СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Как вырастить бактерии или Почему необходимо мыть руки перед едой"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате эксперимента, наблюдая за четырьмя образцами, учащиеся на практике узнают, при каких условиях развивается большее количество бактерий. Определяют способы привития гигиенических навыков в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«КП_Геленджик_МАОУСОШ_8_Мерхалев.txt»

На протяжении многих лет мамы всего мира, стремясь научить своих детей чистоплотности, настойчиво повторяют одно и то же наставление, которое малыши, с еще большим рвением стараются проигнорировать. «Мойте руки перед едой!» - говорят родители, твердят педагоги, учат лозунги и плакаты. И мы задались вопросом, а так ли уж важно соблюдать чистоту и порядок.

Цель работы: выяснить, существует ли необходимость поддерживать чистоту в доме, соблюдать личную гигиену, мыть фрукты и овощи перед едой, а руки после прогулки.

Наш повседневный опыт подсказывает, что в окружающей нас среде находится множество микроорганизмов. Эти мельчайшие живые существа настолько малы, что не видны невооруженным глазом, поэтому, узнать об их существовании мы можем по продуктам их жизнедеятельности.

Микробы очень разнообразны. Некоторые из этих существ способны вызвать страшные болезни. Другие – напротив – полезны и используются в пищевой промышленности.

Чтобы уметь защититься от вредоносного влияния микроорганизмов, а так же научиться использовать продукты их жизнедеятельности на помощь человечеству приходит наука – микробиология, которая изучает главным образом различные бактерии, актиномицеты, а также плесени и дрожжи.

Объектом своей работы мы выбрали бактерии.

Задача: в домашних условиях вырастить бактерии.

Для достижения поставленной цели мы проведем эксперимент по выращиванию бактерий.

Конечно, увидеть отдельную бактерию не удастся, но колонию этих существ можно наблюдать без микроскопа, невооруженным глазом.

Для этого нам потребуется следующее оборудование: стеклянные емкости с крышками (баночки из-под детского питания), жгутики из суровых ниток или веревки, желатин, чистое и немытое яблоки.

Эксперимент по выращиванию бактерий начался 20.09.2012, протекал в течение 6 дней и закончился 25.09.2012.

Чтобы достичь поставленной цели, сформулированной во введении, мы определили, что будем исследовать четыре образца: № 1 – «Чистые руки»; № 2 – «Грязные руки»; № 3 – «Чистое яблоко»; № 4 – «Грязное яблоко».

Мы развели желатин водой, образовав тем самым питательную среду для размножения бактерий. Затем разлили полученную смесь в чистые, заранее подписанные баночки.

Бактерии не могут перемещаться самостоятельно. Поэтому, чтобы собрать достаточное количество микробов, например, с немытых после прогулки рук, необходимо тщательно протереть ладони кусочком веревки. После чего помещаем жгутик в баночку и плотно закрываем крышкой. В результате таких действий мы получили для исследования четыре вышеупомянутых образца.

Затем помещаем образцы в теплое место (на батарею в комнате), так как бактерии лучше размножаются в тепле, и проводим наблюдения в течение нескольких дней.

Первый признак жизнедеятельности бактерий появился на второй день после начала эксперимента на образце №2 – «Грязные руки». Выражался он в появление неприятного запаха при открывании крышки. На следующий день на этом образце невооруженным глазом можно было наблюдать появление колонии бактерий в виде небольшого пятна на поверхности жидкости внешне напоминающем плесень. В течение последующих трех дней пятно быстро увеличивалось в размерах, что говорит об активном размножении бактерий. На шестой день эксперимента веревочный жгутик этого образца почернел, а крышка баночки вздулась. Под ней скопился газ – продукт жизнедеятельности бактерий.

Что касается других образцов, то подобная колония бактерий, которую можно было наблюдать невооруженным глазом, появилась на образце № 4 - «Грязное яблоко» на четвертый день эксперимента. Это пятно росло медленнее, чем на образце № 2, не изменяло цвет.

На образцах № 1 – «Чистые руки» и № 3 – «Чистое яблоко» видимых изменений не наблюдалось вообще. Судить о жизнедеятельности бактерий можно было только по неприятному, усиливающемуся с каждым днем запаху.

