СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пропавшая экспедиция

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательская работа по краеведению. Рассказывается о погибшей в тайге геолого-исследовательской экспедиции Кошурникова, выясняются причины ее гибели

Просмотр содержимого документа
«Пропавшая экспедиция»

11


XVIII Всероссийская Научно-Практическая Конференция школьников

«Давайте, люди, никогда об этом не забудем», посвященная боевым и

трудовым подвигам наших соотечественников и вкладу сибиряков в великую

победу в Отечественной войне 1941 -1945 годов.





"Пропавшая экспедиция"

Секция: Трудовой подвиг соотечественников во время войны и восстановительного периода.


Автор работы: Кузьмин Андрей, 10 класс.

Адрес: Иркутская область, Тайшетский район, г. Бирюсинск, ул. Горького, д 83, кв. 1.


Образовательное учреждение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска.

Адрес: Иркутская область, Тайшетский район, г. Бирюсинск, ул. Дружды, д. 49.


Научный руководитель: Рудая Наталья Владимировна,

учитель истории МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска.


















2017 г.

Оглавление.





  1. Введение. Стр. 2

  2. Пропавшая экспедиция Кошурникова. Стр. 3

    1. Стратегические задачи изыскательной группы. Стр. 3

    2. Подготовка к прохождению маршрута. Стр. 3

    3. «Я не могу погибнуть». Стр. 4

    4. Поиски и следствие по делу погибшей группы изыскателей. Стр. 6

    5. А дорога все-таки будет! Стр. 7

  1. Заключение. Стр. 8

  2. Библиографический список. Стр. 9

  3. Приложения. Стр. 10




    1. Введение.


Всем известна фраза «победа куется в тылу». Однако, вспоминая войну, мы очень часто забываем вклад тех, кто своим трудом, здоровьем, а иногда и жизнью обеспечивал эти победы. Считаю актуальным и необходимым восполнить базу данных погибших на войне именами тех, кто отдал свою жизнь на Иркутской земле в годы войны. В моем исследовании речь пойдет о пропавшей в 1942 году геологической изыскательной экспедиции Кошурникова. Они проложили маршрут будущей железной дороги к так необходимым в тот момент месторождениям стратегического сырья.

Хронологически мое исследование ограниченно периодом 1942 - 1943 гг. – временем работы последней экспедиции Кошурникова и следствием по ее пропаже в тайге.

Объект исследования: деятельность Кошурникова и его изыскательной группы накануне и во время экспедиции.

Гипотеза исследования – гибель группы Кошурникова была неизбежна из-за просчетов во время подготовки экспедиции, однако, это был оправданный риск, так как в случае успеха страна получала бы необходимое для ведения войны сырье и экономила огромные средства.

Цель: Собрать и систематизировать доступную информацию о деятельности изыскательной группы Кошурникова в 1942 году, показать на ее примере героизм работников тыла в годы Великой Отечественной войны.

Исходя из этого, были сформированы задачи исследования:

  1. Прояснить задачи геологических изысканий экспедиции;

  2. Проанализировать степень подготовки группы к прохождению данного маршрута;

  3. Изучить ход экспедиции и причины ее гибели;

  4. Определить значение результатов работы экспедиции для дальнейшего развития страны.

При написании работы нами были использованы следующие источники:

  1. Отчет о походе туристов-краеведов Бирюсинской школы № 10 по маршруту «Бирюсинск – Тагул – Кошурниково – рудник «Артемовский» - рудник «Первомайский» и обратно» 1981. Во время похода группа побывала в Народном музее им. А. М. Кошурникова. Музей был основан по инициативе строителей железной дороги Абакан-Тайшет в 1964 году. В 1966 году музей был передан школе №89, ныне №22. В музее собран фотографический материал о судьбе людей, связанных с железной дорогой. Краеведы школы № 10 привезли копии документов, связанных с экспедицией А. Кошурникова, которые теперь хранятся в библиотеке МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска. Именно данный материал стал основой моего исследования.

  2. Владимир Чивилихин. «Серебряные рельсы». Избранное в двух томах, М., "Молодая гвардия", 1978. В произведении на основании документов, дневника Кошурникова и бесед с его родственниками и друзьями, автор в художественной форме день за днем рассказывает о подготовке и прохождении изысканий Кошурникова вплоть до дня гибели группы. За данное произведение автору была присуждена премия комсомола.

  3. «Новосибирский краеведческий портал» – совместный проект Новосибирской государственной областной научной библиотеки, Центральной городской библиотеки им. К. Маркса и Музея города Новосибирска, поддержанный грантом Министерства культуры Новосибирской области

  4. Публицистические статьи в периодических изданиях разных лет, посвященные группе А. Кошурникова и результатам их исследований на реке Казыр:

    1. «Другой Иркутск», 10.03.2006. http://ismi.ru/vsg/index.php?IDE=1461.

    2. «Дорогой мужества. Как погибли первые изыскатели трассы Абакан – Тайшет», газета: «АиФ на Енисее» № 44 (1877) 02/11/2016.

  1. Пропавшая экспедиция Кошурникова.

    1. Стратегические задачи изыскательной группы.


В начале Великой Отечественной войны, в связи с оккупацией европейской части страны, правительству Советского Союза стало понятно, что для того, чтобы восполнить сырье для военного производства, необходимо соединить богатую стратегическим сырьем Восточную Сибирь с Кузбассом, а для этого - срочно строить железную дорогу через Саянский хребет на соединение с Транссибирской магистралью. Идею проложить дорогу через Саянские хребты, инженеры высказывали давно. Так, во второй половине XIX и в начале XX вв. за это дело брались как русские, так и иностранные предприниматели. Однако, познакомившись с маршрутом поближе, отказывались от идеи. Они считали, что, согласно техническим условиям, прокладка железной дороги через Саяны невозможна. Вторили и западные газеты: "Абсурд, — писали зарубежные журналисты, — такая дорога невозможна в инженерном отношении, русские ее не построят"1. Однако война внесла в эти планы коррективы.

В 1942 году Новосибирский НИИ «Сибтранспроект» получил задание на изыскание и проектирование новой железной дороги от Абакана на восток, до выхода на Транссиб. Существовало пять вариантов этой дороги: на Клюквенную, Канск, Иланскую, Тайшет и Нижнеудинск. По первым четырём направлениям с середины 1942 года проводились полевые изыскания под общим руководством инженера «Сибтранспроекта» Александра Михайловича Кошурникова, а по пятому, Нижнеудинскому, инженер Кошурников решил пойти сам.2 (приложение 1).

Именно это направление конечного звена Южно-Сибирской железной дороги инженер-изыскатель считал наиболее перспективным. Причины для такой уверенности были: это был самый короткий маршрут. Кроме того, две трети условного варианта проходили по долине реки Казыр. Легче строить дорогу вдоль реки - всегда над берегом есть терраса, всегда под руками надежное транспортное средство, всегда полно рыбы, леса, питьевой и технической воды.


    1. Подготовка к прохождению маршрута.


Однако, сама изыскательная экспедиция представляла собой огромный риск. Предстояло пройти 250 км по практически нехоженым местам, без хороших карт, наметить будущую трассу и найти проход в 700-километровом горном хребте, расположенном поперек будущей Южно-Сибирской магистрали. В пояснительной записке к смете на изыскания Кошурников писал: «Немногочисленные экспедиции, обследовавшие Восточный Саян, всегда сопровождались человеческими жертвами: в порогах при сплаве на плотах, при переправах через реки, в горных обвалах и лавинах».3 Однако, изыскатель верил в благополучный исход рекогносцировки.

