СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "За страницами истории" для внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для внеурочной деятельности по истории.

Просмотр содержимого документа
«Программа "За страницами истории" для внеурочной деятельности.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова»





СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по ВР Директор Средней школы № 1

_________ О.Г. Куракова _______________ В.В. Ларина «___» ________2022 г. приказ № ____ от _____2022 г.







Программа внеурочной деятельности

факультатив

«За страницами истории»




Направленность: историко-патриотическая.

Уровень: основное общее образование.

Возраст: 11 – 13 лет.

Срок реализации: 1 год.






Составитель: Мирошина Ирина Владимировна,

учитель истории











г. Щекино, 2022.








Пояснительная записка

Археология - это наука о прошлом человечества, опирающаяся на исследования археологических памятников. Знание археологии позволяет узнать прошлое, понять органическое единство прошлого и настоящего, законы исторического процесса, формирует представление о единстве человечества и мировой культуры, изначальных корнях мировой цивилизации, раскрывает связь истории человечества и природной среды.

Археология - наука историческая по своим целям и задачам. Однако в отличие от истории, изучающей в основном социальные отношения, события и экономические изменения, археология изучает исторический процесс как развитие общечеловеческих ценностей культуры в двух ее аспектах - материальной культуре и духовной культуре. Поэтому археологию нельзя рассматривать как узкую специальную дисциплину в системе гуманитарного образования или как вспомогательную историческую науку. Современная археология - это одна из основных учебных дисциплин в системе высшего и среднего гуманитарного образования.

Археология - понятие очень емкое, включающее несколько взаимосвязанных обозначений. Прежде всего, это та часть истории и культуры человечества, которая представлена дошедшими до нас археологическими памятниками и предметам прошлого, это самостоятельная и историческая наука, изучающая археологические памятники и полученные в основном в ходе раскопок археологические материалы. Она имеет свой объект изучения (историю), предмет изучения (археологические памятники), свои методы изучения материалов прошлого (раскопки и различные методы исследования) и кадры специалистов (археологов).

Программа «За страницами урока истории» предусматривает 35 учебных часов (1 час в неделю).

Цели программы: изучение важнейших археологических открытий, оказавших влияние на историческую науку, рассмотрение истории становления археологии как научной дисциплины, выявление роли археологии в системе наук, формирование у детей навыков археологического исследования, интереса к истории родного края, любви и уважения к своей малой Родине, чувства гордости и патриотизма за свой народ и свою страну.

Программа решает следующие задачи:

  1. Образовательные:

    • освоение систематизированных знаний об особенностях археологии как научной дисциплины, изучении истории становления и развития археологии как науки;

    • формирование и закрепление исторических и археологических понятий и принципов исследования в теории и на практике;

    • формирование познавательного интереса учащихся к археологии и истории.

  2. Воспитательные:

  • формирование положительных качеств личности (патриотизма, любви к своей малой Родине и ее истории, ответственности, дисциплинированности, воли, упорства и т.д.);

  • осуществление связи обучения с жизнью.

3. Развивающие:

  • формирование логического мышления и устойчивого мировоззрения;

  • развитие внимания, памяти, самостоятельности;

  • формирование умений сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы, проводить археологические исследования.


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  • 1. Вводное занятие. Что такое археология и для чего она нужна. Понятие археология. Цели и задачи археологии. Её особенности как научной дисциплины.

  • 2. Основные методы и приемы археологии как науки. Археологическая разведка. Дистанционное обследование. Моделирование памятников. Исторические свидетельства. Археологические раскопки. Виды датирования памятников.

  • 3. Связь археологии с другими науками. Её роль. Связь археологии с геологией, антропологией, историей, этнографией. Главные заслуги археологии и её роль с системе наук.

  • 4. Археологические памятники и их виды. Понятие «археологический памятник». Условия разделение памятников на различные типы. Основные типы памятников: поселения, культурные слои, погребения и погребальные сооружения, мегалитические сооружения, первобытное искусство, памятники хозяйственной деятельности, пещеры, клады, изваяния, эпиграфика.

