Тема урока: «Решение задач на проценты» (5 класс, авторы УМК: Г.К. Муравин, О.В. Муравина)
Цель урока: создание условий для продуктивной деятельности направленной на формирование УУД обучающихся в решении задач по теме урока. Задачи урока развивать умения анализировать условие задачи и относить ее к тому или иному типу; тренировать способность к использованию алгоритмов решения задач на проценты; формировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности; совершенствовать умения переводить проценты в дробь и дробь в проценты, находить проценты от величины и величину по ее проценту. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение самостоятельно ставить цели учебной деятельности; применять ранее полученные знания к новой ситуации; контролировать и оценивать результаты деятельности; умение следовать в своих рассуждениях заданному алгоритму; вносить коррективы в свои действия после их завершения; соотносить результат своей деятельности с поставленной целью; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение слушать и вступать в диалог, объективно оценивать труд своих товарищей, умение выражать свои мысли точно и в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, формировать способность к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Проценты» на основе метода рефлексивной самоорганизации, умение анализировать и осмысливать текст задачи, умение извлекать из текста задачи нужную информацию, критически оценивать полученный в задаче ответ, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задачи. - Личностные УУД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Планируемые результаты: Предметные Уметь записывать десятичные дроби в виде процентов и наоборот, находить несколько процентов от величины, величину по ее проценту, уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и решать основные типы задач на проценты Метапредметные Уметь: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; самостоятельно ставить цели учебной деятельности; применять ранее полученные знания к новой ситуации; контролировать и оценивать результаты деятельности; следовать в своих рассуждениях заданному алгоритму; вносить коррективы в свои действия после их завершения; соотносить результат своей деятельности с поставленной целью; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД). Уметь планировать учебное сотрудничество, ставить вопросы, разрешать конфликты; слушать и вступать в диалог, объективно оценивать труд своих товарищей, управлять поведением партнера, выражать свои мысли точно и в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (Коммуникативные УУД). Уметь работать с различными источниками информации, самостоятельно строить новые способы действия по теме «Проценты» на основе метода рефлексивной самоорганизации; анализировать и осмысливать текст задачи; извлекать из текста задачи нужную информацию; критически оценивать полученный в задаче ответ; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи. (Познавательные УУД). Личностные Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Тип урока: Урок рефлексии. Формы организации деятельности обучающихся: Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, групповая работа, работа в парах. Технологии обучения: ИКТ, дифференцированный подход, технология сотрудничества. | Оборудование урока: Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация слайдов, карточки для проведения самостоятельной работы. Учебник: Математика. 5 класс Г.К. Муравин, О.В. Муравина. – М.: Дрофа 2013. Рабочая тетрадь на печатной основе. |
Опорные понятия, термины Процент, десятичная дробь, обыкновенная дробь, основные типы задач на проценты. | Домашнее задание Обязательное ТПО: № 303 Дополнительное № 824* стр.250 Презентация «Симон Стевин» |
Контроль, самоконтроль на уроке Самопроверка, взаимопроверка, тестирование, компьютерное тестирование. | |
Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия обучающихся | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
I. Организационный момент Цель. Включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне; создание благоприятного психологического настроя на работу | Создает положительный настрой на продуктивную работу. -Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке. - С каким настроением вы пришли сегодня на урок? - У меня вот такое настроение, но мне так хочется, чтобы в конце урока пришлось дорисовать улыбку. Как думаете, от чего это будет зависеть? - Всё зависит от вас. - На уроке обратная связь будет осуществляться при помощи сигнальных карточек красного и зеленного цветов. На каждый прозвучавший ответ вы поднимаете сигнальные карточки, показывая зеленым цветом, что у вас такое же мнение. В случае расхождения мнений вы показываете красную карточку, мы обсуждаем, выявляем причину разногласия. За каждое верно выполненное задание или верный устный ответ на полях своей тетради вы ставите знак «+». В конце урока при подведении итогов подсчитываем количество плюсов и оцениваем свою работу на уроке. Учитель может добавить «+» за оригинальную идею, либо другой способ решения». - Не бойтесь сделать ошибку. Ведь ошибка – источник опыта! | Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи. | Личностные: Создание позитивного эмоционального отношения к уроку, самоопределение к деятельности Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний. | Готовность обучающихся к обучению. Создание учебного настроения, мотивация |