В экспедицию Кошурников сам подбирал команду. Вместе с ним пошли инженер Алексей Журавлёв, хорошо зарекомендовавший себя в изыскательных партиях, и техник Константин Стофато, ни разу не бывавший в тайге. На месте Стофато по идее должен был быть опытный геолог, однако, к сожалению, в условиях войны не удалось найти нужного специалиста и пришлось еще больше увеличивать риск, беря с собой неопытного человека. (приложение 2)

Кроме того, задание группа получила уже осенью и должна была выйти в октябре, что, учитывая сибирские условия, изначально превращало экспедицию практически в гонку со смертью: не успеют до снега и замерзания реки – шансов выйти из тайги не будет. Но, шла война, 1942 год. Стране нужен был этот маршрут любой ценой. Предварительный маршрут необходимо было описать к зиме. Поэтому и поручили его изыскание одному из лучших и опытных изыскателей страны.

К этому времени под руководством и при участии инженера Кошурникова выполнялись изыскания и проектирование железнодорожных линий Новосибирск – Ленинск (Обь – Проектная), Рубцовка – Лениногорск, Сталинск – Абакан, Кулунда – Барнаул, Гурьев – Кандагач (на Урале) и др4. За время работы в «Сибгипротрансе» Александр Михайлович показал себя талантливым специалистом, волевым, энергичным руководителем, творчески решавшим сложнейшие инженерные вопросы. При изысканиях он стремился найти лучшее, наиболее экономичное решение. Среди своих товарищей Кошурников заслуженно пользовался большим авторитетом благодаря преданности своему делу, самоотверженной работе, умению увлечь за собой коллектив на решение государственных заданий, дисциплинированности и личной скромности. Это был действительно один из самых опытных изыскателей сибирских железных дорог. И именно у него были самые высокие шансы не только провести группу по осенней тайге и вывести ее к людям, но и выполнить правительственное задание.

Теперь рассмотрим вопрос экипировки и обеспечения экспедиции.

Как свидетельствуют источники, в Новосибирске, снаряжая экспедицию, им дали только две ложки и две кружки на троих, вместо котелка — кастрюлю. Палатки не было. Кое-как Кошурников получил сапоги, один топор, одну пилу, одно долото, а самое главное — разрешение поехать в этот район, ведь рядом проходила в то время государственная граница. Продуктов было мало, техническое снаряжение оставляло желать лучшего, теплых вещей – в обрез. О рации не могло быть и речи. С трудом уже на месте упросили дать с собой острогу и ружьё5. И это не безалаберность или безответственность. В военные годы достать продукты, одежду, снаряжение было очень сложно даже для такой экспедиции. Разрешение на ношение огнестрельного оружия в приграничных районах выдавали крайне осторожно. А тут еще и война. После сборов Кошурников отправился в Покровск. Здесь нужно было как можно скорее найти транспорт и проводника. С транспортом проблем не возникло, в местном колхозе имелось большое количество оленей, которых можно было взять в аренду. А вот с проводником возникли проблемы, никто не решался вести группу по дикой тайге. Но через несколько дней удалось найти человека, который согласился проводить исследователей. Им оказался местный охотник 57 летний Холмоев Александр Иванович, который, правда, никогда не бывал на Казыре.


    1. «Я не могу погибнуть».

Как проходила сама экспедиция, можно проследить по изыскательному дневнику Кошурникова, который каждый день вел записи. Отряду предстояло пройти 200 с лишним километров по практически нехоженым местам, без хороших карт, наметить будущую трассу и найти проход в 700-километровом горном хребте, расположенном поперек будущей Южно-Сибирской магистрали.

5 октября 1942 г. экспедиция отправилась по маршруту Нижнеудинск-Абакан. Отряд Кошурникова вышел на оленях из села Верх-Гутары, за 5 дней достиг долину реки Казыр. Исследуя каждый километр ее берега, породы, слагающие склоны долины стало ясно, что берегом дальше не пройти: вплотную к воде подступали скалы, а между ними – завалы из поваленных деревьев. Кроме того, через несколько дней исчез мох – корм для оленей, пришлось проводнику повернуть назад. С проводником Кошурников отправил жене последнее письмо: Не скучай, скоро увидимся. Если меня долго не будет, то жди спокойно - не раз я выходил из тайги даже среди зимы. Не могу я погибнуть, у меня слишком большая жажда жизни..."6