Утром на шестой день было принято решение о прерывании эксперимента, так как крышка на баночке с образцом № 2 – «Грязные руки» вздулась, что могло привести к самопроизвольному вскрытию.

В ходе нашего эксперимента мы не просто интересно провели время, но и пришли к следующим выводам:

Бактерии в огромном количестве скапливаются на немытых, грязных предметах.

Бактерии размножаются очень быстро в течение достаточно короткого времени.

Использование моющих средств значительно уменьшают количество бактерий.

Призыв, содержащийся в лозунге: «Мойте руки перед едой» - это первый шаг на пути сохранения здоровья. Люди, выполняющие его, создают барьер, преграду болезнетворным бактериям. Сохраняя свое здоровье, человек делает шаг навстречу новым достижениям, открытиям.

В связи с вышеперечисленным мы рекомендуем:

1. Поддерживать чистоту и порядок в жилых помещениях.

2. Обязательно соблюдать личную гигиену.

3. Непременно мыть с мылом руки после прогулки и перед едой.

4. Мыть с использованием моющих средств овощи и фрукты перед употреблением.

Нам думается, что мы нашли наглядный, доступный для понимания, простой в исполнении, интересный способ обучения детей чистоплотности.

Проведенный нами эксперимент, его описание, результаты можно использовать на занятиях в детском саду и начальной школе, а ученики среднего звена смогут поставить его самостоятельно.



















Список литературы.


  1. Викторова И. Энциклопедия юного ученого: жизнь, подводный мир, археология, эволюция, человек, медицина. – М.: - «Россмен», 2000

  2. Ликум А. Энциклопедия для детей Все обо всем. - М.: -Компания «Ключ – С» Филологическое общество «Слово», 1995

  3. Прохоров А. М. Большая Советская энциклопедия. – М.: - издательство «Советская энциклопедия», 1970





















































Приложение 1.

















Бактерия снята с помощью электронного микроскопа при увеличении в 17 тысяч раз. Уплотненное содержимое бактерии окружено оболочкой и многочисленными жгутиками — органоидами движения.


Приложение 2.













У каждого вида бактерий своя определенная форма. В первых трех кружочках верхнего ряда — кокки и стрептококки; в следующих четырех из верхнего и нижнего рядов — палочковидные бактерии; в двух следующих нижнего ряда — вибрионы; в последнем — спириллы.















Приложение 3.

Дневник наблюдений.


Начало эксперимента: 20.09.2012.

№ 1 – «Чистые руки»; № 2 – «Грязные руки»;

№ 3 – «Чистое яблоко»; № 4 – «Грязное яблоко».

Дата

Номер

образца

Происходящие изменения.

Утро (7.30 – 7.45)

Вечер (19.00 – 19.15)


21.09.2012

№ 1

Без изменений.

Без изменений.

№ 2

Без изменений.

Появление неприятного запаха при открывании крышки.

№ 3

Без изменений.

Без изменений.

№ 4

Без изменений.

Без изменений.

22.09.2012

№ 1

Появление неприятного запаха при открывании крышки.

Без изменений.

№ 2

Появление колонии бактерий.

Без изменений.

№ 3

Появление неприятного запаха при открывании крышки.

Без изменений.

№ 4

Появление неприятного запаха при открывании крышки.

Появление колонии бактерий.

23.09.2012

№ 1

Усиление запаха.

Принято решение не открывать банку из-за сильного неприятного запаха.

№ 2

Активный рост колонии бактерий.

Активный рост колонии бактерий.

№ 3

Усиление запаха.

Принято решение не открывать банку из-за сильного неприятного запаха

№ 4

Появление колонии бактерий.

Рост колонии бактерий.

24.09.2012

№ 1

Видимых изменений нет.

Без изменений.

№ 2

Активный рост колонии бактерий, почернение жгутика

Активный рост колонии бактерий.

№ 3

Видимых изменений нет.

Без изменений.

№ 4

Рост колонии бактерий.

Рост колонии бактерий.

25.09.2012

№ 1

Без изменений.


№ 2

Активный рост колонии бактерий, почернение жгутика, вздутие крышки на баночке


№ 3

Без изменений.


№ 4

Активный рост колонии бактерий.


