7 мин | II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Организует актуализацию знаний учащихся необходимых для «открытия нового знания». -На следующей строчке записываем «Словарь:». На слайде вы можете видеть словарные слова. (Слайд) Ваша задача вставить буквы и записать правильный вариант. Подчеркните, те места, где была ошибка. (б..седа, н..тюрмор.., г..ризонт, с….час, б..ография, пут..ше..ствие, диалог, с..крет, эл..ктричество) На это задание у вас есть 3 минуты. -Проверяем. - Начиная с первой парты, выходите по одному человеку, исправляйте маркером ошибку и объясняете ее. - Глагол - самая живая и яркая часть речи. Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое. -Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки? Вы большие молодцы. Поставьте себе «5» карандашом на полях. У кого 1-2 ошибки ставите «4», у кого 3-4 ошибки ставят «3», у кого больше 4 ставят «2». | Словарная работа (Беседа, натюрморт, горизонт, сейчас, биография, путешествие, диалог, секрет, электричество) Самопроверка. Оценка. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Уметь определять части речи и дифференцировать их на группы по признакам |
| Цель: обсуждение затруднений, определение цели работы в виде темы урока. | (Слайд) -Дети,посмотрите на эти пословицы и найдите лишнюю. Объясните свой выбор. (Каковы сани, таковы и сами. Добрый разум дается не разом. Родина краше солнца, дороже золота.) - Верно. Мы сегодня будем работать с глаголами. - Ребята, расскажите о глаголе по этому плану. (План на слайде) - Верно. Таким образом, как определить время глагола? - У вас на столах есть карточки. Распределите глаголы по временам. Вы работаете в парах.. (выучит, играл, пишет, будет рисовать, живет, будет гулять, спал, выигрывает, выспался) - Время кончилось. Проверяем. Первая парта 2 ряда, зачитайте, какие глаголы вы отнесли к настоящему времени? Вторая парта к будущему времени? Третья парта к прошедшему времени? - У кого не так? Хорошо. - Откройте станицу 32, упражнение 27. Прочитайте задание про себя. - Что вам надо сделать сначала? - Сейчас вы будете работать в группах. Вы должны объяснить друг другу орфограммы, начиная с номера 1 и по кругу. Когда закончите, покажите свою готовность. - Теперь спишите, вставляя орфограммы. - Преступайте к выполнению первой части задания. - Чтобы выполнить вторую часть задания нам надо обратиться к рамочке на странице 33. Прочитайте правило про себя. - Задайте вопрос по правилу соседу по плечу, а он вам. - Стоп! Скажите что такое форма глагола? - Что указывают у глаголов настоящего и будущего времени? - А у прошедшего времени? - Замечательно. Давайте вернемся к упражнению 27. Теперь давайте выполним вторую часть упражнения. Что нам надо сделать? - Хорошо. На это задание у вас 1 мин. - Что вы заметили? - Верно. Что еще вы можете сказать про этот глагол будущего времени? - Если глагол состоит из двух слов, мы можем назвать его сложным? - Тогда какой глагол будет простым? - Верно! Сегодня, ребята, мы будем работать с простой и сложной формой глагола будущего времени. Какую цель мы поставим на урок? | - Лишним будет пословица «Добрый разум дается не разом.» Потому что в ней есть глагол, а в остальных нет. Настоящее время: пишет, живет, выигрывает; Будущее время: выучит, будет рисовать, будет гулять; Прошедшее время: играл, спал, выспался. - Списать текст, вставит орфограмму. Прячутся – чу-щу; кошкой, мошкой, ящерицей – Т.п.; бегут- бег; машинами, спинами – Т. п.; солнце – непроизн. согл.; таятся – ся без «ь»; боятся – боязно, ся без «ь»; будут смеяться – ться с «ь» - Форма глагола – это время, число, лицо и род. - Число и лицо. - Число и род. - Указать над глаголами форму. Прячутся, бегут, боятся – н.в, мн.ч, 3 лицо; Будут смеяться – б.в., мн.ч. 3 лицо. - Что все глаголы настоящего времени, а глагол «буду смеяться» - будущего. Он состоит из двух слов. - Да. - Который состоит из одного слова. - Мы научимся определять сложную и простую форму глаголов будущего времени и научимся их образовывать. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
