СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программность и музыкальная форма «Феерии Ай – Петри» современного крымского композитора Мерзие Халитовой

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен разбор сорвременного крымского композитора, структура и форма ее произведения.

Просмотр содержимого документа
«Программность и музыкальная форма «Феерии Ай – Петри» современного крымского композитора Мерзие Халитовой»

,,Феерии Ай-Петри,, МерзиеХалитовой

3.1. Мерзие Халитова - современный крымскотатарский композитор

«Моя музыка «стоит» на национальной почве. И я использую современные музыкальные формы. Для меня показательно творчество композиторов, которые опираются на фольклор, но имеют современное мышление. Поэтому вся моя музыка национальна изнутри, она зиждется на крымскотатарской почве, ритмы народных мелодий уловимы во всех моих произведениях. Народность в сочетании с современной техникой письма и создают мой индивидуальный, самобытный музыкальный язык».

М. Халитова

В середине XX века появилась плеяда молодых композиторов и сегодня имеющих последователей их творчества, которое включало в себя не в последнюю очередь (скорее даже в первую), жанр камерно-инструментальной музыки. Отдавая должное камерно-инструментальной музыке предшествующих композиторов, этот жанр в зазвучал совершенно по иному в произведениях нового поколения. Он явился по своей сути наиболее благодатной почвой для творческого эксперимента. Появляются новые произведения, написанные как в сложившихся привычных стилистических направлениях (классицизм, романтический стиль, импрессионизм), так и абсолютно новые произведения-непривычные, интересные своей неординарностью и уникальностью, которые характеризовали композитора как индивидуума со своим композиторским стилем.

Мерзие Ибраимовна Халитова принадлежит к когорте этих композиторов и в настоящее время является одной из ярчайших фигур в современной музыке тюркского мира. Музыкальное наследие тюркских народов, как явление уникальное, занимает особое место в общемировом культурном пространстве. С. И. Утегалиева, профессор кафедры музыковедения и композиции Казахской консерватории им. Курмангазы в работе «Развитие музыкальной тюркологии на современном этапе» отмечает, что после распада Советского Союза «Становление молодых (тюркских) государств, их вхождение в мировое сообщество в качестве равноправных участников сопровождаются возрастающим интересом к вопросам истории, языка и культуры тюркских народов, возрождением многих забытых обычаев и традиций, повышением уровня самосознания, определением своего исторического места [31, с.189]. Наблюдается и встречный процесс – международное признание тюркского мира, в том числе и музыкального, как вполне самодостаточного, самоценного, заслуживающего специального внимания». Вот на этот период и приходится активная продолжающаяся фаза в творчестве М. Халитовой. Родившаяся в Узбекистане М. Халитова, естественно, на ряду с родными крымско-татарскими мелодиями воспитывалась и на музыкальных произведениях других тюркских народов (узбекском, казахском, азербайджанском). Естественно, М. Халитова, обучаясь в Ташкентской консерватории в классе профессора Г. Мушеля, и проживая в Узбекистане, не могла в полной мере выразить своё восприятие крымско-татарской музыки, заложенной в ней на генном уровне. Родина по рассказам старшего поколения, покинувшего Крым не по собственному желанию, представлялась загадочным красочным узором великолепно сотканного ковра с видами гор, моря и степи. Это можно было увидеть на открытках, в журналах. Но музыка, музыка! Она была недоступна. Знакомство с народными песнями, как правило, исполнявшимися людьми без специального музыкального образования, вероятно, способствовали замыслам М.Халитовой о создании различных классических произведений разного жанра.

Крымскотатарская культура привлекала к себе внимание еще в начале XX столетия. Однако уже в сороковые годы ее исследование сворачивается. Причиной этому, в частности, стали особенности истории народа, а именно - трагические события середины прошлого века. Лишь в конце XX столетия открылись новые перспективы для изучения крымско-татарской культуры. С 1990-х годов начинается интенсивное изучение практически всех ее сфер: истории, политики, экономики, языка, литературы, архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также – музыкального наследия [27.c16]. В 1990-е гг. представители крымскотатарского народа получили возможность вернуться в Крым, однако общая социокультурная ситуация обуславливала сокращение использования народного песенного творчества, в то время как произведения профессиональных исполнителей приобретали все большую популярность. Однако во многих авторских произведениях продолжает звучать трагический дискурс, который в современных условиях воспринимается как дань памяти всем жертвам драматических событий ХХ в., как средство национально-патриотического воспитания. Среди них произведения Ягьи Шерфединова, Ильяса Бахшиша, Февзи Алиева, молодых композиторов Эльмиры Эмир, Мерзие Халитовой, Сервера Какуры.

