Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Семенов
ПРОВЕРЕНО УТВЕРЖДЕНО
зам. директора по ВР директором школы
__________ Малышева В.В. ____________ Тарасова А. М.
План воспитательной работы 5 «А» класса
«Планета добра»
Классный руководитель: Кожевникова Марина Сергеевна
Актуальность.
Пятый класс – один из важных и трудных периодов в жизни детей. Переход из начальной школы в среднюю приводит к эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Начинается новый учебный год. Год, в который ученики войдут уже младшими подростками. В этот период многое меняется, образ мысли, стиль жизни. Очень редко переход "младший школьник - подросток" проходит плавно. Не всегда дети младшего подросткового возраста могут сформулировать свои претензии окружающему миру, свои желания. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя в первую очередь, учитывая степень тесноты общения с его классным коллективом.
Составление собственной программы воспитательной работы необходимо начать не с постановки целей и задач, а с изучения запросов родителей и учеников. Выяснилось, что желания родителей во многом совпадают с желаниями детей.
Многие видят себя с высоким культурным и интеллектуальным уровнем развития, с богатым внутренним миром, с необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональном ориентировании, выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.
Вместе с родителями и детьми, я шаг за шагом буду идти к своей цели, и буду делать все от меня зависящее на пути её осуществления. Без веры в лучшее нельзя работать в школе. Я верю, и буду стремиться достичь хотя бы сотой доли того, о чём писала выше. Для достижения цели необходимо четко представлять качественные характеристики личности ребёнка, а это "модель выпускника", творчески развитая, социально - ориентированная личность, способная к самореализации. Моя задача создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося.
2. Цель и задачи воспитательной работы.
Цель:
Создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе;
Воспитание гражданских и патриотических качеств личности через пропаганду и утверждение здорового образа жизни.
Задачи:
Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный и эстетический рост личности.
Гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям, и способность каждого занять своё место в обществе себе подобных.
Постоянное самосовершенствование и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе.
Преданность Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе, основанные на изучении истории и традиций.
Физическое развитие, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение правил человеческого общежития.
В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:
1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.
2. Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.
3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.
4. Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.
5. Принцип диалогичности (сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.
6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию.
7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.
8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений и навыков в многоплановой деятельности.
5 класс - младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Пятиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
3. Содержание воспитательной работы.
• Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии.
• Творческая деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению.
• Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни.
• Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности.
• Ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, воспитание позитивного отношения к труду. Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
• Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно- полезного труда.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
Обеспечение связи образовательного учреждения с семьей; Установление контактов с родителями обучающегося, оказание им помощи в воспитании обучающихся;
Проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся, родительских собраний;
Взаимодействие с педагогами;
Организовывать в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива;
Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение классных часов, советов класса ...
Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающегося;
Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом в целом;
Ведение документации (классный журнал, личные дела, план работы классного руководителя)
Принимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе, немедленно сообщает администрации школы и родителям обо всех ЧП, имеющих потенциальную или реальную опасность для ребенка;
Участвует в работе педагогических советов, семинаров, административных и методических совещаниях, школьных методических объединениях (творческая группа классных руководителей), совета профилактики безнадзорности и правонарушений;
Осуществляет повышение своего профессионального уровня.
2. Коммуникативные:
Регулирование межличностных отношений между учащимися;
Установление взаимодействия между педагогами и обучающимися;
Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
З. Аналитико-прогностические:
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
Контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
Контроль за посещаемостью учебных занятии с обучающимися.
4. Воспитывающая деятельность.
1.1. Участие класса в общешкольных мероприятиях.
Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса в общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно - воспитательного процесса в школе, будет способствовать:
• Повышению уровня общительности каждого;
• Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой школа;
• Формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.
Участие класса в общешкольных мероприятиях поможет заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для подростков.
1.2. Связь с социумом города.
Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в воспитательной работе взаимодействие класса с социумом города, активно откликаться на поступающие предложения и самим проявлять инициативу, тем более возможность выхода коллектива за рамки школы повышает уровень значимости и каждого учащегося для коллектива.
Взаимодействие с культурно-досуговым социумом подразумевает посещение музеев, театров, экскурсионные поездки по историческим местам Нижегородского края.
Очень важным является взаимодействие с организациями, ведущими работу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Взаимосвязь со спортивными школами города осуществляется через показательные выступления воспитанников, участие класса в городских соревнованиях в рамках Спартакиады школ города и вовлечение учащихся в спортивные секции.
