Иванова Сардана Петровна, учитель нач. классов МОБУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» Городского округа «город Якутск» РС (Я)
Урок русского языка.
ТЕМА Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»
класс 4 , предмет русский язык, кол-во часов 1
Цель изучения темы:
Учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при построении и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?» на основе:
знания понятия сложные предложения;
понимания связи простых предложений в сложном предложении;
умения составлять и записывать сложные предложения, используя знаки препинания и союзы .
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебной ситуации; осознать потребность в освоении новой темы.
Метапредметные:
Познавательные умения: Читать информацию в учебнике, дополнять её известными сведениями. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную форму, использовать для решения практических задач, владеть общими способами действия.
Регулятивные умения: Планировать, опираясь на задания, способ действия для решения конкретных языковых задач, действовать по намеченному плану. Контролировать процесс и результат своих учебных действий и учебно-речевой деятельности.
Коммуникативные умения: Участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, договариваться, проявлять доброжелательное отношение к партнёру, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль.
Предметные: понимать смысл понятия «сложное предложение»; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами. Устанавливать связь членов предложения, ставить знаки препинания и союзы в сложном предложении.
Осознавать недостаток сведений, черпать их из учебника и использовать. По освоенным признакам различать сложные предложения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Блок 1. Сложные предложения.
Термины и понятия (глоссарий) по теме: сложное предложение, однородные члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, союзы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.
Ресурсы: методическое пособие, наглядный материал, учебник Русский язык. К тайнам нашего языка. В 2 ч. Ч. 2. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
Формы работы школьников: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
I этап. Самоопределение к деятельности
Ситуативное задание
Ребята, умеете ли вы письменно правильно отвечать на вопрос «почему?».
Хотите научиться правильно писать ответ на этот вопрос?
Что нужно знать для этого?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)
Блок 1. Сложные предложения.
Содержание блока основывается школьниками на основе текста упр. 503.
Задание 1 (З) взаимопроверка домашнего задания. Слайд 1
Проверяем домашнее задание. Что вы должны были сделать? Напомните задание.
Проверьте, правильно ли выполнили домашнее задание.
Задание 2 (З) работа парами, самопроверка.
Перед вами предложение о том же котенке-озорнике. Придумайте, как лучше закончить это предложение. Запишите получившееся предложение в тетрадь.
Задание 3 (З) индивидуальная работа.
Разберись в строении предложения, которое у тебя получилось, и подчеркни его главные члены, а также слова, нужные для связи и запятую.
Задание 4 (П) работа парами, взаимопроверка. Слайд 2
Предложение, которое у вас получилось это вопрос или ответ? На какой вопрос вы ответили? Сделайте вывод: как надо действовать, чтобы правильно написать ответ на вопрос «почему?»
Задание 5 (У) групповая работа, взаимопроверка. Слайд 3
На основе текста ответь на вопрос. Почему светит луна?
III этап. Рефлексивная деятельность
Задание 1 (самоанализ)
Докончите предложение.
Я (смог/не смог) письменно ответить на вопрос «почему?», потому что ____________________________________.
Чтобы правильно написать ответ на вопрос «почему?», нужно ____________________________________.
Задание 2 (самооценка)
Я (вполне, средне) доволен, не доволен своей работой на уроке.
Я оцениваю свою работу на (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ________________________________________.