СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Волшебная Палитра"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Волшебная палитра» является программой художественно – эстетической направленности.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.

Данная программа разработана с учётом ФГОС для 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Волшебная Палитра"»

Пояснительная записка


« Волшебная палитра» является программой художественно – эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « искусство», наряду с общими идеями ФГОС.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.

Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этотчасть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.


Цель:

Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.


Задачи:

- развивать природные задатки и способности детей;

- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;

- научить приемам исполнительского мастерства;

- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;

- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;

-развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;

- воспитывать интерес к искусству;

- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

- развивать стремление к творческой самореализации;

- расширять общий и художественный кругозор;

-освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.

Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год)

Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:

- учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;

- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;

- ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.


Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм работы: экскурсии на природу, викторины, праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела.

Программа рассчитана на 4 года начальной школы.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.


Работа с родителями:

Организации внеурочной деятельности должна быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с родителями учащихся.

Основная цель такого взаимодействия - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. Для осуществления этих целей, рекомендуется проводить собрания и встречи с родителями.

Формы проведения работы с родителями:

  • круглые столы, диспуты, творческие гостиные с участием детей.



Программа основана на следующих принципах:

  1. Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

  2. Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).

  3. Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

  4. Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).


  1. Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.

  2. Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.


Формы деятельности : занятия, диспуты, выставки, беседы, ролевые игры.


Планируемые результаты:

- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);

- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;

- раскрытие творческих способностей;

- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);

- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;

-умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.



Основными видами деятельности являются:

художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура).

Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.


Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:


  1. Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

- понимание чувств других людей, сопереживание им.


2.Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


3.Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.


4. Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.


Программа поможет решить следующий ряд задач:


1.Учебные задачи:

- освоение детьми основных правил изображения;

-овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

- развитие стремления к общению с искусством.


2. Воспитательные задачи:

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.


3. Творческие задачи:

- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.


Предполагаемые результаты реализации программы

1 - 2 класс

1 уровень  результатов внеурочной деятельности :

Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.


Личностные результаты:

  — эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе).
  — приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цве­та, формы;  
  — приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
  — первоначальные навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;


 Метапредметные результаты:
  — формирование умения видеть и воспринимать явления художествен­ной культуры в окружающей жизни;
  — формирование мотивации художественно-творческой деятельности,  
  — формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности.
 Предметные результаты:
 - понимание значения искус­ства в жизни человека и общества;
 - формирование интереса к ху­дожественным традициям своего народа.
 - умение использовать некоторые ма­териалы и средства художественной выразительности для пе­редачи замысла в собственной художественной деятельности.


3 класс

2 уровень результатов внеурочной деятельности :

Формирование позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к социальной реальности в нем.


 Личностные результаты:
  — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)
  — приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цве­та, формы, пространства музыки, мимики и движения;
  — приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
  — способность нестандартно мыслить, работая с разными мате­риалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;
  — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
  — владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива.


 Метапредметные результаты:
  — умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
  — использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
  — формирование мотивации и умения организовывать художественно-творческую деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла (с помощью педагога);
  — формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.


 Предметные результаты:
 - понимание значения искус­ства в жизни человека и общества; восприятие и характерис­тика художественных образов, представленных в произведе­ниях искусства;
 - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности харак­тер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
 - проявление интереса к ху­дожественным традициям своего народа и других народов;
 - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональ­ных состояниях;
 - умение использовать различные ма­териалы и средства художественной выразительности для пе­редачи замысла в собственной художественной деятельности.



 4 класс

3 уровень результатов внеурочной деятельности:

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.


 Личностные результаты:
  — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)
  — приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цве­та, формы, пространства музыки, мимики и движения;
  — умение свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, ли­нии, звука, мимики, пластики движений;
  — приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
  — способность нестандартно мыслить, работая с разными мате­риалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;
  — художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
  — способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  — сформированное представление о жанрах в живописи — натюрморте, портрете, автопортрете, пейзаже;
  — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
  — владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива, гармония, колорит и др.


 Метапредметные результаты:
  — умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
  — активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
  — формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла;
  — формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.


 Предметные результаты:
 - понимание значения искус­ства в жизни человека и общества; восприятие и характерис­тика художественных образов, представленных в произведе­ниях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
 - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности харак­тер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;  
  — осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;  
 - проявление устойчивого интереса к ху­дожественным традициям своего народа и других народов;
 - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональ­ных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
 - умение использовать различные ма­териалы и средства художественной выразительности для пе­редачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации извест­ных. 






Содержание курса

1 год обучения


Тема 1. Изображение всюду вокруг нас. - 1ч

Вводный урок, урок-знакомство. Везде: дома, на улице, в школе – нам встречаются различные изображения, которые сделали художники. Знакомство с Мастером Изображения, который помогает нам рисовать, лепить.

Задание: нарисовать то что умеешь и любишь рисовать.

Вариант задания: изобразить большое радостное солнце на весь лист бумаги.


Тема 2. Мастер Изображения учит видеть.– 1 ч

Знакомство с понятием «Форма». Рассматривание и сравнение разных по форме листьев – каждый из них похож на маленькое дерево. Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме.

Задание: изобразить сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья.


Тема 3. Изображать можно пятном.-1 ч

Пятно - одно из главных средств изображения. Тень – пример пятна в реальной жизни; по тени можно узнать её хозяина. Присмотреться к разным пятнам (мох на камне, облако…) и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Сравнить, какие бывают у зверей уши, хвост, лапы, усы (они потребуются, чтобы дорисовать пятно).

Задание: Превратить произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, уши, хвост, т.е. то, что необходимо.


Тема 4. Изображать можно линией. – 1ч.

Изображение линией на плоскости. Линией можно рассказывать; повествовательные возможности линии. Умение видеть линии в природе.

Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».

