Педагогические цели | Создать условия для уточнения представлений об особенностях ударного слога и роли ударения в речи, развития умения различать в слове ударный слог; способствовать запоминанию правописания словарного слова капуста |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения |
Личностные результаты | Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят пути ее осуществления. Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; логические – анализируют информацию, делают выводы. |
| Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих |
Основное содержание темы, понятия и термины | Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Ударный слог. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Подвижное ударение. Капуста |
Образовательные ресурсы | Орфоэпический словарь. Таблица «Ударение» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. – Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее. Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют готовность к работе на уроке | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | ц щ // ц щ // | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что такое ударение? – Чем отличается ударный слог от безударного? – Над какой буквой ставится знак ударения? – На какой слог по счету в слове может ставиться ударение? | Отвечают на вопросы учителя | Осмысленно воспринимают вопросы учителя и правильно строят ответы на них. Для ответов привлекают имеющиеся знания | Беседа по вопросам |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Сегодня на уроке мы продолжим работу над ударением в словах и подумаем, почему важно уметь быстро и правильно найти в слове ударный слог | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро- ванную учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Роль ударения в речи (упр. 103, 104) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Предлагает прочитать предложения, стихотворение, ответить на вопросы и выполнить задания к упражнениям. Контролирует работу учащихся | Читают, отвечают на вопросы, выполняют задания. – Кок – повар на корабле. – Капуста – вилок | Думают, высказывают свое мнение, размышляют. Делают вывод о том, что ударение помогает различать одинаковые по напи- санию, но разные по значению слова | Беседа по вопросам, письмо |
2. Словарно-орфографическая работа. Капуста | Фронтальная. Словесный, практический. Письмо | Знакомит с правописанием слова «капуста» | Запоминают словарное слово | Грамотно осуществляют письмо словарного слова | Письмо словарного слова |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И еще разок. А потом вприсядку, А потом вприсядку, А потом вприсядку И снова – по порядку | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение дви- жений |
3. Подвижное ударение (упр. 105), работа в рабочей тетради (№ 58) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | Предлагает прочитать слова и выполнить задание. – Прочитайте текст «Обратите внимание!». Что значит подвижное ударение? | Читают слова, отве- чают на вопрос, выполняют задание | Различают в словах ударные и безударные слоги. Наблюдают за разностью и под- вижностью русского ударения | Беседа по вопросам, письмо |
4. Правильное произношение слов (упр. 106), работа в рабочей тетради (№ 62). Работа с орфоэпическим словарем (учебник, с. 134) | Парная, инди- видуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте слова по очереди друг другу. – Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произносили эти слова. – Спишите, обозначьте ударение, подчеркните ударный слог | Читают слова друг другу. Проверяют работу по орфоэпическому словарю. Списывают, обозначают ударение, подчеркивают ударный слог | Оценивают в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. Овладевают навыками работы с орфо-эпическим словарем, | Чтение, письмо, работа с орфоэпическим словарем |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа в рабочей тетради (№ 59, 60) | Парная, инди- видуальная. Словесный, практический. Упражнение | – Составьте из слогов слова и запишите их, поставьте ударение. – Подберите и запишите слова, которые подходят к схемам | Собирают из слогов слова, записывают, ставят ударение. Подбирают слова к схемам | Работают в паре, контролируют действия партнера. Сравнивают модели слогоударной структуры слова и подбирают к ним слова | Упражнение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какое открытие сделали на уроке? – Какие знания приобрели? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение?Почему? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |