СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока литературного слушания "Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока литературного слушания в первом классе. УМК "Начальная школа XXI века". Тема урока: "Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик". Вместе с проектом урока представлены: электронная презентация, кроссворд, портрет сказочника, аудиоматериал.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока литературного слушания "Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"»

Проект урока литературного чтения



Выполнил учитель начальных классов

МБОУ Гимназия г. Навашино

Коровина Ирина Васильевна

Квалификационная категория высшая

Контакты: 89200261760, [email protected]





Урок литературного слушания в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Учебные пособия:

  • Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • Ефросинина Л.А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению: 1-4 классы: для младших школьников / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.





Программная тема (раздел)

Программное содержание

(тема урока)

№ урока

Характеристика деятельности учащихся

1

2

3

4

Читаем сказки, пословицы, считалки

Литературное слушание

Сказки зарубежных писателей.

Х.-К. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»


48

  • Воспринимать на слух художественное произведение (текст читает учитель), отвечать на вопросы по тексту.

  • Составлять модель обложки под руководством учителя.

  • Читать вслух первый абзац сказки, рассматривать иллюстрации и слушать соответствующие им отрывки (читает учитель)

  • Самостоятельно выполнять задания в тетради.



Планируемые результаты:

Предметные:

  • учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения;

  • правильно называть автора, название сказки;

  • рассказывать сказку по плану.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

  • осуществлять само- и взаимопроверку работ;

  • корректировать выполненные задания.

Познавательные УУД

  • ориентироваться в учебнике;

  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;

  • составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели обложек;

  • наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.



Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых умений;

  • читать вслух и про себя текст учебника, словаря-справочника, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

  • слушать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе.

Личностные:

  • эмоционально воспринимать художественное произведение и поступки литературных героев;

  • формировать понятие «добро» и «зло» через содержание сказки.



Характеристика ЗУН учащихся на момент урока

На момент проведения урока учащиеся знакомы с понятием «сказка», отличительными признаками данного жанра; умеют моделировать произведение; любят выполнять творческие работы по тексту; учатся работать в группах.

Учащиеся первой группы (45%) имеют прочные знания по данной теме, умеют самостоятельно выявлять особенности текста, давать характеристику герою. Дети имеют высокий темп чтения, развитую речь, хорошо ориентироваться в тексте.

Учащиеся второй (28%) группы имеют хорошие знания по теме, умеют выявлять особенности текста, давать характеристику герою, но необходима направляющая помощь в виде плана действий, наводящих вопросов. Дети имеют средний темп чтения, неплохо ориентируются в тексте.

Учащиеся третьей (27%) группы слабо владеют знаниями по теме, выявляют особенности текста, дают характеристику герою только с помощью наводящих вопросов, помощи со стороны учителя. Темп чтения низкий, речь развита слабо, плохо ориентируются в тексте.

Тема урока: Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Тип урока: Урок слушания.

Задачи урока:

  • расширить круг чтения, вводя новые сказки зарубежных писателей;

  • учить сравнивать сказки Ш. Перро, В. Сутеева, Х.-К. Андерсена и народные сказки ;

  • учить выделять фамилию автора и заголовок, правильно называть произведение;

  • учить слушать и слышать художественный текст;

  • отрабатывать навык чтения (чтение слов, предложений и отрывков из изучаемого произведения);

  • учить рассказывать о героях и их поступках, высказывать свое отношение, пересказывать по плану

  • способствовать обогащению словарного запаса детей;

Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: мультимедийная презентация; Книгочей: электронный словарь-справочник на СД 1-4 классы; выставка книг; листы для моделирования обложки, цветные карандаши; сигнальные карточки для рефлексии (кружки красного, желтого и зеленого цвета.

План урока

№ п/п

Этапы урока

хронометраж

1.

Организация класса.

1 мин

2.

Актуализация знаний учащихся. Проверка уровня начитанности и читательских умений.

3 мин

3.

Работа с новым произведением. Слушание произведения.

10 мин

4.

Проверка первичного восприятия.

2 мин

5.

Моделирование обложки.

4 мин

6.

Физкультминутка.

2 мин

7.

Работа с произведением (анализ содержания, определение темы чтения).

5 мин

8.

Повторное слушание.

5 мин

9.

Самостоятельная работа.

5 мин

10.

Творческая работа в группах.

5 мин

11.

Итог урока. Рефлексия.