Утром 25.09.2012 принято решение о прерывании эксперимента, т. к. крышка на баночке с образцом № 2 вздулась, что могло привести к самопроизвольному вскрытию.


Приложение 4. Фотографии.


Выбрали необходимое оборудование.












Готовим питательную среду.






























Собираем некоторое количество микробов с образцов.






Собираем некоторое количество микробов с образцов.









Получили четыре образца.


Ставим образцы в теплое место.













Проводим наблюдения. Появился неприятный запах.












Проводим наблюдения.














Колония бактерий на образце №2 – «Грязные руки» на шестой день.







9



Просмотр содержимого презентации
«КП_Геленджик_МАОУСОШ_8_Мерхалев»

Городской конкурс исследовательски х  работ и творческих проектов младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»  Направление: Естествознание. Живая природа.  Тема: «Как вырастить бактерии или Почему необходимо мыть руки перед едой»  Мерхал ё в Матвей Вячеславович М униципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 имени Ц. Л. Куникова, 2 класс Муниципальное о бразование город - курорт Геленджик,    Научны й руководител ь :  Макар ова И . И.,  учитель начальных классов

Городской конкурс исследовательски х работ

и творческих проектов младших школьников

«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Направление: Естествознание. Живая природа.

Тема: «Как вырастить бактерии или Почему необходимо мыть руки перед едой»

Мерхал ё в Матвей Вячеславович

М униципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 имени Ц. Л. Куникова,

2 класс

Муниципальное о бразование город - курорт Геленджик,

Научны й руководител ь :

Макар ова И . И.,

учитель начальных классов

Цель работы:   выяснить, существует ли необходимость поддерживать чистоту в доме, соблюдать личную гигиену, мыть фрукты и овощи перед едой, а руки после прогулки. Объект исследования:  бактерии. Задача:   в домашних условиях вырастить бактерии. Метод исследования:  эксперимент.

Цель работы:

выяснить, существует ли необходимость поддерживать чистоту в доме, соблюдать личную гигиену, мыть фрукты и овощи перед едой, а руки после прогулки.

Объект исследования:

бактерии.

Задача:

в домашних условиях вырастить бактерии.

Метод исследования:

эксперимент.

Бактерия снята с помощью электронного микроскопа при увеличении в 17 тысяч раз . Уплотненное содержимое бактерии окружено оболочкой и многочисленными жгутиками — органоидами движения.

Бактерия снята с помощью электронного микроскопа при увеличении в 17 тысяч раз . Уплотненное содержимое бактерии окружено оболочкой и многочисленными жгутиками — органоидами движения.

У каждого вида бактерий своя определенная форма. В первых тр ё х кружочках верхнего ряда — кокки и стрептококки; в следующих четырех из верхнего и нижнего рядов — палочковидные бактерии; в двух следующих нижнего ряда — вибрионы; в последнем — спириллы.

У каждого вида бактерий своя определенная форма. В первых тр ё х кружочках верхнего ряда — кокки и стрептококки; в следующих четырех из верхнего и нижнего рядов — палочковидные бактерии; в двух следующих нижнего ряда — вибрионы; в последнем — спириллы.

Описание и проведение эксперимента. Оборудование:   стеклянные ёмкости с крышками (баночки из-под детского питания),  жгутики из суровых ниток или верёвки,  желатин,  вода;  чистое и немытое яблоки.  № 1 – «Чистые руки»;  № 2 – «Грязные руки»;  № 3 – «Чистое яблоко»;  № 4 – «Грязное яблоко».

Описание и проведение эксперимента.

Оборудование:

  • стеклянные ёмкости с крышками (баночки из-под детского питания),
  • жгутики из суровых ниток или верёвки,
  • желатин,
  • вода;
  • чистое и немытое яблоки.

1 – «Чистые руки»; № 2 – «Грязные руки»; № 3 – «Чистое яблоко»; № 4 – «Грязное яблоко».

Описание и проведение эксперимента. Шаг 1.  Р азве сти желатин водой и разли ть жидкость в  чистые  баночки.  № 1 – «Чистые руки»;  № 2 – «Грязные руки»;  № 3 – «Чистое яблоко»;  № 4 – «Грязное яблоко».

Описание и проведение эксперимента.

Шаг 1.