Тема 5. Разноцветные краски.- 1ч.

Знакомство с красками гуашь. Умение пользоваться красками на уроке, овладение навыками организации рабочего места. Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребёнка: что ему напоминает каждая краска? Радость общения с красками.

Задание: проба красок – создание красочного коврика.

Вариант задания: нарисовать то, что каждая краска напоминает.



Тема 6. Золотая осень.– 1ч.

Эмоциональное восприятие цвета. Звонкие краски осени.

Задание: зарисовка осенних листьев: кленовый, дубовый листик.



Тема 7. Многообразие форм в природе.- 1 ч.

Эстетическое восприятие разных форм овощей и фруктов. Знакомство с основными формами предмета: круглый, овальный, длинный, плоский, толстый…

Задание: изобразить фрукты ( яблоко, груша, вишенки).



Тема 8. Мир полон украшений.- 1ч.

Украшения всюду вокруг нас – украшена одежда, игрушки, дома, комнаты, посуда – и везде нам помогает Мастер Украшения. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни: вместе с Мастером украшения рассматриваем формы разнообразных цветов.

Задание: изобразить цветы, вырезать и вклеить в нарисованную на большом листе корзину, а затем использовать эту первую коллективную работу для украшения класса.

Тема 9. Узоры, которые создали люди.- 1ч.

Красота орнаментов, созданных человеком. Разнообразие орнаментов. Природные и изобразительные мотивы. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где мы встречаемся с орнаментами? Что они украшают?

Задание: придумать свой орнамент – образно, свободно написать красками и кистью эскиз на листе бумаги (не следует делать акцент на многократном повторении мотива).



Тема 10. Красоту нужно уметь замечать.- 1ч.

Неброская и «неожиданная» красота в природе. Учимся видеть красоту разных поверхностей: любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, листьями растений и т. д. Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать.

Задание: изобразить рыбу на весь лист. Изображение вырезать и приклеить на большой, закрашенный синим цветом лист. Коллективная работа «Наш аквариум».


Тема 11. Как украшает себя человек.- 1ч.

Все украшения человека что-то рассказывают о своём хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Оказывается, украшения нужны и для того, чтобы рассказать окружающим, кто ты такой. Кот в сапогах, Золушка, Снежная королева, Снегурочка, Мальвина – мы узнаём их по свойственным им украшениям.

Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений.


Тема 12. Первый снег.- 1ч.

Наблюдение поздней осени и приближения зимы. Связь живописи с поэзией и музыкой.

Задание: зарисовка силуэтов деревьев и кустов с шапками снега.

Тема 13. Морозный узор.- 1ч.

Эмоциональное восприятие красоты природных узоров.

Задание: зарисовка морозного узора по тёмному фону.

Вариант задания: зарисовка узора восковой свечкой, затем покрытие узора краской.


Тема 14. В гостях у Деда Мороза. – 2ч.

Продолжение предыдущей темы. Иллюстрации к сказке «Умелица и Ленивица».

Задание: изображение терема Деда Мороза. Украшение терема, сказочного леса.


Тема 15. Новогодний праздник.- 1ч.

Развитие эмоций. Создание радостного настроения через слияние музыки, литературы, изоискусства.

Задание: зарисовка новогодних карнавальных масок, вырезание, обыгрывание.

Вариант задания: зарисовка новогоднего праздника у ёлки.

Тема 16. Мои любимые игрушки. – 1ч.

Кто делает игрушки, для кого они, какие они. Знакомство с многообразием форм, цвета, назначения игрушек.

Задание: рисование любимых игрушек по наблюдению, впечатлению.

Тема 17. Мои друзья животные.- 1ч.

Привлечения внимания к животным. Забота о животных.

Задание: изображение ёжика с лесу.


Тема 18. Постройка в нашей жизни.- 1ч.

Какие постройки нас окружают? Знакомство с Мастером Постройки. Он помогает придумать, каким быть дому. Многообразие архитектурных построек; развитие воображения ребёнка и формирование представлений о существовании самых разнообразных типов построек. Из каких основных частей состоят дома? Строят не только дома, но и каждую вещь, придумывают ей форму, чтобы она была удобная и красивая.

Задание: придумать и нарисовать сказочный дом для себя и своих друзей.


Тема 19. Домики, которые построила природа. – 1ч.

Наблюдение природных явлений с точки зрения Мастера Постройки. Природные домики: стручки, орешки, раковины, норки, гнёзда и т.п. Мастер Постройки умеет увидеть домик в любом предмете.

Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей, фруктов или грибов или изображение сказочных домиков на бумаге.

Тема 20. Дом снаружи и внутри.- 1ч.

Соотношение внешнего вида и внутренней конструкции дома. По внешнему виду можно догадаться, как устроен дом внутри. Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. Понятия «внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны для любого вида постройки Беседа о внутреннем устройстве дома.

Задание: изображение дома в виде буквы алфавита - нарисовать краской крупно, на весь лист, первую букву своего имени и , представив себе, что это дом, населить его маленькими буквенными человечками. Как бы они смогли там жить? Что будет крышей, где будет вход? Нарисовать двери, окна, лестницы, балконы…

Тема 21. Город, в котором мы живём.– 1ч.

Наблюдение реальных построек города.

Задание: Коллективная и индивидуальная работа. Дети изображают отдельные объекты города, вырезают, создаётся панно «Город, в котором мы живём».



Тема 22. Сказочная страна.- 1 ч.

Изображение сказочного мира. Мастера помогут увидеть мир сказки и воссоздать его. Учитель выбирает любую отдельную сказку или сочиняет её вместе с детьми.

Задание: индивидуальные изображения по сказке.

Тема 23. Праздник весны.- 1ч.

Развитие наблюдательности. Наблюдение объектов природы.

Задание: ветка мимозы. Изображение стебля и листиков красками. Цветочки приклеиваются в виде шариков ваты, которые потом разукрашиваются жёлтым цветом.

Тема 24. Портрет. Смешинки и злючки.- 1ч.

Наблюдение за мимикой.

Задание: учимся рисовать глазки, ротик, носик. В капельке, звёздочке рисуем смешные мордочки.

Тема 25. Портрет. Смешинки и злючки.- 1ч.

Наблюдение за мимикой , телодвижением.

Задание: разное положение рук и пальчиков. Рисуем прикольные руки

Тема 26. Портрет. Смешинки и злючки.- 1ч.

Наблюдение за мимикой , телодвижением.

Задание: рисуем прикольных человечков

Тема 27. Животные.- 1ч.

Задание: рисуем мышку и кусочек сыра.


Тема 28. Праздник весны. Весенние цветы.- 1ч.

Развитие наблюдательности – изучение природных форм. Развитие чувства прекрасного.

Задание: рисуем ромашку и василёк.

Тема 29. Праздник весны. Весенние цветы. – 1ч.

Развитие наблюдательности – изучение природных форм. Развитие чувства прекрасного.

Задание: рисуем тюльпан и розу.

Тема 30. Травы и жуки.- 1ч.

Привлечение внимания к красоте форм живой природы, любование ею: первые травы, бабочки, жуки.

Задание: изобразить божью коровку.

Тема 31. Травы и жуки. – 1ч.

Привлечение внимания к красоте форм живой природы, любование ею: первые травы, бабочки, жуки.

Задание: изобразить бабочку.

Тема 32. Праздник Победы.- 1ч.

Воспитание уважения к предыдущим поколениям. Кто защищал нашу Родину. Визуальное освоение пропорций человека (солдата).

Задание: рисуем солдата.


Тема 33. Здравствуй, лето!- 1ч.

Образ лета в творчестве российских художников. Буйство цвета. Песенки о лете.

Задание: рисование на тему «Лето – это хорошо!»



2 год обучения

Тема 1. Три основные краски, строящие многоцветие мира. - 1ч

Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на листе бумаги (без палитры). Формирование первичных живописных навыков.

Задание: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями во весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.

Тема 2. Пять красок – всё богатство цвета и тона.– 1 ч

Тёмное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и чёрной.

Задание: изображение природных стихий – грозы, бури, извержения вулкана, дождя, тумана, солнечного дня на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка.


Тема 3. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.-1 ч

Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Задание: изображение осеннего леса ( по памяти и впечатлениям).

Тема 4. Выразительные возможности аппликации. – 1ч.

Особенность создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Представление о ритме пятен. Наблюдение за ритмом листьев в природе – на земле, опадающем дереве.

Задание: создать коврик на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1-3 панно)по памяти и впечатлениям.

Тема 5. Выразительные возможности графических материалов.- 1ч.

Красота и выразительность линий. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

Задание: изображение зимнего леса на белых листах бумаги ( по впечатлению и памяти) чёрной гуашью, чернилами тонкой кистью или пером.



Тема 6. Изображение и реальность. Животные.– 1ч.

Умение всматриваться, не только смотреть, но и видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.

Задание: изображение пингвина.

Тема 7. Изображение и реальность. Животные.- 1 ч.

Умение всматриваться, не только смотреть, но и видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.

Задание: учимся рисовать тюленя.

Тема 8. Изображение и реальность. Животные.- 1ч.

Умение всматриваться, не только смотреть, но и видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.

Задание: учимся рисовать льва.

Тема 9. Изображение и фантазия.- 1ч.

Умение фантазировать. Роль фантазии в жизни людей.

Задание: изображение сказочных, несуществующих животных и птиц путём соединения воедино элементов разных животных, птиц и даже растений

Тема 10. Украшение и реальность.- 1ч.

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер украшения учится у природы.

Задание: изображение паутинок с росой и веточками деревьев.

Тема 11. Украшение и реальность.- 1ч.

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер украшения учится у природы.

Задание: Учимся рисовать деревья: елочка, берёзка.

Тема 12. Украшение и реальность.- 1ч.

Без фантазии невозможно сделать ни одного украшения. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, кружевом.

Задание: создание украшения в графической технике. Воротник, кокошник.

Тема 13. Постройка и реальность.- 1ч.

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – сот пчёл, головки мака и форм подводного мира.

Задание: изображение подводного мира. Учимся рисовать морскую звезду и осьминога. Можно оформить в виде коллективного панно (индивидуально-коллективная работа).

Тема 14 Постройка и реальность. – 2ч.

Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

Задание: изображение фантастических зданий, конструкций – фантастического города. Индивидуальная, групповая работа по воображению

Тема 15. Выражение характера изображаемых животных.- 1ч.

Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.

Задание: изображение животных. Учимся рисовать котёнка.

Тема 16. Выражение характера изображаемых животных. – 1ч.

Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.

Задание: изображение животных. Учимся рисовать щенка.

Тема 17. Выражение характера человека в изображении; мужской образ.- 1ч.

Понимание положительного и отрицательного образа литературного персонажа. Изображение художниками мужества, богатырской силы, доброты или жестокости, злости персонажа. Освоение элементарных пропорций лица.

Задание: изображение доброго или злого сказочного персонажа (богатырь, Чипполино, Сеньор Помидор…)..


Тема 18. Выражение характера человека в изображении; женский.- 1ч.

Понимание положительного и отрицательного образа литературного персонажа. Изображение характера человека: понятие доброты, нежности или коварства, злости. Выразительность глаз, волос.

Задание: образ доброй или злой сказочной женщины (Царевна-Лебедь и баба Бабариха; Золушка и Мачеха;

Тема 19. Выражение характера человека через украшения. – 1ч.

Эстетическое восприятие характера украшений и их выразительность. Стилизация животных и растительных форм.

Задание: щиты разных войнов..

Тема 20. Выражение намерений через украшение.- 1ч.

Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои намерения: например для праздника мы специально украшаем себя.

Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского).

Тема 21. Образ здания и его назначение.– 1ч.

Развитие чувства пропорциональности и меры. Художественный образ конструкции и постройки. Связь назначения постройки с характером и образом жизни человека (изящное, светлое здание, мрачная постройка, закрытый город-крепость).

Задание: терем царевны, башня Кощея, дом Бабы-Яги.



Тема 22. Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.- 1 ч.

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Борьба цвета, смешание красок.

Задание: перо «Жар-птицы» - краски смешиваются прямо на листе, чёрная и белая краски не применяются.

Тема 23. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.- 1ч.

Смешание различных цветов с чёрной, серой, белой красками – получение мрачных и нежных оттенков. Умение наблюдать борьбу цвета в жизни.

Задание: изображение весенней земли и неба с облаками

Тема 24. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.- 1ч.

Смешание различных цветов с чёрной, серой, белой красками – получение мрачных и нежных оттенков. Умение наблюдать борьбу цвета в жизни.

Задание: создание «тёплого» или «холодного» царства (Солнечный город, царство Снежной королевы)

Тема 25. Выражение характера изображаемых животных.- 1ч.

Учимся изображать животных.

Задание: рисуем ласточку.

Тема 26. Выражение характера изображаемых животных.- 1ч.

Учимся изображать животных.

Задание: рисуем сову.

Тема 27. Выражение характера изображаемых животных.- 1ч.

Учимся изображать животных.

Задание: рисуем павлина.

Тема 28. Выражение характера изображаемых животных.- 1ч.

Учимся изображать животных.

Задание: рисуем попугая.

Тема 29. Выражение характера изображаемых животных. – 1ч.

Учимся изображать животных.

Задание: рисуем лебедя.

Тема 30. Межгалактическое путешествие.- 1ч.

Учимся рисовать ракету.

Тема 31. Межгалактическое путешествие. – 1ч.

Учимся рисовать летающую тарелку.

Тема 32-33. Межгалактическое путешествие.- 2ч.

Учимся рисовать космические тела.


Тема 34. Вернисаж - 1ч.

Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Занятие проводится в форме беседы, напоминающей ребятам все темы учебных занятий





3 год обучения

Тема 1. Твои игрушки придумал художник. - 1ч

Игрушки, т.е какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки (дымковская, городецкая, филимоновская, богородская), самодельные игрушки.

Задание: рисование игрушки..

Тема 2. Посуда в твоём доме.– 1 ч

Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены её назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Посуда из различных материалов( фарфор, керамика, стекло, металл).

Задание: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов. При этом обязательно подчеркнуть назначение посуды (для кого она, для какого случая).


Тема 3. Обои и шторы в твоём доме.-1 ч

Роль художника в создании обоёв и штор. Разработка эскизов обоёв и штор как создание образа будущей комнаты и выражение её назначения: детская, гостиная или спальня. Роль цвета в настроении комнаты.

Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение. Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа

Тема 4 .Твои книжки. – 1ч.

Роль художника в создании книги. Разнообразие форм и видов книг: раскладушка, книга-игрушка, малышка. Единство оформления книги: обложка, иллюстрации, цвет, шрифт, рисунок.

Варианты заданий: коллективное изготовление книжки-игрушки с иллюстрациями; конструирование обложки для книжки или иллюстрация выбранной сказки.

Тема 5. Поздравительная открытка.- 1ч.

Создание художником поздравительных открыток и другой тиражной графики (гравюра). Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.

Задание: создание эскиза открытки на плотной бумаге.

Тема 6. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).– 1ч.

В создании всех предметов в доме принимал участие художник. Игра в экскурсоводов на выставке детских работ, выполненных в течение четверти. Над всеми предметами в доме работали художники. Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, архитектуры, дизайна. Выставка и обсуждение детских работ за период четверти.

Тема 7. Памятники архитектуры – наследие предков.- 1 ч.

Знакомство с архитектурными памятниками нашей Родины, города. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие произведения архитектуры – это достояние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.

Задание: изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.

Тема 8. Парки, скверы, бульвары.- 1ч.

Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумывает не только здания, но и парки. Создание художником эмоционального характера парка, сквера в зависимости от их назначения: детский парк, зона отдыха, парк боевой славы. Расположение дорожек, посадок, построек, клумб.

Задание: эскиз парка.

Тема 9. Ажурные ограды.- 1ч.

Знакомство с эстетическим оформлением городской среды. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города.

Задание: эскиз ограды

Тема 10. Фонари на улицах и в парках.- 1ч.

Форму и украшение тоже создаёт художник. Фонари праздничные, торжественные; на улицах, в парках.

Задание: графическое изображение фонаря

Тема 11. Транспорт в городе.- 1ч.

Роль художника в создании машин. Все виды транспорта помогает создавать художник. Разные формы автомобилей, украшение машины. Умение видеть образ в форме машины.

Задание: учимся рисовать легковую и грузовую машину.

Тема 12. Транспорт в городе.- 1ч.

Роль художника в создании машин. Все виды транспорта помогает создавать художник. Разные формы автомобилей, украшение машины. Умение видеть образ в форме машины.

Задание: придумать и нарисовать образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных)..

Тема 13. Транспорт.- 1ч.

Знакомство с выразительностью форм транспорта: наземного, воздушного, водного.

Задание: учимся рисовать паровоз..

Тема 14. Транспорт. – 1ч.

Знакомство с выразительностью форм транспорта: наземного, воздушного, водного.

Задание: учимся рисовать самолёт и кораблик.

Тема 15. Художественный облик города.- 1ч.

Что было бы, если Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города? Беседа о роли художника в создании облика города. Из отдельных работ создаётся одно или несколько коллективных панно. Здесь можно разместить ажурные ограды (из бумаги), фонари, транспорт; дополнить фигурами людей, кустов, деревьев.

