СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол наблюдения за ребенком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Протокол наблюдения за ребенком»

Примерная форма протокола наблюдения


Образовательное учреждение ___________________________________________________.

Дата наблюдения __________________. Учитель ___________________________________.

Класс (группа) _____________. Тема урока ________________________________________.

_____________________________________________________________________________.

Цель урока (мероприятия)

_____________________________________________________________________________.


№ п/п

Этап учебного занятия (мероприятия)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продолжительность по времени

Выводы (заметки)









Протокол наблюдения и оценки урока


Школа _____________________________. Проверяющий ____________________________.

Дата _______________________________. Класс ___________________________________.

Количество учащихся в классе __________________________________________________.

Количество учащихся на уроке __________________________________________________.

Фамилия И. О. учителя _________________________________________________________.


Тема урока

Цель урока


Требования к деятельности учителя

Оценка

Требования к работе учителя

Оценка

Начало урока




Внимание учащихся на различных этапах




Повторение и проверка




- в начале




знаний








Теоретический уровень изложения




- в середине




- оптимальность объема материала




- в конце




- логичность




Активность учащихся при опросе




- систематичность




- при изучении




- научность




- при закреплении




- доступность




Интерес к теме




- посильность




Уровень прочности




Раскрытие темы




- знаний




Отбор материала




- умений




Организация внимания




- навыков




Воспитательная сторона урока




Самостоятельность суждений




Использование ТСО, наглядности дидактического материала




Отношение к учителю




Эмоциональность рассказа




Культура труда




Педагогический такт




Речь




Речь




Вопросы к учителю




Расчет времени




Степень познавательной активности




Организация самостоятельной работы




Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе занятий




- содержание




Самоконтроль




- методика




Степень дисциплинированности, организованности




Методы работы (степень эффективности)




Дисциплина:




Уровень обратной связи




- готовность к уроку




Эффективность контроля за работой учащихся




- во время урока




Знание предмета и общая эрудиция учителя




- во время самостоятельной работы




Оценка цели и результатов проведенного занятия в целом




- во время объяснений




- степень конкретности




- во время дачи домашнего задания




- четкость




Реакция на звонок




- лаконичность




Восприятие материала учеником




Достижимость цели




- восприятие




- реальность




- осмысление




- целесообразность




- применение




- сложность




- обобщение




Степень обучающего воздействия занятий (чему и в какой степени научились)




- систематизация




Актуализация опорных знаний и умений (подготовка к определенному виду деятельности)




- схватывание объекта




Взаимосвязи с этапами урока




- анализ




Объективность оценки




- вычленение главного




Домашнее задание




- наличие творческого применения ЗУН в новой ситуации




Мнение учителя, проводившего урок (самоанализ)











Общие результаты урока: выполнение плана, мера реализации общеобразовательной, воспитательной задач урока, уровни усвоения знаний способов деятельности учащихся.

I уровень – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания

II уровень – применение в аналогичной исходной ситуации

III уровень – применение в новой творческой ситуации

ОБЩАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Рекомендации по улучшению качества урока:



День ДРК по проблеме

«Оценка эффективности урока»

Цель: выявить состояние, уровень качества и эффективности учебного занятия.

Задачи:

  1. Определить уровень взаимодействия учителя и ученика в процессе учебного занятия. Определить осознание учителем педпроцесса как систему условий оптимального развития учителя и ученика.

  2. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на результат учебного занятия.

  3. Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов и условий, влияющие на качество и эффективность учебного занятия.

Объект исследования: урок в системе образовательного процесса.

Предмет исследования: деятельность учителя и учащихся по развитию качества знаний.

Рабочая гипотеза: если постановка целей урока диагностична, представление изучаемого содержания в виде систем познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения, проектирование способов взаимодействия участников педпроцесса ( Учитель – ученик), личностно-ориентированная обеспеченность деятельности учащихся (свободный выбор, состязательность, креативность), применение в учебном процессе новейших средств и способов информирования, оценивание результатов деятельности (оценка и самооценка), то это будет способствовать оптимальному развитию личности ученика, повышению качества и эффективности урока.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, рефлексивные срезы, хронометрирование, тестирование, собеседование с учителем (рефлексивный срез «Я в уроке и урок во мне»), метод ранжирования, интервьюирования.


Программа проведения дня ДРК
  1. Инструктаж директора заместителям по УВР, ВР, социальному педагогу, психологу, учителю-предметнику.

  2. Инструктаж руководителей МО.

  3. Примерное распределение функциональных обязанностей:

    • заместитель директора по УВР отвечает за посещение уроков;

    • заместитель директора по ВР отвечает за организацию исследований и обработку материалов;

    • социальный педагог и психолог отвечают за проведение анкетирования среди учащихся и учителей;

    • учителя-предметники отвечают за организацию урока;

    • вся информация обрабатывается экспертным советом назначенным директором школы.

  4. Примерные сроки проведения дня ДРК: ________.

  5. Анализ материалов и выявление тенденций.

  6. Принятие управленческих решений по результатам работы экспертной комиссии.

  7. Заседание педконсилиума.

Анализ. Аналитические материалы по итогам исследований при посещении уроков:

    • анкетирование;

    • составление визитных карточек «Образ моего урока»;

    • аудиозаписи собеседования;

    • видеозаписи фрагментов уроков;

    • график хронометрических исследований;

    • лист наблюдения и оценки урока.

Дата: __________ Время __________


Микроисследование 1


Проведение наблюдений (см. листы показатели оценки качества и эффективности учебных занятий и наблюдения и оценки урока). Особое внимание обратить на:

  1. Диагностичность постановки цели урока;

  2. Представление изучаемого содержания в виде систем познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения;

  3. Проектирование способов взаимодействия участников педпроцесса (Учитель-ученик);

  4. Лично-мативированную обеспеченность деятельности учащихся (свободный выбор, состязательность, креативность);

  5. Применение в учебном процессе новейших средств и способов информирования;

  6. Оценивание результатов деятельности (оценка и самооценка).

