Спецификация
контрольно-измерительных материалов
для проведения промежуточной аттестации
по химии в 2018 году
Назначения КИМ.
Промежуточная аттестация представляет собой форму внутренней объективной оценки качества изучения материала по химии за 10 класс. Результат промежуточной аттестации по химии- способ осуществления проверки знаний, по итогам которого осуществляется перевод в 11 класс. КИМ по химии позволяет установить освоение выпускниками курса химии за 10 класс (базовый уровень).
Подбор содержания КИМ промежуточной аттестации
Задания подобраны и ориентированы на курс химии 10 класса, в соответствии с заданиями ЕГЭ по органической химии. Каждое задание соответствует требованиям к уровню усвоения учебного материала и формируемым видам учебной деятельности. В целях обеспечения возможности дифференцированной оценки учебных достижений выпускников. КИМ осуществляет проверку освоения основных образовательных программ по химии на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком уровнях сложности.
Структура КИМ
Варианты построены по единому плану, состоят из двух частей, включают в себя 19 заданий, 17 заданий с краткими ответами, в их числе 1-10, 13- базового уровня, 11, 12, 14, 15-17- повышенного уровня, 2 задания высокого уровня сложности с развернутым ответом.
Распределение заданий
Часть работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
Часть 1 | 11 | 22 | Задания с коротким ответом |
Часть 2 | 5 | 13 | Задания с развернутым ответом |
ИТОГО | 15 | 35 | |
Задания базового уровня сложности, с кратким ответом записываются в виде 2-3 цифр или в виде числа с заданной степенью точности.
Задания отличаются друг от друга способом поиска верного ответа, например, выбор двух ответов их 5, а также на установление соответствия между позициями двух множеств.
Задания повышенного уровня сложности с кратким ответом, который
устанавливается в ходе выполнения задания и записывается согласно указаниям в виде определённой последовательности четырёх цифр, ориентированы на проверку усвоения обязательных элементов содержания основных образовательных программ по химии не только базового, но и углубленного уровня. В сравнении с заданиями предыдущей группы они предусматривают выполнение большего разнообразия действий по применению знаний в изменённой, нестандартной ситуации (например, для анализа сущности изученных типов реакций), а также сформированность умений систематизировать и обобщать полученные знания.
Для оценки сформированности интеллектуальных умений более высокого уровня, таких как устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами знаний, формулировать ответ в определённой логике с аргументацией сделанных выводов и заключений, используются задания высокого уровня сложности с развёрнутым ответом.
Задания с развёрнутым ответом, в отличие от заданий двух предыдущих типов, предусматривают комплексную проверку усвоения на углубленном уровне нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков. Они подразделяются на следующие разновидности:
– задания, проверяющие усвоение знаний о взаимосвязи веществ различных классов (на примерах превращений органических веществ);
– расчётные задачи по химическим уравнениям, на определение молекулярной формулы.
Структура работы
№ | Тема | Количество заданий |
1 | Характеристики химических связей. Зависимость свойств веществ от их состава и строения | 1 |
2 | Классификация и номенклатура органических веществ | 2 |
3 | Теория строения органических соединений. Типы связей в молекулах органических веществ | 3 |
4 | Качественные реакции органических и неорганических соединений | 2 |
5 | Характерные химические свойства углеводородов. Механизмы реакций | 1 |
6 | Характерные химические свойства углеводородов. Механизмы реакций | 1 |
7 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | 1 |
8 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | 1 |
9 | Расчеты объемных отношений газов при химической реакции. Тепловой эффект | 1 |
10 | Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе» | 1 |
11 | Нахождение молекулярной формулы вещества | 1 |
Виды проверяемых умений и способов действий
Основные умения и способы действий |
1 Знать/понимать: 1.1 важнейшие химические понятия; 1.2 основные законы и теории химии; 1.3 важнейшие вещества и материалы 2 Уметь: 2.1 называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре; 2.2 определять/классифицировать: вид химических связей в соединениях и принадлежность веществ к различным классам органических соединений; гомологи и изомеры; химические реакции в органической химии (по всем известным классификационным признакам); 2.3 характеризовать: строение и химические свойства изученных органических соединений; 2.4 объяснять: зависимость свойств органических веществ от их состава и строения; сущность изученных видов химических реакций; 2.5 планировать/проводить: эксперимент по получению и распознаванию важнейших органических соединений, вычисления по химическим формулам и уравнениям. |
На выполнение работы отводится 45 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Во время написания работы обучающиеся могут использовать:
− Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева;
− таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде;
− электрохимический ряд напряжений металлов.
