Пояснительная записка
« Волшебная палитра» является программой художественно – эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « искусство», наряду с общими идеями ФГОС.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.
Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
Цель:
Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности детей;
- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
-развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;
- воспитывать интерес к искусству;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор;
-освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.
Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год)
Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
- учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм работы: экскурсии на природу, викторины, праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела.
Программа рассчитана на 4 года начальной школы.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.
Работа с родителями:
Организации внеурочной деятельности должна быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с родителями учащихся.
Основная цель такого взаимодействия - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. Для осуществления этих целей, рекомендуется проводить собрания и встречи с родителями.
Формы проведения работы с родителями:
круглые столы, диспуты, творческие гостиные с участием детей.
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Формы деятельности : занятия, диспуты, выставки, беседы, ролевые игры.
Планируемые результаты:
- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
- раскрытие творческих способностей;
- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;
-умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.
Основными видами деятельности являются:
художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура).
Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
3.Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Программа поможет решить следующий ряд задач:
1.Учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
-овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
2. Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы
1 - 2 класс
1 уровень результатов внеурочной деятельности :
Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Личностные результаты:
— эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе).
— приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы;
— приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
— первоначальные навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;
Метапредметные результаты:
— формирование умения видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
— формирование мотивации художественно-творческой деятельности,
— формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества;
- формирование интереса к художественным традициям своего народа.
- умение использовать некоторые материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
3 класс
2 уровень результатов внеурочной деятельности :
Формирование позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к социальной реальности в нем.
Личностные результаты:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)
— приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, пространства музыки, мимики и движения;
— приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
— способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;
— навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
— владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива.
Метапредметные результаты:
— умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
— использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
— формирование мотивации и умения организовывать художественно-творческую деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла (с помощью педагога);
— формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- проявление интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
4 класс
3 уровень результатов внеурочной деятельности:
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Личностные результаты:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)
— приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, пространства музыки, мимики и движения;
— умение свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, линии, звука, мимики, пластики движений;
— приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
— способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;
— художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
— способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
— сформированное представление о жанрах в живописи — натюрморте, портрете, автопортрете, пейзаже;
— навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
— владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива, гармония, колорит и др.
Метапредметные результаты:
— умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
— активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
— формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла;
— формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
— осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных.
Содержание курса
1 год обучения
Тема 1. Изображение всюду вокруг нас. - 1ч
Вводный урок, урок-знакомство. Везде: дома, на улице, в школе – нам встречаются различные изображения, которые сделали художники. Знакомство с Мастером Изображения, который помогает нам рисовать, лепить.
Задание: нарисовать то что умеешь и любишь рисовать.
Вариант задания: изобразить большое радостное солнце на весь лист бумаги.
Тема 2. Мастер Изображения учит видеть.– 1 ч
Знакомство с понятием «Форма». Рассматривание и сравнение разных по форме листьев – каждый из них похож на маленькое дерево. Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме.
Задание: изобразить сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья.
Тема 3. Изображать можно пятном.-1 ч
Пятно - одно из главных средств изображения. Тень – пример пятна в реальной жизни; по тени можно узнать её хозяина. Присмотреться к разным пятнам (мох на камне, облако…) и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Сравнить, какие бывают у зверей уши, хвост, лапы, усы (они потребуются, чтобы дорисовать пятно).
Задание: Превратить произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, уши, хвост, т.е. то, что необходимо.
Тема 4. Изображать можно линией. – 1ч.
Изображение линией на плоскости. Линией можно рассказывать; повествовательные возможности линии. Умение видеть линии в природе.
Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».
Тема 5. Разноцветные краски.- 1ч.
Знакомство с красками гуашь. Умение пользоваться красками на уроке, овладение навыками организации рабочего места. Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребёнка: что ему напоминает каждая краска? Радость общения с красками.
Задание: проба красок – создание красочного коврика.
Вариант задания: нарисовать то, что каждая краска напоминает.
Тема 6. Золотая осень.– 1ч.
Эмоциональное восприятие цвета. Звонкие краски осени.
Задание: зарисовка осенних листьев: кленовый, дубовый листик.
Тема 7. Многообразие форм в природе.- 1 ч.
Эстетическое восприятие разных форм овощей и фруктов. Знакомство с основными формами предмета: круглый, овальный, длинный, плоский, толстый…
Задание: изобразить фрукты ( яблоко, груша, вишенки).
Тема 8. Мир полон украшений.- 1ч.
Украшения всюду вокруг нас – украшена одежда, игрушки, дома, комнаты, посуда – и везде нам помогает Мастер Украшения. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни: вместе с Мастером украшения рассматриваем формы разнообразных цветов.
Задание: изобразить цветы, вырезать и вклеить в нарисованную на большом листе корзину, а затем использовать эту первую коллективную работу для украшения класса.
Тема 9. Узоры, которые создали люди.- 1ч.
Красота орнаментов, созданных человеком. Разнообразие орнаментов. Природные и изобразительные мотивы. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где мы встречаемся с орнаментами? Что они украшают?
Задание: придумать свой орнамент – образно, свободно написать красками и кистью эскиз на листе бумаги (не следует делать акцент на многократном повторении мотива).
Тема 10. Красоту нужно уметь замечать.- 1ч.
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Учимся видеть красоту разных поверхностей: любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, листьями растений и т. д. Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать.
Задание: изобразить рыбу на весь лист. Изображение вырезать и приклеить на большой, закрашенный синим цветом лист. Коллективная работа «Наш аквариум».