Это будет способствовать оптимальному развитию личности ученика, повышению эффективности урока.

Оценка в баллах: 3 – оптимальный уровень, 2 – допустимый, 1 – низкий.


Микроисследование 2


Анкета для учащихся и учителя.

Цель: выявить состояние и характер взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе.

Учитель

Ученик

  1. Меня ученики встречают добро-желательно.

  2. Ученики настроены на мой урок.

  3. Я стремлюсь довести до учащихся цели учебной деятельности.

  4. Я привлекаю учащихся к формулировке цели занятий.

  5. Я создаю условия для реализации элементов «само».

  6. Я формирую у учащихся навыки по:

    1. выявлению главного;

    2. проведению анализа обобщению материала;

    3. составление плана;

    4. подготовке докладов.

  7. Я отношусь к ученику с уважением.

  8. Я учитываю реальные учебные возможности учащихся.

  9. Я включаю в занятия задания творческого характера.

  10. Я достигаю цели урока.

  1. Я встречаю учителя доброжелательно.

  2. Я охотно работаю на уроке.

  3. Мне понятны цели моей деятельности.

  4. Я участвую в выработки цели занятия.

  5. Я умею оценивать свою работу и работу товарища.

  6. Меня учитель учит:

    1. составлению опорного конспекта;

    2. составлению таблиц;

    3. составлению плана;

    4. работе с дополнительной литературой.

  7. Уважительно ли относится к тебе учитель?

  8. Я понимаю объяснение учителя.

  9. Предлагает ли учитель на занятиях задания, требующие сообразительности и смекалки?

  10. Удовлетворяют ли тебя знания, приобретенные на уроке?

Оценку провести в баллах:

3 – да,

2 – частично,

1 – нет.


Микроисследование 3


Метод хронометрирования
  1. По видам деятельности учителя и ученика.

  2. По структуре урока.

Методы рефлексии
  1. Метод незаконченных предложений.

  2. Метод рефлексивной мишени.

  3. Метод рефлексивного анализа урока.

  4. Рефлексивный срез «Я в уроке, урок во мне».

  5. Метод ранжирования.

Метод собеседования
  1. Философия моего урока.

  2. Мои педагогические ценности.

Метод интервьюирования
  1. Как вы определяете свою миссию учителя.

  2. Как вы чувствуете себя в пространстве современных образовательных технологий.

Метод тестирования

1. По уровням обученности.



Лист наблюдения и оценки урока


Школа ___________. Проверяющий _______.

Дата ______________ Класс ____________.

Количество учащихся в классе ________.

Количество учащихся на уроке ________.

Ф. И. О. учителя _______________________.


Тема урока

Цель урока

Требования к деятельности учителя

Оценка

Требования к работе учащихся

Оценка

Начало урока




Внимание учащихся на различных этапах




Повторение и проверка знаний




- в начале




Теоретический уровень изложения




- в середине




- оптимальность объема материала




- в конце




- логичность




Активность учащихся при опросе




- систематичность




- при изучении




- научность




- при закреплении




- доступность




Интерес к теме




- посильность




Уровень прочности




Раскрытие темы




- знаний




Отбор материала




- умений




Организация внимания




- навыков




Воспитательная сторона урока




Самостоятельность суждений




Использование ТСО, наглядности, дидактического материала




Отношение к учителю




Эмоциональность рассказа




Культура труда




Педагогический такт




Речь




Речь




Вопросы к учителю




Расчет времени




Степень познавательной активности




Организация самостоятельной работы




Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе занятий




- содержание




Самоконтроль




- методика




Степень дисциплинированности, организованности




Методы работы (степень эффективности)




Дисциплина




Уровень обратной связи




- готовность к уроку




Эффективность контроля за работой учащихся




- во время урока




Знание предмета и общая эрудиция учителя




- во время самостоятельной работы




Оценка цели и результатов проведенного занятия в целом




- во время объяснений




- степень конкретности




- во время дачи домашнего задания




- четкости




- реакция на звонок




- лаконичности




Восприятие материала учеником




Достижимость цели




- восприятие




- реальность




- осмысление




- целесообразность




- применение




- сложность




- обобщение




Степень обучающего воздействия занятий

(чему и в какой степени научились)




- систематизация




Актуализация опорных знаний и умений (подготовка к определенному виду деятельности)




- схватывание объекта




Взаимосвязи с этапами урока




- анализ




Объективность оценки




- вычленение главного




Домашнее задание




- наличие умения творческого применения ЗУН в новой ситуации




Мнение учителя, проводившего урок (анализ урока)








Общие результаты урока: выполнение плана, мера реализации общеобразовательной, воспитывающей задач урока, уровни усвоения знаний способов деятельности учащихся.

I уровень – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания

II уровень – применение в аналогичной исходной ситуации

III уровень – применение в новой творческой ситуации, т.е. творческое

ОБЩАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

отлично

хорошо

удовлетворительно

Рекомендации по улучшению качества урока




Показатели оценки качества и эффективности учебных занятий

(по Т.И. Шамовой)


№ п/п

Характеристика урока

Показатели

Цель урока названа


Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности


Соответствие содержания учебного материала ТЦУ

Методы обучения обеспечили

    • мотивацию деятельности

    • сотрудничество учителя и учащихся

    • контроль и самоконтроль


Соответствие методов обучения

    • СУМ

    • ТЦУ


Формы познавательной деятельности обеспечили

    • сотрудничество между учащимися

    • включение каждого ученика в деятельность по достижению ТЦУ


Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с МО и ТЦУ


Уровень достижения ТЦУ

    • познавательный аспект

    • воспитательный аспект

    • развивающий аспект



Оценку провести в баллах:

2 – реализовано полностью

1 – реализовано частично

0 – не реализовано

Эффективность урока Эу = 17 х 100 %,

где 17 – сумма баллов, выставленных экспертов;

26 – максимально возможная сумма баллов;

Если Эу 85 % и нет ни одной 0 оценки – урок отличный.

