СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока :"Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественный язык архитектуры.  

           -Архитектура и её функции в жизни человека.

           -Истоки архитектуры. Архитектурная композиция.

           -Ордерная система и её соизмеримость с человеком .

           -Стиль в искусстве – это мироощущение времени..

           -Архитектура  России.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока :"Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА (МБОУ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СОШ»)



ПРОЕКТ

Тема: «Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры».

МХК и ИЗО 8класс.

Руководитель проекта: Чалабян Татьяна Владимировна,



с.Алексеево-Тузловка

Ростовская область

2017


Проект «Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры» .

Чалабян Татьяна Владимировна

МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» Год: 2017

Тема проекта : «Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры». Вид проекта: творчески-информационный, средней продолжительности. Руководитель: Чалабян Татьяна Владимировна .

Участники проекта: дети

Срок реализации проекта: 2017г. Интегрированный урок МХК и ИЗО в 8классе.

Тема урока 1: « Художественный язык архитектуры».

Тип урока: урок «открытия» нового знания. - 2часа

Использование современных образовательных технологий: Технология по ориентации на личностные структуры .

Актуальность проекта: недостаточно дифференцируют понятия об архитектуре;

дети неуверенно используют обобщающие понятия. Проблема: у детей слабо развит познавательный интерес к архитектуре, к её истокам, стилям, языку архитектуры;

бедный словарный запас по теме «Архитектура». Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: - расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, понятий об архитектуре;

- Способствовать формированию и развитию умений и навыков понимания значимости человека, его духовного мира и его потребностей; моделирования сложных объёмных композиций, используя необходимые средства. - Способствовать формированию представления о художественном языке архитектуры.

- Создать условия для понимания архитектуры как искусства, как части нашей духовной культуры.

Развивающая цель: - Способствовать формированию и развитию познавательного интереса уча­щихся к предмету. - Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

- Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы) - Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воситывающая цель: - воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении рисунков. - Способствовать воспитанию пра­вильного отношения к общечеловеческим ценностям. - Воспитывать уважение к профессии архитектор. Дидактическая задача урока: Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, закономерностей. Усвоение = понимание + запоминание , правильное воспроизведение, выполнение. Задачи:

  1. Образовательные : способствовать воспитанию нравственных отношений к Родине, традициям русского мира; способствовать формированию нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, закрепление умений выделять главные характерные особенности архитектурных сооружений, применять полученные знания на практике при выполнении творческой работы ;

Способствовать формированию культурологических понятий «архитектура», «язык архитектуры» через раскрытие темы урока;

  1. Развивающие : способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы.

  2. Воспитательные: воспитывать уважение к обычаям и традициям своего народа, стимулировать интерес к русскому искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций.

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

Прогназируемый результат.

1. Личностных:

1) стимулировать способность иметь собственные мнения.

2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы

3) выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.

4) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

2. Частнопредметных: - усвоить понятие «архитектура»; - овладеть новыми понятиями;

- овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения материала;

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение);

- понимание ценности: «успех как самостоятельное преодоление затруднений»


  • общепредметных:

- уметь проводить наблюдения, выполнять рисунки, обрабатывать результаты выполнения своей работы, сравнивать и отличать стили в архитектуре; представлять результаты сравнения с помощью таблиц, объяснять полученные результаты и делать выводы;

- уметь применять теоретические знания по МХК на практике при выполнении рисунков;

3. Метапредметных:

  • в познавательной деятельности

- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

- исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

  • в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • в рефлексивной деятельности

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

- владение умениями совместной деятельности: согласование и ко­ординация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива

Схема реализации проекта:

Темы: - Художественный язык архитектуры.

-Архитектура и её функции в жизни человека.

-Истоки архитектуры. Архитектурная композиция.

-Ордерная система и её соизмеримость с человеком .

-Стиль в искусстве – это мироощущение времени..

-Архитектура России.

Виды деятельности. Пути реализации.

-игровая деятельность: «продолжи рисунок», «достроить здание».

-экскурсии в храмы, музеи.

-ознакомление с окружающей архитектурой.

Беседы:

-активизировать словарь;

-развитие речи; умение выбрать главное; умение работать с дополнительным материалом;

-заучивание стихов;

-загадывание загадок, ребусов;

Изобразительная деятельность:

-аппликация, лепка, рисование, конструирование;

Этапы реализации проекта:

1-й этап – подготовительный. Деятельность педагога: - ввести в игровую ситуацию, игра «Ассоциация»; - научить добывать знания; - сформировать проблему;

-определить задачи;

-определить результаты проектной деятельности.