II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель. Актуализация опорных знаний и способов действий; создание условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включении в учебную деятельность. | Организует актуализацию требований к обучающемуся с позиций учебной деятельности - Выполните задания, запишите ответы: 21042016. Что записано? 4 задание. - Что изображено на слайде? Из всех представленных фигур, сколько процентов объемных? Какое задание «лишнее» и почему? | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют взаимопроверку. Проводят исследовательскую работу. Выбирают необходимые сведения из предложенного текста. Ответы: числовой ряд; двадцать один миллион сорок две тысячи шестнадцать; если поставить точки, то получится сегодняшняя дата... Ответы: геометрические фигуры, плоские и объемные фигуры… Ответы: 5 – задача на смекалку, остальные задания связаны с процентами. | Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи. Взаимопроверка. Самоконтроль. | Регулятивные: Умение проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: Умение планировать учебное сотрудничество, объективно оценивать труд своих товарищей Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Умеют планировать учебное сотрудничество, объективно оценивать труд своих товарищей Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности Цель. Формулирование темы и цели урока, мотивация к учебной деятельности | - Внимание на экран. - Что вы видите? - На какие группы можно разбить эти математические объекты и почему? Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Я предлагаю вам еще одну тему: «Мир, в котором мы живем…» - Запишите дату и темы урока. - Каким, по вашему мнению, должен быть мир, в котором мы живём? - Перед вами круг - «Мир, в котором мы живём». Эти прилагательные (добрый, красивый…) давайте запишем вокруг круга. Все, о чем мы сегодня вспомним (о чем будем говорить на уроке), мы запишем в наш круг. - По вашему мнению, есть связь между темами урока? - А вот, что между ними общего, я думаю, на этот вопрос мы ответим немного позже. - Что мы будем делать сегодня на уроке? - На сколько процентов вы оцениваете свои знания по теме «Проценты»? Запишите на полях тетради. - Ребята, а задумывался ли каждый из вас, с какой целью он сегодня пришел на урок? Я постараюсь помочь вам найти свою цель. На экране вы видите список личностных целей (учитель предлагает одному из учеников класса прочитать цели). - Выберите из этого списка для себя цель (или несколько целей), запишите ее номер в тетради на полях и поработайте на нее в течение всего урока. В конце урока мы проанализируем, достигли вы ее или нет, и почему. - Для того, чтобы у нас все получилось нам понадобятся: | Возможные ответы обучающихся: обыкновенные дроби, десятичные дроби, проценты. Выполняют задания, предложенные учителем. Формулируют тему урока: «Проценты», «Процентные расчеты», «Решение задач на проценты»… Выбирают личностную цель. Ответы: добрый, красивый… | Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение. Проблемная ситуация. Классификация. Анализ. | Регулятивные: Умение принимать решение в проблемной ситуации, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: Умение оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний. | Умеют принимать решение в проблемной ситуации, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Умеют ориентироваться в своей системе знаний. |
IV. Первичное закрепление Цель. Организовать усвоение обучающимися способов нахождения процентов от числа, целого по его процентам, процентного отношения двух чисел, решения задач на проценты. | - Посмотрите друг на друга. Пожелайте мысленно удачи своему соседу. Работать вы сейчас будете вместе. - Работаем в парах. 1 - № 814 (2). 2 - № 816 (2б). 3- № 821 (1а). - Вы должны не только дать верный ответ, но и объяснить верный ход решения. - Какие фигуры необходимо убрать, чтобы узнать ответ? - Посмотрите на рисунок, посоветуйтесь и аргументируйте своё решение. | Работают в парах. Объясняют ход решения. Работают в группах Анализируют. Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение. Анализ. Проблемная ситуация. Работа в парах. | Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий, принимать решение в проблемной ситуации. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; | Умеют проговаривать последовательность действий, принимать решение в проблемной ситуации. Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Умеют ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Цель. Актуализировать требования к обучающимся с позиции учебной деятельности | - Я предлагаю отправиться в мир «интересного». Для этого поработаем в группах. Решим задачи и кое-что узнаем. 1- № 831 (1а). 2 – 828 (1). 3 – 829. Индивидуальная работа Три варианта работы: - Кто считает, что готов к компьютерному тестированию выполняют тесты. (Решение и результаты записывают в тетради) - Кто немного сомневается – выполняют печатные тесты. - Кто еще не совсем уверен в своих знаниях по теме - просматривают видеоурок. Взаимопроверка (проверка по готовому эталону) - Слово консультантам, они работали над проектом, и сейчас предлагают результаты своей работы вашему вниманию. (Буклеты «Процентные расчёты») | Работают в группах. Формулируют ответ и объясняют ход решения. Составляют план решения. Работают индивидуально. Осуществляют самопроверку. | Работа в группах. Исследование. Выбор. Индивидуальная работа. Проектная деятельность. | Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в свои действия после их завершения Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Познавательные: Анализ и осмысливание текстов задач, извлечение из текста нужной информации, формирование умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждений; доказательство верности группового решения | Умеют проговаривать последовательность действий; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в свои действия после их завершения Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Умеют анализировать и осмысливать тексты задач, извлекать из текста нужную информацию, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, строить логические цепи рассуждений; доказывать верность группового решения |
V. Информация о домашнем задании Цель. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы | Беседа в ходе фронтальной работы. Выбор. | Регулятивные: умение следовать в своих рассуждениях заданному алгоритму, вносить коррективы в свои действия Коммуникативные: слушать и понимать речь других; Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Выбирают задание в соответствии с уровнем развития. Умеют следовать в своих рассуждениях заданному алгоритму, вносить коррективы в свои действия; слушать и понимать речь других; отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
V. Рефлексия Цель. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Инициирует рефлексию детей по поводу эмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Организует рефлексию - Подводим итог работы на уроке. - Посчитайте количество набранных баллов и выставьте отметку. - Кто доволен своей работой поднимите зеленую карточку. - Ребята, в начале урока вы поставили личностную цель. Достигли Вы её? Покажите зеленую карточку, если вы ее достигли, и красную, если нет. Кто хочет поделиться своими выводами? - На сколько процентов Вы сейчас оцениваете свои знания по теме «Проценты»? Поднимите зеленую карточку, если есть позитивная динамика. - О чем говорили сегодня на уроке, запишите в круг «Мир, в котором мы живем…» Что общего между темами урока? - С каким настроением вы уходите с урока? - Я, конечно, дорисую улыбку, вы работали замечательно. - Я желаю вам, чтобы каждый ваш день был наполнен хорошими делами, поступками, эмоциями… на 100% - Будьте здоровы, успешны, но при этом не стоит забывать, что – ничего не делается само собой, без усилий и воли, без труда. - Урок окончен. Всем спасибо. | Анализируют свою деятельность на уроке, оценивают свои успехи. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют конкретные результаты обучения: -какие получены достижения; -что было удачным на уроке, а что менее удачным; -объяснение причины своих неудач; - ставят задачи на следующий урок. Записывают: дроби, проценты, социальный налог, ученые, горы, геометрические фигуры… Повсюду нас окружают проценты | Беседа в ходе фронтальной работы. Анализ. Рефлексия. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать и слышать других, соблюдать правила поведения и общения Регулятивные: Оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль; умение соотносить результаты своей деятельности с поставленными целями, умение оценить свое внутреннее состояние Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме | Умеют принимать решения, делать выводы, общаться, ориентироваться в своей системе знаний. Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других, соблюдать правила поведения и общения Умеют оценивать уровень и качество усвоения; соотносить результаты своей деятельности с поставленными целями; оценить свое внутреннее состояние. Умеют ориентироваться в своей системе знаний. |