  • 5. Археологические источники. Понятие «археологический источник». Разновидности археологических источников: орудия труда, предметы быта, вооружение, украшения, почвенные отложения, останки животного мира, письменность.

  • 6. Как зародилась археология. Эволюция понятия. Зарождение понятия в Древней Греции. Понятие археологии в Средневековье и в эпоху Возрождения. Эволюция понятия в эпоху Нового времени. Современное значение.

  • 7-8. Зарубежные учёные-археологи. Лики М., Вулли Л., Гимбутас М., Картер Г., Масперо Г., Маринатос С., Петри Ф., Чайлд Г., Эванс А., Шлиман Г., Карнарвон Д.

  • 9-10. Отечественные учёные-археологи. Авдусин Д.А., Арциховский А.В., Беляев Л.А., Блаватский В.Д., Гуляев В.И., Ефименко П.П., Иноземцев Г.А., Кирпичников А.Н., Пиотровский Б.Б., Рыбаков Б.А., Седов В.В., Троицкая Т.Н., Фармаковский Б.В., Формозов А.А., Янин В.Л.

  • 11-12. История археологических открытий в XVIII в. Открытие Британского музея в Лондоне – собрание археологических находок. Реформы Петра I. Раскопки Геркуланома и Помпей. Труд Иоахима Винкельмана.

  • 13-14. История археологических открытий в пер. пол. XIX в. Работы Кристиана Томсена и Якова Ворсо. Раскопки Буше де Перта, Д. Эванса, Ч. Лайеля и Э. Лартэ.

  • 15-16. История археологических открытий во вт. пол. XIX в. Раскопки в Сент-Ашеле, Дордони, Альтамирской пещере, Ла-Мустье, Готстаде, Олимпии, Дельфах, Афинах и Трое. Работы И. Ванкеля, Ф. Келлера, Э. Курциуса, Г. Шлимана.

  • 17-18. История археологических открытий в пер. пол. XX в. Исследования Г. Мергарта, С. Руденко, В. Городцова, С. Теплоухова, Б. Петри, Г. Картера, У. Олбрайт Открытие гробницы Тутанхамона.

  • 19-20. История археологических открытий во вт. пол. XX в. Исследования А. Окладникова, А. Деревянко, Б. Рыбакова, В. Седова, Б. Граков, В. Янина, А. Руса. Исследование славянских древностей.

  • 21. История археологических открытий в нач. XXI в. Шаманские захоронения в Израиле. Деревянный Стоун Хендж. Древние деревянные лодки Южной Кореи. Возвышенность Тара Хендж. Потерянный египетский город Умм Мавагир. Старейший письменный документ из Израиля. Раскопки древних городов Мезоамерики.

  • 22. Основные направления археологии. Археология первобытного времени (палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век, античность). Археология исторического периода (средневековая археология, археология нового времени). Военная археология. Промышленная археология. Ландшафтная археология. Подводная археология.

  • 23. Где в нашей стране готовят специалистов-археологов. Главные ВУЗы и колледжи нашей страны, где готовят будущих археологов.

  • 24. Сотрудничество археологов с музеями и выставками. Археологические раскопки – основной источник пополнения музейных коллекций. Организация специальных тематических экскурсий, форумов, семинаров, выставок.

  • 25. Как правильно выбрать место для археологических раскопок. Изучение письменных и устных источников о том или ином историческом памятнике или месте. Сбор первичных сведений. Исследование памятника с помощью первичного наблюдения и зарисовок местности. Сбор материала с поверхности.

  • 26. Какие материалы, приборы и инструменты нужны для проведения раскопок. Лопаты, линейки, совки, кисточки, металлоискатели, компас, фотокамера, полевой дневник, рулетка, бечёвка, сито, тележки.