Дальше решили сплавляться на плоту. Началось все хорошо, но на следующий день погода испортилась, подул сильный встречный ветер, стало очень холодно, плот несколько раз застревал на камнях, и его приходилось сталкивать обратно. Все это очень сильно тормозило исследователей. Дальше дела пошли еще хуже: внезапно выпал постоянный, зимний снег, сильно простудился Константин Стофато и теперь он практически не мог оказывать никакой физической помощи. Перебравшись через Саянский порог, Кошурникову и Журавлеву пришлось вдвоем делать новый плот. К сожалению, этот плот тоже вскоре пришлось оставить: в узком месте река замерзла, и исследователям пришлось весь день перетаскивать вещи вниз по реке. Новый плот пришлось сделать из кедра, поэтому он оказался очень тяжелый и плохо держался на воде. К 24 октября Исследователи преодолели около 100 километров пути. Но 25 октября группу снова постигла неудача, дойдя до Китайского порога Кошурников обнаружил, что река вновь замерзла, это вынудило людей вновь бросить плот.

О том, каких трудностей стоил этот путь, можно судить по записям Кошурникова:

"11 октября. Воскресенье.

Прошли за день километров 9-10, но со сплошной рубкой. Километров 8 рубил я, пока не устал, потом меня сменил Журавлев».7

"15 октября. Четверг.

Прошли две шиверы благополучно, а на третьей сели, да так плотно, что пришлось всем лезть в воду и по пояс в воде под снегом сталкивать плот… Сегодня весь день температура ниже 0ь8».

"22 октября. Четверг.

Неудачный день… Река замерзла на протяжении свыше 200 м. Речка большая, вся зашугована,.. Решили перейти на правый берег и там делать плот, что чуть не стоило жизни Журавлеву, который провалился под лед и едва выцарапался на берег…»9

25 октября было принято решение идти дальше пешком, взяв на человека только по 15 кг груза, остальные вещи пришлось подвесить на видном месте. Еле передвигая ноги, падая, по колено увязая в снегу, почти разутые, они шли вперёд из последних сил. 31 октября, понимая, что сил на пеший переход по колено в снегу сил уже нет, решили снова рискнуть и плыть по реке, пока она совсем не замёрзла. Но и этот плот пришлось вскоре бросить. Кроме того, опять начался сильный снегопад.

«31 октября. Суббота. Заметно слабеем, что выражается в чрезмерной сонливости. Стоит только остановиться и сесть, как сейчас же начинаешь засыпать. От небольшого усилия кружится голова. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток. Просушиться нет никакой возможности… Продовольствие кончилось, остался маленький кусочек мяса.»10

Уму непостижимо, но они все же прошли 180 километров по клокочущей и на глазах замерзавшей реке. Через пороги Щеки, Саянский, Китатский, через последний Базыбайский. Прошли там, где до них практически никто не ходил.

И даже в этих условиях инженеры выполняли свою работу на высочайшем уровне. Все, пройденные 180 км маршрута Кошурников вел дневник, оценивая местность, подробно описывая берега Казыра, его излучины и притоки, геологическое строение намечаемой трассы, набрасывал чертежи, брал образцы породы, отмечал удобство трассировки линии вдоль реки. Скрупулезно выполняя муторную, ежечасную работу изыскателей. Будущая трасса отражена в профессиональных ремарках Кошурникова: "террасы, каменные отложения, левый берег Казыра удобнее для трассирования... Бачуринская шивера - легкий порог, проходимый в любую воду на плотах и на лодках. Идти нужно под правым берегом, там прямой слив без камней... От речки Воскресенки до Верхнего Китата выходят обнажения коренных пород-граниты, серпентины, порфириты и базальты, осадочных нет..."11. ( приложение 3).

Изыскатель выполнял свой долг, уже неумолимо осознавая: последние пятьдесят километров до ближайшего жилья и погранзаставы им не пройти.