Если Эу от 65 % до 84% - урок хороший.

Если Эу от 45 % до 64 % - урок проведен удовлетворительно.


Примерные управленческие решения


  1. Провести индивидуальные и групповые консультации с учителями по выявленным проблемам.

До _______. Отв. завучи

  1. Провести методическую панораму открытых уроков.

До _______. Отв. завучи

Изучить и обобщить опыт учителя на уровне школы, района, города.

До _______. Отв. завучи

  1. Изучить и обобщить опыт учителя на уровне школы, района, города.

До _______. Отв. завучи

  1. Разработать совместно с методистом ГИУУ программу по самообразованию учителя.

В течение года. Отв. завучи

  1. Организовать посещение и взаимопосещение уроков.

В течение года. Отв. рук. МО

  1. Представить к поощрению учителей:

По итогам дня ДРК проводится проблемно-ориентированный анализ микроисследований и намечаются управленческие решения к плану работы ОУ.



День ДРК по проблеме: «Рациональная организация

труда учителя и ученика на уроке»


Цель: изучить содержание эффективности деятельности учителя и ученика по рациональной организации труда на уроке.

Задачи:

    1. Выявить основные направления повышения работоспособности и эффективности использования времени учителя и ученика; оценить результативность их практической реализации.

    2. Определить, как нормализуются в школе условия труда учителя и как это влияет на качество учебно-воспитательного процесса.

    3. Оценить факторы и условия, влияющие на повышение рациональной организации труда.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: содержание деятельности учителя, ученика, класса в целом.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, собеседование, хронометраж и др.

План проведения.

    1. Инструктаж участников по методике работы.

    2. Определение даты и времени.

    3. Определение формы подачи отчета и обсуждения результатов.


Микроисследование по карте 1


Задание 1. Провести оценку деятельности учителя и ученика по всем функциям управления и самоуправления.


Показатели оценки при посещении урока


Блок 1. Умение ставить цели и планировать деятельность свою и ученика.

Показатели учителя:

а) умение ставить цели при планировании урока;

б) умение отбирать содержание (необходимую информацию) к уроку в соответствии с психолого-педагогическими особенностями учащихся;

в) умение отобрать дидактический материал, наглядные пособия и технические средства обучение в соответствии с целями;

г) умение планировать СУМ, ФОПД, МО в соответствии с целями и задачи.

Показатели ученика:

а) умение ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока;

б) умение воспринимать и перерабатывать содержание материала (информации);

в) умение работать с дидактическим материалом, наглядными пособиями и техническими средствами обучения;

г) умение планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и содержанием урока.

Блок 2. Умение эффективно организовать деятельность свою и ученика.

Показатели ученика:

а) умение эффективно организовать свою деятельность во времени в соответствии с заданными целями и задачами;

б) умение эффективно организовать свое рабочее место и ученика в соответствии с заданными нормативами.

Показатели ученика:

а) умение организовать свою деятельность во времени в соответствии с целями и задачами;

б) умение организовать свою деятельность на рабочем месте.

Блок 3. Умение провести анализ, оценку и регулирование своей деятельности и ученика.

Показатели учителя:

а) умение провести самоанализ и самооценку своей деятельности;

б) умение провести анализ и оценку деятельности ученика;

в) умение на основе контроля осуществлять регулирование деятельности своей и учащихся.

Показатели ученика:

а) умение провести самоанализ и самооценку своей деятельности;

б) умение осуществлять взаимоконтроль и оценку деятельности других;

в) умение на основе самоконтроля осуществлять регулирование своей деятельности.

Задание 2. Перенести данные в таблицу и вычислить сравнительный вариационный балл.


Таблица для сбора обобщенной информации по вопросу рациональной организации труда учителя и ученика на уроке


№ п/п

Ф. И. О. ученика

Средняя оценка по

показателям блока

Средний

обобщенный

балл

Блоки

1

2

3
















В таблицу вносятся средние баллы по всем показателям блока (оценка умений учителя и ученика).

Алгоритм действий
  1. Оценить каждый показатель блока умений учителя и ученика. Принимается следующая система оценки: 1 – отмечается критический уровень; 2 – достаточный и 3 – оптимальный.

  2. Вычисляется средний показатель по блоку: сложить баллы по каждому показателю. Например: 1 + 2 + 1 + 2 + 1 + 1 + 3 и т.д.

  3. Поделить полученную сумму на общее число показателей блока.

  4. Аналогично вывести обобщенный средний показатель по оценке в целом.

Задание 3. Построить диаграмму по данным наблюдениям и провести анализ развития основных умений учителя и ученика.









Обобщение и анализ информации


При обработке материала важно сравнить данные по умениям учителя и ученика. Выявить решенные вопросы и проблемы по отдельным учителям, предметам и в целом учебно-воспитательном процессе.

Обобщенный материал для ДРК обсудить на педагогическом консилиуме, метод- объединениях или педсовете.

Важным этапом является принятие управленческих решений по регулированию и коррекции деятельности отдельных учителей и целостного учебно-воспитательного процесса.


Карта

Показатели оценки умений учителя и ученика

при посещении урока


Блок 1. Умение ставить цели и планировать деятельность свою и ученика.

1. Умение ставить цели при планировании урока.

1

1. Умение ученика ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока.

2. Умение отбирать содержание (необходимую информацию) к уроку в соответствии с психолого-педагогическими.

