СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простое предложение. Пунктуация в простом предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дан теоретический и практический материал для изучения и повторения

Просмотр содержимого документа
«Простое предложение. Пунктуация в простом предложении»

Практическая работа по теме «Простое предложение. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения».


(разработка учителя русского языка Бутиной Е.Д.)



Учебная цель: совершенствовать умение применять знания по синтаксису в правописании и проведении морфологического анализа в предложении.

Учебные задачи:

1. Научиться использовать алгоритм при постановке знаков препинания в простом предложении.

2. Проводить синтаксический разбор простого предложения.

Образовательные результаты:

Студент должен:

уметь:

-применять знания по синтаксису в правописании и проведении морфологического анализа в предложении;

- проводить синтаксический разбор простого предложения;

знать:

- порядок синтаксического разбора простого предложения;

-алгоритм при постановке знаков препинания в простом предложении.

Задачи практической работы

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку, конспект лекции

2. Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

  1. Какие виды простых предложений вы знаете?

  2. Каков порядок синтаксического разбора простого предложения?

  3. Расскажите о случаях постановки тире в простом предложении?


Краткое изложение теоретических вопросов

При расстановке знаков препинания в простом предложении можно использовать следующий алгоритм:

  1. Убедитесь, что предложение простое.

  1. Проверьте, нет ли в предложении обращения, которое формально совпадает с подлежащим. Если обращение в предложении есть, поставьте соответствующие знаки препинания.

  2. Проверьте, нет ли условий для постановки тире между подлежащим и сказуемым.

  3. Разберите второстепенные члены.

  4. Проверьте, является ли предложение полным; нет ли условий для постановки тире в неполном предложении.

  1. Проверьте, нет ли условий для обособления второстепенных членов

  2. Проверьте, есть ли в предложении однородные члены, нет ли условий для расстановки соответствующих знаков препинания при однородных членах.

  3. Проверьте, есть ли в предложении уточняющие, пояснительные или присоединительные члены.

  4. Проверьте, нет ли в предложении вводных слов, словосочетаний, предложений, вставных конструкций. Если такие члены есть, расставьте необходимые знаки препинания.


Порядок разбора простого предложения

  1. Найти грамматическую основу предложения.

  2. Назвать тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); если предложение восклицательное, отметить это.

  3. Указать, каково строение предложения:

  • двусоставное или односоставное; если односоставное – указать, какого типа (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное);

  • нераспространенное или распространенное;

  • полное или неполное;

  • отметить анализе предложения, если оно осложнено однородными или обособленными членами, обращением, вводными словами и др.

  1. Разобрать предложение по членам и указать, какие они (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее - второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем – второстепенные члены из состава сказуемого). Укажите тип сказуемого простое глагольное – ПГС, составное глагольное – СГС, составное именное – СИС). Укажите, какими являются дополнение (прямое или косвенное), определение (согласованное или несогласованное), обстоятельство (места, времени, образа действия и степени, причины, условия, уступки, цели).


Схема разбора простого предложения

  1. Какое предложение по цели высказывания?

  2. Какое предложение по интонации?

  3. Распространенное оно или нераспространенное?

  4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

  5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

  6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

  7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

  8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

Например: После теплых дождей в лесу пошли разные грибы (повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое)

Что? Грибы - это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой

Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Задаём вопрос от группы подлежащего.
Грибы (какие?) разные. Это определение. Подчёркиваем волнистой линией.

Задаем вопрос от группы сказуемого.

Пошли (где?) в лесу – это обстоятельство. Подчёркиваем отрывистой линией с

точкой.

Пошли (когда?) после дождей – это обстоятельство. Подчёркиваем

отрывистой линией с точкой.

Задаём вопрос от второстепенных членов предложения.

После дождей (каких?) теплых – это определение. Подчёркиваем волнистой

линией.


Практическое задание


Задание 1. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания, буквы и раскрывая скобки. Подчеркните члены предложения.

Велика наша Родина. На её (не)об…ятной те…итории февраль один из контрас…ных месяц…в. В Арктике это пора смены дня и ночи когда кончает…ся кругл…суточная темнота. Но до наступления полярного дня ещё далеко и весь февраль светлая часть суток значительно короче тёмной. Чуть забре…жит утро и сразу переходит в вечер. В таёжной зоне февраль типично зимний месяц с морозами в…югами м…телями. (По)разному складывает…ся февраль в горных и южных районах. В степной и (полу)пустынной зоне это конец зимы и самое начало весны.

П. Смолин


Задание 2: поставьте, где нужно, тире.

1.Услуга в дружбе вещь святая. 2.Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания. 3.Спина у акулы темно - синего цвета, брюхо ослепительно белое. 4.Я охотник, 5,Он порча, он чума, он язва здешних мест.б. Встречи наши единственная радость. 7.Да моё ли это дело заниматься такими вопросами. 8. Жизнь прекрасна и удивительна! 9.Бедность не порок. 10. Я был озлоблен. 11. Он угрюм. 12.Севастополь, очевидно, город чудес. 13.Крупные звёзды как званый вечер. 14. Красивые, ровные зубы что крупные перлы у ней. 15. Сердце не камень.


Памятка «Тире между подлежащим и сказуемым»

Тире ставится

1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже (с нулевой связкой).

