СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол заседания педагогического совета на филологическую тему

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС).

Просмотр содержимого документа
«Протокол заседания педагогического совета на филологическую тему»

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Семейкинская средняя общеобразовательная школа –

детский сад № 31»

(ГОУ Семейкинская СОШ Д-С №31)



ПРОТОКОЛ

заседания педагогического совета


«8» ноября 2018 г. № 2


пгт. Семейкино


Председательствующий – Осипенко Е. М.

Секретарь – Шершнева А. В.

Присутствовали: ____ человек (список прилагается)


ТЕМА: Взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС).


Повестка дня:

  1. Формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, литературоведческой и культуроведческой компетенций.

  2. Развитие интеллектуальных способностей личности как повышение эффективности образовательного процесса.

  3. Формирование языковой компетенции на уроках русского языка.


  1. СЛУШАЛИ: Осипенко Елизавету Михайловну – директора школы, которая ввела педагогический коллектив в тему педсовета и обозначила важность этой темы в условиях перехода учебного заведения на новые Государственные образовательные стандарты.

Проблема общения – одна из самых важных в современном обществе. В том числе для школьников: для них обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе выпускника школы именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. 

Требование современного общества – развитие языковой личности, способной воспринимать и анализировать информацию, содержащуюся в тексте любого вида и формы, создавать речевое высказывание, применяя результаты интеллектуальной деятельности на практике, - обусловило концептуальные позиции современного филологического образования: 
- русский язык и литература – основные школьные дисциплины, способствующие социализации нового поколения;
- формирование речевой личности, способной быть активным членом общества;
- потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией;
- практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся;
- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, культурологической компетенций. 

ВЫСТУПИЛИ: Афанасенко Светлана Васильевна, руководитель МО гумманитарного цикла. Светлана Васильевна выступила с докладом по формированию и развитию коммуникативной, языковой и лингвистической, литературоведческой и культуроведческой компетенций.


Образование по русскому языку и литературе (согласно новым ГОС) направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), литературоведческой и культуроведческой компетенций. Ведущую позицию в процессе обучения наших детей должно занимать развитие речи. Для этого каждый учитель (не только словесник) должен создавать на уроках необходимую развивающую речевую среду.
Работа с текстом - один из путей повышения лингвистической и литературоведческой компетенции учащихся, и шире - использование текста как основы создания на уроках развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.

Текст и его теория раскрывают следующие возможности:

  1. учащиеся овладевают новой областью языкознания – лингвистикой текста;

  2. возникают новые возможности понимания слова, оборотов речи, грамматических форм, конструкций в выражении мысли;

  3. устраняется разрыв в исследовании структуры языка и механизмов речи, ее культуры; создается единое пространство изучения русского языка и литературы (филологический подход);

  4. порождаются новые типы заданий: подготовка к выразительному чтению текста, письму стихов по памяти; изложение образцов – и собственное творчество по образцам, редактирование своего сочинения и многие другие, способные приблизить ребенка к реалиям практической действительности.

Изучение состояния преподавания русского языка и литературы в нашей школе, результатов выполнения ГИА за курс средней (полной) школы по русскому языку говорит о недостаточности уровня сформированности ряда речевых умений и навыков, лежащих в основе интеллектуальной компетенции учащихся.

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры. Наиболее результативными мы считаем следующие формы и методы организации работы на уроке:

- комплексная работа с текстом;
- лингвистический анализ текста;
- тематические (речевые) уроки;
- «самодиктанты»;
- лексические разминки;
- сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение;
- редактирование текста;
- различные виды диктантов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами;
- сравнение 2-х текстов;
- письмо;
- коммуникативные и игровые ситуации.
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например:
- лингвистическая лаборатория;
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок – творческая мастерская;
- урок-тест;
- урок-конкурс;
- урок-игра.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Использовать на уроках русского языка и литературы новые формы и методы работы с текстом, которые способствуют развитию речи учащихся.

  2. Подбирать тематический текстовый материал, направленный на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

  3. Вовлекать во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.


2. СЛУШАЛИ: Огиенко Яну Викторовну, заместителя директора по УВР, учителя истории. Яна Викторовна рассказала, что развитию интеллектуальных способностей личности, повышению эффективности образовательного процесса способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологи интегрированного обучения, технологии разноуровнего обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий. Она презентовала собственные наработки по этой теме (электронные).

ВЫСТУПИЛИ: Гуртовая Анжелика Викторовна – учитель начальных классов, учитель украинского языка. Анжелика Викторовна выступила с докладом по развитию интеллектуальных способностей личности как повышение эффективности образовательного процесса.

Деятельность учащихся на уроках организуется в соответствии с главной задачей формирования коммуникативной компетенции и на основе создания речевой среды. Что должен уметь учащихся:

- понимать читаемый текст;
- определять тему и основную мысль текста;
- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль;
- аргументировать свою точку зрения;
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Обращаем внимание на такой вид исследовательской деятельности, как комплексная работа с текстом. Тексты для таких уроков должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений классической и современной литературы.

Хорошим стимулом для развития коммуникативно-познавательной деятельности учащихся становятся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением).

Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается и системой интеллектуально-лингвистических упражнений, способствующих формированию и развитию логического мышления в сочетании с повышенной речевой активностью школьников. Эти упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда качеств ребенка (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности.

Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений, которая может быть смоделирована учителем самостоятельно, а также используются те задания, которые предлагаются в стабильных учебниках по языку. Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовят к эффективному речевому общению. Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения, и дидактические игры 

Тематические уроки - это неиссякаемый источник обогащения речи учащихся. Учебная и речевая тема составляют единое целое. Развитие речи учащихся, закрепление речеведческих навыков происходит путем анализа текстов, исследования их с точки зрения лингвистики.

Уроки по лингвистическому и литературоведческому анализу текста помогают осмыслить идею, сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. 

В учебной деятельности имеет большое значение не только выбор форм работы, но и общение ученика и учителя, речевая активность на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью.
Приемы контроля и стимулирования.
Учитывая, что целью работы с текстом в конечном итоге становится формирование метапредметных компетенций и развитие личности учащегося, необходимо и обновление системы контроля и стимулирования учащихся. В нее мы включаем и традиционный пятибалльный контроль ЗУН учащихся, и самоконтроль, взаимоконтроль, накопительные баллы (портфолио), тестирование, зачет, консультирование, переводная и итоговая аттестация (ГИА в 9-х классах, в 11-х класах). 
Формы стимулирования: 
- освобождение от зачета по теме, если учащийся имеет хорошие и отличные результаты самостоятельных, проверочных, диагностических и контрольных работ, тестирования;
- учет достижений учащегося во внеурочной деятельности по предмету при выставлении аттестационной оценки;
- учет достижений учащегося в урочной (рейтинг) и внеурочной (портфолио) деятельности по предмету при зачислении в профильный класс.
Вся эта большая многоаспектная работа с текстом позволяет нам достигать определенных результатов:
- у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению не только русского языка и литературы, но и к учебе в целом;
- эффективнее происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется творческий подход к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
- повышается качество обучения в школе;
- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах, иных мероприятиях учебной, исследовательской, творческой, общественной деятельности, а в целом – в жизни.
Мы считаем, что использование текста при обучении создает реальные условия для осуществления личностно-ориентированной педагогики – эта работа позволяет воспитать свободную личность, наделенную субъективным опытом и реализующую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.



ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Улучшить подготовку учителя к уроку с учётом вышесказанных требований.

  2. Применять на уроках новые формы и методы работы (Формы стимулирования, тематические уроки и т. д.).





  1. СЛУШАЛИ: Гапонову Татьяну Петровну – учителя русского языка. Татьяна Петровна рассказала о формировании языковой компетенции на уроках русского языка

Русский язык в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию своего духовного начала.

Формирование и развитие языковой компе­тенции, несомненно, прерогатива предмета «русский язык», однако она может быть признана и надпредметной компетенцией, которая должна совершенствоваться в процессе изучения всех учебных предметов в школе, в условиях единого речевого режима.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения и выбору конкретных технологий и методик. В качестве специальных целей преподавания русского языка в школе в Федеральном компоненте государственного стандарта выделяются языковая, коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетенции.

В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая.

Современный период развития методики преподавания языков характеризует обостренный интерес к кумулятивной функции языка, к обучению языку как средству приобщения к мировой и национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, постижение национальной культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно - нравственного мира школьника, его национального самосознания.

Формирование языковой компетенции – важнейший аспект обучения родному языку, поскольку языковая компетенция – это способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Последнее время формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация комплексной работы с текстом.

ВЫСТУПИЛИ: Дзюба Анна Геннадьевна, учитель начальных классов, которая рассказала об особенностях комплексных работ. Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

- комплексный анализ текста;

- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

- анализ текста при работе над типами речи;

- сопоставительный анализ текстов;

- письмо по памяти;

- лингвистический эксперимент;

- работа с «деформированным» текстом;

- составление текста по опорным словам.

Активизируют творческую активность учащихся и повышают интерес к предмету нетрадиционные формы проведения уроков: урок-дискуссия; урок-практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки.

Таким образом, использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции учащихся, помогает в подготовке к ГИА, развивает кругозор, повышает интерес к предмету. В процессе работы с художественным текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре.


ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Систематически выполнять подготовку к выполнению комплексных работ с текстом.

  2. Взять на контроль учащихся, у которые имеют маленький словарный запас и испытывают определенные трудности при выполнении комплексных работ.




Председательствующий     Е. М. Осипенко

Секретарь А. В. Шершнева


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!