  • 27. Работа с найденным в ходе раскопок материалом. Очистка материала от грязи и пыли. Обработка щёткой или кисточкой. Зарисовка находок. Определение назначения находки. Занесение в каталог.

  • 28-29. Археологические памятники на территории Тульской области. Белёвское, Сатинское, Супрутское городища – памятники древнейших культур. Древние города области: Дедилов, Белёв, Тула, Алексин, Крапивна, Ефремов, Богородицк. Куликово поле. Тульский кремль и Засечная черта. Кузнечные слободы.

  • 30. «Чёрные» археологи: польза и вред. Кто такие «чёрные» археологи. Появление этого направление в археологии. Современные тенденции «чёрной» археологии. Борьба с ними. Польза и вред деятельности «чёрных» археологов.

  • 31. «Вахта памяти»: роль в молодёжной среде. Что такое «вахта памяти». Зарождение и становление движения. Вовлечение молодёжи в деятельность «вахты памяти».

  • 32-33. Раскопки славянского поселения XII-XIV вв. в районе д. Городна Щёкинского р-на. Подготовка материалов и инвентаря для раскопок. Выезд на место археологического памятника. Проведение раскопок.

  • 34-35. Заполнение полевого дневника. Защита проекта. Подведение итогов. Правильное заполнение полевого дневника. Его сдача. Подготовка и защита проекта. Итоги кружковой деятельности по археологии.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

итого

1

Вводное занятие. Что такое археология и для чего она нужна.

1

-

1

2

Основные методы и приемы археологии как науки.

1

-

1

3

Связь археологии с другими науками. Её роль.

1

-

1

4

Археологические памятники и их виды.

1

-

1

5

Археологические источники.

1

-

1

6

Как зародилась археология. Эволюция понятия.

1

-

1

7-8

Зарубежные учёные-археологи.

2

-

2

9-10

Отечественные учёные-археологи.

2

-

2

11-12

История археологических открытий в XVIII в.

2

-

2

13-14

История археологических открытий в пер. пол. XIX в.

2

-

2

15-16

История археологических открытий во вт. пол. XIX в.

2

-

2

17-18

История археологических открытий в пер. пол. XX в.

2

-

2

19-20

История археологических открытий во вт. пол. XX в.

2

-

2

21

История археологических открытий в нач. XXI в.

2

-

1

22

Основные направления археологии.

1

-

1

23

Где в нашей стране готовят специалистов-археологов.

1

-

1

24

Сотрудничество археологов с музеями и выставками.

1

-

1

25

Как правильно выбрать место для археологических раскопок.

1

-

1

26

Какие материалы, приборы и инструменты нужны для проведения раскопок.

1

-

1

27

Работа с найденным в ходе раскопок материалом.

1

-

1

28-29

Археологические памятники на территории Тульской области.

1

1

2

30

«Чёрные» археологи: польза и вред.

1

-

1

31

«Вахта памяти»: роль в молодёжной среде.

1

-

1

32-33

Раскопки славянского поселения XII-XIV вв. в Щёкинском районе.

-

2

2

34-35

Заполнение полевого дневника. Защита проекта. Подведение итогов.

-

2

2


Итого:

30

5

35



  1. Археологическая карта России: Тульская область. Часть 1 / Под ред. Ю.А. Краснова. Сост. А.М. Воронцов, М.И. Гоняный, А.В. Григорьев и др. М.: Инст-т археологии РАН, 1999. С. 11-88. 

  2. Ашурков В.Н. История Тульского края (избранные труды). Тула. Изд-во «Приокское книжное издательство», 2013.

  3. Афремов И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. Тула. Изд-во «Приокское книжное издательство», 2005.

  4. Мартынов А.И. Археология. М.: Изд-во «Высшая школа», 2010. 439 с.

  5. Сахаров И.П. Достопамятности города Тулы и его губернии // Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Тула: Приок. кн. изд-во, 2000. С. 393-456. 

  6. Тула // Энциклопедия городов и районов Тульской области. Тула: Пересвет, 2000.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!