3 мин



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

I. Оргмомент.

II. Проверка уровня начитанности и читательских умений.































III. Работа с новым произведением.













































































IV. Закрепление пройденного.





























V. Итог урока. Рефлексия.



Выявление читательского опыта детей.

































1. Слушание.








2. Выявление первичного восприятия текста.


3.Работа со словарём – справочником «Книгочей» (электронное учебное пособие). Работа с интерактивной доской.


4. Моделирование обложки книги.























5. Игра с моделями.








6. Физ-минутка

















7. Работа с текстом и иллюстрациями.









1. Упражнения в чтении.



2. Работа в тетради.










3. Составление схематичного плана.








1. Изготовление книжки-самоделки из работ учащихся.













2. Подведение итога урока.



3. Домашнее задание (по желанию).





4. Рефлексия.


- Сегодня мы поиграем в игру «Послушай и назови». Я буду читать, а вы должны отгадать, из какого произведения отрывок:

«Задрожал Снеговик и … рассыпался. Остались на снегу только ведро, письмо и морковка».

«… Вот опять старик ушел на работу, и кот ему хлеба понес. Лиса подкралась под окошко и тут же песенку запела. Три раза пропела, а петух все молчит…»

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка в нем живет ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…»

«Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка – еще больше».

- Сегодня я приготовила вам выставку книг. Подойдите, пожалуйста, ко мне, посмотрите внимательно на выставку. Кто хочет правильно назвать книгу?

- Вы все правильно назвали автора и произведение, теперь прошу садиться.

- Скажите, пожалуйста, как можно одним словом назвать эти книги?

- Давайте с вами вспомним, какие бывают сказки? Все согласны с ответом?

(учитель работает со схемой на доске)

- Приведите примеры народных сказок.

- А теперь приведите примеры авторских сказок.

- Сегодня вы познакомитесь с новым произведением. Послушайте.







- Понравилось ли вам это произведение? Чем?

- Назовите жанр произведения. Докажите, что это сказка.


- Может ли она относится к народным сказкам? Почему? Объясните.

Читает учитель: «Литературные (авторские) сказки писали русские и зарубежные писатели, используя сюжеты и образы народных сказок».

- Приведите примеры.




- Ребята, как вы думаете, что вы слушали? Самостоятельно определите жанр и тему. Покажите на модели.

(Учитель работает на доске с ошибками.)

- Кто скажет словами, что вы слушали?

- Сравните свою модель с моделью на доске. У кого все правильно, поставьте +. (Показывает образец.)

- Что вас удивило? Какие ошибки вы заметили, исправьте.

- А хотите узнать, кто написал эту сказку?

- Эту сказку написал Андерсен. (Показывает портрет.)

Давайте все вместе произнесем. Покажите на модели фамилию автора. Напишите печатными буквами слово «Андерсен».

- Поставьте пальчик на фамилию автора, прочитаем – Андерсен.

- А как вы думаете, какой заголовок у сказки?

- Автор выбрал заголовок для сказки «Стойкий оловянный солдатик».

- Покажите на модели заголовок. Напишите его печатными буквами.

- А сейчас мы с вами поиграем с моделями. Покажите мне на своих моделях заголовок. Читаем хором «Стойкий оловянный солдатик».

- А что я сейчас показываю?

- Давайте хором прочитаем фамилию автора.

- А сейчас мы с вами немножко отдохнем.

Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.

- Откройте страницу 122. Прочитайте. (Проверка навыка чтения молча.)

- Каким вы представляете себе оловянного солдатика?

- Что случилось с солдатиком?

- Какое путешествие он совершил?

- Кто мешал солдатику?

- Как заканчивается сказка?

- какие чувства вызвала эта сказка?

- Внимательно рассмотрите иллюстрации в хрестоматии. Что там изображено?

- Откройте страницу 129. Мы с вами поупражняемся в чтении. Кто хочет прочитать?

(Проверка навыка чтения.)

- Откройте тетрадь, найдите новое произведение в рабочей тетради.

- Найдите первое задание и прочитайте его самостоятельно. Выполните задание самостоятельно.

- Давайте проверим, как выполнили задание. (Проверка правильности выполнения задания в парах, учителем.)


- Кто все сделал правильно, поставьте +.

(Аналогично выполняются 2 и 3 задание).

- Сейчас мы с вами составим план сказки. Давайте разделимся на группы.

- Я буду читать отрывок сказки, а вы внимательно посмотрите на слайд и постараетесь подобрать главные (ключевые слова) к плану.