Деятельность детей:

-осознают проблему;

-вживаются в игровую ситуацию;

-принимают задачи проекта.

2-й этап - организация работы над проектом.

Деятельность педагога:

-помогает в решении задач;

-организует и планирует деятельность детей;

-консультации организует для детей, родителей по теме эстетического воспитания детей в семье;

Деятельность детей:

- объединяются в рабочие группы;

-распределяют роли;

3-й этап – практическая деятельность

Деятельность педагога:

-оказание практической помощи;

-направляет и контролирует осуществление проекта

Деятельность детей:

-используют иллюстрации, дополнительный материал;

-работа над проектами, поделками, рисунками;

-в процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

4-й этап- проведение уроков, использование презентации;

Деятельность педагога:

-подготовить разработки уроков, презентации по теме : «Архитектура - величайшее культурное наследие человечества»;

-выставка работ, поделок учащихся;

-приходит на помощь ребятам в случае затруднения;

Деятельность детей:

-готовят рисунки, поделки;

-выполняют презентации;

-готовят выступления;

Планируемые результаты проекта:

-дети будут знать понятие «Архитектура», её значение для человека и общества;

-будут знать виды, истоки, первоэлементы, стили архитектуры;

-познакомятся со средствами композиции в изобразительном искусстве и архитектуре;

-познакомятся с архитектурой России; деревянным зодчеством;

-будут знать православные храмы и соборы;

-будут знать «Семь чудес света»;


Этапы урока:

Цели этапа:

I. Организационный  этап (Самоопределение к деятельности).

  1. включить учащихся в учебную деятельность;

  2. определить содержательные рамки урока.

II. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи)


  1. организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

  2. согласовать цель и тему урока

III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.(“Открытие” детьми нового знания).


  1. организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

  2. зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

IV. Этап первичной проверки понимания изученного.

зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.


V. Этап закрепления нового материала.


проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

VI. Рефлексия.


  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

  2. оценить собственную деятельность на уроке;

  3. поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

  4. зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

  5. обсудить и записать домашнее задание.


« Урок – то зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский


Урок направлен на реализацию требований нового стандарта и концепции личностно-ориентированного обучения, на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться. Учебный процесс на занятии организуется так, что в процессе самостоятельной познавательной деятельности, организованной учителем, учащиеся овладевают системой знаний и умений, значимых для ученика, востребованных в повседневной жизни при выборе профессий. Они наблюдают и объясняют виды, стили архитектуры, выполняют практическое задание из бумаги (архитектурные сооружения), лепят, выполняют рисунки.

Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счёт повышения уровня учебной мотивации, которая, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям учащихся. Новым смыслом урока является решение проблем самими учащимися в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность, т.е. образовательное пространство построено таким образом, чтобы эффективно развивать деятельностные способности учащихся.

К активным методам обучения можно отнести:

1. Применение информационных технологий

2. Использование исследовательских методов, создание проблемной ситуации:

  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

  • выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

  • оформление конечных результатов;

  • анализ полученных данных;

  • подведение итогов, выводы.

3. Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп обучающихся. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным группам.

Оборудование: проектор, экран и компьютер, рабочие тетради учащихся; материалы для выполнения практической работы учащимися (бумага , карандаш, альбомы).

Дидактические материалы к учебному занятию: иллюстрации видов архитектуры, храмов, стили архитектуры.

Виды деятельности на уроке – групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа

Ключевые слова урока - архитектура, зодчество, формула Витрувия, храм как образ космоса, деревня, изба, храм, апсида, неф, алтарь.


Этапы урока

Конспект урока ; Целе - пологание

Прогнозируемый результат

1. Мотивация к учебной деятельности

Организационный  этап (Самоопределение к деятельности). I .Цели этапа: - включить учащихся в учебную деятельность; - определить содержательные рамки урока.

Учитель:

Добрый день и добрый час,
 Я приветствую всех вас!
  Наш урок мне бы хотелось начать словами великого русского классика

Н.В. Гоголя:

«…Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за ее существование…»

Учитель: Я рада вас видеть на уроке . Сегодня нас ждет интереснейший материал об архитектуре.
 


Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования


2.Актуализация знаний .

Постановки целей и задач урока.

II. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи)

Цели этапа:

-организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение

в учебной деятельности;

- согласовать цель и тему урока.

Учитель: Поставьте для себя личностную цель (запишите ее номер в тетради на полях)

1) стимулировать способность иметь собственные мнения.

2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы

3) выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.

4) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Учитель: Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?

1) Формирование интереса к изучению нового материала об архитектуре, видах, стилях.

