СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Простая и сложная формы будущего времени» урок русского языка 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока ПНШ «Простая и сложная формы будущего времени», урок русского языка 4 класс

Просмотр содержимого документа
««Простая и сложная формы будущего времени» урок русского языка 4 класс»

Итоговая аттестация
слушателя КПК для учителей начальных классов
по ДПП «Профессиональная деятельность учителя начальных классов в контексте национальной
системы учительского роста»




Пономаревой Веры Владиславовны
МОУ «СОШ № 52»
Ленинского района

города Саратова






Саратов

2020








ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

1. Общая часть

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тип урока

«Открытие» нового знания


Тема урока

«Простая и сложная формы будущего времени»


Учитель начальных классов


Пономарева Вера Владиславовна

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;

-на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации;

-на умение разрешать поставленные проблемы.

П. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Умение осуществлять информационный поиск.

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К. Умение формулировать познавательные цели, найти информацию, моделировать, провести анализ информации, обобщить в виде правила.

Р. Умение ставить учебные задачи, проводить контроль, учиться осознавать качество и уровень усвоения материала, найти ошибки в решении

Устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала, сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнера, учатся учитывать позицию собеседника

Цель урока


Задачи

Создание условий для формирования у детей умений образовывать простую и сложную формы будущего времени глаголов.


Способствовать формированию умения образовывать, правильно писать глаголы, составляющие сложную форму будущего времени (рассмотреть случаи употребления глаголов победить, убедить, ощутить).

Развивать умение определять лицо и число глаголов, стоящих в форме будущего времени.

Содействовать воспитанию дружеских отношений, умению сотрудничать друг с другом.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Форма глагола, простая, сложная форма глагола, глагол.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный фрагмент, презентация к уроку, индивидуальные карточки с инструкциями

Ресурсы

Учебник Каленчук М. Л.,Чуракова Н. А., 4 класс 3 часть, стр.32-35, презентация, карточки.


































ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА








Время

Технология проведения

Предметные УУД

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

(форма)

Образовательные результаты


3 мин


Самоопределения к деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Создает условия для возникновения у учеников желания включиться в учебную деятельность.

Эмоциональный настрой на урок

  • Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и вперед к новым открытиям.

  • Я уверена, что у нас сегодня все получится.


Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Прокомментируйте.

Запись даты с объяснением

орфограмм.









Ученик комментирует

Предметные:

Знать правописание числительных.

Личностные:

Самоопределение к деятельности.

Коммуникативные:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

уметь оформлять свои мысли в устной форме.


7 мин

II.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.


Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.













Организует актуализацию знаний учащихся необходимых для «открытия нового знания».


-На следующей строчке записываем «Словарь:». На слайде вы можете видеть словарные слова. (Слайд) Ваша задача вставить буквы и записать правильный вариант. Подчеркните, те места, где была ошибка.

 (б..седа, н..тюрмор.., г..ризонт, с….час, б..ография, пут..ше..ствие, диалог, с..крет, эл..ктричество)

 На это задание у вас есть 3 минуты.


-Проверяем.

- Начиная с первой парты, выходите по одному человеку,  исправляйте маркером ошибку и объясняете ее.

- Глагол - самая живая и яркая часть речи. Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.


-Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки? Вы большие молодцы. Поставьте себе «5» карандашом на полях. У кого 1-2 ошибки ставите «4», у кого 3-4 ошибки ставят «3», у кого больше 4 ставят «2».





Словарная работа

(Беседа, натюрморт, горизонт, сейчас, биография, путешествие, диалог, секрет, электричество)





Самопроверка.

Оценка.



Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.


Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений


Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.


Уметь определять части речи и дифференцировать их на группы по признакам

5 мин

III. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.


Ставят цели, формулируют тему урока (фронтальная)

Уметь формулировать тему урока.


Цель: обсуждение затруднений, определение цели работы в виде темы урока.