Тема 11. Как украшает себя человек.- 1ч.
Все украшения человека что-то рассказывают о своём хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Оказывается, украшения нужны и для того, чтобы рассказать окружающим, кто ты такой. Кот в сапогах, Золушка, Снежная королева, Снегурочка, Мальвина – мы узнаём их по свойственным им украшениям.
Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений.
Тема 12. Первый снег.- 1ч.
Наблюдение поздней осени и приближения зимы. Связь живописи с поэзией и музыкой.
Задание: зарисовка силуэтов деревьев и кустов с шапками снега.
Тема 13. Морозный узор.- 1ч.
Эмоциональное восприятие красоты природных узоров.
Задание: зарисовка морозного узора по тёмному фону.
Вариант задания: зарисовка узора восковой свечкой, затем покрытие узора краской.
Тема 14. В гостях у Деда Мороза. – 2ч.
Продолжение предыдущей темы. Иллюстрации к сказке «Умелица и Ленивица».
Задание: изображение терема Деда Мороза. Украшение терема, сказочного леса.
Тема 15. Новогодний праздник.- 1ч.
Развитие эмоций. Создание радостного настроения через слияние музыки, литературы, изоискусства.
Задание: зарисовка новогодних карнавальных масок, вырезание, обыгрывание.
Вариант задания: зарисовка новогоднего праздника у ёлки.
Тема 16. Мои любимые игрушки. – 1ч.
Кто делает игрушки, для кого они, какие они. Знакомство с многообразием форм, цвета, назначения игрушек.
Задание: рисование любимых игрушек по наблюдению, впечатлению.
Тема 17. Мои друзья животные.- 1ч.
Привлечения внимания к животным. Забота о животных.
Задание: изображение ёжика с лесу.
Тема 18. Постройка в нашей жизни.- 1ч.
Какие постройки нас окружают? Знакомство с Мастером Постройки. Он помогает придумать, каким быть дому. Многообразие архитектурных построек; развитие воображения ребёнка и формирование представлений о существовании самых разнообразных типов построек. Из каких основных частей состоят дома? Строят не только дома, но и каждую вещь, придумывают ей форму, чтобы она была удобная и красивая.
Задание: придумать и нарисовать сказочный дом для себя и своих друзей.
Тема 19. Домики, которые построила природа. – 1ч.
Наблюдение природных явлений с точки зрения Мастера Постройки. Природные домики: стручки, орешки, раковины, норки, гнёзда и т.п. Мастер Постройки умеет увидеть домик в любом предмете.
Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей, фруктов или грибов или изображение сказочных домиков на бумаге.
Тема 20. Дом снаружи и внутри.- 1ч.
Соотношение внешнего вида и внутренней конструкции дома. По внешнему виду можно догадаться, как устроен дом внутри. Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. Понятия «внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны для любого вида постройки Беседа о внутреннем устройстве дома.
Задание: изображение дома в виде буквы алфавита - нарисовать краской крупно, на весь лист, первую букву своего имени и , представив себе, что это дом, населить его маленькими буквенными человечками. Как бы они смогли там жить? Что будет крышей, где будет вход? Нарисовать двери, окна, лестницы, балконы…
Тема 21. Город, в котором мы живём.– 1ч.
Наблюдение реальных построек города.
Задание: Коллективная и индивидуальная работа. Дети изображают отдельные объекты города, вырезают, создаётся панно «Город, в котором мы живём».
Тема 22. Сказочная страна.- 1 ч.
Изображение сказочного мира. Мастера помогут увидеть мир сказки и воссоздать его. Учитель выбирает любую отдельную сказку или сочиняет её вместе с детьми.
Задание: индивидуальные изображения по сказке.
Тема 23. Праздник весны.- 1ч.
Развитие наблюдательности. Наблюдение объектов природы.
Задание: ветка мимозы. Изображение стебля и листиков красками. Цветочки приклеиваются в виде шариков ваты, которые потом разукрашиваются жёлтым цветом.
Тема 24. Портрет. Смешинки и злючки.- 1ч.
Наблюдение за мимикой.
Задание: учимся рисовать глазки, ротик, носик. В капельке, звёздочке рисуем смешные мордочки.
Тема 25. Портрет. Смешинки и злючки.- 1ч.
Наблюдение за мимикой , телодвижением.
Задание: разное положение рук и пальчиков. Рисуем прикольные руки
Тема 26. Портрет. Смешинки и злючки.- 1ч.
Наблюдение за мимикой , телодвижением.
Задание: рисуем прикольных человечков
Тема 27. Животные.- 1ч.
Задание: рисуем мышку и кусочек сыра.
Тема 28. Праздник весны. Весенние цветы.- 1ч.
Развитие наблюдательности – изучение природных форм. Развитие чувства прекрасного.
Задание: рисуем ромашку и василёк.
Тема 29. Праздник весны. Весенние цветы. – 1ч.
Развитие наблюдательности – изучение природных форм. Развитие чувства прекрасного.
Задание: рисуем тюльпан и розу.
Тема 30. Травы и жуки.- 1ч.
Привлечение внимания к красоте форм живой природы, любование ею: первые травы, бабочки, жуки.
Задание: изобразить божью коровку.
Тема 31. Травы и жуки. – 1ч.
Привлечение внимания к красоте форм живой природы, любование ею: первые травы, бабочки, жуки.
Задание: изобразить бабочку.
Тема 32. Праздник Победы.- 1ч.
Воспитание уважения к предыдущим поколениям. Кто защищал нашу Родину. Визуальное освоение пропорций человека (солдата).
Задание: рисуем солдата.
Тема 33. Здравствуй, лето!- 1ч.
Образ лета в творчестве российских художников. Буйство цвета. Песенки о лете.
Задание: рисование на тему «Лето – это хорошо!»
2 год обучения
Тема 1. Три основные краски, строящие многоцветие мира. - 1ч
Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на листе бумаги (без палитры). Формирование первичных живописных навыков.
Задание: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями во весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Тема 2. Пять красок – всё богатство цвета и тона.– 1 ч
Тёмное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и чёрной.
Задание: изображение природных стихий – грозы, бури, извержения вулкана, дождя, тумана, солнечного дня на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка.
Тема 3. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.-1 ч
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Задание: изображение осеннего леса ( по памяти и впечатлениям).
Тема 4. Выразительные возможности аппликации. – 1ч.
Особенность создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Представление о ритме пятен. Наблюдение за ритмом листьев в природе – на земле, опадающем дереве.
Задание: создать коврик на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1-3 панно)по памяти и впечатлениям.
Тема 5. Выразительные возможности графических материалов.- 1ч.
Красота и выразительность линий. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Задание: изображение зимнего леса на белых листах бумаги ( по впечатлению и памяти) чёрной гуашью, чернилами тонкой кистью или пером.
Тема 6. Изображение и реальность. Животные.– 1ч.
Умение всматриваться, не только смотреть, но и видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.
Задание: изображение пингвина.
Тема 7. Изображение и реальность. Животные.- 1 ч.
Умение всматриваться, не только смотреть, но и видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.
Задание: учимся рисовать тюленя.
Тема 8. Изображение и реальность. Животные.- 1ч.
Умение всматриваться, не только смотреть, но и видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.
Задание: учимся рисовать льва.
Тема 9. Изображение и фантазия.- 1ч.
Умение фантазировать. Роль фантазии в жизни людей.
Задание: изображение сказочных, несуществующих животных и птиц путём соединения воедино элементов разных животных, птиц и даже растений
Тема 10. Украшение и реальность.- 1ч.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер украшения учится у природы.
Задание: изображение паутинок с росой и веточками деревьев.
Тема 11. Украшение и реальность.- 1ч.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер украшения учится у природы.
Задание: Учимся рисовать деревья: елочка, берёзка.
Тема 12. Украшение и реальность.- 1ч.
Без фантазии невозможно сделать ни одного украшения. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, кружевом.
Задание: создание украшения в графической технике. Воротник, кокошник.
Тема 13. Постройка и реальность.- 1ч.
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – сот пчёл, головки мака и форм подводного мира.
Задание: изображение подводного мира. Учимся рисовать морскую звезду и осьминога. Можно оформить в виде коллективного панно (индивидуально-коллективная работа).
Тема 14 Постройка и реальность. – 2ч.
Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Задание: изображение фантастических зданий, конструкций – фантастического города. Индивидуальная, групповая работа по воображению
Тема 15. Выражение характера изображаемых животных.- 1ч.
Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.
Задание: изображение животных. Учимся рисовать котёнка.
Тема 16. Выражение характера изображаемых животных. – 1ч.
Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.
Задание: изображение животных. Учимся рисовать щенка.
Тема 17. Выражение характера человека в изображении; мужской образ.- 1ч.
Понимание положительного и отрицательного образа литературного персонажа. Изображение художниками мужества, богатырской силы, доброты или жестокости, злости персонажа. Освоение элементарных пропорций лица.
Задание: изображение доброго или злого сказочного персонажа (богатырь, Чипполино, Сеньор Помидор…)..
Тема 18. Выражение характера человека в изображении; женский.- 1ч.
Понимание положительного и отрицательного образа литературного персонажа. Изображение характера человека: понятие доброты, нежности или коварства, злости. Выразительность глаз, волос.
Задание: образ доброй или злой сказочной женщины (Царевна-Лебедь и баба Бабариха; Золушка и Мачеха;
Тема 19. Выражение характера человека через украшения. – 1ч.
Эстетическое восприятие характера украшений и их выразительность. Стилизация животных и растительных форм.
Задание: щиты разных войнов..
Тема 20. Выражение намерений через украшение.- 1ч.
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои намерения: например для праздника мы специально украшаем себя.
Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского).
Тема 21. Образ здания и его назначение.– 1ч.
Развитие чувства пропорциональности и меры. Художественный образ конструкции и постройки. Связь назначения постройки с характером и образом жизни человека (изящное, светлое здание, мрачная постройка, закрытый город-крепость).
Задание: терем царевны, башня Кощея, дом Бабы-Яги.
Тема 22. Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.- 1 ч.
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Борьба цвета, смешание красок.
Задание: перо «Жар-птицы» - краски смешиваются прямо на листе, чёрная и белая краски не применяются.
Тема 23. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.- 1ч.
Смешание различных цветов с чёрной, серой, белой красками – получение мрачных и нежных оттенков. Умение наблюдать борьбу цвета в жизни.
Задание: изображение весенней земли и неба с облаками
Тема 24. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.- 1ч.
Смешание различных цветов с чёрной, серой, белой красками – получение мрачных и нежных оттенков. Умение наблюдать борьбу цвета в жизни.
Задание: создание «тёплого» или «холодного» царства (Солнечный город, царство Снежной королевы)
Тема 25. Выражение характера изображаемых животных.- 1ч.