2

2. Умение ученика воспринимать и перерабатывать информацию (содержание материала).

3. Умение учителя отбирать дидактический материал, наглядные пособия и ТСО в соответствии с целями.

3

3. Умение учащихся работать с дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО.

4. Умение планировать СУМ, ФОПД, МО в соответствии с целями и задачами.

4

4. Умение планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и содержанием урока.


Блок 2. Умение эффективно организовать деятельность свою и ученика.

5. Умение учителя эффективно организовать свою деятельность во времени в соответствии с целями и задачами.

5

5. Умение учащихся организовать свою деятельность во времени в соответствии с заданными целями и задачами.

6. Умение учителя эффективно организовать свое рабочее место и место ученик а в соответствии с заданными нормативами.

6

6. Умение ученика организовать свою деятельность на рабочем месте.


Блок 3. Умение провести анализ, оценку и регулирование своей деятельности и ученика.

7. Умение учителя провести самоанализ и самооценку своей деятельности.

7

7. Умение ученика провести самоанализ и самооценку своей деятельности.

8. Умение учителя провести самоанализ и самооценку своей деятельности.

8

8. Умение ученика осуществлять взаимоконтроль и оценку деятельности других.

9. Умение учителя на основе контроля осуществлять регулирование своей деятельности и учащихся.

9

9. Умение учащихся на основе самоконтроля осуществлять регулирование своей деятельности.


Алгоритм действий:

  1. Оценить каждый показатель блока умений учителя и ученика:

1 – критический

2 – достаточный уровень

3 – оптимальный уровень

  1. Вычислить показатель по блоку: сложить баллы по каждому показателю и разделить эту сумму на общее число показателей блока. Аналогично вывести обобщенный показатель (средний) по оценке в целом.



День ДРК по проблеме «Нормализация учебной нагрузки на ученика»


Цель: выявить уровень учебной нагрузки на ученика.

Задачи:

  1. Определить уровень учебной нагрузки на учащихся класса (школы).

  2. Оценить оптимальность учебной нагрузки учащихся.

  3. Выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на нормализацию учебной нагрузки школьника.

  4. Принять (наметить) управленческие решения по регулированию и коррекции учебной нагрузки учащихся.

Объект исследования: система учебно-воспитательного процесса класса (школы).

Предмет исследования: объем (дозировка) учебной нагрузки ученика на уроке.

Рабочая гипотеза: если учебная нагрузка учащихся соответствует реальному уровню развития личности в УВП, то это приведет к сохранению здоровья учащихся, ликвидации их перегрузки, стабильным результатам обучения.

Методы исследования: анкетирование, хронометрирование и др.


Программа проведения дня ДРК


  1. Комплектование рабочей группы.

  2. Инструктаж участников проведения дня ДРК.

  3. Составление личных мини-программ каждым участником дня ДРК.

  4. Определение сроков проведения исследований и обработки полученных результатов.

  5. Анализ материалов, выявление тенденций. Составление графиков, схем, таблиц и диаграмм.

  6. Принятие программы (управленческих решений) по регулированию и коррекции работы по нормализации учебной нагрузки учащегося с целью оперативного регулирования проблем, стоящих перед школой.


Микроисследование 1

Ребята! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты с целью изучения вашей учебной нагрузки. Ответы выражайте следующими оценками: да –3; не совсем –2; нет –1.


Анкета для учащихся.

  1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?

  2. Легко ли тебе дается учение?

  3. Устаешь ли ты после дня занятий в школе?

  4. испытываешь ли ты усталость в конце учебной недели?

  5. Устраивает ли тебя режим

а) 6-дневной учебной недели?

б) 5-дневной учебной недели?

  1. Устаешь ли ты после выполнения домашних заданий?

  2. Считаешь ли ты, что в качестве домашних заданий имеют место трудоемкие, но малоэффективные виды работ?

  3. Учитывают ли учителя особенности профильной направленности обучения

а) при отборе содержания учебного материала на уроке?

б) при дозировке домашнего задания?

  1. Имеешь ли ты достаточно времени для занятий по интересам (чтение, секции, кружки и т. д.)?

  2. Регулируют ли учителя на твои замечания и предложения по учебной нагрузке?

  3. Успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены?

  4. Считаешь ли ты, что объем домашних заданий завышен по следующим предметам:

а) русскому языку;

б) литературе;

в) алгебре;

г) геометрии;

д) физике;

е) химии;

ж) истории;

з) географии;

и) биологии;

к) иностранному языку?

  1. Насколько ты удовлетворен расписанием

а) на понедельник;

б) вторник;

в) среду;

г) четверг;

д) пятницу;

е) субботу?

  1. Сколько времени ты затрачиваешь на подготовку домашнего задания?

а) до 1 часа;

б) до 2 часов;

в) до 3 часов;

г) более 3 часов.


Микроисследование 2


Уважаемые коллеги! С целью изучения нормализации учебной нагрузки учащихся просим Вас ответить на следующие вопросы. Ответы выражайте следующими оценками: да – 3; не совсем – 2; нет – 1.


Анкета для учителей.

  1. Удовлетворены ли

а) режимом работы школы?

б) Вашим расписанием?

в) Вашей педагогической нагрузкой?

  1. Считаете ли Вы, что учащимся легко учиться в школе?

  2. Устают ли Ваши ученики после дня занятий в школе?

  3. Считаете ли Вы, что ученики испытывают переутомление к концу учебной недели по причине перегрузок по Вашему предмету?

  4. Устраивает ли Вас режим

а) 6-дневной учебной недели?

б)5-дневной учебной недели?

  1. Считаете ли Вы, что объем домашних заданий по Вашему предмету соответствует норме?