Р азве сти желатин водой и разли ть жидкость в чистые баночки.

1 – «Чистые руки»; № 2 – «Грязные руки»; № 3 – «Чистое яблоко»; № 4 – «Грязное яблоко».

Описание и проведение эксперимента. Шаг 2 .  Чтобы собрать достаточное количество микробов, необходимо тщательно протереть образец кусочком веревки. После чего поместить жгутик в баночку и плотно закрыть крышкой.  № 1 – «Чистые руки»;  № 2 – «Грязные руки»;  № 3 – «Чистое яблоко»;  № 4 – «Грязное яблоко».

Описание и проведение эксперимента.

Шаг 2 .

Чтобы собрать достаточное количество микробов, необходимо тщательно протереть образец кусочком веревки.

После чего поместить жгутик в баночку и плотно закрыть крышкой.

1 – «Чистые руки»; № 2 – «Грязные руки»; № 3 – «Чистое яблоко»; № 4 – «Грязное яблоко».

Описание и проведение эксперимента. Получили для исследования четыре образца:  № 1 – «Чистые руки»; № 2 – «Грязные руки»; № 3 – «Чистое яблоко»; № 4 – «Грязное яблоко».  № 1 – «Чистые руки»;  № 2 – «Грязные руки»;  № 3 – «Чистое яблоко»;  № 4 – «Грязное яблоко».

Описание и проведение эксперимента.

Получили для исследования четыре образца:

№ 1 – «Чистые руки»;

№ 2 – «Грязные руки»;

№ 3 – «Чистое яблоко»;

№ 4 – «Грязное яблоко».

1 – «Чистые руки»; № 2 – «Грязные руки»; № 3 – «Чистое яблоко»; № 4 – «Грязное яблоко».

Описание и проведение эксперимента. Шаг 3 .  Помещаем образцы в тёплое место и проводим наблюдения в течение нескольких дней. Результаты фиксируем в дневнике. № 1 – «Чистые руки»;  № 2 – «Грязные руки»;  № 3 – «Чистое яблоко»;  № 4 – «Грязное яблоко».

Описание и проведение эксперимента.

Шаг 3 .

Помещаем образцы в тёплое место

и проводим наблюдения в течение нескольких дней. Результаты фиксируем в дневнике.

1 – «Чистые руки»; № 2 – «Грязные руки»; № 3 – «Чистое яблоко»; № 4 – «Грязное яблоко».

Дневник наблюдений.  Начало эксперимента: 20. 09 .201 2 .  № 1 – «Чистые руки»;  № 2 – «Грязные руки»;№ 3 – «Чистое яблоко»;  № 4 – «Грязное яблоко». Дата Номер образца 21. 09 .201 2 Происходящие изменения. № 1  Утро (7.30 – 7.45)  Вечер (19.00 – 19.15) Без изменений. № 2 Без изменений. Без изменений. № 3 Появление неприятного запаха при открывании крышки. 22. 09 .20 12 № 4 Без изменений. Без изменений. Без изменений. № 1 Без изменений. Появление неприятного запаха при открывании крышки. № 2 Без изменений. Появление колонии бактерий. № 3 Без изменений. Появление неприятного запаха при открывании крышки. № 4 Без изменений. Появление неприятного запаха при открывании крышки. Появление колонии бактерий .

Дневник наблюдений.

Начало эксперимента: 20. 09 .201 2 .

№ 1 – «Чистые руки»; № 2 – «Грязные руки»;№ 3 – «Чистое яблоко»; № 4 – «Грязное яблоко».

Дата

Номер

образца

21. 09 .201 2

Происходящие изменения.

№ 1

Утро (7.30 – 7.45)

Вечер (19.00 – 19.15)

Без изменений.

№ 2

Без изменений.

Без изменений.

№ 3

Появление неприятного запаха при открывании крышки.

22. 09 .20 12

№ 4

Без изменений.

Без изменений.

Без изменений.

№ 1

Без изменений.

Появление неприятного запаха при открывании крышки.

№ 2

Без изменений.

Появление колонии бактерий.

№ 3

Без изменений.

Появление неприятного запаха при открывании крышки.

№ 4

Без изменений.

Появление неприятного запаха при открывании крышки.

Появление колонии бактерий .

