СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проценты.Решение задач на проценты.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Проценты".Отличная разработка.

Просмотр содержимого документа
«Проценты.Решение задач на проценты.»

Методическая разработка урока математики

Тема урока: «Решение задач на проценты» (5 класс, авторы УМК: Г.К. Муравин, О.В. Муравина)

Учитель: Семенченко Любовь Юрьевна


Цель урока: создание условий для продуктивной деятельности направленной на формирование УУД обучающихся в решении задач по теме урока.

Задачи урока

  • Предметные:

развивать умения анализировать условие задачи и относить ее к тому или иному типу; тренировать способность к использованию алгоритмов решения задач на проценты; формировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности; совершенствовать умения переводить проценты в дробь и дробь в проценты, находить проценты от величины и величину по ее проценту.

  • Метапредметные:

- Регулятивные УУД:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение самостоятельно ставить цели учебной деятельности; применять ранее полученные знания к новой ситуации; контролировать и оценивать результаты деятельности; умение следовать в своих рассуждениях заданному алгоритму; вносить коррективы в свои действия после их завершения; соотносить результат своей деятельности с поставленной целью; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение слушать и вступать в диалог, объективно оценивать труд своих товарищей, умение выражать свои мысли точно и в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




- Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, формировать способность к самостоятельному построению новых

способов действия по теме «Проценты» на основе метода рефлексивной самоорганизации, умение анализировать и осмысливать текст задачи, умение извлекать из текста задачи нужную информацию, критически оценивать полученный в задаче ответ, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

- Личностные УУД:

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные

Уметь записывать десятичные дроби в виде процентов и наоборот, находить несколько процентов от величины, величину по ее проценту, уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и решать основные типы задач на проценты


Метапредметные

Уметь:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; самостоятельно ставить цели учебной деятельности; применять ранее полученные знания к новой ситуации; контролировать и оценивать результаты деятельности; следовать в своих рассуждениях заданному алгоритму; вносить коррективы в свои действия после их завершения; соотносить результат своей деятельности с поставленной целью; высказывать своё предположение.

(Регулятивные УУД).

Уметь

планировать учебное сотрудничество, ставить вопросы, разрешать конфликты; слушать и вступать в диалог, объективно оценивать труд своих товарищей, управлять поведением партнера, выражать свои мысли точно и в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (Коммуникативные УУД).

Уметь

работать с различными источниками информации, самостоятельно строить новые способы действия по теме «Проценты» на основе метода рефлексивной самоорганизации; анализировать и осмысливать текст задачи; извлекать из текста задачи нужную информацию; критически оценивать полученный в задаче ответ;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной

форме, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.

(Познавательные УУД).


Личностные

Уметь

ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Тип урока:

Урок рефлексии.

Формы организации деятельности обучающихся:

Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, групповая работа, работа в парах.

Технологии обучения:

ИКТ, дифференцированный подход, технология сотрудничества.

Оборудование урока:

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация слайдов, карточки для проведения самостоятельной работы.

Учебник: Математика. 5 класс Г.К. Муравин, О.В. Муравина. – М.: Дрофа 2013. Рабочая тетрадь на печатной основе.


Опорные понятия, термины

Процент, десятичная дробь, обыкновенная дробь, основные типы задач на проценты.

Домашнее задание

Обязательное

ТПО: № 303

Дополнительное

№ 824* стр.250

Презентация «Симон Стевин»

Контроль, самоконтроль на уроке

Самопроверка, взаимопроверка, тестирование, компьютерное тестирование.










Этап урока

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия обучающихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

I. Организационный момент

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне; создание благоприятного психологического настроя на работу



Создает положительный настрой на продуктивную работу.

-Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке.

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

- У меня вот такое настроение, но мне так хочется, чтобы в конце урока пришлось дорисовать улыбку. Как думаете, от чего это будет зависеть?

- Всё зависит от вас.

- На уроке обратная связь будет осуществляться при помощи сигнальных карточек красного и зеленного цветов. На каждый прозвучавший ответ вы поднимаете сигнальные карточки, показывая зеленым цветом, что у вас такое же мнение. В случае расхождения мнений вы показываете красную карточку, мы обсуждаем, выявляем причину разногласия.