  2. Задаете ли Вы учащимся на дом трудоемкие, но малоэффективные задания?

  3. Учитываете ли Вы особенности обучения детей в разнопрофильных классах

а) при отборе содержания учебного материала на уроке?

б) при дозировке домашнего задания?

  1. Считаете ли Вы, что у учащихся достаточно времени для занятий по интересам?

  2. Регулируете ли Вы замечания по учебной нагрузке:

а) коллег?

б) родителей?

в) учеников?

  1. Считаете ли Вы, что продолжительность перемены достаточна для отдыха учащихся?


Микроисследование 3


Уважаемые родители! С целью изучения объема учебной нагрузки Вашего ребенка просим выразить Ваше отношение в оценках: да – 3; не совсем – 2; нет – 1.


Анкета для родителей.

  1. Удовлетворены ли Вы организацией учебно-воспитательного процесса в школе?

  2. Считаете ли Вы, что Вашему ребенку легко учиться в школе?

  3. Устает ли Ваш ребенок после дня занятий в школе?

  4. Наблюдаете ли Вы переутомление у Вашего ребенка к концу учебной недели?

  5. Удовлетворяет ли Вас режим работы школы

а) 6-дневной учебной недели?

б) 5-дневной учебной недели?

  1. Считаете ли Вы, что объем домашних заданий оптимален для Вашего ребенка?

  2. Считаете ли Вы, что в качестве домашних заданий имеют место трудоемкие, но малоэффективные виды работ?

  3. Замечаете ли Вы регулировку учителями-предметниками дозировки домашних заданий с учетом профильности обучения?

  4. Имеет ли Ваш ребенок достаточно времени для занятий по интересам?

  5. Реагируют ли учителя на Ваши замечания и предложения по учебной нагрузке?

  6. Имеют ли место жалобы со стороны Вашего ребенка на нехватку времени для отдыха и подготовки к следующему уроку в течение перемены?


Методика обработки результатов анкет для учащихся, учителей, родителей


  1. Анкетируемый лист дает ответы на вопросы анкеты по трехбальной системе: да – 3 балла; не совсем – 2 балла; нет – 1 балл.

  2. Вычисляется средний балл по вопросам анкеты (суммировать баллы по каждому вопросу и разделить на количество участников).

  3. На основании данных построить график и выявить по нему тенденции.











  1. Построить диаграмму состояния учебной нагрузки учащихся по конкретным учебным предметам. (Подсчет для составления диаграммы ведется по числу отметивших перегрузки и не испытывающих перегрузок.)










По результатам анализа разрабатывается примерная программа по регулированию и коррекции работы по проблеме нормализации учебной нагрузки учащихся. Смысл управленческого решения будет состоять в регулировании и коррекции выявленных тенденций, например, выявлена тенденция к перегрузке учащихся домашними заданиями по предметам математического цикла. Выделена группа учителей, которые не соблюдают допустимую дозировку домашних заданий. Определены пути ликвидации недостатков, распределены меры между ответственными, проводятся тренинги с учителями по дозировке домашних заданий, запланирован контроль выполнения рекомендаций.


День ДРК по проблеме: «Готовность ученика

к выполнению домашнего задания»


Цель: изучить состояние готовности учащихся к выполнению домашнего задания, выявить тенденции положительно и отрицательно влияющие на готовность учащихся выполнению домашнего задания.

Задачи:

  1. Проанализировать состояние готовности учащихся к выполнению домашнего задания.

  2. Определить тенденции состояния готовности учащихся к выполнению домашних заданий по школе.

  3. Обобщить полученные результаты и наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на готовность учащихся к выполнению домашнего задания.

Объект исследования: система УВП.

Предмет исследования: условия и факторы, влияющие на готовность учащихся к выполнению домашнего задания.

Рабочая гипотеза: если на уроке учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания, конкретизирует и дифференцирует его с учетом природосообразных особенностей и уровня обученности учащихся, то уменьшится время выполнения домашнего задания; повысится качество его выполнения; будут созданы условия, способствующие сохранению психофизического состояния здоровья учащихся.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, интервьюирование, медицинское обследование.


Программа проведения дня ДРК


  1. Инструктаж участников микроисследований.

  2. Примерное распределение функциональных особенностей:

    • директор – организация и контроль проведения ДРК.

    • заместители директора по УВР – подготовка и организация проведения родительского собрания по теме: «Создание условий обуславливающих эффективную подготовку к выполнению домашних заданий». Анкетирование, интервьюирование, наблюдение на уроках.

    • ЗНР – подготовка фактического материала для проведения исследований.

    • методист – подготовка программы наблюдений при посещении уроков, посещение уроков.

    • медицинская служба – проведение медицинского анализа состояния здоровья учащихся, проведение исследований.

    • соц. пед. служба – наблюдение условий и факторов, влияющих на подготовку к выполнению домашних заданий у определенной группы учащихся.

    • заведующие кафедрами – проведение инструктажа с учителями по сбору информации.

    • психолог – проведение с учащимися, учителями и родителями предварительных собеседований.

    • учителя – непосредственное проведение анкетирования учащихся и родителей.

  1. Сроки.

Наблюдение уроков и собеседования с педагогами (в течение недели).

Анкетирование родителей (за три дня до ДРК).

Все остальные исследования проводятся с 10.00 до 16.00.


Микроисследование 1


Программа наблюдений


  1. Соответствует ли домашнее задание целям урока?

Полностью – 3 балла

Частично – 2 балла

Не соответствует – 1 балл

  1. использует ли учитель эффективно методы мотивации и стимулирования для дальнейшей работы над изучаемым материалом?

Полностью – 3 балла

Частично – 2 балла

Не использует – 1 балл

  1. Побуждает ли учитель к творческой деятельности учащихся во время и вне учетной деятельности?