Дневник наблюдений. № 1 – «Чистые руки»;  № 2 – «Грязные руки»;№ 3 – «Чистое яблоко»;  № 4 – «Грязное яблоко». Дата Номер образца Происходящие изменения. 24. 09 .20 12 № 1  Утро (7.30 – 7.45)  Вечер (19.00 – 19.15) Видимых изменений нет. № 2 № 3 Без изменений. Активный рост колонии бактерий,  почернение жгутика Активный рост колонии бактерий. Видимых изменений нет. № 4 25. 09 .20 12 Без изменений. Рост колонии бактерий. № 1 Рост колонии бактерий. Без изменений. № 2 Активный рост колонии бактерий, почернение жгутика,  вздутие крышки на баночке № 3 Без изменений. № 4 Утром 25. 09 .201 2 принято решение о прерывании эксперимента, т. к. крышка на баночке с образцом № 2 вздулась, что могло привести к самопроизвольному вскрытию. Активный рост колонии бактерий.

Дневник наблюдений.

№ 1 – «Чистые руки»; № 2 – «Грязные руки»;№ 3 – «Чистое яблоко»; № 4 – «Грязное яблоко».

Дата

Номер

образца

Происходящие изменения.

24. 09 .20 12

№ 1

Утро (7.30 – 7.45)

Вечер (19.00 – 19.15)

Видимых изменений нет.

№ 2

№ 3

Без изменений.

Активный рост колонии бактерий, почернение жгутика

Активный рост колонии бактерий.

Видимых изменений нет.

№ 4

25. 09 .20 12

Без изменений.

Рост колонии бактерий.

№ 1

Рост колонии бактерий.

Без изменений.

№ 2

Активный рост колонии бактерий, почернение жгутика, вздутие крышки на баночке

№ 3

Без изменений.

№ 4

Утром 25. 09 .201 2 принято решение о прерывании эксперимента, т. к. крышка на баночке с образцом № 2 вздулась, что могло привести к самопроизвольному вскрытию.

Активный рост колонии бактерий.

Колония бактерий на образце № 2 – «Грязные руки»!!!  на шестой день.

Колония бактерий на образце № 2 – «Грязные руки»!!!

на шестой день.

Н а образце - «Грязные руки» мы ранее всего могли наблюдать колонию бактерий, которая угрожающе быстро росла, а в конце эксперимента еще и устрашающе почернела, следовательно, именно на грязных руках и содержалось большее количество микроорганизмов.  Чем менее чистым является предмет, тем большее количество бактерий он содержит !!!

Н а образце - «Грязные руки» мы ранее всего могли наблюдать колонию бактерий, которая угрожающе быстро росла, а в конце эксперимента еще и устрашающе почернела, следовательно, именно на грязных руках и содержалось большее количество микроорганизмов.

Чем менее чистым является предмет, тем большее количество бактерий он содержит !!!

Видимые колонии бактерий получены на образцах «Грязные руки» и «Грязное яблоко» , значит на них и содержится большее количество бактерий.  ВЫВОДЫ.  Бактерии в огромном количестве скапливаются на немытых, грязных предметах. Бактерии размножаются очень быстро в течение достаточно короткого времени. Использование моющих средств значительно уменьшают количество бактерий.   «Мойте руки перед едой !!! »

Видимые колонии бактерий получены на образцах «Грязные руки» и «Грязное яблоко» , значит на них и содержится большее количество бактерий.

ВЫВОДЫ.

Бактерии в огромном количестве скапливаются на немытых, грязных предметах.

Бактерии размножаются очень быстро в течение достаточно короткого времени.

Использование моющих средств значительно уменьшают количество бактерий.

«Мойте руки перед едой !!! »

РЕКОМЕНДАЦИИ. 1. Поддерживать чистоту и порядок в жилых помещениях. 2. Обязательно соблюдать личную гигиену. 3. Непременно мыть с мылом руки после прогулки и перед едой. 4. Мыть с использованием моющих средств овощи и фрукты перед употреблением.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Поддерживать чистоту и порядок в жилых помещениях.

2. Обязательно соблюдать личную гигиену.

3. Непременно мыть с мылом руки после прогулки и перед едой.

4. Мыть с использованием моющих средств овощи и фрукты перед употреблением.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!