13-14 урок, 9 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: ________
Тема «Программное обеспечение как web – сервис. КР2»
Цели: обобщить известные информационные сервисы сети Интернет; способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий
Задачи:
образовательная – обобщить известные информационные сервисы сети Интернет; выработать практические умения в определении вида информационного сервиса;
развивающая – способствовать развитию логического мышления (умения сравнивать, делать выводы и классифицировать), познавательной активности, умения работать в группе;
воспитывающая – прививать навыки самостоятельной работы; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению другого.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оформление доски |
I. Организационный момент | Демонстрируют готовность к уроку | |
II. Актуализация опорных знаний. – Что является главной чертой информационного общества? | – Производство информационных ресурсов. | |
– Перечислите известные вам информационные ресурсы. | Интернет, СМИ | |
– О каком из информационных ресурсов пойдет речь на сегодняшнем уроке, вы узнаете из загадки: Есть такая сеть на свете. Ею рыбу не поймать. В нее входят даже дети, Чтоб общаться иль играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Что за сеть? Найди ответ. Сеть зовется… | Слушают и отгадывают загадку. – Интернет. | |
– Нам предстоит выяснить, как и почему Интернет становится ресурсом, вся ли сеть или только ее компоненты. Тема урока – « Программное обеспечение как web – сервис». | Записывают тему урока. | |
Что бы вам хотелось узнать по этой теме? | – Хотелось бы узнать о сервисах Интернета | |
– Итак, цель урока – обобщить известные виды информационных сервисов сети Интернет | | |
III. Формирование новых знаний. | | |
– Что вы видите на доске? | – Названия «Yandex», «Google», «Rambler», chat, ICQ, «В контакте», «Одноклассники», [email protected], [email protected], [email protected], Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera. | В хаотичном порядке расположены объекты: названия «Yandex», «Google», «Rambler», chat, ICQ, «В контакте», «Одноклассники», чаты, аська, [email protected] [email protected] [email protected] Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera. |
– Какое задание можно выполнить с этими объектами? | – Объекты можно сгруп-пировать. | |
– Сгруппируйте изображения так, как вы считаете возможным. | Один ученик работает у доски и формирует группы: 1-я группа – chat, ICQ, «В контакте», «Одноклассники». 2-я группа – Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera. 3-я группа – [email protected], [email protected], [email protected]. 4-я группа – Yandex, google, rambler. | Записаны названия групп. |
– Дайте названия каждой из этих групп. | Ученик записывает названия групп: 1-я группа – интерактивное общение; 2-я группа – браузеры; 3-я группа – электронная почта; 4-я группа – поисковые системы. | Схема пополняется недостающими данными |
– По какому признаку вы сформировали данные группы? – Все группы предоставляют нам информационные услуги, и эти услуги называют информационными сервисами сети сети Интернет. Таким образом, мы решили поставленную задачу – сгруппировали представленные объекты, а критерием группировки были определенные информационные сервисы сети Интернет. | Отвечают на вопрос. | |
Следующая задача – систематизировать материал о видах информационных сервисов Интернета. Предлагаю поработать самостоятельно. Перед вами листы с текстами (см. Приложение к уроку). Первый вариант ищет в тексте то, чего мы не назвали, то есть новое для вас знание, а второй вариант – то, что у нас совпало с текстом. Время для выполнения этого задания – 5 минут. Организует проверку выполненного задания. | Работают самостоятельно с текстами | |
– Что у вас получилось? Сначала выслушаем второй вариант, которому предлагалось найти в тексте то, что совпало с нашими знаниями. | Высказывания учащихся (каждый ученик зачитывает по одному предложению): – Совпало: браузеры (к ним относятся Firefox, Internet Explorer, Opera); поисковые системы, интерактивное общение. | |
– Предлагаю выслушать первый вариант, которому предлагалось найти в тексте то, чего мы не назвали. | – Файловые архивы. | |
– Благодаря наличию файловых архивов мы можем скачать информацию прямо из Интернета. Есть ли еще что-нибудь, что нами не было названо? | – Гипертекст, web-сервисы, web-страницы, универсальный указатель URL. Новая группа информационных ресур- сов – телеконференции; группа файловых архивов и группа браузеров. | |
– Все группы, рассмотренные нами, входят во Всемирную паутину, которая включает в себя гипертекст, web-сервисы, web-страницы, универсальный указатель URL. Таким образом, мы соотнесли наши предположения с научным текстом. Теперь вам предстоит самостоятельно систематизировать материал, составив схему. Воспользуйтесь представленными опорными конспектами. Организует проверку. | Составляют схему. | |
– Итак, мы решили с вами поставленную задачу, а именно – систематизировали материал о видах информационных сервисов Интернета. Следующая задача – составить инструкции по пользованию некоторыми сервисами Интернета. Каждый из вас получает конверт с заданием. В течение 5 минут вы выполняете его самостоятельно. | Составляют инструкцию по использованию сервисов Интернета. После выполнения представляют ее (работа в группе) на большом листе | |
IV. Итог урока. – В течение всего урока мы решали следующие задачи: 1) сгруппировать объекты; 2) систематизировать материал о видах информационных сервисов сети Интернет; 3) составить инструкции по использованию сервисов Интернета и научить им друг друга. | | |
– Интернет – уникальный ресурс, который предоставляет нам любую информацию. | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Запись задач урока |
Домашнее задание: Сообщение об одной из группы, формат Ф4, размер 14, Times New Roman, название по центру, ФИО класс – по правому краю сверху | | |
Приложение к уроку «Информационные сервисы сети Интернет»
Текст для работы по теме
Электронная почта (е-mail) – наиболее распространенный сервис Интернета, так как она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.
Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме самого сообщения, обязательно должно содержать адрес электронной почты получателя письма, который записывается по определенной форме и состоит из двух частей, разделенных символом @, например: [email protected], [email protected], [email protected].
В Интернете существуют десятки тысяч конференций, или групп новостей, каждая из которых посвящена обсуждению какой-либо проблемы. Каждой конференции выделяется свой почтовый ящик на серверах Интернета, которые поддерживают работу этой конференции. Принцип работы в телеконференциях мало чем отличается от принципа работы с электронной почтой. Пользователь может посылать свои сообщения в любую телеконференцию и читать сообщения, посланные другими участниками. Для работы обычно используют те же самые почтовые программы, что и при работе с электронной почтой. Для того чтобы иметь доступ к почтовому ящику какой-либо конференции, на нее необходимо подписаться.
Просмотр web-страниц осуществляется с помощью специальных программ просмотра – браузеров. В настоящее время наиболее распространенными браузерами являются: Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera.
Десятки тысяч серверов Интернета являются серверами файловых архивов, и на них хранятся сотни миллионов файлов различных типов (программы, драйверы устройств, графические и звуковые файлы и т. д.). Наличие таких серверов файловых архивов очень удобно для пользователей, так как многие необходимые файлы можно «скачать» непосредственно из Интернета. Файловые серверы поддерживают многие компании – разработчики программного обеспечения и производители аппаратных компонентов компьютера и периферийных устройств. Размещаемое на таких серверах программное обеспечение является свободно распространяемым или условно бесплатным и поэтому, «скачивая» тот или иной файл, пользователь не нарушает закон об авторских правах на программное обеспечение.
Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, и найти нужную информацию среди миллионов web-страниц и файлов становится все сложнее. Для поиска информации используются специальные поисковые системы, которые содержат более или менее полную и постоянно обновляемую информацию о web-страницах, файлах и других документах, хранящихся на десятках миллионов серверов Интернета. Современные поисковые системы часто предоставляют пользователям не только возможности поиска документов в Интернете, но и доступ к другим информационным ресурсам (новостям, информации о погоде, о валютном курсе и так далее).
В последнее время все более широко распространяется интерактивное общение в Интернете в режиме реального времени. Простейший способ общения – разговор (сhat) – это обмен сообщениями, набираемыми с клавиатуры. Вы вводите сообщение с клавиатуры, и оно высвечивается в окне, которое одновременно видят все участники встречи.
Большую популярность приобрело интерактивное общение через серверы ICQ. Система интерактивного общения ICQ интегрирует различные формы общения: электронную почту, обмен текстовыми сообщениями (chat), передачу файлов, поиск в Сети людей и так далее.
Всемирная паутина – это вольный перевод английского словосочетания World Wide Web, которое часто обозначается как WWW, или web.
Сервисы Интернета, реализующие WWW-технологию, называются web-серверами, а документы, реализованные по технологии WWW, называют web-страницами.
Всемирная паутина – это десятки миллионов web-серверов Интернета, содержащих web-страницы, в которых используется технология гипертекста.
Найти web-страницу или файл в Интернете можно с помощью универсального указателя ресурсов (адреса web-страницы) – URL. Всемирная паутина объединяет в себе различные информационные сервисы Интернета (интерактивное общение, браузеры, телеконференции и т. д.).
Контрольная работа «Интернет»
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 вар | б | в | б | А,в | б | в | г | д | б | в | а |
2 вар | б | б | б | б | а | г | г | д | в | В,г | в |