Во время выполнения работы разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
Система оценивания
Максимальный балл- 35.
Отметка «5» | Отметка «4» | Отметка «3» | Отметка «2» |
35-33 балла | 32-25 баллов | 24- 17 балл | 16 и менее баллов |
Задания 1-17 оцениваются в 2 балла. 1, 4, 5, 6, 7, 8, 10, за 2 правильных ответа ставится 2 балла, если один ответ неверен, то 1 балл, в остальных случаях 0. Задания 2, 3, - за 3 верных ответа 2 балла, за 2 верных ответа- 1 балл, во всех остальных случаях 0.
За задания 9, 11- 2 балла ставится за 4 правильных ответа, за 3 правильных ответа- 1 балл, во всех остальных случаях 0 баллов.
Ответом на задания 12- является десятичная дробь, округленная до сотых или целое число, оценивается в 3 балла, если ответ округлен до целых или до десятых, то 2 балл, в остальных случаях 0.
Задание 13,14 оценивается в 2 балла, по 1 баллу за 1 элемент ответа.
Задание 15 оценивается в 6 баллов за каждый элемент задачи.
ВАРИАНТ 1
Часть 1.
Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых между молекулами образуется водородная связь.
1) водорода
2) метанола
3) толуола
4) метаналя
5) метановой кислоты
Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА | | КЛАСС/ГРУППА |
А) метилбензол Б) анилин В) 3-метилбутаналь | | 1) альдегиды 2) амины 3) аминокислоты 4) углеводороды |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между названием органического вещества и его формулой: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА | | ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА |
А) аминоуксусная кислота Б) триметиламин В) нитроэтан | | 1) 2) 3) 4) |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются структурными изомерами бутена-1.
1) бутан
2) циклобутан
3) бутин-2
4) бутадиен-1,3
5) метилпропен
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Из предложенного перечня выберите два утверждения, которые характерны для этина.
1) линейное строение молекулы
2) sp2-гибридизация орбиталей атомов углерода
3) двойная связь между атомами углерода
4) неполярная связь между атомом углерода и атомом водорода
5) наличие двух -связей между атомами углерода
Запишите в поле ответа номера выбранных утверждений.
Из предложенного перечня выберите два вещества, при взаимодействии которых с раствором перманганата калия будет наблюдаться изменение окраски раствора.
1) циклогексан
2) бензол
3) толуол
4) пропан
5) пропилен
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Из предложенного перечня выберите два вещества, в молекулах которых все атомы углерода находятся в состоянии sp2-гибридизации.
1) бензол
2) гексан
3) гексен
4) этан
5) этен
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Из предложенного перечня выберите два утверждения, характерные для сахарозы, в отличие от глюкозы.
1) реагирует с бромной водой
2) гидролизуется в кислой среде
3) не дает реакции «серебряного зеркала»
4) является многоатомным спиртом
5) реагирует с концентрированной серной кислотой
Запишите в поле ответа номера выбранных утверждений.
Установите соответствие между реагирующими веществами и органическим продуктом, который преимущественно образуется при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА | | ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
А) бензол и хлор Б) циклопропан и водород В) бензол и хлор (УФ) Г) толуол и водород | | 1) пропен 2) пропан 3) хлорбензол 4) гексахлорциклогексан 5) ксилол 6) метилциклогексан |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
Из предложенного перечня выберите две реакции замещения.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в поле ответа номера выбранных реакций.
Установите соответствие между признаками качественной химической реакции и веществами, которые дают эту реакцию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ | | ВЕЩЕСТВА |
А) Исчезновение окраски раствора и выпадение белого осадка Б) Исчезновение окраски раствора и выпадение бурого осадка В) Обесцвечивание раствора без выпадения осадка Г) Образование раствора с интенсивной синей окраской | | 1) Водный раствор перманганата калия и этилен 2) Фенол и бромная вода 3) Раствор лакмуса и уксусная кислота 4) Пропен и бромная вода 5) Этиленгликоль и гидроксид меди (II) |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Вычислите массу уксусной кислоты в растворе, полученном при смешивании 155 г 5 %-ного и 207 г 11 %-ного растворов кислоты. Ответ дайте в граммах с точностью до десятых.
Дано термохимическое уравнение:
В реакции поглотилось 95 кДж теплоты. Вычислите массу вступившего в реакцию углерода. Ответ дайте в граммах с точностью до целых.
Вычислите объём (н. у.) кислорода, необходимый для полного сгорания 4,6 г этанола. Ответ укажите в литрах с точностью до сотых.
Cложный эфир массой 30 г подвергнут щелочному гидролизу. При этом получено 34 г натриевой соли предельной одноосновной кислоты и 16 г спирта. Установите молекулярную формулу этого эфира.
ВАРИАНТ 2
Из предложенного перечня выберите два сложных вещества, в молекулах которых имеется пи-связь.
1) метанол
2) азот
3) метаналь
4) аммиак
5) оксид углерода (II)
Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
Установите соответствие между названием соединения и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ | | КЛАСС (ГРУППА) ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ |
А) бутадиен-1,3 Б) 2-метилпропанол-1 В) этилформиат | | 1) простые эфиры 2) сложные эфиры 3) спирты 4) углеводороды |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между названием вещества и его молекулярной формулой: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА | | МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФОРМУЛА |
А) глицерин Б) пропановая кислота В) ацетон | | 1) 2) 3) 4) |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются структурными изомерами гексена-2.
1) циклогексан
2) циклобутан
3) гексан
4) гексен-1
5) 2,3-диметилпентен-2
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Из предложенного перечня выберите два утверждения, которые характерны для этена.
1) линейное строение молекулы
2) sp2-гибридизация орбиталей атомов углерода
3) двойная связь между атомами углерода
4) неполярная связь между атомом углерода и атомом водорода
5) наличие двух -связей между атомами углерода
Запишите в поле ответа номера выбранных утверждений.
Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми взаимодействует пентан.
1) хлор на свету
2) раствор
3) бром на свету
4) бромная вода
5) раствор
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Из предложенного перечня выберите два вещества, в молекулах которых все атомы углерода находятся в состоянии sp3-гибридизации.
1) гексен-2
2) бензол
3) пропан
4) толуол
5) этан
Из предложенного перечня выберите два утверждения, характерные при гидролизе пептидов.
1) происходит разрыв пептидных связей
2) выделяется вода
3) расходуется вода
4) выделяется водород
5) выделяется углекислый газ
Запишите в поле ответа номера выбранных утверждений.
Установите соответствие между реагирующими веществами и органическим продуктом, который преимущественно образуется при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА | | ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
А) этан и азотная кислота Б) этан и соляная кислота В) этан и хлор Г) бутан и | | 1) бутен 2) изобутан 3) нитроэтан 4) хлорэтан 5) 1,2-дихлорэтан 6) взаимодействие невозможно |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
10. Из предложенного перечня выберите две реакции замещения.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в поле ответа номера выбранных реакций.
11. Установите соответствие между веществом и качественной реакцией на вещества этого класса: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | | КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ |
А) Ацетальдегид Б) Сорбит В) Фенол Г) Ацетилен | | 1) Фиолетовое окрашивание раствора хлорида железа (III) 2) Осадок с аммиачным раствором оксида серебра 3) Образование фиолетового раствора с гидроксидом меди (II) 4) Образование раствора с интенсивной синей окраской с гидроксидом меди (II) 5) Реакция «серебряного зеркала» |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Вычислите массу воды, которую следует добавить к 300 г 22 %-ного раствора уксусной кислоты, чтобы получить 9 %-ный раствор. Ответ дайте в граммах с точностью до целых.
13. Термохимическое уравнение реакции образования бензола из ацетилена имеет вид:
Вычислите массу ацетилена, которая вступила в эту реакцию, если в результате выделилось 400 кДж? Ответ дайте в граммах с точностью до целых.
14. Вычислите объём водорода, который можно получить при разложении 250 л метана, если объемная доля выхода водорода равна 60 %. Объемы газов измерены при одинаковых условиях. Ответ укажите в литрах с точностью до целых.
15. Некоторый сложный эфир массой 7,4 г подвергнут щелочному гидролизу. При этом получено 9,8 г калиевой соли предельной одноосновной кислоты и 3,2 г спирта. Установите молекулярную формулу этого эфира.
Источник
Сайт Решу ЕГЭ: Химия https://chem-ege.sdamgia.ru
ФИПИ http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=2e3355009641e311b4e0001fc68344c9&proj_guid=EA45D8517ABEB35140D0D83E76F14A41