За каждое верно выполненное задание или верный устный ответ на полях своей тетради вы ставите знак «+». В конце урока при подведении итогов подсчитываем количество плюсов и оцениваем свою работу на уроке. Учитель может добавить «+» за оригинальную идею, либо другой способ решения».

- Не бойтесь сделать ошибку. Ведь ошибка – источник опыта!

Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку.

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

Отвечают на вопросы учителя.









Беседа в ходе фронтальной работы.

Постановка задачи.




Личностные:

Создание позитивного эмоционального отношения к уроку, самоопределение к деятельности

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.





Готовность обучающихся к обучению.

Создание учебного настроения, мотивация

II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель.

Актуализация опорных знаний и способов действий; создание условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включении в учебную деятельность.

Организует актуализацию требований к обучающемуся с позиций учебной деятельности






- Выполните задания, запишите ответы: 21042016. Что записано?







4 задание.

- Что изображено на слайде?

Из всех представленных фигур, сколько процентов объемных?





Какое задание «лишнее» и почему?

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют взаимопроверку.

Проводят исследовательскую работу.

Выбирают необходимые сведения из предложенного текста.

Ответы: числовой ряд; двадцать один миллион сорок две тысячи шестнадцать; если поставить точки, то получится сегодняшняя дата...



Ответы: геометрические фигуры, плоские и объемные фигуры…






Ответы: 5 – задача на смекалку, остальные задания связаны с процентами.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Постановка задачи.

Взаимопроверка.

Самоконтроль.



Регулятивные:

Умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные:

Умение планировать учебное сотрудничество, объективно оценивать труд своих товарищей

Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме



Умеют планировать учебное сотрудничество, объективно оценивать труд своих товарищей

Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности

Цель.

Формулирование темы и цели урока, мотивация к учебной деятельности

- Внимание на экран.

- Что вы видите?

- На какие группы можно разбить эти математические объекты и почему?

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Я предлагаю вам еще одну тему: «Мир, в котором мы живем…»

- Запишите дату и темы урока.

- Каким, по вашему мнению, должен быть мир, в котором мы живём?

- Перед вами круг - «Мир, в котором мы живём». Эти прилагательные (добрый, красивый…) давайте запишем вокруг круга. Все, о чем мы сегодня вспомним (о чем будем говорить на уроке), мы запишем в наш круг.

- По вашему мнению, есть связь между темами урока?

- А вот, что между ними общего, я думаю, на этот вопрос мы ответим немного позже.

- Что мы будем делать сегодня на уроке?

- На сколько процентов вы оцениваете свои знания по теме «Проценты»? Запишите на полях тетради.

- Ребята, а задумывался ли каждый из вас, с какой целью он сегодня пришел на урок? Я постараюсь помочь вам найти свою цель. На экране вы видите список личностных целей (учитель предлагает одному из учеников класса прочитать цели).

- Выберите из этого списка для себя цель (или несколько целей), запишите ее номер в тетради на полях и поработайте на нее в течение всего урока. В конце урока мы проанализируем, достигли вы ее или нет, и почему.

- Для того, чтобы у нас все получилось нам понадобятся:

Возможные ответы обучающихся: обыкновенные дроби, десятичные дроби, проценты.

Выполняют задания, предложенные учителем.

Формулируют тему урока: «Проценты», «Процентные расчеты», «Решение задач на проценты»…

Выбирают личностную цель.



Ответы: добрый, красивый…


Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение.

Проблемная ситуация.

Классификация. Анализ.

























Регулятивные:

Умение принимать решение в проблемной ситуации, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

Умение оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний.


Умеют принимать решение в проблемной ситуации, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Умеют ориентироваться в своей системе знаний.


IV. Первичное закрепление

Цель.

Организовать усвоение обучающимися способов нахождения процентов от числа, целого по его процентам, процентного отношения двух чисел, решения задач на проценты.



- Посмотрите друг на друга. Пожелайте мысленно удачи своему соседу. Работать вы сейчас будете вместе.

- Работаем в парах.

1 - № 814 (2).

2 - № 816 (2б).

3- № 821 (1а).

- Вы должны не только дать верный ответ, но и объяснить верный ход решения.


- Какие фигуры необходимо убрать, чтобы узнать ответ?


- Посмотрите на рисунок, посоветуйтесь и аргументируйте своё решение.