1 ноября они сделали последний в своей жизни плот. 2 ноября отправились в путь. Так как река была слишком непредсказуемой и опасной, то Журавлев и Стофато плыли на плоту через шугу, Кошурников шел по берегу, следя за рекой. Внезапно плот потащило на стремнину. А впереди – лед.

Писатель В. Чивилихин в книге «Серебряные рельсы» так описал этот момент: «Он с ужасом увидел, что плот вдруг нырнул под лед, а с ним - Костя. Журавлев метнулся за товарищем, провалился по шею,.. Кошурников ухнул в реку, пополз навстречу товарищу, разгребая эту дьявольскую кашу из снега, воды и льда. Потянул Алешу за воротник полушубка, а тот почему-то едва передвигался, неестественно скрючив сведенные судорогой руки. Кошурников лихорадочно, рывками подвигал друга к берегу, не замечая, что Алеша - обмяк, завел стекленеющие глаза. До берега было не больше метра… Силы его были на исходе. Под самым берегом он долго и безрезультатно дергал Алешу, который уже не подавал никаких признаков жизни… Кошурников медленно пополз вверх, к кедрам. Кое-как достал из нагрудного кармана кителя спички, но головки их превратились в коричневую кашицу. С него текла вода. Едва передвигаясь, побрел вдоль берега на запад, туда, куда бежал Казыр»12.

На другой день Кошурников напишет в дневнике: "Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю... Иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну"13. (приложение 4).

Это была последняя запись в его дневнике. Удивительная по мужеству и самообладанию запись. До ближайшего жилья оставалось 48 километров.


    1. Поиски и следствие по делу погибшей группы изыскателей.

.

Пропавшую экспедицию будут искать долго и серьезно. Поставят в известность всех охотников, пограничников, рыбаков и работников связи. Задействуют даже авиацию. Поисковая группа пройдет практически весь маршрут вслед за экспедицией Кошурникова. Первым забеспокоился ученик и лучший друг Кошурникова Владимир Козлов. В радиограмме из Тофаларии он просит: "Запросите погранзаставу, проезжал или нет отряд Кошурникова, и сообщите мне". А вскоре: "Мой отряд четыре человека готов к выезду на поиски. Оленями ехать по Казыру невозможно, нет корма. Выходим на лыжах. Немедленно телеграфируйте согласие". И наконец: "Вышли поиски. Доехал Левого Казыра. Дорога тяжелая. Двигаемся 15 километров день. Иду следом Кошурникова"14.

Но все было напрасно. Приведу выписки из протокола совещания, которое собралось на погранзаставе в декабре 1942 года:

«Начальник поискового отряда Козлов: На Саянском пороге я нашел плот Кошурникова и лагерь. Ниже порога Щеки тоже нашел лагерь. Потом на плоту отряд плыл до Китатского порога. На левой стороне Казыра мы нашли вещи группы Кошурникова. Затем на камне "Барка" встретил отряд Мазуренко. Вместе с ним ниже реки Бачуринки также находили лагеря. На Базыбайском пороге тоже увидели следы пребывания изыскателей. В трех километрах ниже по бревнам в полынье нашли лагерь Кошурникова и место, где он делал плот. А еще через три километра перед Поворотной ямой плот был брошен. Осмотром установил, что плот бросили потому, что Поворотная яма замерзла. Потом отряд, пройдя немного берегом, снова поплыл по Казыру на плоту с места, расположенного примерно за километр до устья реки Поперечная. Осмотр берегов ниже Поперечной ничего не дал. Потом на пороге Нижний Китат найден шест, судя по зарубкам, принадлежащий Кошурникову, а также следы рубки сухого дерева для костра. Ниже этого места до заставы километров 30 ничего не обнаружено. Вывод: отряд Кошурникова, видимо, погиб в реке Казыр.

Начальник поискового отряда Мазуренко: На своем пути, за исключением реки Запевалихи, отряд Кошурникова никаких следов не оставил. Мой вывод: отряд Кошурникова был зашугован и погиб в реке примерно в конце октября, на 16-17-й день своего пути. Авария произошла приблизительно в 35 километрах от заставы»15.