Учимся изображать животных.
Задание: рисуем ласточку.
Тема 26. Выражение характера изображаемых животных.- 1ч.
Учимся изображать животных.
Задание: рисуем сову.
Тема 27. Выражение характера изображаемых животных.- 1ч.
Учимся изображать животных.
Задание: рисуем павлина.
Тема 28. Выражение характера изображаемых животных.- 1ч.
Учимся изображать животных.
Задание: рисуем попугая.
Тема 29. Выражение характера изображаемых животных. – 1ч.
Учимся изображать животных.
Задание: рисуем лебедя.
Тема 30. Межгалактическое путешествие.- 1ч.
Учимся рисовать ракету.
Тема 31. Межгалактическое путешествие. – 1ч.
Учимся рисовать летающую тарелку.
Тема 32-33. Межгалактическое путешествие.- 2ч.
Учимся рисовать космические тела.
Тема 34. Вернисаж - 1ч.
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Занятие проводится в форме беседы, напоминающей ребятам все темы учебных занятий
3 год обучения
Тема 1. Твои игрушки придумал художник. - 1ч
Игрушки, т.е какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки (дымковская, городецкая, филимоновская, богородская), самодельные игрушки.
Задание: рисование игрушки..
Тема 2. Посуда в твоём доме.– 1 ч
Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены её назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Посуда из различных материалов( фарфор, керамика, стекло, металл).
Задание: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов. При этом обязательно подчеркнуть назначение посуды (для кого она, для какого случая).
Тема 3. Обои и шторы в твоём доме.-1 ч
Роль художника в создании обоёв и штор. Разработка эскизов обоёв и штор как создание образа будущей комнаты и выражение её назначения: детская, гостиная или спальня. Роль цвета в настроении комнаты.
Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение. Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа
Тема 4 .Твои книжки. – 1ч.
Роль художника в создании книги. Разнообразие форм и видов книг: раскладушка, книга-игрушка, малышка. Единство оформления книги: обложка, иллюстрации, цвет, шрифт, рисунок.
Варианты заданий: коллективное изготовление книжки-игрушки с иллюстрациями; конструирование обложки для книжки или иллюстрация выбранной сказки.
Тема 5. Поздравительная открытка.- 1ч.
Создание художником поздравительных открыток и другой тиражной графики (гравюра). Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.
Задание: создание эскиза открытки на плотной бумаге.
Тема 6. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).– 1ч.
В создании всех предметов в доме принимал участие художник. Игра в экскурсоводов на выставке детских работ, выполненных в течение четверти. Над всеми предметами в доме работали художники. Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, архитектуры, дизайна. Выставка и обсуждение детских работ за период четверти.
Тема 7. Памятники архитектуры – наследие предков.- 1 ч.
Знакомство с архитектурными памятниками нашей Родины, города. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие произведения архитектуры – это достояние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.
Задание: изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.
Тема 8. Парки, скверы, бульвары.- 1ч.
Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумывает не только здания, но и парки. Создание художником эмоционального характера парка, сквера в зависимости от их назначения: детский парк, зона отдыха, парк боевой славы. Расположение дорожек, посадок, построек, клумб.
Задание: эскиз парка.
Тема 9. Ажурные ограды.- 1ч.
Знакомство с эстетическим оформлением городской среды. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города.
Задание: эскиз ограды
Тема 10. Фонари на улицах и в парках.- 1ч.
Форму и украшение тоже создаёт художник. Фонари праздничные, торжественные; на улицах, в парках.
Задание: графическое изображение фонаря
Тема 11. Транспорт в городе.- 1ч.
Роль художника в создании машин. Все виды транспорта помогает создавать художник. Разные формы автомобилей, украшение машины. Умение видеть образ в форме машины.
Задание: учимся рисовать легковую и грузовую машину.
Тема 12. Транспорт в городе.- 1ч.
Роль художника в создании машин. Все виды транспорта помогает создавать художник. Разные формы автомобилей, украшение машины. Умение видеть образ в форме машины.
Задание: придумать и нарисовать образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных)..
Тема 13. Транспорт.- 1ч.
Знакомство с выразительностью форм транспорта: наземного, воздушного, водного.
Задание: учимся рисовать паровоз..
Тема 14. Транспорт. – 1ч.
Знакомство с выразительностью форм транспорта: наземного, воздушного, водного.
Задание: учимся рисовать самолёт и кораблик.
Тема 15. Художественный облик города.- 1ч.
Что было бы, если Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города? Беседа о роли художника в создании облика города. Из отдельных работ создаётся одно или несколько коллективных панно. Здесь можно разместить ажурные ограды (из бумаги), фонари, транспорт; дополнить фигурами людей, кустов, деревьев.
Задание: создание коллективного панно «Наш город».
Тема 16. Музей – хранитель культуры. – 1ч.
Экскурсия в Краеведческий музей.
Тема 17. Музей – хранитель культуры.- 1ч.
Дать представление о музеях – хранилищах произведений искусства, носителях радости и смысла жизни. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей; музей родного города. Художник и зритель: учимся быть грамотными зрителями. Зрительный ряд: слайды интерьеров крупнейших музеев, фрагменты видео с экскурсиями по музеям.
Задание: изображение интерьера музея.
Тема 18. В музее хранятся картины. Пейзаж.- 1ч.
Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, В. Ван Гога, К. Коро и т.д. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже. Повторить понятия «холодный и тёплый цвета», «звонкий и глухой цвета».
Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный, мрачный и тоскливый, нежный и певучий.