Работают в парах. Объясняют ход решения.

Работают в группах

Анализируют.

Отвечают на вопросы учителя.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Наблюдение. Анализ. Проблемная ситуация. Работа в парах.


Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий, принимать решение в проблемной ситуации.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;


Умеют проговаривать последовательность действий, принимать решение в проблемной ситуации.

Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Умеют ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;


V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель.

Актуализировать требования к обучающимся с позиции учебной деятельности

- Я предлагаю отправиться в мир «интересного». Для этого поработаем в группах. Решим задачи и кое-что узнаем.

1- № 831 (1а).

2 – 828 (1).

3 – 829.




Индивидуальная работа

Три варианта работы:

- Кто считает, что готов к компьютерному тестированию выполняют тесты. (Решение и результаты записывают в тетради)

- Кто немного сомневается – выполняют печатные тесты.

- Кто еще не совсем уверен в своих знаниях по теме - просматривают видеоурок.

Взаимопроверка

(проверка по готовому эталону)


- Слово консультантам, они работали над проектом, и сейчас предлагают результаты своей работы вашему вниманию. (Буклеты «Процентные расчёты»)




Работают в группах. Формулируют ответ и объясняют ход решения.

Составляют план решения.

Работают индивидуально.

Осуществляют самопроверку.






























Работа в группах. Исследование. Выбор. Индивидуальная работа. Проектная деятельность.



Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в свои действия после их завершения

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Познавательные:

Анализ и осмысливание текстов задач, извлечение из текста нужной информации, формирование умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждений; доказательство верности группового решения


Умеют проговаривать последовательность действий; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в свои действия после их завершения

Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Умеют

анализировать и осмысливать тексты задач, извлекать из текста нужную информацию, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, строить логические цепи рассуждений; доказывать верность группового решения


V. Информация о домашнем задании

Цель.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы







Беседа в ходе фронтальной работы. Выбор.



Регулятивные:

умение следовать в своих рассуждениях заданному алгоритму, вносить коррективы в свои действия

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;

Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Выбирают задание в соответствии с уровнем развития.

Умеют следовать в своих рассуждениях заданному алгоритму, вносить коррективы в свои действия; слушать и понимать речь других;

отличать новое от уже известного с помощью учителя.

V. Рефлексия

Цель.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Инициирует рефлексию детей по поводу эмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Организует рефлексию

- Подводим итог работы на уроке.

- Посчитайте количество набранных баллов и выставьте отметку.

- Кто доволен своей работой поднимите зеленую карточку.

- Ребята, в начале урока вы поставили личностную цель. Достигли Вы её? Покажите зеленую карточку, если вы ее достигли, и красную, если нет. Кто хочет поделиться своими выводами?

- На сколько процентов Вы сейчас оцениваете свои знания по теме «Проценты»? Поднимите зеленую карточку, если есть позитивная динамика.

- О чем говорили сегодня на уроке, запишите в круг «Мир, в котором мы живем…»

Что общего между темами урока?

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Я, конечно, дорисую улыбку, вы работали замечательно.

- Я желаю вам, чтобы каждый ваш день был наполнен хорошими делами, поступками, эмоциями… на 100%

- Будьте здоровы, успешны, но при этом не стоит забывать, что – ничего не делается само собой, без усилий и воли, без труда.

- Урок окончен. Всем спасибо.

Анализируют свою деятельность на уроке, оценивают свои успехи.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют конкретные результаты обучения:

-какие получены достижения;

-что было удачным на уроке, а что менее удачным;

-объяснение причины своих неудач;

- ставят задачи на следующий урок.



















Записывают: дроби, проценты, социальный налог, ученые, горы, геометрические фигуры…

Повсюду нас окружают проценты

Беседа в ходе фронтальной работы. Анализ. Рефлексия.



Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать и слышать других, соблюдать правила поведения и общения

Регулятивные:

Оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль; умение соотносить результаты своей деятельности с поставленными целями, умение оценить свое внутреннее состояние

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме




Умеют принимать решения, делать выводы, общаться, ориентироваться в своей системе знаний.

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других, соблюдать правила поведения и общения

Умеют оценивать уровень и качество усвоения; соотносить результаты своей деятельности с поставленными целями; оценить свое внутреннее состояние.

Умеют ориентироваться в своей системе знаний.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!