На доске учитель из ответов детей составляет план: «игрушечный мир» - «путешествие» - «возвращение» - «конец».

- Возьмите, пожалуйста, модели и подпишите их. Подойдите со своими моделями ко мне.

- Посмотрите внимательно, подходит ли эта обложка для нашей новой книги?

(Учитель демонстрирует модель обложки.)

(Учитель складывает работы детей, помещает их в обложку и вместе с детьми заполняет первую страницу обложки, указывая жанр и тему, записывая фамилию автора и заглавие.)

- Ребята, у нас получилась новая книга для нашей «Библиотеки развития класса».

- Вернитесь на свои места.

- С какими сказками работали на уроке? - Приведите примеры.

-С какой сказкой вы познакомились сегодня?

- Дома можно выполнить следующие задания:

  • Нарисовать иллюстрацию или понравившегося героя сказки;

  • Отгадать кроссворд.



Давайте оценим сою работу на уроке с помощью метода «Светофор»: зеленый – сделал все, что смог; желтый – мог бы лучше; красный – не доволен, сделал не все.


Слушают и называют правильно произведение.




















Выходят к доске, внимательно рассматривают книги. Называют автора и название произведения.


Возвращаются на свои места.


Ответы детей: «сказки».


Ответы детей: «сказки бывают авторские и народные».

Дети приводят примеры русских народных, затем авторских сказок.



Дети слушают аудиозапись сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» в исполнении О. Табакова.






Ответы детей.


Ответы детей: «сказка».

Ответы детей: «игрушки и животные разговаривают».


Дети объясняют.





Дети приводят примеры.




Дети работают с моделями. Определяют жанр и рисуют условный знак.


Ответы детей.




Дети находят и исправляют ошибки в модели на доске.

Предположения детей.


Дети произносят фамилию автора.


Пишут фамилию сказочника на своих моделях.



Предположения детей.




Дети пишут заголовок на своих моделях.


Дети показывают заголовок.

Читают вместе с учителем.


Ответы детей.

Дети читают вместе с учителем.

















Дети читают 1 часть сказки про себя.


Дети отвечают на вопросы учителя.







Дети рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы учителя.

Дети читают по 1 предложению.




Самостоятельная работа детей в тетрадях с последующей проверкой учителя.










Дети внимательно слушают учителя, рассматривают слайды. Один ученик из группы дает ответ на поставленный вопрос.






Дети подписывают модели и подходят к учителю.


Ответы детей: «не хватает фамилии автора и заголовка».



Работают вместе с учителем.









Ответы детей: «народными и авторскими».

Ответы детей: «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена.

Ответы детей: «народные» и «авторские». Дети приводят свои примеры.









Дети оценивают свою работу на уроке.


Учитель предлагает детям отрывки из изученных произведений:

а) В. Сутеев «Елка»;

б) Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»;

в) А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»;

г) Ш. Перро «Красная шапочка».

Прием: акцентное выслушивание

Познавательные общеучебные УУД








Познавательные общеучебные УУД







Работа со схемой.

Познавательные общеучебные УУД, формирование действия сравнения


Прием: знакомство с художественно-профессиональным исполнением (с помощью аудиозаписи), эмоциональное и интонационное вслушивание в текст.



Познавательные общеучебные УУД, формирование умения делать умозаключения






Познавательные общеучебные УУД, формирование действия классификации

Познавательные общеучебные УУД, моделирование



Регулятивные УУД, формирование действия контроля







Познавательные общеучебные УУД, моделирование




Познавательные общеучебные УУД, формирование умения делать умозаключения










Метод эмоциональной разрядки и физической разминки « Тряпичная кукла и солдат» (АМО)
















Познавательные общеучебные УУД, формирование действия анализа и синтеза






Познавательные общеучебные УУД



Коммуникативные УУД, работа в паре, предполагающая взаимоконтроль





Регулятивные УУД формирование действия оценки

Коммуникативные УУД, совместное выполнение заданий в паре или микрогруппе



Познавательные общеучебные УУД, моделирование





Познавательные общеучебные УУД, формирование действия сравнения

Познавательные общеучебные УУД








Познавательные общеучебные УУД, формирование действия классификация

В первом классе домашнее задание не задается. Но в данном классе для расширения кругозора, пополнения словарного запаса можно дать задание на выбор.

Регулятивные УУД формирование действия оценки









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!