Тема 19. В музее хранятся картины. Натюрморт. – 1ч.
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Мир вещей человека, отображённый в натюрморте. Выражение настроения. Расположение предметов в пространстве картины. Натюрморт радостный, торжественный, нежный, певучий, мрачный…
Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта из 2 – 3 предметов.
Тема 20. В музее хранятся картины. Портрет.- 1ч.
Жанр портрета. Знаменитые картины-портреты: Ф. Рокотова, В.Серова, И. Репина, В.Тропинина; портреты эпохи Возрождения. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Пропорции при изображении.
Задание: портрет хорошо знакомых людей – одного из родителей, друга, подруги или портрет (по представлению).
Тема 21. В музее хранятся скульптуры.– 1ч.
Знакомство с образностью скульптуры, пластикой движения, в объёме. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина. Известные скульптурные памятники; парковая скульптура, разная по характеру и материалу; скульптурные произведения разных эпох из экспозиций центральных музеев. Пропорции в изображении фигуры человека.
Задание: изображение на бумаге или лепка фигуры человека или животного в движении для парковой скульптуры
Тема 22 Художественная выставка.- 1 ч.
Выставка лучших работ – обобщение темы «Музей». Выставка – это всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей.
Тема 23 Театральная маска.- 1ч.
Лицедейство и маска. Маски разных времён и народов. Роль художника в создании персонажа. Выразительность маски, её характер. Карнавал масок – искусство перевоплощения. Искусство маски в театре и на празднике. Фотографии масок разных народов и театральных масок.
Задание: карнавальная или театральная маска. Изображение или конструирование маски при помощи цветной бумаги, ножниц, клея.
Тема 24. Театр кукол.- 1ч.
Многообразие театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы, её конструкция, костюм. Слайды с изображением театральных кукол.
Задание: эскиз персонажа кукольного театра.
Тема 25. Художник в театре. Театральный занавес, декорации.- 1ч.
Знакомство со зданием театра – храмом искусства, а также со сценой, декорации. Роль художника театра в создании спектакля для его эмоционально-образного строя.
Задание: эскиз занавеса и декорации к детскому спектаклю
Тема 26. Театральный плакат (афиша).- 1ч.
Знакомство с искусством театрального плаката. Целостное решение в плакате образа стиля и текста. Выбор техники – аппликация или набросок кистью (большой формат).
Задание: эскиз плаката к кукольному спектаклю.
Тема 27. Художник и цирк.- 1ч.
Познакомить с ролью художника в создании циркового спектакля, костюмов, реквизита. Знакомство с цирковыми персонажами: клоунами, эквилибристами и др., выразительностью в мимике.
Задание: изображение клоуна или гимнаста.
Тема 28. Животные – артисты цирка.- 1ч.
Животные тоже являются артистами цирка.
Задание: изображение лошадей на арене цирка.
Тема 29. Животные – артисты цирка. – 1ч.
Животные тоже являются артистами цирка.
Задание: изображение тигров на арене цирка.
Тема 30. Весёлый зоопарк.- 1ч.
Животные зоопарка. Условия содержания. Правила поведения в обращении с дикими животными.
Задание: учимся рисовать слона.
Тема 31. Весёлый зоопарк. – 1ч.
Животные зоопарка. Условия содержания. Правила поведения в обращении с дикими животными.
Задание: учимся рисовать жирафа.
Тема 32-33. Весёлый зоопарк.- 2ч.
Животные зоопарка. Условия содержания. Правила поведения в обращении с дикими животными.
Задание: учимся рисовать кенгуру, крокодила.
Тема 34. Вернисаж - 1ч.
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Занятие проводится в форме беседы, напоминающей ребятам все темы учебных занятий
3 год обучения
Тема 1. Пейзаж родной земли. - 1ч
Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребёнка пейзажа. Изменчивость природы по временам года и в течение дня. Красота разных времён года. Земля – это не только природа, земля сохраняет глубокие следы событий людской жизни. Разнообразие пейзажных сюжетов. Репродукции картин русских художников-пейзажистов, наиболее точно выразивших характер природы, - И.Левитана, И.Шишкина и др.
Задание: изображение российской природы (пейзаж).Задание: рисование игрушки..
Тема 2. Гармония жилья и природы.– 1 ч
Воспитание чувства любви к родному краю. Гармония природы и жилища. Изображение построек в природой среде.
Задание: пейзаж.
Тема 3 Красота и мудрость русской избы.-1 ч
Образ традиционного русского дома – избы. Конструкция избы и назначение её частей – порядок, найдённый трудом многих поколений. Украшение избы и их назначение. Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы.
Задание: зарисовка деревянных построек.
Тема 4. Образ русского человека. Русская национальная одежда. – 1ч.
У каждого народа складывается своё представление о красоте человека – и женщины, и мужчины. Это связано с традициями жизни труда в определённых природных и исторических условиях. Образ русского человека воспет и во многом сохранён для нас в произведениях художников. Образ мужчины неотделим от его труда. В нём соединены представления о единстве могучей силы и доброты – «добрый молодец». Красота мужчины всегда виднелась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Образ такого человека – во многих произведениях искусства, посвящённых нашей истории. Фрагменты былин, русских сказок.
Задание: изображение мужского русского народного образа
Тема 5. Образ русского человека. Русская национальная одежда.- 1ч.
