СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Наука ковала победу"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте рассказано об учёных физиках, чьи разработки использовались в годы ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Наука ковала победу"»


Проблема духовно-нравственного воспитания школьников является сегодня актуальной. Поэтому каждый учитель на своих уроках, во внеклассной деятельности должен стремиться к тому, чтоб воспитать из учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи, высоконравственных и духовнообразованных людей. Данная работа посвящена 68-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, 70-летию Курской битвы, вкладу ученых-физиков в дело Великой Победы. В работе представлены: история Великой Отечественной войны, исторические факты, научные достижения и разработки советских ученых-физиков в период 1941-1945 гг., а также открытия учёных, в том числе и Василия Петрова – уроженца Обояни, первого русского электротехника. В ходе внеклассного мероприятия используются стихотворения, музыкальные произведения, аудио- и фотоматериалы, видеохроника военных лет, информационные технологии, технология проектной деятельности (презентации «Наука ковала Победу», «Заря победы – Курская дуга», проекты обучающихся), обучающиеся отвечают на вопросы викторины. В конце мероприятия проводится рефлексия. Анализ ценностных аспектов физики на базе исторического материала способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир. Формировать у школьников чувства патриотизма можно на уроках и во внеклассной работе по физике, ознакомив их с жизнью и научной деятельностью ученых, показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.

В процессе мероприятия каждое повествование сопровождается слайдами электронной презентации. Ведущие – ученики 9 класса.


«НАУКА КОВАЛА ПОБЕДУ»

(подготовила учитель физики МБОУ «Обоянская СОШ №2»

Мазуркевич Наталья Вячеславовна)

Цели:

Образовательные:

  • обобщить знания обучающихся о вкладе ученых-физиков в дело Великой Победы;

  • установить физические основы разработок ученых времен Великой Отечественной войны.

Развивающие:

-продолжить развитие мотивации к изучению физики на основе раскрытия практической значимости рассматриваемой темы;

-продолжить развитие у обучающихся исследовательской культуры и развитие коммуникативной культуры;

-продолжить развитие эмоциональной сферы обучающихся.

Воспитательные:

  • продолжить формирование гражданского чувства гордости и ответственности за судьбу своей страны;

  • сформировать представление о воинском долге и верности Отечеству, акцентировать внимание на научном подвиге учёных-физиков;

  • продолжить работу по воспитанию у обучающихся уважения к истории и традициям своего государства;

  • продолжить знакомство с героическими страницами истории нашей страны;

  • повысить интерес к предмету «Физика»;

  • повышать духовный и интеллектуальный уровень развития учащихся.

Комплексное методическое обеспечение:

  • компьютер, проектор;

  • электронные презентации «Наука ковала Победу», «Заря победы – Курская дуга», проекты обучающихся;

  • песня «Священная война», песня из кинофильма «Журавли»;

  • портреты ученых-физиков;

  • стихи советских и российских поэтов;

  • фотографии военной техники1941-1945гг;

  • фотохроника 1941- 1945 гг.


Инновационные технологии, используемые на занятии: информационная, проектной деятельности.

План мероприятия.

  1. Начало Великой Отечественной войны.

  2. Битва под Москвой.

  3. Блокада Ленинграда.

  4. Сталинградская битва.

  5. Курская битва.

  6. Об учёных-физиках И.В. Курчатове и В.В. Петрове

  7. Викторина.

  8. Рефлексия

Вступительное слово преподавателя.

- В 2013 году Россия отмечает 68-ю годовщину со Дня победы в Великой Отечественной войне и знаменательную дату - 70-летие Курской битвы. 1418 дней и ночей весь народ жил только одним словом – Победа! Победа ковалась в тылу и на фронте. Благодаря мужеству, героизму и патриотизму советского народа удалось выстоять и победить фашистскую Германию.И как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава всего нашего народа. Подвиг выдающихся Советских полководцев и военачальников, подвиг простых солдат, сражавшихся на передовой, подвиг партизан и тружеников тыла. Но сегодня мы вспомним об ученых-физиках, талантливых конструкторах, исследователях, деятелях техники. Ведь благодаря их труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, призванной громить врага, создавались новые образцы вооружения. Итак, тема нашего урока «Наука ковала победу». А начать наш сегодняшнее мероприятие я хочу словами Президента Академии наук в годы войны Владимира Леонтьевича Комарова: "Участие в разгроме фашизма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой …".И с этой задачей советские ученые достойно справились. Ведь если к началу Великой Отечественной войны промышленная база фашистской Германии вместе с базой её союзников и порабощённых стран превышала советскую в 3 – 4 раза, то уже к концу 1943 г. была одержана экономическая победа над Германией. Военная промышленность в 1943 г. дала фронту 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов. Советский Союз в 1943 г. превосходил Германию по производству основных видов боевой техники, оружия. Наш классный час «Наука ковала Победу» посвящается не только знаменательной дате, но и ученым-физикам, конструкторам, инженерам, которые, совершив научный подвиг, помогли своему народу, своей стране.

Ведущий1

  1. 72 года назад, на рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия

вторглась на территорию Советского Союза. Над Родиной нависла смертельная опасность.

  1. Самый светлый, самый летний день в году,
    Самый длинный день Земли - двадцать второго.
    Спали дети, зрели яблоки в саду…
    Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и этот взрыв,
Что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Шаг за шагом вспоминаем,
День за днем, взрыв за взрывом,
Смерть за смертью, боль за болью,

Год за годом, опаленные огнем,

Год за годом, истекающие кровью.

Звучит песня «Священная война».

Демонстрируется плакат «Родина – мать зовет!»

Ведущий2

22 июня 1941 года Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты нашего народа от фашизма. Выдающийся физик С.И. Вавилов писал: «Научная громада – от академика до лаборанта и механика направила …все усилия, свои знания на помощь фронту». Ученые всего Советского Союза встали на защиту Родины.

Ведущий1
В разное время учёными были отрыты порох, взрывчатка. Наука способствовала усовершенствованию всех видов вооружения, оснащения и усовершенствованию военной техники. Сергей Иванович Мосин изобрел магазинные(не одно-выстрельные) винтовки, модефицированая версия которых прошла всю войну в руках советских солдат. Изобрели ППШ – пистолет-пулемет Г.С.Шпагина (советский ручной пулемет). Использовано химическое свойство углерода связывать токсины (яды) для изготовления противогазов. Во время Великой Отечественной войны академик С.И. Вавилов, не отличавшийся здоровьем, руководил одновременно двумя большими научными коллективами – оптическим и физическим институтами, которые работали над решением проблем, важных для фронта. Он совершал частые поездки из Казани, где находился физический институт, в Йошкар-Олу, где был оптический институт. Его ничто не могло остановить: ни вагоны, где приходилось следовать до места назначения стоя, ни томительное ожидание поезда, редко ходившего по расписанию и опаздывавшего на несколько суток. Удивительно было видеть в этом человеке, таком хрупком на вид, такую волю, любовь к Родине, чувство долга, роднивших его с воинами, насмерть стоявшими на фронте перед врагом, защищая свою страну.

Плакат «Все для фронта! Все для Победы!»

Ведущий3

Советские ученые-физики, конструкторы, инженеры с первых дней войны были полны решимости отдать свои знания и силы, свой труд и опыт великому делу разгрома фашизма. «Все для фронта! Все для Победы!» - эти слова стали девизом для миллионов людей.

Ведущий1

Участниками Великой Отечественной войны были авторы учебников физики, ученые, учителя. Вот что вспоминал академик И. К. Кикоин: «Война застала меня в Свердловске. Я занимался физикой металлов. С начала войны деятельность моей лаборатории была перестроена на оборону. К нам обратились военные, поставив цель – разработать противотранспортную мину. В декабре 1941 года испытания этой мины прошли успешно. Мина оказалась универсальной, пригодной почти для всех военно-транспортных средств. Она не обнаруживалась обычным миноискателем»

Ведущий2

И вот в свои 17 лет

Я встал в солдатский строй…

У всех шинелей серый цвет,

У всех – один покрой.

У всех товарищей – солдат

И в роте и в полку –

Противогаз, да автомат,

Да фляга на боку.

Я думал, что не устою,

Что не перенесу,

Что затеряюсь я в строю,

Как дерево в лесу.