2) Усвоить правила и средства композиции в изобразительном искусстве и архитектуре.

3) Научиться применять полученные знания на практике.

– Молодцы! Запишем тему урока: « Художественный язык архитектуры »

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

контроль, коррекция (если актуализация осуществляется при проверке домашнего задания)

3.Выявление места и причины затруднения

  1. Ученикам раздаются листки. На них они крупно пишут название памятника архитектуры. Затем «знакомятся», образуя рабочие группы. Каждая группа читает, что написано под цифрой «5» у каждого. Знакомство состоялось.

  2. Делает вывод: Каждому было проще слушать и воспринимать информацию об уже известном, знакомом памятнике архитектуры. Значит ( вывод):Архитектура, как и другой вид искусства, подразумевает общение с ней. Для этого нужно знать её язык.


Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.

Разбиваются на рабочие группы по принципу д.з.

4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.



















Работа с учебником

Стр. 10-14

4. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Цели этапа:

  • организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

  • зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.


Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

Итог: здания. Слово учителя:

Весной 1474 г. В Москве случилось небольшое землетрясение. И всё бы ничего, да вот беда – рухнул почти возведённый до самых сводов Успенский собор в Кремле. Князь Иван III пригласил псковских зодчих – установить причину катастрофы. Их оказалось две: 1 – слишком жидкий раствор не клеил; 2 – были допущены конструкционные просчёты: лестница, устроенная в толще одной из стен, значительно её ослабила.

Предлагает схему – «Формула Витрувия». Предлагает маркеры. Ученикам необходимо правильно разнести в колонки информацию.

Схема «Формула Витрувия» - «Прочность, польза, красота» - эта необычная формула была найдена почти две тысячи лет тому назад. Древнеримский зодчий Витрувий пришёл к выводу, что именно эти три понятия, взятые вместе, составляют сущность архитектуры.


Прочность

Польза

Красота




Маркеры:

  • ……..любой постройки зависит от строительного материала и конструкции.

  • Всякое архитектурное сооружение имеет своё назначение, или проще сказать имеет определённую…

  • Пропорции, внешнее убранство, силуэт, композиция, цвет – это лики …….. архитектурного сооружения.



Именно эти три понятия, взятые вместе, составляют сущность архитектуры.

Слайд – шоу: фотографии леса, обряды.

…Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, чтобы почитать красотой и о чем мечтать.

В наших краях люди в древности жили по берегам рек и озер в окружении леса. Реки и зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов.

Вспоминая традиции нужно отметить, что отношение к дереву, к лесу было особым. Некоторым деревьям приписывались лечебные свойства. Заболев, люди приходили на поклонение к таким деревьям, вешали на них в качестве жертвенного подарка куски холста, платки, ленты. Если ребенок долго болел, то прибегали к такому эффективному средству: протаскивали его сквозь расщепленное дерево. Причем мальчика протаскивали через дуб, девочку через березу. При первом обмывании новорожденного его парили веником, мальчика дубовым, чтобы был сильным и долго жил, девочку березовым, чтобы была стройной и красивой. Рябиновый веник должен был не только передать ребенку силу и красоту дерева, но и уберечь его от нечистой силы. С этой же целью рябиновые ветки клали в люльку к младенцу на 40 дней.

Слайд – шоу: репродукции работ Илюхина, Ф.В. Сычкова

… Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Наши предки отвоёвывали землю у леса и превращали её в пашню. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека.

… Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром.

Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы тоже рубили из дерева. Отсюда и слово «деревня».

- Какие породы деревьев выбирали для строительства?

- В ходу были сосна, дуб, липа. Осина для этих целей использовалась гораздо реже.

Деревенские избы в старину строились не по порядку, а как говорили, на радостном месте, Чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать.

Со временем стали их выстраивать фасадом, т.е. лицом к дороге, и получилась « у - лица».

… Избы раньше в сёлах никогда не красили ни чем, не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

…В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий день они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце - как теплый светящийся мед.

… Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная мудрость.

Текстовый слайд: традиционная изба.

- Что означало слово «изба»?

Изба- это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т.е. жилище которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.

Крестьянин ставил свой дом – избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно, и чтобы всякий кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые.

А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.

Со стороны посмотреть, кажется что горизонтальные бревна одно сквозь другое пропущены. Получается это так. Отступая от края бревна, делается вырубка до середины глубины, круглая как чашка, в нее и ляжет другое бревно. Такой способ скрепления назывался «в обло» или «с остатком». Остаток нужен был, чтобы углы не промерзали и не загнивали от влаги. Пазы в жилых зданиях прокладывались мхом и конопатились паклей. В конструкции избы все не случайно, все со смыслом.