«Русская красавица» - сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины. Красота русской женщины в произведениях отечественных художников. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. В образе женщины и в её праздничком костюме присутствует способность людей мечтать, стремление выразить надежду на прекрасную жизнь, желание сберечь, сохранить счастье. Именно поэтому украшению женщины всегда придавалось так много внимания. Женский праздничный костюм концентрирует в себе народные представления об устройстве мира. Фрагменты былин, русских сказок.
Задание: изображение женского русского народного образа..
Тема 6. Русские народные праздники.– 1ч.
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники, народные гулянья, связанные с приходом весны или конца страды. Ярмарка – неотъемлемая часть праздника. Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни.
Задание: зарисовка ярмарки на одном из праздников.
Тема 7. Древнерусский город-крепость.- 1 ч.
Образ древнерусского города. Выбор места для постройки (на на стрелке при слиянии рек). Впечатление, которое производил город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятие «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.
Задание: древнерусский город.
Тема 8. Древние соборы.- 1ч.
Соборы – святыни города, они также воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.
Задание: зарисовка храма-памятника.
Задание: эскиз парка.
Тема 9. Древнерусские войны-защитники.- 1ч.
Образ жизни людей; князь и его дружина. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символические значения орнаментов.
Задание: изображение древнерусских воинов
Тема 10. Города Русской земли.- 1ч.
Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города. Они похожи и непохожи между собой. Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Особый облик каждого из них, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы-памятники, построенные в честь знаменательных событий в Москве, - Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники в других городах.
Задание: беседа-путешествие – знакомство с исторической архитектурой Москвы, Владимира, Новгорода и других городов.
Тема 11. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.- 1ч.
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады.
Задание: изображение ветки сакуры.
Тема 12. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.- 1ч.
Лёгкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой (и с учётом опасности землетрясений). Изящная конструкция здания храма-пагоды, напоминающая дерево (сравнить с конструкцией русского каменного храма-богатыря).
Задание: изображение японского дома или храма.
Тема 13. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.- 1ч.
Совершенно иной образ женской красоты – изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия – как будто подул ветер.
Задание: изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, причёски, волнообразного движения фигуры.
Тема 14. Искусство народов гор и степей. – 1ч.
Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира. Поселение в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты. Задание: изображение селения в горах.
Тема 15. Искусство народов гор и степей.- 1ч.
Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта, как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. П.Кузнецов. Степь, Мираж в степи; живописные произведения художников азиатских стран.
Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.
Тема 16. Художественный образ культуры Средней Азии. – 1ч.
Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина – главный строительный материал. Присутствие крепостных стен. Здание мечети: купол, торжественно украшающий огромный вход – портал. Минареты. Купольные сооружения – мавзолеи. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой лазурными узорчатыми изразцами. Орнаментальный характер культуры. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.
Задание: работа над образом среднеазиатского города.
Тема 17. Художественный образ культуры Средней Азии.- 1ч.
Торговая площадь – шумный пёстрый базар – самое многолюдное место. Площадь окружают лавки ремесленников, создающие серебряные и медные сосуды, чаши, кувшины, ткани, яркие ковры, украшенное оружие. Караван.
Задание: Караван в пустыне. Учимся рисовать верблюда.
Тема 18. Образ художественной культуры Древней Греции.- 1ч.
Особое значение искусства Древней Греции. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Афинский Акрополь _ главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.
Задание: изображение древнегреческих храмов.
Тема 19. Образ художественной культуры Древней Греции. – 1ч.
Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Красота построения человеческого тела – «архитектура» тела, воспетая греками. Древнегреческая скульптура. Восхищение гармоничным человеком – особенность миропонимания в Древней Греции.
Задание: изображение фигур олимпийских спортсменов (фигура в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в одеждах).
Тема 20. Образ художественной культуры Древней Греции.- 1ч.
Искусство греческой вазописи. Роспись ваз, рассказывающая о повседневной жизни греков. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.
Задание: изображение древнегреческой вазы.
Тема 21. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.– 1ч.
Образ городов средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за городскими стенами. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Готические витражи и производимое ими впечатления. Средневековые замки.
Задание: изображение средневекового замка.
Тема 22 Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.- 1 ч.
Городская толпа, сословные разделения людей. Свои одежды, свои знаки отличия. Средневековые костюмы. Рыцарские турниры.
Задание: изображение рыцаря.
Тема 23 Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.- 1ч.
Городская толпа, сословные разделения людей. Свои одежды, свои знаки отличия. Средневековые костюмы. Рыцарские турниры.
Задание: изображение средневековой дамы. Тема 24. Многообразие художественных культур в мире.- 1ч.
Выставка работ и беседа помогут закрепить в сознании детей, что каждый народ – художник. Итог – не запоминание названий, а радость детей от того, что можешь поделиться открытиями иных, уже прожитых культурных миров.
Тема 25. Все народы воспевают материнство.- 1ч.
У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Развитие чувства восхищения матерью.
Задание: портрет мамы .
Тема 26. Все народы воспевают материнство.- 1ч.
У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Высшее проявление красоты – материнство. Мать и дитя.
Задание: рисунок «Я и мама».
Тема 27. Мудрость старости.- 1ч.
Есть красота внешняя и внутренняя. Главное – внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрость доброты.
Задание: изображение любимого пожилого человека –стремление выразить его внутренний мир.
Тема 28. Сопереживание – великая тема искусства.- 1ч.
С древних времён искусство стремилось вызвать сопереживание зритель. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение сострадания в искусстве. Через искусства художник выражает своё сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманный автором (больное животное, погибшее дерево, помощь старушке и т.д.).
Тема 29. Герои, борцы и защитники. – 1ч.
