Н. преподаватель, Свистун Е.К. преподаватель
УО «Минский государственный колледж сервиса и технологий»
Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по любому учебному предмету, помогает повысить интерес к изучению данного предмета. Участие в такой деятельности способствует созданию положительного микроклимата в коллективе учащихся, позволяет им развивать свою творческую познавательную активность, помогает реализовать те способности, которые иногда остаются невостребованными на учебных занятиях.
Главный принцип, которым руководствуется педагог – вовлечение максимального количества учащихся, независимо от уровня их знания по биологии, географии и химии, предлагая им виды деятельности посильного уровня и разноуровневые задания.
Хорошая возможность продемонстрировать результаты внеурочной деятельности по предмету представляется во время проведения предметной недели. В колледже уже сложились определенные традиции во время проведения предметных недель. Например, при проведении предметной недели иностранного языка, учащиеся выпускают тематические газеты и тематические путеводители по Великобритании, Германии, США и др. для ознакомления с культурными традициями стран изучаемого языка, а при проведении недели математики, учащиеся представляли портреты великих математиков, сделанных своими руками в разных стилях. Таким образом, мы расширяем общий кругозор учащихся, способствуем повышению их культурного уровня, а также развитию их творческих способностей.
Ежегодно проводится предметная неделя естественных наук, благодаря которой большое количество учащихся задействовано в ряду мероприятий, посвященных повышению мотивации к учебной деятельности.
Педагоги планируют предметную неделю так, что ежедневно проводятся мероприятия для вовлечения в учебную и воспитательную деятельность учащихся. Учащиеся не только присутствуют на различных мероприятиях, но и полностью вовлечены в процесс.
В рамках недели естественных наук проводятся разноуровневые мероприятия с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Планируются и воплощаются такие мероприятия как:
открытые уроки по биологии, географии и химии;
онлайн-викторины в социальных сетях колледжа;
воспитательное мероприятие Эко-кейс «Не горит. Не тает…и не разлагается» проводимое совместно с учебно-методической лабораторией экологического образования «МГЭИ им.А.Д.Сахарова» БГУ;
развлекательно-познавательная викторина «Своя игра»;
квест «В мире естествознания»;
конкурс творческих работ «Я так вижу»;
видеолекторий;
онлайн-экскурсия;
посещение тематических музеев.
Открытые уроки проводятся с целью демонстрации накопленного педагогического опыта, показа передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализа дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ИКТ, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.
Онлайн-викторины проводятся в социальных сетях колледжа (Instagram, Telegram), что удобно в то числе и для тех, кто не может принять участие в офлайн мероприятиях недели. В век IT-технологий важно учитывать привязанность учащихся к социальным сетям и все сторонне вовлекать в образовательный процесс, мотивируя на получение новых знаний.
УО «Минский государственный колледж сервиса и технологий» плотно cотрудничает с УО «МГЭИ им. А.Д.Сахарова» БГУ, что делает возможным проведение различных мероприятий на базе колледжа сотрудниками университета в том числе и в рамках недели естествознания. Данное мероприятие позволяет расширить кругозор учащихся колледжа, способствовать повышению экологической культуры и культуры речи. А преподавателям усовершенствовать свои практические навыки при проведении мероприятия такого рода.
Развлекательно-познавательная викторина «Своя игра» проводится с целью углубления знаний по предметам, повышения мотивации к обучению учащихся и развития умений работы в команде.
Для способствования создания условий многогранного развития учащихся, для позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками проводится квест «В мире естествознания».
Колледж готовит специалистов творческой направленности, которые не всегда имеют высокий уровень учебных знаний и мотивацию к обучению. Однако педагоги это учитывают и проводят конкурс творческих работ «Я так вижу», который в полной мере раскрывает творческий потенциал учащихся. Такого рода конкурсы не только имеют творческую направленность, но также стимулируют учащихся узнавать новое и демонстрировать это через призму их способностей и навыков.
На протяжении всей предметной недели во время перерывов проводится видеолекторий в холлах колледжа, где учащиеся проводят свободное от учебных занятий время. Таким образом, данное мероприятие помогает педагогам вовлекать учащихся в познавание новых фактов, о том или ином предмете.
Совместно с учащимися мы создаем и демонстрируем тематические презентации, разрабатываем викторины, квесты, экскурсии и др., которые впоследствии могут быть использованы во время проведения учебного процесса.
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных способов представления информации. В отличие от видео и презентации, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, в ходе экскурсии учащиеся не только видят объекты, они слышат запись, получая об этих объектах необходимую информацию, овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа [1].
Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний с помощью современных компьютерных технологий, помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации. Такая форма работы способствует активной деятельности всех участников образовательного процесса.
Ежегодно в рамках предметной недели учащиеся совместно с педагогами посещают тематические музеи такие как: «Музей природы и экологии», «Музей истории медицины», «Музей анатомии человека», «Зоологический музей БГУ» и другие. Посещение музеев дает возможность провести время с пользой вне учебного заведения, расширить кругозор и углубить знания в области естествознания, мотивируя учащихся на дальнейшее изучение предметов.
При подведении итогов предметной недели преподаватели награждают самых активных учащихся сертификатами на получение отметок, что еще больше мотивирует учащихся на участие в мероприятиях в рамках предметных недель, формирует желание узнавать новое, способствует развитию работы в команде. Таким образом, мы вносим свой посильный вклад в воспитание культурных и интеллектуально-развитых граждан нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА
Голева, Т.Г. Экскурсия как форма организации образовательного процесса / Т.Г. Голева // Образовательные краеведческие экскурсии сборник статей и конспектов. – 2020. – С. 5-8.
Махотин, Д.А. Компетентностно-ориентированные задания как средство оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся / Д.А. Махотин // Среднее профессиональное образование. – 2014. – №5. – С. 17-20.
Русских, Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика / Г.А. Русских // Методист. – 2018. – № 2 . – С. 25-28.