Сценарий праздника «Прощание с Азбукой»
Оборудование: красочно оформленные ворота с надписью «Прощание с Азбукой»; буквы – шапочки, шары, удостоверение для каждого ученика.
Звучит музыка «Песня первоклассника».
Выступление ребят.
1 ученик. Заходите, проходите!
Путь свободен, освещён.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Азбукой!
2 ученик. Первоклассники рядами
Стройными идут,
Первой книге, мудрой книге
Отдают салют!
Учитель: Мы пригласили вас, дорогие гости, на наш праздник «Прощание с Азбукой». Все дети научились читать, прочли свою первую школьную книгу – Азбуку. Сегодня мы попрощаемся с нашим верным другом. Я поздравляю вас, ребята, с этой первой школьной победой!
Учитель: Дорогие первоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.
3 ученик. Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В наш самый лучший первый класс.
4 ученик. Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
5 ученик. Садясь за парту осторожно,
Чтоб новой формы не измять,
Мы азбуки свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
6 ученик. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
7 ученик. Март месяц за окном стоит,
В воздухе весна кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
Учитель: А где же наша Азбука? Давайте вместе позовем её!
Дети (хором): Азбука! Мы ждем тебя!
Азбука: Здравствуйте, ребята! Вы меня звали?
Дети (хором): Дорогая Азбука!
Мы все тебе сказать хотим:
«За всё тебя благодарим!»
8 ученик. С тобой Азбука, я в первый раз
Пришёл в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Дети (хором): Как хорошо уметь читать –
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти».
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Учитель: Ребята, мы забыли поблагодарить наших добрых, верных друзей. Давайте назовем их еще раз по именам.
Выходят дети в шапочках с буквами.
Учитель: - Гласные, здесь?
Гласные: - Здесь!
Гласные буквы: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Учитель: - Согласные, здесь?
Согласные: - Здесь!
Согласные буквы: А согласные согласны
шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель: - Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Ъ, Ь: - Здесь!
Учитель: Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё…
Все: - Алфавит!
Азбука. Буквы, станьте по местам,
Вам загадки я задам.
Вы друг другу помогайте
Хором нам ответ давайте.
- Сколько всего букв в русском алфавите? (33)
- Сколько гласных букв? (10)
- Сколько согласных? (21)
- Сколько букв, не обозначающих звуков? (2)
- Молодцы, ребята!
Дети в шапочках рассказывают стихи о буквах.
Буква А. А начало алфавита,
Тем она и знаменита
А узнать ее - легко:
Ноги ставит широко.
Буква Б. Буква Б – с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Буква В. Палочка, рядом две ровные дужки –
Вот и готовы очки для лягушки.
Буква Г. Перед нами буква Г –
Стоит подобно кочерге.
Буква Д. Видны за окнами дома
И дети на дорожке,
А вот сама и буква Д
На самоварных ножках.
Буква Е. Е и Ё- родные сестры,
Различать сестер непросто.
Буква Ё. Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Буква Ж. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, словно жук,
Издает жужжащий звук.
Буква З. На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра три.
Буква И. На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух простых досок
Одна легла наискосок.
Буква Й. Букву Й зовут «и краткой».
Й – как И в твоей тетрадке,
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Буква К. Сигнальщик держит два флажка –
С флажками он, как буква К.
Буква Л. Алфавит продолжит наш
Буква «Л» - лесной шалаш.
Буква М. Взявшись за руки, мы встали.
И на М похожи стали.
Буква Н. На букве Н я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
Буква О. В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла –
Покатиться бы могла.
Буква П. Влез на букву озорник:
Он решил, что П – турник.
Буква Р. «Дрожу от страха до сих пор!» -
Воскликнуло полено.
Похожа буква на топор –
Расколет непременно!
Буква С. Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Буква Т. Буква Т стоит на крыше,
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Буква У. Удобная буква: удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
Буква Ф. Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Буква Х. Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольная подружка.
Буква Ц. Буква Ц – внизу крючок,
Словно с краником бачок.
Буква Ч. Да! Вы правильно решили:
Ч похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Буква Ш. Посмотри на букву Ш:
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Буква Щ. На расческу Щ похожа:
Три зубца всего. Ну что же?
Буква ъ. Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак,
Чтобы не облиться.
Буква ы. А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой. Увы!
Буква ь. Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Буква Э. Это Э с открытым ртом
И большущим языком!
Буква Ю. На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм смело встал лицом.
Буква Я. Буква «Я» шагает гордо.
Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я?
Я не только буква «Я» -
Я и буква, и слог, слова.
Учитель: - Ребята, я очень рада, что вы все подружились с Азбукой, и она научила вас читать.
Азбука. Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай: СОВА.
Игра «Живые буквы»
У каждого из вас есть буква. Я называю слово, а нужные "буковки" выбегают и образуют его: кит, весна, школа, азбука, дом.
Песня «С Букварём уселись куклы»
Девочки-куклы с большими бантами, мальчик-в костюме утёнка, девочка-в костюме козы, мальчик- в костюме телёнка
С букварем уселись куклы
На лугу, на траве.
Дружно куклы учат буквы:
«А, бэ, вэ! А, бэ, вэ!»
Припев:
Ты нам, ветер, не мешай
И страницы не листай.