Представители просветительско-оздоровительного социума организуют с учащимися разъяснительную работу по различным вопросам:
- правила дорожного движения:
Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и передвижения по улицам и дорогам.
Задачи:
• Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов,
• Сформировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения,
• Применять современные формы и методы обучения, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах,
• Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения,
• Использовать материально-технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения
- противопожарная безопасность:
Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых знаний о пожарах и мерах профилактики пожаров.
Задачи:
• Способствовать формированию знаний о видах и причинах возникновения пожаров, правилах поведения во время пожаров, возникших в разных местах, порядке оказания первой помощи при термических ожогах.
• Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов,
• Сформировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения Правил противовопожарной профилактики,
• Применять современные формы и методы обучения, инновационные технологии, направленные на предупреждение пожароопасных ситуаций,
- профилактика правонарушений и преступлений среди учащихся;
- формирование здорового образа жизни:
Цели и задачи:
- формирование осознанного отношения к своему здоровью;
- развитие здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни;
- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведения;
- формировать представления и системы необходимых минимальных навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность.
1.3. Работа с родителями учащихся.
Очень часто приходится слышать мнение, что всё идёт из семьи. Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенчестве. Но это не умаляет роль классного коллектива в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием коллектива, учителей и классного руководителя.
Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и классного руководителя. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется по 4 направлениям.
Взаимодействие классного руководителя с родителями осуществляется посредством вовлечения родителей в учебновоспитательный процесс. Чтобы совместная деятельность классного руководителя и родителей была успешной и привела к желаемым результатам, был составлен план родительского всеобуча.
1.5. Индивидуальная работа.
В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом надо помнить о том, что хвалить ребёнка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данного конкретного ребёнка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с родителями.
Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так, чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребёнка выразил желание посетить её ещё раз, так как абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает их ребёнка.
1.5.1. Работа с учителями - предметниками.
Возможно, данный пункт не обязателен, ибо работа классного руководителя с учителями - предметниками подразумевается уже самими обязанностями. Тем не менее, и пренебрегать этим направлением работы не стоит.
• Систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами.
• Осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
• Знакомство учителей с условиями жизни и взаимоотношениями в семье ребёнка;
• Индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем, конфликтов;
• Выяснение у учителей - предметников причин снижения результативности работы того или иного ребёнка, если таковое имеет место.
Вот перечень тех не многих мероприятий, которые предполагается осуществить. Кроме того, участие класса в проведении предметных недель, помимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.
1.5.2. Работа с социальным педагогом, психологом и правоохранительными структурами.
Во всех аспектах учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, применяя дифференцированный подход, как при изучении предметов, так и в воспитательной работе. Поэтому неотъемлемой частью воспитательной работы в классе являются систематические консультации с психологом учащихся и их родителей.
Планируется проводить разъяснительную работу с целью профилактики правонарушений. Организация встреч с социальным педагогом, сотрудниками ОВД, родительской общественностью формирует у ребят навыки ассоциативного правильного поведения в обществе. Кроме того, указанные беседы направлены на повышении бдительности подростков во время пребывания на улице.
План воспитательной работы классного руководителя.
1. Анализ воспитательной работы за прошлый год.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
3. Основные дела и направления классного коллектива.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Работа с родителями.
6.Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.
Ежедневно
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение классного часа.
3. Проведение информационно-воспитательного часа.
4. Проведение внеклассных мероприятий в классе (по плану)
5. Работа с учителями -предметниками, социальным педагогом, психологом , медсестрой (по ситуации)
6. Работа с родителями (по ситуации)
Каждый месяц
1. Проведение тематического классного часа.
2. Посещение уроков в своём классе.
3. Присутствовать на совещаниях при директоре и заместителях директоров.
4. Посещение на дому учащихся и оформление актов.
Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Принимать активное участие в заседаниях МО классных руководителей.
3. Присутствовать на инструктивно-методических совещаниях классных руководителей по итогам ВШК и планированию работы.
4.Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
5. Проводить родительское собрание.
Один раз в год
1. Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, акты обследования жилищных условий учащихся, психолого-педагогические характеристики и т. д.)
2. Оформлять личные дела.
3. Проводить открытое внеклассное мероприятие по разработанному сценарию.
4. Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.
Документация и отчётность.
1. Классный журнал.
2. Личные дела учащихся.
3. План воспитательной работы с классом
4. Журнал учёта проводимых классных часов.
Классный руководитель готовит отчётность
1. Статистические данные класса.