(Слайд)

 -Дети,посмотрите на эти пословицы и найдите лишнюю. Объясните свой выбор.

(Каковы сани, таковы и сами.

Добрый разум дается не разом.

Родина краше солнца, дороже золота.)

- Верно. Мы сегодня будем работать с глаголами.

- Ребята, расскажите о глаголе по этому плану. (План на слайде)
- Верно. Таким образом, как определить время глагола?

- У вас на столах есть карточки. Распределите глаголы по временам. Вы работаете в парах.. (выучит, играл, пишет, будет рисовать, живет, будет гулять, спал, выигрывает, выспался)

- Время кончилось. Проверяем. Первая парта 2 ряда, зачитайте, какие глаголы вы отнесли к настоящему времени? Вторая парта к будущему времени? Третья парта к прошедшему времени?

- У кого не так? Хорошо.

- Откройте станицу 32, упражнение 27. Прочитайте задание про себя.

- Что вам надо сделать сначала?

- Сейчас вы будете работать в группах. Вы должны объяснить друг другу орфограммы, начиная с номера 1 и по кругу. Когда закончите, покажите свою готовность.

- Теперь спишите, вставляя орфограммы.

- Преступайте к выполнению первой части задания.

- Чтобы выполнить вторую часть задания нам надо обратиться к рамочке на странице 33. Прочитайте правило про себя.

- Задайте вопрос по правилу соседу по плечу, а он вам.

- Стоп! Скажите что такое форма глагола?

- Что указывают у глаголов настоящего и будущего времени?

- А у прошедшего времени?

- Замечательно. Давайте вернемся к упражнению 27. Теперь давайте выполним вторую часть упражнения. Что нам надо сделать?

- Хорошо. На это задание у вас 1 мин.

- Что вы заметили?

- Верно. Что еще вы можете сказать про этот глагол будущего времени?

- Если глагол состоит из двух слов, мы можем назвать его сложным?

- Тогда какой глагол будет простым?

- Верно! Сегодня, ребята, мы будем работать с простой и сложной формой глагола будущего времени. Какую цель мы поставим на урок?






- Лишним будет пословица «Добрый разум дается не разом.» Потому что в ней есть глагол, а в остальных нет.



Настоящее время: пишет, живет, выигрывает;

Будущее время: выучит, будет рисовать, будет гулять;

Прошедшее время: играл, спал, выспался.





- Списать текст, вставит орфограмму.

Прячутся – чу-щу;

кошкой, мошкой, ящерицей – Т.п.;

бегут- бег; машинами, спинами – Т. п.; солнце – непроизн. согл.; таятся – ся без «ь»; боятся – боязно, ся без «ь»; будут смеяться – ться с «ь»






- Форма глагола – это время, число, лицо и род.

- Число и лицо.

- Число и род.



- Указать над глаголами форму.

Прячутся, бегут, боятся – н.в, мн.ч, 3 лицо;

Будут смеяться – б.в., мн.ч. 3 лицо.

- Что все глаголы настоящего времени, а глагол «буду смеяться» - будущего. Он состоит из двух слов.

- Да.

- Который состоит из одного слова.


- Мы научимся определять сложную и простую форму глаголов будущего времени и научимся их образовывать.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.


7 мин

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: решение устной задачи, обсуждение её решения, составление модели правила.






























Физкультминутка под музыкальное сопровождение

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.


- Вспомним правила работы в группах.

(слайд)

- Каждая группа получает «Карточка исследований», где записано задание и дана инструкция.

- Посмотрите на страницу 34, на рамочку. Обратите внимание на вопросы и на время глаголов. Какой вывод вы можете сделать?

- Совершенно верно. Все зависит от вопроса. Приведите примеры сложной формы глагола будущего времени и простой формы будущего времени.

- Замечательно.


Организует практическую работу по проверке гипотезы исследования.

. Какой вывод вы можете сделать?

- Совершенно верно. Все зависит от вопроса. Приведите примеры сложной формы глагола будущего времени и простой формы будущего времени.

