СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программы для уроков музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программы для уроков музыки»

Программы для уроков музыки


В настоящее время для уроков музыки в общеобразовательных школах рекомендованы программы, составленные следующими авторами:

  • программа Т. И. Баклановой «Музыка» (1-4 классы);

  • программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой и Т. С. Шмагиной (1-9 классы) «Музыка»;

  • программа В. В. Алеевой, Т. И. Науменко и Т. Н. Кичак «Музыка» (1-8 классы);

  • программа В. О. Усачёвой, В. А. Школяр (программа «Музыкальное искусство», 1-4 классы);

  • программа Т. В. Челышевой, В. В. Кузнецовой «Музыка» (1-4 классы).

Анализ программ показал, что зарубежная музыка (то есть произведения, которые обращены к народным сказкам) представлена всего несколькими примерами.

Так, в одной из указанных программ (Т. И. Баклановой; В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак), детям предлагается послушать в теме урока 1-го класса Э. Грига «Шествие гномов» [3; 7].

В теме урока 2-го класса (по программе Т. И. Баклановой) «Мелодия душа музыки» представлены – пьесы Э. Грига «Кобольд», «Танец эльфов» [3].

В 3-ем классе тема (по программе В. О. Усачёвой, В. А. Школяр) «В сказочной стране гномов» Ф. Листа «Хоровод гномов» [20].

В 4-ом классе в теме урока (по программе В. В. Алеева, Т. Н. Кичак) «Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига – «В пещере горного короля» (из сюиты «Пер Гюнт»); «Шествие гномов» Э. Григ [2].

В 5-ом классе в теме урока (в программе В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак) «Волшебная сказочность музыкальных сказок» предлагается познакомиться с произведением «Феи-прелестные танцовщицы» прелюдия К. Дебюсси, а также в теме урока «Сказочные герои в музыке» – «Сильфиды» из «Лирические пьесы», «В пещере горного короля» Э. Грига [2].

В 6-ом классе в теме урока (в программе В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак) «Волшебная сила музыки» представлен ноктюрн «Сирена» К. Дебюсси [2].

В 7-ом классе в теме урока (в программе В. О. Усачёвой, В. А. Школяр) «Когда музыка не нуждается в словах» представлена опера Р. Вагнера «Феи» [25].

В 8-ом классе в теме урока (в программе В. О. Усачёвой, В. А. Школяр; В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак) «Мир сказочной мифологии»: Р. Вагнер «Полет Валькирий» [2; 25].

Итак, рассмотрев программный репертуар, мы видим, что зарубежную музыку дети в школе слушают недостаточно, и невольно вспоминаются слова Петра Савицкого «Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры» [15]. Слова эти справедливы.

Но, к сожалению, учебно-методические комплексы (УМК) по программам «Музыка», включают недостаточно информации по зарубежной музыке. Студентам-практикантам сложно найти и классифицировать информацию по данной теме.

Таким образом, были выявлены следующие противоречия:

  • основные программы музыкального образования содержат в основном теоретический материал, а практический материал, связанный с музыкой зарубежных композиторов, которая обращалась бы к традициям, зарубежному фольклору, представлен скудно, что затрудняет самостоятельную работу студентов при подготовке к практическим занятиям в школе;

  • на сегодняшний день существует записи музыки зарубежных композиторов, представленных в программах, а УМК по программе «Музыка» включает в себя только звуковые фрагменты, что требуют от студента-практиканта больших усилий по поиску и выбору нужных источников, обеспечивающих наглядность на уроке музыки и произведении, которые предложены, используются как в 1-ем так и в 4-ем классе (например, Э. Григ «Шествие гномов»).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!