Льют бесконечные дожди.

И вся земля -в грязи,

А ты, солдат, вставай, иди,

На животе ползи!

Иди в жару, иди в пургу.

Ну, что не по плечу?...

Здесь нету слова «не могу»,

А пуще – «не хочу»

Ведущий1

Автор современного учебника физики Б.Б. Буховцев в июне 1941 года, сдав экзамены, перешел в 9 класс. После начала войны, он пошел на завод «Красный пролетарий», где стал токарем. В 1943 году ему исполнилось 18 лет и он был призван в ряды Советской армии. Всю оставшуюся войну он прошел в гвардейском минометном полку, участвовал в Курской битве. В этом году наша земля отмечает знаменательное событие – 70 лет Победы на Курской дуга (читается стихотворение нашего земляка - обоянского поэта Сергея Коновалова «Не дай нам, Бог, забыть всё это»)

Ведущий2

А враг продолжал рваться все дальше и дальше, к сердцу нашей Родины – городу Москве.

Завидуя бессмертной нашей славе,

Найдут потомки нужные слова,

Но будет трудно им представить,

Какой же в эти дни была Москва.

Так, в будущем, им словно все присниться:

Колючий снег в ночи прифронтовой,

Открытые обветренные лица

В сверкании зениток под Москвой.

Военные плакаты в коридорах,

В походных книжках адреса друзей,

Разгромленные танки, у которых

На гусеницах пыль Европы всей!

Ведущий3

Ученые трудились сутками, создавая новое вооружение. К началу войны было создано всего несколько штук совершенно нового грозного оружия. (Фрагмент фотохроники залпа «Катюш»).

Это гвардейский миномет БМ – 13, любовно прозванный в народе «Катюша».

«Говорит пехота: Чистая работа!

Где ударит «Катя», фрицу не пролезть.

Воевать охота, - говорит пехота, -

Раз у нас такая пушка есть!

Влево и направо, бьет врагов на славу.

Впереди – горячий бой.

Огненную лаву на врагов ораву

Сыплет наша «Катя» щедрою рукой.

Автором этих стихов стал военврач С.Семин в 1942 году. Изначально «Катюша» монтировалась на грузовых автомобилях ЗИС – 6. Установка заряжалась шестнадцатью реактивными снарядами, которые своим ураганным огнем поражали противника на расстоянии 8 км. Впервые в бой «Катюша» вступила 14 июля под г. Орша. Сегодня там установлен памятник, на котором застыла могучая «Катюша», как символ постоянной готовности к подвигу, как страж мира и покоя нашей России. «Катюшу» создавали конструкторы и ученые: Н.И. Тихомиров, В.А.Артемьев, Г.Э. Лангемак, И.Т. Клейменов. Именно «Катюши» участвовали в первом наступлении СССР под Москвой 5 декабря 1941 года.

Проект группы №1, сопровождаемый презентацией

А война все шла и шла по территории Советского Союза. Еще одна трагическая страница нашей истории – оборона Ленинграда.

900 дней и ночей сражался город в блокаде. Немцы холодом, голодом, бомбежками хотели заставить жителей принести ключи от города. И лишь крохотная полоска связывала Ленинград с Большой землей. «Дорогой жизни» назвали ее ленинградцы. Эта дорога пролегала по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось, на первый взгляд, совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед. Руководство города поставило перед учеными-физиками задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Ученые провели исследования и выяснили причины. Пригодились опыт исследовательской работы гидрохимиков, изучение физико-химических свойств различных материалов, режимов замерзания озёрной воды. Исследованием свойств льда занималась группа учёных физико-технического института АН СССР под руководства член-корреспондента П.П. Кобеко, а в лаборатории холодильных машин Ленинградского холодильного института занимались изучением условий замерзания льда и металла (важно было выяснить, как “ремонтировать” дорогу при нарушении ледяного покрова). Установили: главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн, сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда. И вот в конце ноября 1941г. сначала на лед опустился конно-санный обоз, а затем 350 саней. В Кобону за продовольствием ушла колонна из 60автомашин ГАЗ-АА. Всего за зиму 1941/42гг. по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. За этот же период было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев. И город выдержал блокаду.