М. Халитова осознала, что ей предстоит возродить и создать новую профессиональную музыку и что «высший смысл профессиональной музыки заключен в ее социальной и эстетической субстанции. Она обладает преобразующей силой, изменяющей восприятие мира, который в момент звучания музыки теряет угрожающие или рисковые характеристики, а взамен дает ощущение единства, любви, взаимопонимания и радости бытия» [11, с.132-144].

Интерес к синтезу камерной музыки и этнической, чётко прослеживается с 90-х годов прошлого века и это можно наблюдать в творчестве М. Халитовой. В рамках возрождения традиционной музыки она вводит в составы камерных коллективов инструменты другой природы – этнические. В Крыму М. Халитовой удается найти себя как серьёзного классического композитора, удачно работающего в различных жанрах – симфонии, инструментальные концерты, увертюры, каприччио, романсы, песни. Естественно, что во всех произведениях чувствуется присутствие национального колорита, подчёркивающего их принадлежность к тюркскому музыкальному миру. Сегодня эти произведения стали культурным сокровищем не только крымскотатарского народа, они вошли в мировую копилку произведений тюркских композиторов.

Крымские произведения композитора характерны плакатностью и картинностью, проявившиеся через блеск оркестровки и обобщённость национальной интонации, как например, в произведениях: в концерте для 3-х виолончелей и струнного оркестра «Ашик-наме», фортепианных пьесах сборника «Картины Бешуя», романсе «Полынь» где автор не отступает от национально-традиционного письма. Этот период творчества М. Халитовой можно охарактеризовать высказыванием профессора нижегородской консерватории А. П. Шаховского, который подметил, что композиторское творчество это сложный психологический процесс перевода реального мироощущения в музыкальное. Вместе с тем творчество понимается не только как процесс создания новой художественной ценности, но и как процесс создания композитором самого себя в качестве субъекта творчества. Ясно, что личность автора проявляется прежде всего в индивидуализации стиля, в уникальности творческих решений. Несомненно, что, прежде всего, личностный аспект обуславливает энергетику произведения, как одну из его субстанционных сущностей, образующих определённый уровень воздействия на слушателя, заряжающий и заражающей его авторской эмоцией-мыслью. Осмысливая все реалии окружающей действительности в их многообразных связях, композитор отражает в тексте своё отношение к ним, что в свою очередь образует социокультурный контекст произведения как совокупность признаков эпохи [38, с. 68]. Замысел каждого произведения несет в себе что-то оригинальное и неповторимое. М. Халитова всегда стремится к точности воплощения музыкального материала, который развивается по канонам собственного художественного стиля. Это проявилось в следующих произведениях: симфонической поэме "Память" (Хатыра), симфонии "Возрождение", Увертюре-фантазии, Симфонии №2 для камерного оркестра в 4-х частях, "Эпитафии", концерте для оркестра в 4-х частях "Ожерелье городов Крыма".

Осознанное восприятие мироощущений М. Халитовой как композитора, желала она этого или нет, пришёлся на нелёгкий период её жизненного пути, связанного с возвращением в Крым. Оказавшись в совершенно новом социуме, как в географическом, так в полиэтническом, существенно отличающимся от предыдущего места её проживания, М.Халитова совершает прорыв в своём творчестве. Через произведения данного периода красной нитью проходят переживания жизненно важных для композитора событий. Здесь, наверно, композитор оказался в интимном музыкальном пространстве, выразившемся в стиле написания всех её произведений. Это очень чётко просматривается, если сопоставить творчество этого периода с понятием «музыкальное интимное пространство»[14, с. 186-190].

Проследим основные вехи творческого пути композитора. В 1990 году в Москве в Доме композиторов был дан концерт из произведений крымско -татарских композиторов. Звучали произведения Лили Муждабаевой, Эльвиры Эмир, Мерзие Халитовой, Асана Рефатова, Абибуллы Каври. Произведения Мерзие Халитовой получили широкое признание у слушателей.

Первый авторский концерт композитора прошёл на Родине в 1995году. В 1997 году на Международном фестивале в Киеве была исполнена "Эпитафия" струнной группой эстрадно-симфонического оркестра под управлением В. Здоренко.

Второй концерт состоялся в 1999 году. В 2003 году за концерт для оркестра «Ожерелье городов Крыма» композитор удостоена Премии им. Н. Лысенко.

В 2007 году композитор пишет концерт для трубы с оркестром «У подножия Демерджи», премьера которого состоялась в 2009 г.

2008 г. характерен появлением двух серьёзных произведений – «Квартет для двух скрипок, альта и виолончели (Памяти Бекира Чобан-заде)» и симфония № 3 «Посвящение» для большого симфонического оркестра, приуроченная к 65-летию депортации крымско-татарского народа.