Полностью – 3 балла

Частично – 2 балла

Не побуждает – 1 балл

  1. Дифференцирует ли материал в соответствии с природосообразными особенностями учащихся?

Полностью – 3 балла

Частично – 2 балла

Не дифференцирует – 1 балл

  1. Учитывает ли уровень обученности и обучаемости при определении уровня и объема домашнего задания?

Полностью – 3 балла

Частично – 2 балла

Не учитывает – 1 балл

  1. Время записи и инструктажа по выполнению домашних заданий.

3 мин – 3 балла

2 мин – 2 балла

1 мин – 1 балл

  1. Наличие записи о домашних заданиях у всех учащихся.

у всех – 3 балла

более чем у половины – 2 балла

менее чем у половины – 1 балл


Микроисследование 2


Анкета для учащихся.

Цель: изучить готовность учащихся к выполнению домашнего задания.

  1. В твоем режиме дня отрегулировано время выполнения домашнего задания?

всегда – 3 балла

иногда – 2 балла

никогда – 1 балл

  1. Планируешь ли ты заранее время выполнения домашнего задания и последовательность предметов?

всегда – 3 балла

иногда – 2 балла

никогда – 1 балл

  1. Побуждение к выполнению домашнего задания осуществляется

самостоятельно – 3 балла

одноклассниками – 2 балла

родителями – 1 балл

  1. Как часто ты получаешь творческие домашние задания?

часто – 3 балла

иногда – 2 балла

никогда – 1 балл

  1. Соответствуют ли домашние задания по объему и сложности уровню твоих способностей и возможностей?

полностью – 3 балла

частично – 2 балла

не соответствуют – 1 балл

  1. ощущаешь ли ты усталость перед выполнением домашнего задания?

нет – 3 балла

иногда – 2 балла

да – 1 балл


Микроисследование 3


Анкета для родителей.

Цель: изучить мнение родителей о создании оптимальных условий для подготовки к выполнению домашних заданий.

  1. Ваш ребенок приступает к выполнению домашних заданий

самостоятельно – 3 балла

с вашей помощью – 2 балла

не выполняет – 1 балл

  1. Привлекают ли вашего ребенка творческие домашние задания?

всегда – 3 балла

иногда – 2 балла

нет – 1 балл

  1. Соответствует ли режим работы гимназии уровню физического здоровья вашего ребенка?

да – 3 балл

частично – 2 балл

нет – 1 балл

  1. Способствует ли расписание учебных занятий рациональному планированию режима дня и в соответствии с ним времени начала подготовки домашних заданий?

да – 3 балл

иногда – 2 балла

нет – 1 балл

  1. Созданы ли у вас дома оптимальные условия для эффективности подготовки домашних заданий?

да – 3 балла

частично – 2 балла

нет – 1 балл


Анализ материалов и выявление тенденций


  1. Наблюдение уроков.

Подсчет по всем параметрам в процентах.

  1. Анализ анкет учащихся.

Представляем обработанные результаты (%) в виде диаграмм.

  1. Анализ анкет родителей.

Представляем обработанные результаты по следующим параметрам в баллах и процентах.


Принятие управленческого решения и составление программы


По результатам полученных исследований разработать методы выявления перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания. Включить курс валеологии в дополнительное образование, провести семинар: «Природосообразные особенности учащихся и дифференциация домашнего задания с учетом их уровня обученности.» Создать клуб «Здоровье» для систематического проведения бесед, лекций с учащимися и родителями. Провести педконсилиум по подведению итогов дня ДРК.


День ДРК по проблеме «Дозирование домашнего задания»


Цель: выявить состояние и уровень мотивации дозирования домашнего задания в VII классе.

Задачи:

  1. Определить состояние дозирования домашнего задания.

  2. Выявить и оценить тенденции дозирования домашнего задания.

  3. Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции объема домашнего задания.

Объект исследования: система учебно-воспитательного процесса.

Предмет исследования: условия и факторы, определяющие дозирование домашнего задания.

Гипотеза: если будут созданы оптимальные условия: высокая эффективность урока, организация работы по учебным пособиям, соответствующим зоне ближайшего развития ученика, оптимальный объем домашних заданий с учетом индивидуальных особенностей и медицинских показателей, оптимальное расписание в режиме дня, то это будет способствовать сохранению здоровья, повышению уровня обучаемости и обученности учащихся.

Методы исследования: хронометрирование, анкетирование, тестирование, наблюдение уроков учителей (микроисследования 1 – 5).


Программа проведения дня ДРК


  1. Информирование учителей, работающих в VII классах, о проведении дня ДРК – за неделю.

  2. Инструктаж психолога, руководителей МО, ведущих специалистов и классных руководителей – за неделю.


  1. Обсуждение и утверждение программ исследования психолога, руководителей МО, ведущих специалистов, классных руководителей – за 2 дня на различных уровнях школьного управления в зависимости от целей (педсовет, педконсилиум, методсовет, совещание и т. д.).

  2. Инструктаж учеников – за 1 день.

  3. Сроки проведения дня ДРК:

    • наблюдение уроков и собеседование с учителями, работающими в VII классах с ____ по ____ (в течение недели);

    • анкетирование родителей (за 2 дня до дня ДРК);

    • хронометраж, проведенный учащимися (за 1 день);

    • анкетирование учащихся (день ДРК);

    • обработка результатов (в день ДРК);

    • принятие управленческого решения (в день ДРК).



Микроисследование 1


Наблюдения за ходом урока


Цель: изучить степень готовности учащихся к выполнению домашних заданий.


Программа наблюдений


Вопросы для наблюдений

Оценка результатов наблюдений, баллы

1. Соответствие домашнего задания ТДЦ урока.