- Как только группа закончит работать, всех прошу занять свои места.

- Прошу ответственных групп доложить о результатах исследований.

У кого есть дополнения?

- Молодцы! Всем спасибо за работу.


Составляют план достижения цели и определяют средства (фронтальная).


Проговаривают этапы работы над исследованием.

Ставят цель, определяют задачи и гипотезы исследования.

Делают вывод о сложной формы глагола будущего времени и простой формы будущего времени.


- Глаголы, отвечающие на вопрос без приставки, образуют сложную форму глагола будущего времени, а глаголы, отвечающие на вопрос с приставкой, образуют простую форму глагола будущего времени.

- Буду играть, буду прыгать, играть, прыгать.

Ответственные каждой группы докладывают о результатах исследований



Ребята из других групп внимательно слушают и дают оценку работе группы

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

7 мин

VII. Первичное закрепление во внешней речи.


- Подведем итоги наших исследований.

Работа с учебником. - Посмотрите на упражнение 28. Прочитайте задание про себя. Что вам надо сделать?

- Кому непонятно задание? Сейчас вы должны образовать формы глаголов будущего времени глаголов с соседом по лицу и записать предложения с ними.

- Итак, прочитайте предложение, в котором глагол будущего времени имеет простую форму. Теперь прочитайте предложение, в котором глагол имеет сложную форму.

- Молодцы. Давайте повторим, с помощью какого вопроса образуется сложная форма глагола?

- А простая форма? Работа с правилом:

- Прочитайте, пожалуйста, это правило.

- Повторите самостоятельно.



- образовать формы глаголов будущего времени и вставить их в предложения.

- Я нарисую этот пейзаж.

Я буду рисовать этот пейзаж.





- (Что буду делать?)

- (Что сделаю?)

Уметь распознавать слитное и раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

Знать правописание словарных слов: неволить,

негодовать, ненавидеть и т.д.

Уметь пользоваться толковым словарем.

Личностные : формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.


7 мин

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой











- Чтобы закрепить новый материал, вы самостоятельно делаете карточку. Вам надо образовать форму будущего времени глагола и определить время глагола. Каждый работает сам! .

- Закончили! Подпишите карточки и передайте с последних парт на первые.




Отвечают на вопросы учителя.

Знакомятся с заданием. Задают вопросы учителю по выполнению задания.

Работа с раздаточным материалом.


Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

6 мин

IX. Включение в систему знаний и повторение.













- Посмотрите на упражнение 29. Прочитайте задание про себя? Что вам надо сделать?

- Кому непонятно задание? Работайте.

- Подчеркните двумя чертами сказуемое в этих предложениях.

- Проверяем! В какой форме глагол вы вставили в первом предложении. Какое слово вы подчеркнули двумя чертами?

- В какой форме глагол вы вставили во втором предложении. Какое слово вы подчеркнули двумя чертами?

- Хорошо. Как не ошибиться в образовании форм будущего времени глаголов?

- Отлично! Откройте дневники, запишем домашнее задание..



- Образовать от глаголов «петь» и «спеть» формы будущего времени. И вставить их в данные предложения.

- в простой форме, сказуемое спою.


- в сложной форме, сказуемое буду петь.


- Посмотреть на опрос, на который отвечает глагол.




Личностные:формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные:умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные:объективно оценивать себя и других.


3 мин

XI.Рефлексия деятельности

Цель: организация осознания учащимися своей учебной деятельности и самооценки результатов деятельности своей и всего класса.











-Достигли мы цели, поставленной в начале урока? (вернуться к таблице:Я знаю; Я хочу узнать)


1. Весь урок у меня было … настроение

- хорошее             - печальное ….


2. Задания на уроке были:

-интересными

- необычными

- скучными

3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною.

4. Мне больше всего понравилось на уроке:


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, поняли, умеют, смогли и т.д.

Регулятивные:оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!