Задание: создание коллективного панно «Наш город».

Тема 16. Музей – хранитель культуры. – 1ч.

Экскурсия в Краеведческий музей.

Тема 17. Музей – хранитель культуры.- 1ч.

Дать представление о музеях – хранилищах произведений искусства, носителях радости и смысла жизни. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей; музей родного города. Художник и зритель: учимся быть грамотными зрителями. Зрительный ряд: слайды интерьеров крупнейших музеев, фрагменты видео с экскурсиями по музеям.

Задание: изображение интерьера музея.


Тема 18. В музее хранятся картины. Пейзаж.- 1ч.

Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, В. Ван Гога, К. Коро и т.д. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже. Повторить понятия «холодный и тёплый цвета», «звонкий и глухой цвета».

Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный, мрачный и тоскливый, нежный и певучий.

Тема 19. В музее хранятся картины. Натюрморт. – 1ч.

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Мир вещей человека, отображённый в натюрморте. Выражение настроения. Расположение предметов в пространстве картины. Натюрморт радостный, торжественный, нежный, певучий, мрачный…

Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта из 2 – 3 предметов.

Тема 20. В музее хранятся картины. Портрет.- 1ч.

Жанр портрета. Знаменитые картины-портреты: Ф. Рокотова, В.Серова, И. Репина, В.Тропинина; портреты эпохи Возрождения. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Пропорции при изображении.

Задание: портрет хорошо знакомых людей – одного из родителей, друга, подруги или портрет (по представлению).

Тема 21. В музее хранятся скульптуры.– 1ч.

Знакомство с образностью скульптуры, пластикой движения, в объёме. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина. Известные скульптурные памятники; парковая скульптура, разная по характеру и материалу; скульптурные произведения разных эпох из экспозиций центральных музеев. Пропорции в изображении фигуры человека.

Задание: изображение на бумаге или лепка фигуры человека или животного в движении для парковой скульптуры

Тема 22 Художественная выставка.- 1 ч.

Выставка лучших работ – обобщение темы «Музей». Выставка – это всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей.

Тема 23 Театральная маска.- 1ч.

Лицедейство и маска. Маски разных времён и народов. Роль художника в создании персонажа. Выразительность маски, её характер. Карнавал масок – искусство перевоплощения. Искусство маски в театре и на празднике. Фотографии масок разных народов и театральных масок.

Задание: карнавальная или театральная маска. Изображение или конструирование маски при помощи цветной бумаги, ножниц, клея.

Тема 24. Театр кукол.- 1ч.

Многообразие театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы, её конструкция, костюм. Слайды с изображением театральных кукол.

Задание: эскиз персонажа кукольного театра.

Тема 25. Художник в театре. Театральный занавес, декорации.- 1ч.

Знакомство со зданием театра – храмом искусства, а также со сценой, декорации. Роль художника театра в создании спектакля для его эмоционально-образного строя.

Задание: эскиз занавеса и декорации к детскому спектаклю

Тема 26. Театральный плакат (афиша).- 1ч.

Знакомство с искусством театрального плаката. Целостное решение в плакате образа стиля и текста. Выбор техники – аппликация или набросок кистью (большой формат).

Задание: эскиз плаката к кукольному спектаклю.

Тема 27. Художник и цирк.- 1ч.

Познакомить с ролью художника в создании циркового спектакля, костюмов, реквизита. Знакомство с цирковыми персонажами: клоунами, эквилибристами и др., выразительностью в мимике.

Задание: изображение клоуна или гимнаста.


Тема 28. Животные – артисты цирка.- 1ч.

Животные тоже являются артистами цирка.

Задание: изображение лошадей на арене цирка.

Тема 29. Животные – артисты цирка. – 1ч.

Животные тоже являются артистами цирка.

Задание: изображение тигров на арене цирка.

Тема 30. Весёлый зоопарк.- 1ч.

Животные зоопарка. Условия содержания. Правила поведения в обращении с дикими животными.

Задание: учимся рисовать слона.

Тема 31. Весёлый зоопарк. – 1ч.

Животные зоопарка. Условия содержания. Правила поведения в обращении с дикими животными.

Задание: учимся рисовать жирафа.

Тема 32-33. Весёлый зоопарк.- 2ч.

Животные зоопарка. Условия содержания. Правила поведения в обращении с дикими животными.

Задание: учимся рисовать кенгуру, крокодила.


Тема 34. Вернисаж - 1ч.

Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Занятие проводится в форме беседы, напоминающей ребятам все темы учебных занятий





3 год обучения

Тема 1. Пейзаж родной земли. - 1ч

Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребёнка пейзажа. Изменчивость природы по временам года и в течение дня. Красота разных времён года. Земля – это не только природа, земля сохраняет глубокие следы событий людской жизни. Разнообразие пейзажных сюжетов. Репродукции картин русских художников-пейзажистов, наиболее точно выразивших характер природы, - И.Левитана, И.Шишкина и др.

Задание: изображение российской природы (пейзаж).Задание: рисование игрушки..

Тема 2. Гармония жилья и природы.– 1 ч

Воспитание чувства любви к родному краю. Гармония природы и жилища. Изображение построек в природой среде.

Задание: пейзаж.

Тема 3 Красота и мудрость русской избы.-1 ч

Образ традиционного русского дома – избы. Конструкция избы и назначение её частей – порядок, найдённый трудом многих поколений. Украшение избы и их назначение. Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы.

Задание: зарисовка деревянных построек.

Тема 4. Образ русского человека. Русская национальная одежда. – 1ч.

У каждого народа складывается своё представление о красоте человека – и женщины, и мужчины. Это связано с традициями жизни труда в определённых природных и исторических условиях. Образ русского человека воспет и во многом сохранён для нас в произведениях художников. Образ мужчины неотделим от его труда. В нём соединены представления о единстве могучей силы и доброты – «добрый молодец». Красота мужчины всегда виднелась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Образ такого человека – во многих произведениях искусства, посвящённых нашей истории. Фрагменты былин, русских сказок.