полное соответствие


частичное соответствие


несоответствие


2. Степень реализации ТДЦ урока


полностью


частично


отсутствие


3. Количество учащихся, активно работающих на уроке


весь класс


большая часть класса


менее половины класса


4. Соответствие содержания домашнего задания содержанию урока.


полное


частичное


несоответствие


5. Соответствие объема и сложности домашнего задания уровню обучения и обучаемости.


полное


частичное


несоответствие


6. Продолжительность информации о домашнем задании, включая инструктаж по выполнению и запись в дневнике.


3 минуты


2 минуты


1 минута


7. Наличие записи о домашнем задании в дневниках.


у всех учащихся


более чем у половины класса


менее чем у половины класса



Микроисследование 2


Собеседование с учителями (после посещения уроков)


Цель: изучить мнение о предлагаемых завтраках времени учеников на выполнение домашнего задания.


Программа собеседования


Вопросы

Время ответа, мин.

1. Сколько минут затратит ученик на подбор литературы для выполнения домашнего задания?


2. Сколько минут затратит ученик на изучение теоретических положений?


3. На их осмысление (ответы на вопросы, пересказ…)?


4. На практическое применение теоретических знаний (решение задач, выполнение упражнений, работа с контурными картами…)?


Итого


Показатели оценки


Итоговое время


менее 20 минут


20 – 25 минут


25 – 35 минут


35 – 40 минут


более 40 минут



Микроисследование 3


Анкета для учащихся «Самохронометрирование».


Цель: изучить отношение учащихся к выполнению домашнего задания, качество его организации и дозирование.


Вопросы, критерии оценки результатов

Оценка результатов, баллы

1. Сколько времени ты затрачиваешь на выполнение домашнего задания?


1 – 2 часа


2 – 2,5 часа


2,5 – 3 часа


2. Сколько времени ты затрачиваешь на выполнение домашних заданий по отдельным предметам?


менее 20 минут


20 – 25 минут


25 – 35 минут


35 – 40 минут


более 40 минут


3. С каким настроением ты приступаешь к выполнению домашнего задания?


с большим желанием и интересом


без желания, но с чувством долга


без интереса и желания


4. Выполняешь домашнее задание


самостоятельно


с помощью…


не выполняю


5. Выполняешь домашнее задание


через 2 часа после окончания занятий в школе


сразу после окончания занятий


через 3 – 4 часа


в вечернее время


6. Получаешь ли ты индивидуальное домашнее задание?


всегда


иногда


никогда


7. Домашнее задание по объему и сложности соответствует уровню твоих способностей и возможностей?


полностью


частично


не соответствует


8. Устаешь ли от выполнения домашнего задания?


нет


иногда


да



Микроисследование 4


Анкета для родителей.


Цель: изучить мнение родителей о дозировании домашних заданий и качестве их организации.


Вопросы, критерии оценки результатов

Оценки результатов, баллы

1. Сколько времени затрачивает Ваш ребенок на выполнение домашнего задания?


менее 1 часа


1 – 2 часа


2,5 – 3 часа


более 3 часов


2. Как Ваш ребенок выполняет домашнее задание?


Самостоятельно?


с помощью…


не выполняет


3. Домашнее задание способствует развитию Вашего ребенка?


всегда


иногда


нет


4. Соответствует ли режим работы школы уровню физического здоровья Вашего ребенка?


да


частично


нет



Микроисследование 5


Тестирование учащихся


Цель: определить качественные показатели домашней работы учащихся: уровень понимания и осмысления материала; уровень готовности к активной познавательной деятельности.

По каждому предмету в начале урока проводится тестирование (трехуровневое) на 8 – 10 минут.

Параметры тестирования:

  1. Различие объектов по несущественным признакам.

  2. Запоминание главного существенного.

  3. Понимание, умение установить причинно-следственные связи.

  4. Наличие практических умений.

  5. Способность осуществлять перенос полученных знаний.

Выбор уровня тестирования является добровольным. В случае затруднения при выполнении задания более высокого уровня необходимо перейти на аналогичное задание более низкого уровня. Последний и является в этом случае уровневой характеристикой учащегося на данный момент.


Анализ материалов и выявление тенденций

1. Наблюдение уроков.

Необходимо представить обобщенные результаты по следующим параметрам.

  1. соответствует ли содержание домашнего задания ТДЦ ( в %):

    • полностью;

    • частично;

    • не соответствует;

  2. соответствует ли содержание домашнего задания содержанию урока (в %):

    • полностью;

    • частично;

    • не соответствует;

  3. соответствует ли объем и сложность домашнего задания уровню обученности и обучаемости (ЗБР) ( в %);

  4. эффективность работы учителя на уроке по проблеме «Дозирование домашнего задания»:

    • оптимальный уровень 85 % и выше;

    • допустимый уровень от 65 до 84 %;

    • критический уровень от 45 до 64 %.

2. Собеседование с учителями.

Необходимо представить обобщенные результаты затрат времени учеников на выполнение домашнего задания по мнению учителей по следующим параметрам:

  1. оптимальное – 3 балла;

  2. допустимое – 2 балла;

  3. критическое – 1 балл.

3. Анкетирование учащихся.

Необходимо представить обобщенные результаты по следующим параметрам (в %).

  1. затраты времени в целом (замеры учеников):

оптимальное (2 – 2,5 часа);

допустимое (1 – 2 или 2,5 – 3 часа);

критическое (менее 1 или более 3 часов);

  1. затраты времени по отдельным предметам (в %):

оптимальное (23 – 27 %);

допустимое (18 – 22 или 28 – 32%);

критическое (менее 18 или более 32%);

  1. эмоциональное состояние учащихся при выполнении домашнего задания (в %):

наличие желания, интересов;

отсутствие первого фактора;

отсутствие интереса и желания;

  1. самостоятельность выполнения домашнего задания (в %):

полное;

частичное;

отсутствие самостоятельности;

  1. соблюдение режима дня ( в %):

оптимальное – 3 балла;

допустимое – 2 балла;

критическое – 1 балл;

соответствие содержания домашнего задания уровню обученности (в %)

  1. состояние здоровья после выполнения домашнего задания:

удовлетворительное – 3 балла;

иногда неудовлетворительно – 2 балла;

неудовлетворительное – 1 балл.