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства – живописи, графики, скульптуры, музыки, литературы. Героическая тема в искусстве разных народов. Воспитание сопереживания к павшим борцам за счастье Родины.
Задание: эскиз памятника герою.
Тема 30. Юность и надежды.- 1ч.
Тема детства, юности в искусстве. В искусстве всех народов присутствует мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Тема 31-32. Я- мультипликатор. – 21ч.
Профессия мультипликатора.
Задание: рисуем смешную бабочку и гусеницу.
Задание: рисуем героев своего любимого мультфильма .
Тема 33. Мои любимцы.- 1ч.
Животные зоопарка. Условия содержания. Правила поведения в обращении с дикими животными.
Задание: учимся рисовать кенгуру, крокодила.
Тема 34. Вернисаж - 1ч.
Итоговая выставка. Обсуждение детских работ.
Учебный план
(первый год обучения)
№ п/п | Дата прове-дения | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов |
Теория | Практика |
1 | | Изображение всюду вокруг нас. | Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, слова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. Продумывать композицию рисунка. | 0,5 | 0,5 |
2 | | Мастер Изображения учит видеть. | 0,3 | 0,7 |
3 | | Изображать можно пятном. | 0,5 | 0,5 |
4 | | Изображать можно линией. | 0,5 | 0,5 |
5 | | Разноцветные краски. | 0,5 | 0,5 |
6 | | Золотая осень. | 0,3 | 0,7 |
7 | | Многообразие форм в природе. | 0,3 | 0,7 |
8 | | Мир полон украшений. | 0,3 | 0,7 |
9 | | Узоры, которые создали люди. | 0,5 | 0,5 |
10 | | Красоту нужно уметь замечать. | 0,3 | 0,7 |
11 | | Как украшает себя человек. | 0,3 | 0,7 |
12 | | Первый снег. | 0,5 | 0,5 |
13 | | Морозный узор. | 0,5 | 0,5 |
14 | | В гостях у Деда Мороза. | 0,3 | 0,7 |
15 | | Новогодний праздник. | 0,3 | 0,7 |
16 | | Мои любимые игрушки. | 0,3 | 0,7 |
17 | | Мои друзья животные. | 0,3 | 0,7 |
18 | | Постройка в нашей жизни. | 0,3 | 0,7 |
19 | | Домики, которые построила природа | 0,5 | 0,5 |
20 | | Дом снаружи и внутри. | 0,3 | 0,7 |
21 | | Город, в котором мы живём. | 0,3 | 0,7 |
22 | | Сказочная страна. | 0,3 | 0,7 |
23 | | Праздник весны. | 0,3 | 0,7 |
24 | | Портрет. Смешинки и злючки. | 0,3 | 0,7 |
25 | | Портрет. Смешинки и злючки. | 0,3 | 0,7 |
26 | | Портрет. Смешинки и злючки. | 0,3 | 0,7 |
27 | | Животные. | | 1 |
28 | | Праздник весны. Весенние цветы. | 0,3 | 0,7 |
29 | | Праздник весны. Весенние цветы. | | 1 |
30 | | Травы и жуки. | 0,3 | 0,7 |
31 | | Травы и жуки. | | 1 |
32 | | Праздник Победы. | 0,5 | 0,5 |
33 | | Здравствуй, лето! | 0,3 | 0,7 |
Учебный план
(второй год обучения)
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов |
Теория | Практика |
1 | | Три основные краски, строящие многоцветие мира. | Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, слова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. Продумывать композицию рисунка. | 0,5 | 0,5 |
2 | | Пять красок – всё богатство цвета и тона. | 0,5 | 0,5 |
3 | | Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. | 0,3 | 0,7 |
4 | | Выразительные возможности аппликации. | 0,5 | 0,5 |
5 | | Выразительные возможности графических материалов. | 0,3 | 0,7 |
6 | | Изображение и реальность. Животные. | 0,3 | 0,7 |
7 | | Изображение и реальность. Животные. | 0,3 | 0,7 |
8 | | Изображение и реальность. Животные. | 0,3 | 0,7 |
9 | | Изображение и фантазия. | 0,5 | 0,5 |
10 | | Украшение и реальность. | 0,5 | 0,5 |
11 | | Украшение и реальность. | 0,3 | 0,7 |
12 | | Украшение и фантазия. | 0,5 | 0,5 |
13 | | Постройка и реальность. | 0,3 | 0,7 |
14 | | Постройка и фантазия. | 0,3 | 0,7 |
15 | | Выражение характера изображаемых животных. | | 1 |
16 | | Выражение характера изображаемых животных. | | 1 |
17 | | Выражение характера человека в изображении; мужской образ. | 0,5 | 0,5 |
18 | | Выражение характера человека в изображении; женский образ. | 0,5 | 0,5 |
19 | | Выражение характера человека через украшения. | 0,5 | 0,5 |
20 | | Выражение намерений через украшение. | 0,5 | 0,5 |
21 | | Образ здания и его назначение. | 0,5 | 0,5 |
22 | | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 0,5 | 0,5 |
23 | | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 0,5 | 0,5 |
24 | | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 0,3 | 0,7 |
25 | | Выражение характера изображаемых животных. | | 1 |
26 | | Выражение характера изображаемых животных. | | 1 |
27 | | Выражение характера изображаемых животных. | | 1 |
28 | | Выражение характера изображаемых животных. | | 1 |
29 | | Выражение характера изображаемых животных. | | 1 |
30 | | Межгалактическое путешествие. | | 1 |
31 | | Межгалактическое путешествие | | 1 |
32 | | Межгалактическое путешествие | | 1 |
33 | | Межгалактическое путешествие | | 1 |
34 | | Вернисаж. | 1 | |