7 мин | V. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: решение устной задачи, обсуждение её решения, составление модели правила. Физкультминутка под музыкальное сопровождение | Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации. - Вспомним правила работы в группах. (слайд) - Каждая группа получает «Карточка исследований», где записано задание и дана инструкция. - Посмотрите на страницу 34, на рамочку. Обратите внимание на вопросы и на время глаголов. Какой вывод вы можете сделать? - Совершенно верно. Все зависит от вопроса. Приведите примеры сложной формы глагола будущего времени и простой формы будущего времени. - Замечательно. Организует практическую работу по проверке гипотезы исследования. . Какой вывод вы можете сделать? - Совершенно верно. Все зависит от вопроса. Приведите примеры сложной формы глагола будущего времени и простой формы будущего времени. - Как только группа закончит работать, всех прошу занять свои места. - Прошу ответственных групп доложить о результатах исследований. У кого есть дополнения? - Молодцы! Всем спасибо за работу. | Составляют план достижения цели и определяют средства (фронтальная). Проговаривают этапы работы над исследованием. Ставят цель, определяют задачи и гипотезы исследования. Делают вывод о сложной формы глагола будущего времени и простой формы будущего времени. - Глаголы, отвечающие на вопрос без приставки, образуют сложную форму глагола будущего времени, а глаголы, отвечающие на вопрос с приставкой, образуют простую форму глагола будущего времени. - Буду играть, буду прыгать, играть, прыгать. Ответственные каждой группы докладывают о результатах исследований Ребята из других групп внимательно слушают и дают оценку работе группы | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. |
7 мин | VII. Первичное закрепление во внешней речи. | - Подведем итоги наших исследований. Работа с учебником. - Посмотрите на упражнение 28. Прочитайте задание про себя. Что вам надо сделать? - Кому непонятно задание? Сейчас вы должны образовать формы глаголов будущего времени глаголов с соседом по лицу и записать предложения с ними. - Итак, прочитайте предложение, в котором глагол будущего времени имеет простую форму. Теперь прочитайте предложение, в котором глагол имеет сложную форму. - Молодцы. Давайте повторим, с помощью какого вопроса образуется сложная форма глагола? - А простая форма? Работа с правилом: - Прочитайте, пожалуйста, это правило. - Повторите самостоятельно. | - образовать формы глаголов будущего времени и вставить их в предложения. - Я нарисую этот пейзаж. Я буду рисовать этот пейзаж. - (Что буду делать?) - (Что сделаю?) | Уметь распознавать слитное и раздельное написание частицы НЕ с глаголами. Знать правописание словарных слов: неволить, негодовать, ненавидеть и т.д. Уметь пользоваться толковым словарем. Личностные : формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. |
7 мин | VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой | - Чтобы закрепить новый материал, вы самостоятельно делаете карточку. Вам надо образовать форму будущего времени глагола и определить время глагола. Каждый работает сам! . - Закончили! Подпишите карточки и передайте с последних парт на первые. | Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с заданием. Задают вопросы учителю по выполнению задания. Работа с раздаточным материалом. | Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
6 мин | IX. Включение в систему знаний и повторение. | - Посмотрите на упражнение 29. Прочитайте задание про себя? Что вам надо сделать? - Кому непонятно задание? Работайте. - Подчеркните двумя чертами сказуемое в этих предложениях. - Проверяем! В какой форме глагол вы вставили в первом предложении. Какое слово вы подчеркнули двумя чертами? - В какой форме глагол вы вставили во втором предложении. Какое слово вы подчеркнули двумя чертами? - Хорошо. Как не ошибиться в образовании форм будущего времени глаголов? - Отлично! Откройте дневники, запишем домашнее задание.. | - Образовать от глаголов «петь» и «спеть» формы будущего времени. И вставить их в данные предложения. - в простой форме, сказуемое спою. - в сложной форме, сказуемое буду петь. - Посмотреть на опрос, на который отвечает глагол. | Личностные:формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные:умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные:объективно оценивать себя и других. |
3 мин | XI.Рефлексия деятельности Цель: организация осознания учащимися своей учебной деятельности и самооценки результатов деятельности своей и всего класса. | -Достигли мы цели, поставленной в начале урока? (вернуться к таблице:Я знаю; Я хочу узнать) 1. Весь урок у меня было … настроение - хорошее - печальное …. 2. Задания на уроке были: -интересными - необычными - скучными 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною. 4. Мне больше всего понравилось на уроке: | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, поняли, умеют, смогли и т.д. | Регулятивные:оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |