Прообраз современного велосипеда – впервые появился во Франции в 1791 г. Это изобретение графа Меде де Сиврака мало напоминало сегодняшнюю модель: двухколёсный самокат с деревянной рамой без педалей и руля. Переднее колесо не поворачивалось, а потому ехали на нем только прямо, отталкиваясь от земли ногами. Очень быстро новинка стала модным развлечением в Англии, где ее назвали «хобби-хорз» («игрушечная лошадка»).
В 1792 г. немецкий офицер Карл Фридрих Дрез оснастил велосипед управляемым передним колесом, а в 1830 г. его соотечественник Филипп Фишер построил экипаж с двухметровым передним колесом, снабженный педалями, и маленьким задним. Вилки колёс он соединил штангой и на ней расположил седло. Спустя 50 лет такие машины стали гораздо элегантнее. Англичанин Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал новинку: качающиеся педали соединил рычажным механизмом с задним колесом, которое сделал больше переднего, на оба колеса надел железные обручи. Облегчить конструкции и повысить ее маневренность удалось лишь в 1847 г., когда пустотелыми шинами с надувными камерами лорда Лорена заменили сплошные резиновые шины шотландца Р.Томпсона.
В 1853 г. немец Мориц Фишер построил экипаж с педалями на переднем колесе и тормозами на заднем. В Германии не заинтересовались этим изобретением, зато французы охотно приняли аналогичную конструкцию парижского каретного мастера Пьера Мишо, названную в его честь «мишолиной». Примерно в то же время новую машину стали повсеместно называть по-французски – «велосипед» ( от лат. быстрые ноги).
В конце 60-х гг. велосипед продолжали активно модернизировать. Англичане Медисон и Каупер установили на нём лёгкие металлические колёса с тонкими стальными спицами, а Старлей придумал цепную передачу.
Во второй половине Х1Х в. появилось множество новинок: шарикоподшипники, пневматические шины, крылья над колёсами (пыльники), счётчик пройденного пути (цикломер), обгонная муфта (трещотка), механизм переключения скоростей. Пожалуй, наиболее важным для дальнейшего совершенствования и распространения велосипеда стало применение одинаковых колес. Впервые такие велосипеды начала выпускать английская фирма «Ровер» в 1885 г. Ездить на них было значительно безопаснее.
Первый велосипед с педалями и рулем был построен в России крепостным кузнецом Артамоновым. Именно на нем первый велосипедист прикатил от Верхотурья на Урале в Москву. Толпа людей, собравшихся на Ходынском поле, с изумлением наблюдала за удивительной двухколесной тележкой Артамонова. Тот далекий теперь уже день 15 сентября 1801 г. И считается «днем рождения» велосипеда.
Виды, модели велосипеда и его устройство.
В наши дни на свете существует великое множество велосипедов самых различных размеров и конструкций.
На детских велосипедах многие начинают кататься, едва научившись ходить. Вы подросли – и ваш велосипед теперь называется подростковым.
Современная промышленность выпускает велосипеды различной конструкции и назначения: дорожные, легкодорожные, спортивные, подростковые, детские и специальные.
Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль, вес около 16 кг.
Легкодорожные велосипеды весят 14 кг, сечение шин – уменьшенное, оснащены ручными тормозами.
Спортивные велосипеды имеют облегченную конструкцию 8 – 11кг из легированных сталей и дуралюмина, низко опущенный руль, широкое седло. Это создает удобство для спортсменов, которые иногда находятся в пути по нескольку часов. К рулю и нижней трубе крепят бачки с питанием. Шоссейные гоночные велосипеды снабжены переключателем скорости и ручными тормозами. Трековые – без тормозов и свободного хода. Потому спортсмен должен постоянно крутить педали. Педали оборудованы ремнями для закрепления ног. Шины велосипеда делаются из тонких хлопчато - бумажных ниток и хирургического шелка. Вес современного велосипеда для гонок на треке 6 – 7кг.
Разновидность спортивных велосипедов - тандем – двухместный, двухколесный велосипед с двойной сблокированной передачей. Экипаж тандема способен развивать скорость до 70 км/ч. При выборе велосипеда надо учитывать рост спортсмена.
В последнее время стали появляться уже совсем необычные «велосипеды»: водные, воздушные и даже веломобили.
Велосипед состоит из нескольких простых механизмов. Например, педали и шестерни – это механизмы, которые позволяют нам без труда вращать колёса велосипеда. Тормоза тоже представляют собой несложный механизм, который останавливает велосипед.
На колесах обычно устанавливаются щитки, на других частях велосипеда – багажник, звонок, зеркальце, насос и подсумок с инструментами.
Вывод.
Велосипед – не только прекрасное средство для отдыха, развлечений и занятий спортом, но и удобный способ передвижения. По сравнению с другими видами транспорта у велосипеда есть неоспоримые преимущества. Он дешев, не нуждается в топливе, не загрязняет атмосферу,
Кроме того, езда на велосипеде уменьшает вредное воздействие на организм человека гиподинамии (малоподвижного образа жизни). Не случайно велосипедисты в среднем живут на пять лет дольше автомобилистов. Все это способствует неуклонному росту популярности велосипеда в самых разных странах.
Кататься на велосипеде – это огромное удовольствие, но при этом не забывайте о правилах безопасности.
Сообщение по ОБЖ
на тему
«Велосипед»
Выполнил ученик 8 а класса
Елфимов Максим