Ведущий1

Всегда будет помнить наша страна Сталинградскую битву. 250 дней шли бои за город. В 1942 году СССР по вооружению почти догнал Германию, на которую работала почти вся Европа. Это была война «моторов».

Проект группы №2, сопровождаемый презентацией.

После Сталинграда немцы терпят одно поражение за другим. В битве под Курском в 1943 году немцы делают ставку на новые виды танков – тигры и пантеры. Но у советских инженеров кроме знаменитого танка Т–34 был передан на вооружение тяжелый танк ИС–2. Эта машина была признана одной из самых удачных в истории научной военной техники. Танк имел мощное вооружение: пушку 122 мм калибра и 4 пулемета. В сражении под деревней Прохоровка в июле 1943 года танки Т–34 и ИС –2 похоронили навсегда надежды немецкого командования на превосходство немецкого оружия. Т-60– советский лёгкий танк периода войны. Разработан он в августе 1941 года под руководством учёного Н.А.Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60. Небольшое число уцелело в боях. Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. Т-37А – советский малый плавающий танк, первый танк в мире с технологией “амфибия”. Они предназначались для выполнения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Огнеметный танк ОТ-130 – создан в 1937 г. конструкторским коллективом завода им. К.Е. Ворошилова (Ленинград). В башне вместо пушки установлен огнемет и один пулемет. Дальность огнеметания 35-50 метров. Огнеметное оборудование установлено в боевом отделении (два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 литров). Запаса огнесмеси хватало на 40 выстрелов. Использовались как танки для непосредственной поддержки пехоты при прорыве позиций противника. Огнеметные танки ОТ-130 использовались в боях на реке Халхин-Гол. T-34 – самый массовый средний танк Второй мировой войны. Т-34 является до сих пор легендарной, наводящей страх на врагов, машиной. Эти танки принимали самое прямое участие в боевых действиях ВОВ и сыграли огромную роль в войне. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками. И в этом году наша страна празднует 70-летие победы на Курской дуге. Творческая группа 9 класса представляет проект «Заря Победы – Курская дуга», ребята расскажут о Курской битве, о сражении под Прохоровкой, об освобождении Обояни в январе 1943 года.

Проект группы №3, сопровождаемый презентацией

Советские конструкторы разработали истребитель Ла – 5. В 1942 году он начал поступать на фронт. Главный конструктор самолета С.А. Лавочкин вспоминает: « Я не вижу моего врага – немца-конструктора., но я знаю, что бы не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собрал всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт…, чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнуться в военном небе, наш оказался победителем». Первый воздушный бой самолет принял 5 июля 1942 года. Четыре «Лавочкиных» против 6 «фоке-фульт». Фашистские самолеты были рассеяны, 2 из них расстреляны в упор. Никакими маневрами немцам не удалось ускользнуть. Наши истребители превосходили немецкие в скорости, маневренности, вооружении. Много героических подвигов было совершено летчиками на этих машинах! Среди них – Герой Советского Союза, Алексей Маресьев, летчик без обеих ног, именно о нем была написана книга «Повесть о настоящем человеке». За годы войны советские конструкторы разработали и внедрили в производство модели самолетов, которые по качеству превосходили немецкую авиацию. В 1943 конструкторское бюро А.С.Яковлева разработало самолет Як-3 – самый легкий (всего 2650 кг) и маневренный истребитель Второй мировой войны. Достоинство Як-3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением. Позднее был сконструирован истребитель Як-9,способный развивать скорость до 605 км/ч. Скорость быстроходного, маневренного, хорошо вооруженного истребителя Ла-5 551 км/ч. Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения. Конструктором Туполевым А.Н. в 1943 годы был создан пикирующий бомбардировщик Ту-2 поднимавший 3000 кг бомб и развивавший скорость до 547 км/ч. С.В.Ильюшин в 1944 году сконструировал штурмовик Ил-10 с мощным двигателем, усиленной броней и вооружением.

Ведущий1

Сквозь все сражения и беды,

Не зная сна и тишины,

Солдат ты смело шел путем победы

За честь своей родной страны.

Во имя разума и света

Ты защитил от черных сил

Не только родину Советов,

Ты всю планету защитил.