4. Анкетирование родителей.

Необходимо представить обобщенные результаты по следующим параметрам:

  1. соответствие домашнего задания уровню обученности;

а) затраты времени:

оптимальное (2 – 2,5 часа);

допустимое (1 – 2 или 2,5 – 3 часа);

критическое (менее 1 или более 3 часов);

б) самостоятельность выполнения домашних заданий:

полное - 3 балла;

частичное – 2 балла;

отсутствует – 1 балл;

  1. соответствует ли расписание уроков возрастным особенностям данного класса:

полностью;

частично;

не соответствует;

  1. соответствует ли режим работы школы возрастным особенностям данного класса:

полностью – 3 балла;

частично – 2 балла;

не соответствует – 1 балл.

  1. Тестирование учащихся.

Необходимо представить таблицу-характеристику уровней обученности класса по следующим параметрам:

    1. уровню дифференциации;

    2. уровню обученности.

Графики строятся на одном чертеже и накладываются друг на друга.



Принятие управленческого решения и составление программы по регулированию и коррекции



Содержание управленческого решения должно быть направлено на развитие положительных тенденций и устранение препятствий. Затем необходимо составить программу, регулирующую процессы дозирования домашнего задания и корректирующую действия учителей и участников исследования.

Исследования могут быть проведены с 1-го по 11-й класс. При этом следует учитывать следующие нормы продолжительности домашней подготовки к уроку.

В 1-м классе – не более 1 часа во втором полугодии.

Во 2-м классе – до 1,5 часа.

В 3-5-м классах 0 – до 2 часов.

В 6-7-х классах – до 2,5 часа.

В 8-м классе – до 3 часов.

В 9-11-х классах – не более 4 часов.



День ДРК по проблеме «Создание комфортных условий для ученика и учителя в школе»


Цель: выявить состояние и уровень комфортности ученика и учителя в развивающейся школе.

Задачи:

  1. Определить состояние комфортности ученика в школе.

  2. Выявить положительные и отрицательные тенденции создания комфортной среды.

  3. наметить управленческие решения по повышению уровня комфортности у4чителя и ученика в школе.

Объект исследования: система учебно-воспитательного процесса (УВП).

Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие созданию комфортности.

Рабочая гипотеза: если в школе будут соблюдены следующие условия: санитарно-гигиенический режим, педагогически целесообразная нагрузка учителей, кабинетная система учебного процесса, хорошо оборудованные кабинеты, эстетика оформления, положительный микроклимат, то это приведет к созданию комфортных условий для всех участников УВП.

Методы проведения исследования: анкетирование.


Программа проведения дня ДРК


  1. Комплектирование рабочей группы и инструктаж участников проведения дня ДРК.

  2. Составление участниками программ микроисследования.

  3. Определение сроков проведения исследований и уровня выхода информации.

  4. Анализ материалов, выявление тенденций.

  5. Обработка результатов диагностики (составление диаграмм, схем, таблиц).

  6. Принятие управленческих решений программ по регулированию и коррекции тенденций (тренинги, семинары, деловые игры, практические занятия).

В зависимости от цели и объема диагностики обсуждения результатов ДДРК могут быть проведены на педсовете, заседании кафедры, методсовете и т. д.


Программа диагностики комфортности ученика и учителя в школе



  1. Провести анкетирование и проанализировать его.

  2. Исходные данные отразить в графиках, диаграммах, таблицах.

  3. Определить наиболее сложные аспекты проблемы, выявить тенденции.

  4. Наметить план по регулированию существующего положения.

  5. Определить участников доля работы по коррекции недостатков.


Микроисследование


Анкеты для учителя и ученика.

1.Созданы ли благоприятные условия для работы в школе учителя и учебных занятий учащихся?

а) оборудован ли кабинет;

б) удовлетворяет ли Вас эстетическое оформление кабинета;

в) соблюдаются ли санитарно-гигиенические нормы в кабинете (оборудование, освещение, отопление, вентиляция).

2. Удовлетворяет ли Вас кабинетная система?

  1. Требовательны ли Вы к своему внешнему виду.

  1. Устраивает ли Вас микроклимат в коллективе?

  2. Есть ли взаимопонимание с учащимися (учителями)?

  3. Благоприятствует ли атмосфера урока развитию творческих способностей учащихся?

  4. Влияет ли мнение друзей на Ваше отношение к школе?

  5. Создается ли в семье положительное отношение к роботе педагогического коллектива ( к школе)?

  6. \Способствует ли проведению разнообразных видов внеклассной и внешкольной деятельности Вашему желанию остаться в школе?

  7. Влияет ли стимулирование (материальное, моральное) на Ваш творческий потенциал?

  8. Влияют ли руководители школы (директор, завуч) на Ваше настроение?

Примечание: система оценки: оптимальный уровень – 3 балла; допустимый уровень – 2 балла; критический уровень – 1 балл.

Вопросы данной анкеты с частичными изменениями можно предложить учащимся. Например, перечень выявляемых тенденций:

    • условия для работы и учебы в школе созданы не в достаточной мере;

    • не выработаны единые требования к внешнему виду учащихся;

    • не устранены недостатки в организации питания в столовой;

    • не совсем устраивает микроклимат в коллективе;

    • семья не создает положительное влияние на отношение к школе;

    • санитарно-гигиенические нормы не вполне соответствуют требованиям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!