- Что было основным инструментом плотника?

- Основным инструментом плотника был топор, которым работали с удивительным мастерством. Даже гвозди были не нужны. Все прочно, надежно.

Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет «венец».

Срубленный четырехугольник из бревен назывался «клетью»

Если клеть покрывали кровлей и ставили в ней печь, то ее называли «избой»

Крытое пространство между клетями называлось «сени».

Текстовый слайд: новые термины.

Запись терминов в тетрадь.

Слайд: фотографии корабельной резьбы.

Изба она и есть изба, а похожих на нее нет, как нет похожих людей.

У каждой свое лицо, своя осанка. Хозяин каждой избы старался украсить свой дом как можно богаче, красивее. В каждом регионе России были свои традиции.

- Какое название носит резьба, которой украшали мордовские избы?

Название «корабельная резьба» происходит от слова «корабль». Такой резьбой украшали волжские суда. Среди артелей русских плотников, строивших суда, были и мордовские. Артели плотничьего дела работали по деревням в свободное от судостроения время. Строили крестьянские избы, переносили корабельную резьбу на украшение домов. Но пришло время, когда на Волге, как и на других судоходных реках старинные суда были вытеснены паровыми. Оставшись без работы, талантливые резчики уходили в деревни, распространяя там свое искусство. В резьбе преобладал растительный орнамент. Главный элемент – ветвь, плавно изгибающаяся. От нее в обе стороны отходили овальные завитки. На конце ветви и завитках вырезали цветок или виноградную кисть. Такая резьба была дорогой и ею украшали дома зажиточных крестьян. Остальные украшали геометрическим орнаментом.

Слайд – шоу: фотографии различных типов изб.

Избы строили самые разнообразные. Простейшим типом русского крестьянского дома была односрубная изба – четырехстенок с сенями, когда сруб не перегораживался внутри, а изба состояла из одной комнаты.

Изба – пятистенок состояла из двух смежных помещений, разделенных рубленой стеной - перегородкой. Если таких перегородок было две, то получалась изба – шестистенок.

Текстовый слайд: хоромы.

В таких избах комнат было гораздо больше. Такие богатые городские дома

назывались хоромы. Они представляли собой целый комплекс двух – трех этажных деревянных срубов, связанных между собой сенями и переходами.

Нижние помещения ором отводились под хозяйственнее комнаты. На втором и третьем этажах размещались жилые комнаты и покои: столовые, спальни, гостиные.

Комнаты в верхней клети назывались горницы ( в крестьянском доме горницей называли летнюю не отапливаемую комнату)

Клеть над столовой, которая иногда напоминала башню и служила для приема гостей, называли повалушей ( от древнего слова «повальный, общий»

Светлое верхнее помещение над сенями с окнами на 4 стороны называлось терем.

Иногда вокруг терема устраивалась крытая галерея – гульбище.

Слайд: фотографии различных бытовых построек.

Деревня – это не только жилые избы.

- Какие еще постройки можно встретить?

- Здесь и амбары для хранения зерна, сараи, гумно, баньки у воды. Все умно,

просто и красиво.

Слайд – шоу: деревянные храмы.

В центре села на лучшем и видном месте стоит церковь. Храмы, устремленные к небу, были видны отовсюду. Сюда приходили люди со своими надеждами, несли свое горе и радости.

Самые древние церкви не многим отличались от избы. У них только более высокие, заостренные кровли на тонкой шейке главка.

Шатровой храм - это четырехугольный сруб – четверик, на котором стоит восьмерик – восьмигранное основание шатра. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом – гульбищем.

Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Преображенского собора с острова Кижи в Карелии. Как праздничный хор устремлены вверх купола – луковки. Главный, но торжественный и изменчивый ритм пронизывает все здание. Главки словно объединены могучей силой, но мягкой, женственной. Вот и кокошники появились как украшения у соборов. Такие многоглавые храмы стали вершиной русского деревянного храмового зодчества.

«… Не мало чудесных деревянных церквей было создано в 17 веке «без единого гвоздя». Но эта, воздвигнутая словно прощальная память о Древней Руси, когда Русь уже стала Россией, - целая поэма. И не даром само имя Кижи стало как бы символом красоты русской народной души…»

И. Грабарь

- В древнегреческом храме статую бога помещали внутри. А религиозные церемонии проводились снаружи. Поэтому важно было внешний вид храма сделать особенно нарядным.

- А вот христиане собирались для молитвы внутри, поэтому архитекторы старались сделать как внутреннее, так внешнее убранство церкви красивым.


- А теперь давайте познакомимся с христианским храмом поподробнее.