Преподаватель.

В годы второй мировой войны исключительно активное и широкое применение нашло минное оружие. Фашистская Германия использовала на морских театрах около 247 тысяч мин. В одном Финском заливе и на подходах к нему лишь за 1941-1942 гг. гитлеровцы поставили свыше 20 тысяч мин и минных защитников. В ходе войны минное оружие постоянно совершенствовалось, повышалась его боевая эффективность. Появились магнитные, акустические и магнитно-акустические мины. Траление магнитных мин сначала проводилось деревянными катерами-тральщиками. Для уничтожения акустических и магнитно-акустических мин применялись катера-охотники, которые, маневрируя на средних ходах, сбрасывали глубинные бомбы. Однако эти методы борьбы с минной опасностью были примитивными и недостаточно эффективными. Дело в том, что на деревянных катерах было немало металлических предметов. Корпуса катеров-тральщиков и морских охотников нуждались в размагничивании. В начале августа 1941 группа ученых в составе А. П. Александрова, И. В. Курчатова, Ю. С. Лазуркина, С. Е. Лысенко, П. Г. Степанова, К. К. Щербо предложили эффективные методы и средства борьбы с вражеским минным оружием. Был осуществлен, разработанный ранее советскими учеными, способ защиты кораблей от магнитных мин путем нейтрализации магнитного поля, создаваемого корабельными корпусами. Прежде всего размагничиванию подверглись подводные лодки, а после них — тральщики (морское судно для обезвреживания морских мин). Размагничивание корабля позволило плавать куда увереннее. В 1943 году Игорю Курчатову было поручено руководство мероприятиями по преодолению монополии США в военной области. Работы по созданию атомного оружия проводились в так называемой Лаборатории № 2 АН СССР (ЛИПАН), ставшей впоследствии Институтом атомной энергии, и в научном центре под условным названием КБ-11, известном ныне как Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (Арзамас-16). За рекордно короткий срок цель была достигнута и в 1949 году состоялись испытания советской атомной бомбы, а в 1953 году — водородной. В 1950-е годы Игорь Васильевич полностью посвятил себя работе над проектом первой в мире атомной электростанции, которая была успешно введена в строй 27 июля 1954 года. В честь этого учёного назван город в нашей Курской области – город Курчатов, в котором сейчас функционирует Курская атомная электростанция. Немалый вклад внес в годы войны академик А.Ф. Иоффе. Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков. Подобный термогенератор был прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, а главное – готов к действию в любое время. Сегодня хотелось бы вспомнить учёного, который сделал открытия в области освещения и плавления металлов задолго до начала Великой отечественной войны. Он открыл явление свечения, возникающего между угольными электродами, по которым проходит электрический ток, которое впоследствии было использовано в электрометаллургии и в электросварке, так необходимой в годы войны для изготовления снарядов и военной техники. Имя этого учёного – Василий Владимирович Петров, первый русский электротехник, уроженец нашего города Обоянь, именем которого названа главная площадь города.

Ведущий2

Роль ученых Советского Союза в годы войны трудно переоценить. Ведь благодаря самоотверженному труду всех граждан нашей страны сегодня мы с вами отмечаем 9 мая Великий Праздник - День Победы. И сегодня мы поговорили о танках, самолётах, другой военной технике, которую создавали учёные, инженеры и конструкторы, совершая свой подвиг для страны и во благо людей.

Заключительное слово преподавателя

Мы всегда должны помнит вот эти цифры: «1418 дней, 34 тысячи часов, 27 миллионов погибших»

4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 27 миллионов

погибших людей. Такую страшную цену заплатил народ за то, чтобы мы с вами сегодня были счастливы и жили мирной жизнью. И мы почтим сейчас минутой молчания память тех, кто отдал жизнь за наш покой, счастье и любовь, за мирное небо над головой. Минута молчания………Звучит метроном

Неугасима память поколений

О тех, кого так свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

 Помянем всех погибших на войне,

Кто голову сложил в годину злую,

Но не отдал свою страну родную

На поруганье вражьей стороне.

Давайте тихо тосты возгласим,

Чтоб память их не осквернить словами.

Давайте мы минуту помолчим,

Погибшие, мы все в долгу пред вами!