В 2009 г. написаны такие произведения как: симфония №4 для флейты и струнного оркестра «Памяти родителей», «Напевы Чатыр-Дага» и «Хайтарма» для ансамбля скрипачей и фортепиано. «Легенда Ак-Кая» - для фортепиано.

В 2010 году композитор пишет симфонию №5 «Аметхан» для большого симфонического оркестра.

Анализируя произведения 2007- 2010 годов приходишь к мысли, что это были годы наивысшего эмоционального переживания автора. Всё что изложено на нотном стане прошло через сознание композитора - личная судьба и трагедия народа, возможность говорить и писать по велению сердца, посвящать произведения именам, которые были в забвении. БекирЧобан-заде, выдающийся филолог, поэт и общественный деятель, репрессированный в 1930 годы; Амет-Хан Султан, дважды Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, участник национального движения крымских татар за возвращение на историческую Родину, имя, которое умышленно замалчивалось. Появилась возможность вернуться к старым названиям родных мест и представить их в созвучии с новым временем – такие произведения как сборник «Картины Бешуя», «У подножья Арык баш», «Арыкъбаш этегинде», выразить своё восприятие к печальным датам депортации крымских татар.

На этот период, очевидно, приходится и международное признание М. Халитовой. Её произведения звучат на различных международных конкурсах в исполнении профессионалов высокого класса. Знаменитый французский маэстро, профессор Парижской Высшей консерватории Доминик де Вильянкур(виолончель) в 2011 году в концерте « Виолончельная икебана. Композиция 2011» исполнил « Ашык-наме». В том же году были созданы «Монолог печальной флейты» для высокого голоса и камерного оркестра на стихи Б. Чобан-заде, «В ритме розовых тонов» - трио для скрипки, тромбона и фортепиано.

В рамках празднования 200-летия со дня рождения великого поэта Тараса Шевченко под эгидой ЮНЕСКО 5 марта 2014г. в Париже в Украинском информационно-культурном центре при Посольстве Украины во Франции состоялся творческий вечер М. Халитовой, на котором состоялась премьера нового произведения композитора « Приношение Шевченко» для скрипки и фортепиано.

Открытие XXXYII Международного фестиваля современной музыки «Московская осень» проходившем в Доме композиторов российской столицы в ноябре 2015 года ознаменовалось исполнением « Эпитафией для виолончели и оркестра» М. Халитовой.

Проведение такого фестиваля подчёркивает, что отечественная музыкальная общественность в силу сложившихся исторических обстоятельств была лишена возможности знакомиться с новейшими мировыми тенденции в области художественной культуры, что безусловно повлияло на исполнительскую и слушательскую культуру. В результате музыкальный слух нескольких поколений воспитывался на тональной музыке, поэтому широкая музыкальная общественность не была готова к принятию и пониманию музыки нового времени. В то время как репертуар европейских исполнителей сейчас включает в себя значительное число музыкальных произведений авангардных композиторов, начиная с нововенцев и заканчивая нашими современниками. В России музыка композиторов современников звучит в тематических концертах и на фестивалях таких как «Московская осень» [42].

Творчество композитора М. Халитовой было отмечено престижными премиями: Автономной Республики Крым (2000 г.); имени Н.Лысенко (2003 г.), имени Б. Чобан-Заде (2009 г.); имени Б. Лятошинского (2014 г.). Она удостоена звания «Заслуженный деятель искусств Украины».

Наверно, более чётко не скажешь о музыкальном мире Мерзие Халитовой чем это сделала Г. Р. Мамбетова в работе «Полифонические приёмы и техника современной композиции концерта для трубы с оркестром « У подножия Демерджи»»: «Мир музыки Мерзие Халитовой - это мир тонких, чутких художественных эмоций. Это настоящая интеллектуальная лирика и утонченное мастерство. Понятия мастерства и лирики оказываются здесь, как ни странно, тесно связанными. В простом изяществе конструктивного мышления, в процессе тяжелого поиска и отбора средств оказывают влияние душевная чуткость, чистота художественной эмоциональности и сложность музыкальной мысли. В обращении с материалом, в поиске особых принципов его организации чувствуется не только высокая культура композиционного мастерства, но и что-то большее, относящееся уже к психологическим аспектам, творческому состоянию, которое становится смысловым содержанием музыки. Это – отношение к самой музыкальной звучности, к музыке как высшей ценности духовной культуры человечества, высшей степени его интеллигентности» [12 с.165].

Как воспринимать музыкальные произведения М. Халитовой можно закончить словами С. Рахманинова: « У композитора имеются свои идеи, которые он вкладывает в произведение, но я не думаю, что он должен их раскрывать, всякий слушатель должен находить в музыке соё собственное» [5, с.147].






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!