работа по учебнику:

( слайд) стр. 63 – 2 абзац.

( слайд) знакомство с новыми терминами

Притвор – помещение у западного, главного входа.

Неф – вытянутая основа храма, где собирались верующие для молитвы

Алтарь – место, куда могли входить только духовные лица.

Апсида – полукруглая сводчатая ниша, которая выступала наружу.

рассказ учителя:

- Самым замечательным сооружением в Византии был храм Святой Софии ( слайд)

- Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной святыней всего христианского мира. На его строительство было привлечено 10 тыс. человек, и строился он в течение 5 лет. Его называли « чудом из чудес», воспевали в стихах. Посетителей он поражал своей красотой и огромными размерами. Гигантский купол диаметром 31 м вырастал как бы из двух полукуполов. Каждый из них опирается на 3 маленьких полукупола. Этот купол окружён венком из 40 окон.

( слайд) В X-XI веке вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм, установленный на круглом возвышении – барабане. Церквей становится больше, но они меньших размеров. А храмы становятся более лёгкими, устремлёнными ввысь.

( слайд) Виды архитектурных храмов:

Базилика это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и более продольных нефов, средний неф обычно шире и выше боковых

Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.

( слайд) План-схема крестово-купольного храма






Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Метапредметные:

- исследовать несложные практические примеры, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.



Предметные:

- понять смысл получения сечения; уметь выполнять построения;

- овладеть методом построения сечения и выявления внутренней формы детали; - уметь проводить наблюдения, образно представлять, объяснять полученные результаты и делать выводы.


5. Первичное закрепление во внешней речи

Текстовый слайд: вопросы.

Вопросы на закрепление нового материала:

  • Какие породы деревьев использовались при строительстве на Руси?

  • Что являлось основой любого деревянного строения?

  • Из каких частей состоит традиционный крестьянский дом?

  • Как украшались избы в деревнях?

  • Как назывались богатые городские дома?

  • Чем отличалось строение деревянного храма?



Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение в тетради эскизов деревянных построек с указанием основных составляющих (применение новой терминологии)


Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.


Предметные:

-овладеть опытом эвристической деятельности при выполнении чертежей по изучаемой теме;

- уметь применять теоретические знания на практике


Метапредметные:

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

- самоконтроль и оценка результатов своей деятельности

7.Включение в систему знаний и повторение



  1. Предлагает раскрыть смысл термина «Архитектура» с помощью кластера.

  • Каменная летопись человечества

  • Искусство возводить дома, прокладывать улицы, строить села и города;

  • Рукотворная среда, в которой живёт человек.

  • Неизобразительное искусство

  • Застывшая музыка

  • То же самое что и зодчество

  1. Предлагает разобрать схему внешнего убранства православного храма. Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества – храмы.

  2. Вывод: По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы – землю.

Регулятивные: прогнозирование (в случае, если учащиеся самостоятельно выявляют типы заданий, где используется новый способ).


8.Рефлексия учебной деятельности

VI. Рефлексия.

Цели этапа:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

  • оценить собственную деятельность на уроке;

  • поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

  • зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

  • обсудить и записать домашнее задание.


Подведение итога.

на листе бумаги обведите свою ладошку.

каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

большой – для меня это важно и интересно …

  • указательный - я получил конкретные рекомендации…

  • средний - мне было трудно ( не понравилось)…

  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

  • мизинец - для меня было недостаточно…


Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Метапредметные:

- самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива



9. Заключительный этап.

Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам при выборе профессии.

Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!

Д/з Приготовить информацию о любом памятнике русской архитектуры по плану:

ПЛАН:

  1. Название

  2. Архитектор

  3. Год создания:

  4. Место расположения (город)

  5. Художественная ценность.

… Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить – и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново), что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и общества в целом…







Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку:


  1. Всеобщая история архитектуры том 6. Москва. 1998 г.

  2. История архитектуры. В.Н. Ткачёв. Москва. 1987 г.

  3. Я познаю мир. Архитектура. Москва 2003 г.

  4. Энциклопедия для детей. Искусство том 7. Москва. 1999 г.

Библиографический список:

  1. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.

  2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.

  3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.

  4. СD – Художественная энциклопедия зарубежного искусства. – М., 2004.

  5. CD – Орнамент. Электронная энциклопедия. – М., 2004.

  6. CD – История искусства. Электронная энциклопедия. – М., 2004.

Интернет-ресурсы:

  • www.rusedu.ru

  • mou41.togliatty.rosshkola.ru

  • imc.rkc-74.ru

  • www.rusedu.ru

  • www.openclass.ru

  • www.it-n.ru


















10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!