Краснова Елена, 10 «Б»
Объект: произведения А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского.
Предмет: образ Петербурга в произведениях А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского.
Цель: изучить и провести сравнение отношения А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского к Санкт-Петербургу.
Задачи:
- Изучить произведения А.С.Пушкина и ФМ.Достоевского, научно-популярную и научную литературу по теме.
- Выявить отношение писателей к городу.
- Сравнить две позиции.
- Подобрать иллюстративный материал.
А.С.Пушкин: «Вольность», «Арап Петра Великого», «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Пиковая дама»
Ф.М.Достоевский: «Униженные и оскорбленные», «Белые ночи», «Петербургские заметки», «Преступление и наказание», «Подросток»
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий меж тумана
Пустынный памятник тирана
Забвенью брошенный дворец
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий меж тумана
Пустынный памятник тирана
Забвенью брошенный дворец
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный
Скука, холод и гранит
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик;
На биржу тянется извозчик;
С кувшином охтенка спешит;
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке не раз
Уж отворял свой вас-ис-дас.
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиральтейская игла.
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз…
Прошло сто лет – и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башень. Корабли,
Толпой со всех концов земли,
К богатым пристаням стремятся.
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темнозелеными садами
Ее покрылись острова.
Ужасен он в окрестной мгле?!
Какая дума на челе,
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный Властелин Судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы.
- …что ни шаг, то видится, слышится и чувствуется современный момент и идея настоящего момента. Пожалуй: в некотором отношении здесь все хаос, все смесь…но зато все жизнь и движение. Петербург глава и сердце России…все свидетельствует о единстве мысли и единстве движения.
Посетители этой кондитерской большею частью – немцы. Они собираются сюда со всего Вознесенского проспекта; всё хозяева различных заведений: слесаря, булочники, красильщики, шляпные мастера, седельники, - всё люди патриархальные в немецком смысле слова. У Миллера вообще наблюдалась патриархальность.
Есть что-то неизъяснимо-трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступление весны, вдруг….опушиться, разрядиться.. Как-то невольно напоминает она мне ту девушку, чахлую и хворую, на которую вы смотрите иногда с сожалением,…иногда просто не замечаете ее, но которая вдруг, на один миг, становиться неизъяснимо, чудно прекрасною…
… есть в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей, а заглядывает какое-то другое, новое, как будто нарочно заказаное для этих углов, и светит на все иным, особенным светом. В этих углах…выживается как будто совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит, а такая, которая может быть в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время.
- На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…
- Они вошли со двора и прошли в четвертый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее.
А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета…
ПИКОВАЯ ДАМА
ПОДРОСТОК
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светили тускло. Улицы были пусты. Изредка тянулся ванька на тощей кляче своей, высматривая запоздалого седока. Герман стоял в одном сюртуке, не чувствуя ни дождя, ни снега
В такое петербургское утро, гнилое, сырое и туманное, дикая мечта какого-нибудь пушкинского Германа из Пиковой дамы (колоссальное лицо, необычайный, совершенно петербургский тип – тип из петербургского периода!) – мне кажется должна еще более укрепиться