Учебный план
(третий год обучения)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов |
Теория | Практика |
1 | | Твои игрушки придумал художник. | Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, слова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. Продумывать композицию рисунка. | 0,5 | 0,5 |
2 | | Посуда в твоём доме. | 0,5 | 0,5 |
3 | | Обои и шторы в твоём доме. | 0,5 | 0,5 |
4 | | Твои книжки. | 0,5 | 0,5 |
5 | | Поздравительная открытка. | 0,5 | 0,5 |
6 | | Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). | 1 | |
7 | | Памятники архитектуры – наследие предков. | 0,5 | 0,5 |
8 | | Парки, скверы, бульвары. | 0,3 | 0,7 |
9 | | Ажурные ограды. | 0,3 | 0,7 |
10 | | Фонари на улицах и в парках. | 0,3 | 0,7 |
11 | | Транспорт в городе. | 0,3 | 0,7 |
12 | | Транспорт в городе. | 0,3 | 0,7 |
13 | | Транспорт. | | 1 |
14 | | Транспорт. | | 1 |
15 | | Художественный облик города. | 0,3 | 0,7 |
16 | | Музей – хранитель культуры. | 1 | |
17 | | Музей – хранитель культуры. | 0,3 | 0,7 |
18 | | В музее хранятся картины. Пейзаж. | 0,3 | 0,7 |
19 | | В музее хранятся картины. Натюрморт. | 0,3 | 0,7 |
20 | | В музее хранятся картины. Портрет. | 0,3 | 0,7 |
21 | | В музее хранятся скульптуры. | 0,3 | 0,7 |
22 | | Художественная выставка. | 1 | |
23 | | Театральная маска. | 0,5 | 0,5 |
24 | | Театр кукол. | 0,5 | 0,5 |
25 | | Художник в театре. Театральный занавес, декорации. | 0,5 | 0,5 |
26 | | Театральный плакат (афиша). | 0,5 | 0,5 |
27 | | Художник и цирк. | 0,5 | 0,5 |
28 | | Животные – артисты цирка. | 0,3 | 0,7 |
29 | | Животные – артисты цирка. | 0,3 | 0,7 |
30 | | Весёлый зоопарк. | | 1 |
31 | | Весёлый зоопарк. | | 1 |
32 | | Весёлый зоопарк. | | 1 |
33 | | Весёлый зоопарк. | | 1 |
34 | | Вернисаж. | 1 | |
Учебный план
(четвёртый год обучения)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов |
Теория | Практика |
1 | | Пейзаж родной земли. | Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). | 0,5 | 0,5 |
2 | | Гармония жилья и природы. | 0,3 | 0,7 |
3 | | Красота и мудрость русской избы. | 0,3 | 0,7 |
4 | | Образ русского человека. Русская национальная одежда. | 0,5 | 0,5 |
5 | | Образ русского человека. Русская национальная одежда. | Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, слова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. | 0,5 | 0,5 |
6 | | Русские народные праздники. | 0,3 | 0,7 |
7 | | Древнерусский город-крепость. | 0,3 | 0,7 |
8 | | Древние соборы. | Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, слова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия. | 0,5 | 0,5 |
9 | | Древнерусские войны-защитники. | 0,5 | 0,5 |
10 | | Города Русской земли. | 1 | |
11 | | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 0,5 | 0,5 |
12 | | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. Продумывать композицию рисунка. | 0,3 | 0,7 |
13 | | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 0,3 | 0,7 |
14 | | Искусство народов гор и степей. | 0,5 | 0,5 |
15 | | Искусство народов гор и степей. | 0,5 | 0,5 |
16 | | Художественный образ культуры Средней Азии. | Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). | 0,5 | 0,5 |
17 | | Художественный образ культуры Средней Азии. | 0,3 | 0,7 |
18 | | Образ художественной культуры Древней Греции. | 0,5 | 0,5 |
19 | | Образ художественной культуры Древней Греции. | 0,3 | 0,7 |
20 | | Образ художественной культуры Древней Греции. | Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, слова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия. | 0,5 | 0,5 |
21 | | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. | 0,3 | 0,7 |
22 | | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. | 0,3 | 0,7 |
23 | | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. | 0,3 | 0,7 |
24 | | Многообразие художественных культур в мире. | 1 | |
25 | | Все народы воспевают материнство. | 0,3 | 0,7 |
26 | | Все народы воспевают материнство. | 0,3 | 0,7 |
27 | | Мудрость старости. | Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. Продумывать композицию рисунка. | 0,3 | 0,7 |
28 | | Сопереживание – великая тема искусства. | 0,5 | 0,5 |
29 | | Герои, борцы и защитники. | 0,5 | 0,5 |
30 | | Юность и надежды. | 0,5 | 0,5 |
31 | | Я- мультипликатор. | | 1 |
32 | | Я- мультипликатор. | | 1 |
33 | | Мои любимцы. | 0,3 | 0,7 |
34 | | Вернисаж. | 1 | |
Используемая литература:
«Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред. Парамоновой.
«Школа Кота да Винчи». Автор К. Матюшкина
«Уроки изобразительного искусства в начальной школе». Автор О.В.Островская.
« Весёлые уроки волшебника Карандаша: Я рисую животных» . Автор Т.В. Галян.
« Изобразительное искусство и художественный труд». Под рук. Б.М. Неменского.