Звучит музыка из кинофильма «Журавли».

Шли годы, восстанавливалось народное хозяйство, а благодаря учёным-физикам совершенствовалось оборудование на заводах и фабриках, строились новые электростанции. И сегодня мы с гордостью можем сказать, что учёные-физики – настоящие патриоты своей страны, которые, совершив свой научный подвиг, помогли победить нашему народу в этой Великой войне. В заключении нашего мероприятия мы проведем небольшую викторину.

Вопросы викторины

  1. Назовите дату начала Великой Отечественной войны

  2. Сколько дней длилась война.

  3. Главный лозунг советского народа в период войны Песня, ставшая девизом в период ВОВ. Как называли в народе миномет БМ – 13? Где и когда «Катюша «впервые вступила в бой?

  4. Назовите имена конструкторов «Катюши»

  5. Авторы каких учебников физики участвовали в ВОВ?

  6. Назовите марку самолета, впервые принявшего бой под Сталинградом?

  7. Чем Ла -5 превосходил немецкие самолеты?

  8. Какой легендарный летчик летал на Ла – 5?

  9. Сколько длилась блокада Ленинграда?

  10. Как называлась единственная дорога, связывавшая Ленинград с большой землей?

  11. Почему пустые грузовики тонули на льду Ладожского озера? Назовите физическое явление.

  12. Какой советский танк оказался лучшим в Курской битве?

  13. Видеовопрос «Что изображено на фотографии? (Танк ИС).

  14. Видеовопрос «Где установлен этот памятник и какому событию посвящен?» (Памятник «Катюше», в г. Орша, посвящен первому бою.)

Подведение итогов и награждение победителя.

Преподаватель: В рамках нашего мероприятия невозможно назвать все имена учёных, инженеров и конструкторов, но их вклад в дело Победы в Великой отечественной войне оценен по достоинству. За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой Отечественной войны, свыше 500 ученых награждены Государственными премиями. Завершим наше сегодняшнее занятие словами академика С.И. Вавилова: "Советская техническая физика ... с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки. Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы".

Рефлексия

- У вас на столах 3 цветных кружка: белый, синий и красный. Что символизируют эти цвета? (цвета Российского флага). Кому понравилось данное мероприятие, попрошу поднять красный кружок, кому что-то было не понятно или было не особо интересно, поднимите синий кружок. Кто остался безразличен к тому, о чём мы сегодня говорили, поднимите белый кружок. Итак, подведём итог нашего занятия: вы сегодня поняли, что при ознакомлении с научной деятельностью и творчеством ученых-физиков, можно увидеть их стремление применять полученные результаты своих научных трудов и открытий для практических нужд людей. Можно ли это назвать подвигом? А что такое подвиг? Как вы понимаете «научный подвиг»? Спасибо за ваши содержательные ответы. Я думаю, что вы должны всегда помнить и гордиться тем, что наши ученые внесли огромный вклад в дело Великой Победы.

-Спасибо всем за работу.





Список литературы

  1. Военно – исторический журнал № 5 2002 г., с. 24-31. Статья А.И. Миренков «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техникой, материальными средствами в 1941-1943 гг.».

  2. Военно – исторический журнал № 6 2001 г., с.28-35 Статья М.И. Науменко «Фашисты охотились за «Катюшами» капитана Флерова».

  3. Детская энциклопедия издательство «Аванта +», «История России», т.3, 2007 г.

  4. Журнал «Физика в школе», №5, 1995 г.

  5. Кикоин И.К. «Физики – фронту», журнал «Физика в школе» № 3,

1995 г

  1. Строка, оборванная пулей. Стихи. Рассказы. Дневники. Письма Память народа: Памятники Великой Отечественной Войны,1941-1945 /Сост. и общ. ред. В.А.Голикова.- М.:Политиздат,1984

Очерки. Статьи. Воспоминания /Ред.-сост. :А.Г. Коган, З.П.Корзинкина. М.-: Наст.рабочий,1985.

  1. Сергей Коновалов «Не дай нам, Бог, забыть всё это», сборник стихотворений, 2006г

  2. Сайт: festival.1september.ru›Вклад ученых-физиков в дело великой Победы









10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!