Почти через год — 4 октября 1943 года — рыбак посёлка Нижне-Казырский Иннокентий Фомич Степанов нашёл останки Кошурникова и его дневник в 48 километрах от ближайшего селения Нижняя Тридцатка.

На место находки тотчас же вылетит следственная группа. Если внимательно просмотреть следственные протоколы, то мы увидим, что для того, чтобы найти все страницы дневника Кошурникова, пришлось тщательно обследовать площадь реки более чем на полтора километра. (приложение 5). По ним следствие восстановило обстоятельства трагедии.

Всего смогут найти 35,5 листов с сохранившимися записями.

Сегодня найденный дневник Кошурникова — бесценный по зафиксированным в нем данным изысканий и потрясающий документ человеческой силы духа.

Шла осень 1943 года. Завершился коренной перелом в войне. Острой необходимости в абаканской трассе уже не было. Да и продолжить изыскания можно было не раньше 1944 года. Поэтому, работу по данному маршруту отложили на послевоенное время.



    1. А дорога все-таки будет!


Изыскания продолжил в 1948 году ученик Кошурникова Евгений Алексеев, который использовал результаты поисков погибшей экспедиции.

Несмотря на содержащиеся в дневнике Кошурникова положительные отзывы о Нижнеудинском направлении, строители в дальнейшем все-таки выбрали Тайшетское направление хоть и более дорогое, но менее опасное. В 1948–1949 годах произвели аэрофотосъемку горной части местности, где должна была пройти магистраль, от района будущего Кордонского до района будущего Манского тоннеля. В 1953–1955 годах была завершена съемка всей трассы и проведены наземные привязочные работы на площади свыше 15 тысяч кв. км. В глухой Саянской тайге тогда одновременно передвигалось уже порядка 20 экспедиций и партий, оснащенных в разы лучше, чем группа Кошурникова. В этот раз обошлось без жертв. Но им все равно было нелегко. Оборудование, снаряжение, одежда, продовольствие – все это доставлялось на оленях, лошадях, реже по воздуху, но чаще всего на спинах рабочих. На самом трудном участке трассы изыскатели исходили 350 км пешком в поисках наилучших проходов в горах, перевалов, удобных подходов к ним. Прежде чем выбрать окончательный вариант дороги, понадобилось обследовать по картам и планам 8,5 тысяч километров возможных ее путей! И вот, наконец, в 1959 году проект был утвержден. Строительство дороги Абакан–Тайшет было объявлено комсомольской ударной стройкой, и в Саяны по комсомольским путевкам отправились 35 тысяч молодых людей со всего СССР. Помогали им военные строители, часть работ выполняли заключенные.

Александра Кошурникова похоронили на высоком берегу Казыра. А на месте его гибели высится скромный обелиск. И написано просто: "Изыскатель А.М. Кошурников. 1905—1942. Он шел всю жизнь теми дорогами, которые больше всего были нужны людям". (приложение 6). Но память о нем и о членах его группы сохранилась в памяти строителей и местных жителей, в названии станций дороги «Абакан – Тайшет» - Кошурниково, Журавлево, Стофато.



  1. Заключение.


Подведем итоги:

  1. На момент работы изыскательной экспедиции инженера Кошурникова, поиск оптимальной трассы железной дороги через Саяны имел государственное и первоочередное значение. Именно поэтому было принято решение отправить ее осенью, в надежде на нормальный по времени приход зимы и на опыт инженера Кошурникова.

  2. Группа к прохождению маршрута в сложившихся природных условиях была готова плохо (слабое материальное снабжение, нарушенные сроки выхода в тайгу, отсутствие связи, отсутствие в группе геолога, нахождение в ней неопытного, ни разу не бывавшего в тайге техника Стофато, который совершил ряд катастрофических по последствиям ошибок). Однако, у группы были все шансы выйти из тайги вовремя, учитывая опыт и таежные навыки Кошурникова, который неоднократно заканчивал изыскания уже по зиме. К сожалению, в этот раз природные аномалии, сверхсложность трассы, цепь трагических несчастных случаев не дали группе шансов на выживание.