Следующая станция – Мытищи; Трижды пять – пятнадцать; Расстояние между поселками – шестьдесят километров.

Тире не ставится

1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже, но:

а) связка не нулевая (Брат был умный человек; Война есть безумие);
б) при сказуемом есть сравнительный союз (как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды будто алмазы; Небо точно море);
в) перед сказуемым-существительным стоит частица не (Бедность не порок);

г) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово (Сергей, кажется, врач); иногда – наречие (Сергей теперь известный художник), союз (Сергей тоже врач), частица (Март только начало весны);

д) перед сказуемым стоит относящееся к нему дополнение (Сергей мне сосед);
е) сказуемое предшествует подлежащему (Прекрасный человек Иван Иванович);
ж) подлежащее и сказуемое образуют неразложимый фразеологический оборот (Два сапога пара).

Тире ставится

  • Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них – инфинитив, а другой – существительное (числительное) в именительном падеже.

О решённом говорить – только путать;

Слушать тебя – наслаждение;

Мой долг – предупредить тебя об опасности

Тире не ставится

  • Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них – инфинитив, а другой – существительное (числительное) в именительном падеже, но порядок слов обратный (сказуемое стоит перед подлежащим) и пауза между подлежащим и сказуемым отсутствует (Какое счастье сына обнимать!).

Обратите внимание: если пауза есть, то тире ставится и при обратном порядке слов (ср.: Это большое искусство – ждать).

Тире ставится

  • Сказуемое присоединяется к подлежащему с помощью слов это, вот, это есть, значит (в значении это есть), это значит (тире ставится перед этими словами).

Поймать ерша или окуня – это такое блаженство;

Понять – значит простить;

Безумство храбрых – вот мудрость жизни.

Тире не стиавится

  • Перед словами это, значит тире не ставится, если:

а) значит является вводным словом (в значении следовательно)

Солнечные пятна исчезли; значит, солнце склонилось за полдень;
б) значит является глаголом в значениях:

  • «означать (о словах, знаках, жестах)» (Кирджали на турецком языке значит витязь, удалец);

  • «свидетельствовать о чём-то» (Если я молчу, то это не значит, что я с тобой согласен);

  • «иметь значение, быть существенным» (Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать);

в) это является подлежащим, выраженным указательным местоимением: Это (что?) моя дочь; Это (что?) интересно).

Тире не ставится

Тире ставится

1. Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое – наречием на -о (Курить вредно).

1. Тире ставится между подлежащим, выраженным инфинитивом, и сказуемым, выраженным наречием на -о, при наличии паузы между главными членами (Это ужасно – струсить).

2. Подлежащее выражено личным местоимением, сказуемое – именительным падежом существительного (Я честный человек).

2. Тире ставится при подлежащем, выраженным личным местоимением, и сказуемом, выраженным именительным падежом существительного:

а) при логическом подчеркивании (Я – гражданин России);
б) при структурном параллелизме предложений (Мы – люди спокойные. Он – человек беспокойный);
в) при обратном порядке слов (Герой этого спектакля – я).


3. Сказуемое выражено прилагательным, причастием, местоимением-прилагательным (Земля круглая; Ключи мои).

3.Тире перед сказуемым-прилагательным, причастием, местоимением-прилагательным ставится:
а) при логическом и интонационном членении предложения (Зрачки – кошачьи; Вся рыба – ваша);

б) при наличии однородных сказуемых (Ритм жизни училища – четкий, быстрый, военный);
в) при структурном параллелизме частей (Ночь – тёплая, луна – серебристая, звёзды – блестящие).






Задание 3. Прочитайте данный текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Подчеркните все члены предложения. Какие члены предложения передают основную информацию? Сколько в этом тексте двусоставных предложений? Сколько односоставных? Какие виды односоставных предложений в нём есть? Какова роль односоставных предложений в организации текста? Определите тему и основную мысль текста. Как его можно озаглавить?

Избушка ра..положилась на взгорке. Зайдёш(?) в такую избушку зимой – жилым духом не пахнет.

Но вот затр..щали в камельке поленья. Потянуло густым зап..хом отта..вающей глины. Со стен каплет. Лучше набить полный камелёк и выйти пока на улицу, нарубить загодя дровиш..к. Через (пол)часа в избушк.. тепле..т. Можно скинуть (полу)шубок. Стены слегка парят от камелька пыш..т жаром. И охватывает человека некое тихое блаженство радость. Теперь уж везде почти сухо но доски нар ещё х..лодные. Можно пока кинуть на них (полу)шубок под голову мешок с харчами ноги протянуть к камельку. И др..мота охватит сил нет. Лень встать и подкинуть ещё в камелёк. А надо.

(В. Шукшин)


Количество двусоставных предложений

Количество односоставных предложений

Из них:

Определённо-личных




Неопределённо-личных


Обобщённо-дичных


Безличных


Назывных


Тема текста


Главная мысль текста


Заголовок



Форма контроля выполнения практической работы

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.


Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

1. Власенков А.И «Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: Учебник для 10-11 кл» общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова -9-е изд. – М: «Просвещение», 2015.

2.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для 
студ.средн. проф.учебн.заведений/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева.- 5-е изд., 
стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2015.

3. Конспект лекции преподавателя

4. Видолекция





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!