2. Результаты диагностики уровня воспитанности
3. Отчёты о воспитательной работе с классом
4. Отчёты о профилактической работе с детьми девиантного поведения, с неблагополучными семьями.
Работа с родителями.
• Изучение семей учащихся;
• Педагогическое просвещение родителей;
• Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
• Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в классе;
• Индивидуальная работа с учащимися;
• Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Направление воспитательной работы | Задачи работы по данному направлению |
Гражданско-патриотическое воспитание | Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи. |
Духовно-нравственное воспитание | Формировать у учащихся такие качества, как культура поведения, эстетический вкус, уважение личности. Создавать условия для развития у учащихся творческих способностей. |
Экологическое воспитание | Изучение учащимися природы и истории родного края. Формировать правильное отношение к окружающей среде. Организация работы по совершенствованию туристских навыков. Содействие в проведении исследовательской работы учащихся. Проведение природоохранных акций. |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. Популяризация занятий физической культурой и спортом. Пропаганда здорового образа жизни |
Самоуправление в школе и в классе | Развивать у учащихся активность, ответственность, самостоятельность, инициативу. Развивать самоуправление в школе и в классе. Организовать учебу актива классов. |
СЕНТЯБРЬ
Девиз месяца: «Внимание дети!»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1.Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» 2.Классный час на тему: «Конституция РФ. 20 лет» 3. Беседы в классах по ПДД. |
Духовно-нравственное воспитание | 1.Подготовка ко Дню пожилого человека. 2. Подготовка ко Дню Учителя. |
Экологическое воспитание | Экскурсии Походы |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | 1. Общешкольный праздник «День здоровья» 2.Посещение ледового зала в ФОКе |
Профориентационное и трудовое воспитание | Подведение итогов трудовой четверти Операция «Чистота» |
Семейное воспитание | 1.Родительские собрания. 2.Совместный рейд в семьи учащихся |
Самоуправление в школе и в классе | 1. Классные часы «Планирование работы класса на 2013-14 учебный год» 2. Выборы органов самоуправления в классах 3. Заседания отделов, выборы актива школьного самоуправления |
ОКТЯБРЬ
Девиз месяца: «Старших надо уважать»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1. Акция «Поздравляем!» (Поздравление ветеранов труда школы) 2. Концертная программа ко Дню пожилого человека. |
Духовно-нравственное воспитание | 1. День учителя. День самоуправления. Праздничный концерт для учителей. 2. Выставка плакатов «Учителям посвящается». 3. Общешкольные мероприятия, посвященные осени. |
Профориентационное и трудовое воспитание | Операция «Чистота» (проверка состояния кабинета) |
Семейное воспитание | 1. Посещение семей с целью проверки бытовых условий и выполнение режима дня. |
Самоуправление в школе и в классе | 1. Операция «Уголок» (проверка классных уголков, их функционирование) 2. Учеба актива |
Работа кружков и спортивных секций | 1.Учет посещаемости учащимися кружков и секций. |
Контроль за воспитательным процессом | 1. Подготовка к празднику «День учителя». 2. Подготовка к проведению осенних каникул. |
НОЯБРЬ
Девиз месяца: «В здоровье наша сила»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия |
Гражданско-патриотическое воспитание | Месячник здорового образа жизни: классные часы, посвященные пропаганде здоровья; |
Духовно-нравственное воспитание | Проведение внеклассных мероприятий ко Дню матери Выставка газет, рисунков, сочинений, посвящённых Всемирному дню Матери |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | 1.Демонстрация видеофильмов о здоровом образе жизни. 2.Посещение ФОКа – ледовый зал и бассейн. |
Профориентационное и трудовое воспитание | Операция «Чистота» |
Семейное воспитание | 1.Выставка рисунков ко дню матери. 2.Написание эссе о маме. 3.Внеклассно мероприятие с приглашением мам. |
Самоуправление в школе и в классе | 1. Учеба актива 2.Рейд по проверке чистоты в кабинете |
ДЕКАБРЬ
Девиз месяца: «Новый год у ворот!»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1.Тематический классный часы «Закон обо мне, я о законе». |
Духовно-нравственное воспитание | 2. Подготовка к «Новогоднему утреннику». 3. Конкурс оформления фойе и зала проведения елки. |
Экологическое воспитание | Акция «Поможем зимующим птицам» |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | 1.Посещение тренажерного зала в ФОКЕ. 2. Мастер-класс по бадминтону. |
Семейное воспитание | 1.Родительское собрание по итогам четверти 2. Участие и посещение родителей новогодних утренников. 3. «Новогодний огонек» в классе. |