  3. Данная экспедиция и результаты ее работы имеют даже сегодня для страны стратегическое значение: во многом благодаря этим результатам удалось проложить трассу «Абакан – Тайшет», единственную железную дорогу в данном регионе. По ней перевозят большие объемы леса, угля и ходят пассажирские поезда.

  4. Кроме того, то, что совершили 3 изыскателя – это подвиг. Подвиг, достойный того, чтобы внести его описание в школьные учебники для воспитания подрастающих граждан страны. Ведь взрослые, опытные люди прекрасно понимали весь риск еще до выхода в тайгу. А на Казыре, когда закончились продукты, когда приходилось раз за разом толкать плот, стоя в ледяной воде под снегом, когда от обморожения и голода опухли ноги, лица (упоминания об этом есть в дневнике Кошурникова), когда в мокрой одежде при минусовой температуре они шли по колено в снегу в разваливающейся обуви, - они ведь наверняка уже понимали, что шансов дойти практически нет. И тем не менее, не просто шли, а вели изыскания. Изыскания для тех, кто возможно найдет их записи. И этот подвиг – ни сиюминутный порыв, а многодневный каторжный труд во имя страны и для победы там, на Западе.

  5. Считаю, что гибель группы Кошурникова была неизбежна из-за просчетов во время подготовки экспедиции. Однако, это был оправданный риск, так как в случае успеха страна получала бы необходимое для ведении войны сырье и экономила огромные средства.

Считаю гипотезу моего исследования подтвержденной. Цели и задачи работы выполненными в полном объеме.




  1. Библиографический список.





  1. Отчет о походе туристов-краеведов Бирюсинской школы № 10 по маршруту «Бирюсинск – Тагул – Кошурниково – рудник «Артемовский» - рудник «Первомайский» и обратно» 1981.

  2. Владимир Чивилихин. «Серебряные рельсы». Избранное в двух томах, М., "Молодая гвардия", 1978.

  3. «Новосибирский краеведческий портал. http://kraeved.ngonb.ru/

  4. «Другой Иркутск», 10.03.2006. http://ismi.ru/vsg/index.php?IDE=1461.

  5. «Дорогой мужества. Как погибли первые изыскатели трассы Абакан – Тайшет», газета: «АиФ на Енисее» № 44 (1877) 02/11/2016.


































5. Приложения.

Приложение 1.

Маршрут изыскательной экспедиции Кошурникова.


Приложение 2.


Александр Кошурников. Алексей Журавлёв. Константин Стофато



Приложение 3.

Страница из дневника Кошурникова.

Приложение 4.

Последняя запись Кошурникова в дневнике.



Приложение 5.

Копии материалов из следственного дела (опись и акт осмотра тела Кошурникова)


Приложение 6.



1 «Другой Иркутск», 10.03.2006. http://ismi.ru/vsg/index.php?IDE=1461.

2 «Дорогой мужества. Как погибли первые изыскатели трассы Абакан – Тайшет», газета: «АиФ на Енисее» № 44 (1877) 02/11/2016

3 Владимир Чивилихин. «Серебряные рельсы». Избранное в двух томах, М., "Молодая гвардия", 1978.

4 Новосибирский краеведческий портал. Выдающиеся земляки. Кошурников Александр Михайлович http://kraeved.ngonb.ru/

5 По материалам Народного музея им. А. М. Кошурникова, на основании школьной экспедиции

6 По материалам Народного музея им. А. М. Кошурникова, на основании школьной экспедиции

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же.

12 Владимир Чивилихин. «Серебряные рельсы». Избранное в двух томах, М., "Молодая гвардия", 1978.

13 По материалам Народного музея им. А. М. Кошурникова, на основании школьной экспедиции.

14 Владимир Чивилихин. «Серебряные рельсы». Избранное в двух томах, М., "Молодая гвардия", 1978.

15 Новосибирский краеведческий портал. Выдающиеся земляки. Кошурников Александр Михайлович http://kraeved.ngonb.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!