23.01.24г.
Простые и сложные предложения
Тип урока: вводный.
Вид урока: изучение нового материала.
Цели: показать структурные различия между простыми и сложными предложениями в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности; развивать интерес к слову.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать простые и сложные предложения, понимать связь простых предложений в составе сложного, отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных, объяснять языковые явления.
Оборудование: поурочные разработки по русскому языку 5 класс, ВАКО,2021 Егорова Н.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку Т.В. Ходова. Учебник 5 класса под редакцией Разумовской М.М.2015г. Толковый словарь С.И.Ожегова 28-издание 2023г. Доска, мел.ИКТ.
Эл.РЭШ.
Ход урока:
1.Орг.момент
Приветствие.
Проверка порядка на партах, наличие тетрадей, учебников.
Отметка отсутствующих.
2.Проверка д.з
Рассмотреть галерею иллюстраций. Комментарии к рисунку. (Можно составить общую словесную картину).
3. Олимпиадная минутка:
1) Замените каждый фразеологизм глаголом-синонимом.
Водить за нос-__________________
Прикусить язык-________________
Рассеиваться как дым-________________
Унести ноги-___________________
Надуть губы-______________________
Задавать стрекача-__________________
2) Лис и мышонок.
-Мышонок / мышонок / почему у тебя нос грязный ? /!/./,
-Землю копал/
-Для чего землю копал ////
-Норку делал/
-От тебя/лис/ спрятаться///
3) Минутка по развитию речи.
Составление 10 предложений по «Живой картине».
4.Целеполагание:
1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...
5.Изучние нового материала:
Лебедь к коршуну плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит.
(А.С.Пушкин)
Перед нами простое предложение.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит.
(А.С.Пушкин)
(Запись предложений)
Вспомним, с помощью чего связываются предложения?
По смыслу, интонации. Теперь нам нужно обратить внимание на то, как связываются простые предложения, входящие в состав сложного. Они могут соединяться между собой с помощью союза, именно союзы (или их отсутствие) показывают к какому виду относится данное сложное предложение.
В домике ССП живут союзы: и, да, ни-ни, тоже и т.д
Аналогичная ситуация в СПП, где живут: когда, потому что, если бы, так как, чтобы и.д
В бессоюзном предложении союз «напрашивается», его так и хочется вставить при прочтении такие предложения являются бессоюзными.
Чтение теоритического материала параграф 64.
Видеоматериал (при необходимости)
Упр.507.
Словарная работа
(работаем у доски, по очереди с объяснением).
6.Физ.минутка
7.Закрепление изученного материала:
Упр.509
(работаем у доски, по очереди с объяснением).
Микровывод
8.Подведение итогов урока:
-Что общего между простым и сложным предложениями?
-Чем различаются простое и бессоюзные сложное предложения ?
-Что такое союзные и бессоюзные сложные предложения?
-Надо ли ставить запятую, если простые предложения в составе сложного соединяются союзом и?
- С какими видами сложных предложений сегодня познакомились?
ВЫВОД
9. Д.з упр. 508, 510. (образец выполнения см. номер 507).
10 Выставление оценок.