Ты буквы не прочтешь,
Только всех собьешь.
Подошел утенок важно,
Подошел: «Кря-кря-кря!»
И давай щипать бумажный
Корешок азбуки.
Припев:
Ты, утенок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «кря-кря-кря», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
Подошла, стуча копытцем,
К нам коза: – Что тебе?
– Я, коза, хочу учиться,
Бе, бе, бе! Бе, бе, бе!
Припев:
Ты, коза, нам не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «бе, бе, бe», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
А потом пристал теленок,
Замычал: «Му-му-му!
Я – теленок несмышленый,
Ничего не пойму».
Припев:
Ты, теленок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай:
Не «му-му-му», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так!
Азбука. А теперь я вас проверю: хорошо ли знаете буквы русского алфавита. Отгадайте, ребята, о какой букве идет речь.
1. Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква….
(Буква А)
2. К единице три приставим …
Что за букву мы составим?
(Буква В)
3. Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув, баранкой ногу?
(Буква Б.)
Эта буква не простая:
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
(Буква Й)
Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась буква . . . (Буква Ю)
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
(Буква Ф)
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
(Буква Т)
Что за буква светиться
Старым ясным месяцем?
(Буква С)
Посмотри на колесо
И увидишь букву … (Буква О)
Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось.
(Буква Е)
Азбука. Следующее задание: Буква О составила из слогов слова, но пока она катилась из своего домика слоги рассыпались. Помогите букве составить слова.
Дети подходят по одному и соединяют слоги между собой на доске.
(Слоги: ро, за, зи, на, ма, лыш, яб, ло, ко, аз, бу, ка)
Азбука. Игра «Найдите лишнее слово».
На доске записаны слова:
Лев, плов, шарф, ваза, волк.
(Лишнее – шарф, в нем нет буквы в)
Круг, плуг, друг, волк, тигр, грач.
( волк)
Игра «Любопытный»
Задание: ваши ответы должны начинаться на букву Ч.
- Как твоя фамилия? - Чесноков
- Кем работает твоя мама? - чертежница
- А папа? - часовщиком
- Какие ты знаешь профессии, - врач, учитель, летчик
в названии которых есть звук Ч?
- Каких сказочных героев ты знаешь на Ч? - Чебурашка
Азбука. Я очень довольна вашими знаниями. Можно отправляться в дальнюю дорогу. На прощание, позвольте познакомить вас, дорогие мои с моим братом «Литературное чтение» (входит мальчик с плакатом).
Литературное чтение. Дорогие ребята! Мне давно хотелось с вами познакомиться. Я расскажу вам много интересного про нашу родину, про наш великий народ, про ребят, про нашу жизнь. Читайте меня внимательно, и вы многое узнаете. Поздравляю вас, дети, с первой школьной победой и хочу, чтобы вы полюбили меня.
Ребята исполняют песню на мотив «Голубой вагон».
Время наше быстро улетело вдаль,
Очень жаль, что быстро все прошло.
Повстречались с Азбукой недавно мы,
А теперь прощание пришло.
Припев: Скатертью, скатертью,
Знаний путь стелется
И упирается
Прямо в небосвод.
Многое, многое
Нам узнать хочется,
Получать знания
Будем каждый год.
Говорим мы Азбуке «Прощай» сейчас
К мудрым книгам мы узнали путь,
Вы, родители, порадуйтесь за нас
Ведь читать умеет весь наш класс.
Припев.
Учитель. До свиданья, до свиданья!
А на следующий год
Наша азбука научит
Тех, кто в первый класс придёт.
Азбука уходит.
Учитель. Вы Азбуку прочли до корки,
Вам по чтению — пятерка!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения...
И теперь без передышки,
Вы прочтете любые книжки.
Так что в путь, дружок, не робей!
Не грусти, не жалей,
Что закончил Азбуку.
Я желаю всем вам
Унестись в эту неведомую даль,
страну Литературию
Она поможет вам, друзья
Научиться дружить
И в беде помогать,
И решительными стать.
Учитель вручает учащимся удостоверение.
Дети исполняют песню «Песня первоклассника».
Слова И. ШАФЕРАНА
Музыка Э. ХАНКА
1.Нагружать все больше нас
Стали почему-то.
Нынче в школе первый класс
Вроде института.
Нам учитель задает
С иксами задачи.
Кандидат наук и тот
Над задачей плачет.
ПРИПЕВ: То ли еще будет, То ли еще будет,
То ли еще будет, ой, ой-ой!
То ли еще будет, То ли еще будет,
То ли еще будет, ой, ой-ой!
2. А у нас стряслась беда:
Сочиненье снова.
Лев Толстой в мои года
Не писал такого.
Не бываю я нигде.
Не дышу озоном.
Занимаюсь на труде
Синхрофазотроном.
ПРИПЕВ.
3.Нагружать все больше нас
Стали почему-то.
Нынче в школе первый класс
Вроде института.
Я ложусь в двенадцать спать,
Силы нет раздеться.
Вот бы сразу взрослым стать,
Отдохнуть от детства.
ПРИПЕВ.
Учитель. Спасибо, ребята! Спасибо, уважаемые гости! На этом наш праздник окончен.
Поздравление от родителей и приглашенных.