Задание: изображение мужского русского народного образа

Тема 5. Образ русского человека. Русская национальная одежда.- 1ч.

«Русская красавица» - сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины. Красота русской женщины в произведениях отечественных художников. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. В образе женщины и в её праздничком костюме присутствует способность людей мечтать, стремление выразить надежду на прекрасную жизнь, желание сберечь, сохранить счастье. Именно поэтому украшению женщины всегда придавалось так много внимания. Женский праздничный костюм концентрирует в себе народные представления об устройстве мира. Фрагменты былин, русских сказок.

Задание: изображение женского русского народного образа..

Тема 6. Русские народные праздники.– 1ч.

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники, народные гулянья, связанные с приходом весны или конца страды. Ярмарка – неотъемлемая часть праздника. Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни.

Задание: зарисовка ярмарки на одном из праздников.

Тема 7. Древнерусский город-крепость.- 1 ч.

Образ древнерусского города. Выбор места для постройки (на на стрелке при слиянии рек). Впечатление, которое производил город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятие «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.

Задание: древнерусский город.

Тема 8. Древние соборы.- 1ч.

Соборы – святыни города, они также воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.

Задание: зарисовка храма-памятника.

Задание: эскиз парка.

Тема 9. Древнерусские войны-защитники.- 1ч.

Образ жизни людей; князь и его дружина. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символические значения орнаментов.

Задание: изображение древнерусских воинов

Тема 10. Города Русской земли.- 1ч.

Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города. Они похожи и непохожи между собой. Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Особый облик каждого из них, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы-памятники, построенные в честь знаменательных событий в Москве, - Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники в других городах.

Задание: беседа-путешествие – знакомство с исторической архитектурой Москвы, Владимира, Новгорода и других городов.

Тема 11. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.- 1ч.

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады.

Задание: изображение ветки сакуры.

Тема 12. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.- 1ч.

Лёгкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой (и с учётом опасности землетрясений). Изящная конструкция здания храма-пагоды, напоминающая дерево (сравнить с конструкцией русского каменного храма-богатыря).

Задание: изображение японского дома или храма.

Тема 13. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.- 1ч.

Совершенно иной образ женской красоты – изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия – как будто подул ветер.

Задание: изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, причёски, волнообразного движения фигуры.

Тема 14. Искусство народов гор и степей. – 1ч.

Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира. Поселение в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты. Задание: изображение селения в горах.

Тема 15. Искусство народов гор и степей.- 1ч.

Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта, как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. П.Кузнецов. Степь, Мираж в степи; живописные произведения художников азиатских стран.

Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.

Тема 16. Художественный образ культуры Средней Азии. – 1ч.

Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина – главный строительный материал. Присутствие крепостных стен. Здание мечети: купол, торжественно украшающий огромный вход – портал. Минареты. Купольные сооружения – мавзолеи. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой лазурными узорчатыми изразцами. Орнаментальный характер культуры. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.

Задание: работа над образом среднеазиатского города.

Тема 17. Художественный образ культуры Средней Азии.- 1ч.

Торговая площадь – шумный пёстрый базар – самое многолюдное место. Площадь окружают лавки ремесленников, создающие серебряные и медные сосуды, чаши, кувшины, ткани, яркие ковры, украшенное оружие. Караван.

Задание: Караван в пустыне. Учимся рисовать верблюда.


Тема 18. Образ художественной культуры Древней Греции.- 1ч.

Особое значение искусства Древней Греции. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Афинский Акрополь _ главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.

Задание: изображение древнегреческих храмов.

Тема 19. Образ художественной культуры Древней Греции. – 1ч.

Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Красота построения человеческого тела – «архитектура» тела, воспетая греками. Древнегреческая скульптура. Восхищение гармоничным человеком – особенность миропонимания в Древней Греции.

Задание: изображение фигур олимпийских спортсменов (фигура в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в одеждах).

Тема 20. Образ художественной культуры Древней Греции.- 1ч.

Искусство греческой вазописи. Роспись ваз, рассказывающая о повседневной жизни греков. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.

Задание: изображение древнегреческой вазы.

Тема 21. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.– 1ч.

Образ городов средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за городскими стенами. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Готические витражи и производимое ими впечатления. Средневековые замки.

Задание: изображение средневекового замка.

Тема 22 Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.- 1 ч.

Городская толпа, сословные разделения людей. Свои одежды, свои знаки отличия. Средневековые костюмы. Рыцарские турниры.

Задание: изображение рыцаря.

Тема 23 Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.- 1ч.

Городская толпа, сословные разделения людей. Свои одежды, свои знаки отличия. Средневековые костюмы. Рыцарские турниры.

Задание: изображение средневековой дамы. Тема 24. Многообразие художественных культур в мире.- 1ч.

Выставка работ и беседа помогут закрепить в сознании детей, что каждый народ – художник. Итог – не запоминание названий, а радость детей от того, что можешь поделиться открытиями иных, уже прожитых культурных миров.

Тема 25. Все народы воспевают материнство.- 1ч.

У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Развитие чувства восхищения матерью.

Задание: портрет мамы .

Тема 26. Все народы воспевают материнство.- 1ч.

У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Высшее проявление красоты – материнство. Мать и дитя.

Задание: рисунок «Я и мама».

Тема 27. Мудрость старости.- 1ч.

Есть красота внешняя и внутренняя. Главное – внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрость доброты.

Задание: изображение любимого пожилого человека –стремление выразить его внутренний мир.

Тема 28. Сопереживание – великая тема искусства.- 1ч.

С древних времён искусство стремилось вызвать сопереживание зритель. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение сострадания в искусстве. Через искусства художник выражает своё сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманный автором (больное животное, погибшее дерево, помощь старушке и т.д.).

Тема 29. Герои, борцы и защитники. – 1ч.

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства – живописи, графики, скульптуры, музыки, литературы. Героическая тема в искусстве разных народов. Воспитание сопереживания к павшим борцам за счастье Родины.

Задание: эскиз памятника герою.

Тема 30. Юность и надежды.- 1ч.

Тема детства, юности в искусстве. В искусстве всех народов присутствует мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Тема 31-32. Я- мультипликатор. – 21ч.

Профессия мультипликатора.

Задание: рисуем смешную бабочку и гусеницу.

Задание: рисуем героев своего любимого мультфильма .

Тема 33. Мои любимцы.- 1ч.

Животные зоопарка. Условия содержания. Правила поведения в обращении с дикими животными.

Задание: учимся рисовать кенгуру, крокодила.


Тема 34. Вернисаж - 1ч.

Итоговая выставка. Обсуждение детских работ.







Учебный план

(первый год обучения)

п/п

Дата прове-дения

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Теория

Практика

1


Изображение всюду вокруг нас.

Использовать  свои наблю­дения за природными явлени­ями в художественно-творчес­кой деятельности.


 Использовать 

различные художественные материалы и средства для создания выра­зительных образов природы.


 Передавать 

характер при­родных явлений выразитель­ными средствами изобрази­тельного искусства (цвет, ли­ния, форма, объём).



 Определять и

 характери­зовать 

эмоции, которые вы­зывают цвет в живописи, зву­ки в музыке, слова в стихах.



Образно 

воспринимать ис­кусство и окружающую действительность.



 Находить 

ассоциации при­родных форм, предметов бы­та, состояний природы, про­изведений различных видов искусства и т. д.



 Создавать 

простые

художе­ственные изделия.


 Использовать  художест­венные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель др.).


 Различать и использовать  основные и составные, теплые и холодные цвета.


 Продумывать 

композицию рисунка.

0,5

0,5

2


Мастер Изображения учит видеть.

0,3

0,7

3


Изображать можно пятном.

0,5

0,5

4


Изображать можно линией.

0,5

0,5

5


Разноцветные краски.

0,5

0,5

6


Золотая осень.

0,3

0,7

7


Многообразие форм в природе.

0,3

0,7

8


Мир полон украшений.

0,3

0,7

9


Узоры, которые создали люди.

0,5

0,5

10


Красоту нужно уметь замечать.

0,3

0,7

11


Как украшает себя человек.

0,3

0,7

12


Первый снег.

0,5

0,5

13


Морозный узор.

0,5

0,5

14


В гостях у Деда Мороза.

0,3

0,7

15


Новогодний праздник.

0,3

0,7

16


Мои любимые игрушки.

0,3

0,7

17


Мои друзья животные.

0,3

0,7

18


Постройка в нашей жизни.

0,3

0,7

19


Домики, которые построила природа

0,5

0,5

20


Дом снаружи и внутри.

0,3

0,7

21


Город, в котором мы живём.

0,3

0,7

22


Сказочная страна.

0,3

0,7

23


Праздник весны.

0,3

0,7

24


Портрет. Смешинки и злючки.

0,3

0,7

25


Портрет. Смешинки и злючки.

0,3

0,7

26


Портрет. Смешинки и злючки.

0,3

0,7

27


Животные.


1

28


Праздник весны. Весенние цветы.

0,3

0,7

29


Праздник весны. Весенние цветы.


1

30


Травы и жуки.

0,3

0,7

31


Травы и жуки.


1

32


Праздник Победы.

0,5

0,5

33


Здравствуй, лето!

0,3

0,7



Учебный план

(второй год обучения)

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Теория

Практика

1


Три основные краски, строящие многоцветие мира.

Использовать 

свои наблю­дения за природными явлени­ями в художественно-творчес­кой деятельности.


 Использовать 

различные художественные материалы и средства для создания

выра­зительных образов природы.


 Передавать 

характер при­родных явлений выразитель­ными средствами изобрази­тельного искусства (цвет, ли­ния, форма, объём).



 Определять и

 характери­зовать 

эмоции, которые вы­зывают цвет в живописи, зву­ки в музыке, слова в стихах.



Образно 

воспринимать 

ис­кусство и окружающую действительность.



 Находить 

ассоциации

при­родных форм, предметов бы­та, состояний природы,

про­изведений различных видов искусства и т. д.



 Создавать 

простые

художе­ственные изделия.


 Использовать  художест­венные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель др.).


 Различать и использовать  основные и составные, теплые и холодные цвета.


 Продумывать 

композицию рисунка.

0,5

0,5

2


Пять красок – всё богатство цвета и тона.

0,5

0,5

3


Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.

0,3

0,7

4


Выразительные возможности аппликации.

0,5

0,5

5


Выразительные возможности графических материалов.

0,3

0,7

6


Изображение и реальность. Животные.

0,3

0,7

7


Изображение и реальность. Животные.

0,3

0,7

8


Изображение и реальность. Животные.

0,3

0,7

9


Изображение и фантазия.

0,5

0,5

10


Украшение и реальность.

0,5

0,5

11


Украшение и реальность.

0,3

0,7

12


Украшение и фантазия.

0,5

0,5

13


Постройка и реальность.

0,3

0,7

14


Постройка и фантазия.

0,3

0,7

15


Выражение характера изображаемых животных.


1

16


Выражение характера изображаемых животных.


1

17


Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

0,5

0,5

18


Выражение характера человека в изображении; женский образ.

0,5

0,5

19


Выражение характера человека через украшения.

0,5

0,5

20


Выражение намерений через украшение.

0,5

0,5

21


Образ здания и его назначение.

0,5

0,5

22


Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

0,5

0,5

23


Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

0,5

0,5

24


Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

0,3

0,7

25


Выражение характера изображаемых животных.


1

26


Выражение характера изображаемых животных.


1

27


Выражение характера изображаемых животных.


1

28


Выражение характера изображаемых животных.


1

29


Выражение характера изображаемых животных.


1

30


Межгалактическое путешествие.


1

31


Межгалактическое путешествие


1

32


Межгалактическое путешествие


1

33


Межгалактическое путешествие


1

34


Вернисаж.

1



Учебный план

(третий год обучения)

п/п

Дата

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Теория

Практика

1


Твои игрушки придумал художник.

Использовать 

свои наблю­дения за природными явлени­ями в художественно-творчес­кой деятельности.


 Использовать 

различные художественные материалы и средства для создания

выра­зительных образов природы.


 Передавать 

характер при­родных явлений выразитель­ными средствами изобрази­тельного искусства (цвет, ли­ния, форма, объём).


 Определять и

 характери­зовать 

эмоции, которые вы­зывают цвет в живописи, зву­ки в музыке, слова в стихах.


Образно 

воспринимать 

ис­кусство и окружающую действительность.
 Находить 

ассоциации

при­родных форм, предметов бы­та, состояний природы,

про­изведений различных видов искусства и т. д.
 Создавать 

простые

художе­ственные изделия.

Использовать  художест­венные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель др.).
 Различать и использовать  основные и составные, теплые и холодные цвета.
 Продумывать

композицию рисунка.

0,5

0,5

2


Посуда в твоём доме.

0,5

0,5

3


Обои и шторы в твоём доме.

0,5

0,5

4


Твои книжки.

0,5

0,5

5


Поздравительная открытка.

0,5

0,5

6


Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

1


7


Памятники архитектуры – наследие предков.

0,5

0,5

8


Парки, скверы, бульвары.

0,3

0,7

9


Ажурные ограды.

0,3

0,7

10


Фонари на улицах и в парках.

0,3

0,7

11


Транспорт в городе.

0,3

0,7

12


Транспорт в городе.

0,3

0,7

13


Транспорт.


1

14


Транспорт.


1

15


Художественный облик города.

0,3

0,7

16


Музей – хранитель культуры.

1


17


Музей – хранитель культуры.

0,3

0,7

18


В музее хранятся картины.

Пейзаж.

0,3

0,7

19


В музее хранятся картины.

Натюрморт.

0,3

0,7

20


В музее хранятся картины.

Портрет.

0,3

0,7

21


В музее хранятся скульптуры.


0,3

0,7

22


Художественная выставка.

1


23


Театральная маска.

0,5

0,5

24


Театр кукол.

0,5

0,5

25


Художник в театре.

Театральный занавес, декорации.

0,5

0,5

26


Театральный плакат (афиша).

0,5

0,5

27


Художник и цирк.

0,5

0,5

28


Животные – артисты цирка.

0,3

0,7

29


Животные – артисты цирка.

0,3

0,7

30


Весёлый зоопарк.


1

31


Весёлый зоопарк.


1

32


Весёлый зоопарк.


1

33


Весёлый зоопарк.


1

34


Вернисаж.

1


Учебный план

(четвёртый год обучения)

п/п

Дата

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Теория

Практика

1


Пейзаж

родной земли.

Использовать 

свои наблю­дения за природными явлени­ями в художественно-творчес­кой деятельности.


 Использовать 

различные художественные материалы и средства для создания

выра­зительных образов природы.


 Передавать 

характер при­родных явлений выразитель­ными средствами изобрази­тельного искусства (цвет, ли­ния, форма, объём).



0,5

0,5

2


Гармония жилья и природы.

0,3

0,7

3


Красота и мудрость русской избы.

0,3

0,7

4


Образ русского человека. Русская национальная одежда.

0,5

0,5

5


Образ русского человека. Русская национальная одежда.

Определять и

 характери­зовать 

эмоции, которые вы­зывают цвет в живописи, зву­ки в музыке, слова в стихах.
Образно 

воспринимать 

ис­кусство и окружающую действительность.
 Находить 

ассоциации

при­родных форм, предметов бы­та, состояний природы,

про­изведений различных видов искусства и т. д.



0,5

0,5

6


Русские народные праздники.

0,3

0,7

7


Древнерусский

город-крепость.

0,3

0,7

8


Древние соборы.

Определять и

 характери­зовать 

эмоции, которые вы­зывают цвет в живописи, зву­ки в музыке, слова в стихах.
Образно 

воспринимать 

ис­кусство и окружающую действительность.
 Находить 

ассоциации

при­родных форм, предметов бы­та, состояний природы,

про­изведений различных видов искусства и т. д.
 Создавать 

простые

художе­ственные изделия.


0,5

0,5

9


Древнерусские войны-защитники.

0,5

0,5

10


Города

Русской земли.

1


11


Страна восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

0,5

0,5

12


Страна восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

Использовать  художест­венные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель др.).
 Различать и использовать  основные и составные, теплые и холодные цвета.

 Продумывать

композицию рисунка.

0,3

0,7

13


Страна восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

0,3

0,7

14


Искусство народов гор и степей.

0,5

0,5

15


Искусство народов гор и степей.

0,5

0,5

16


Художественный образ культуры

Средней Азии.

Использовать 

свои наблю­дения за природными явлени­ями в художественно-творчес­кой деятельности.


 Использовать 

различные художественные материалы и средства для создания

выра­зительных образов природы.


 Передавать 

характер при­родных явлений выразитель­ными средствами изобрази­тельного искусства (цвет, ли­ния, форма, объём).



0,5

0,5

17


Художественный образ культуры

Средней Азии.

0,3

0,7

18


Образ художественной культуры

Древней Греции.

0,5

0,5

19


Образ художественной культуры

Древней Греции.

0,3

0,7

20


Образ художественной культуры

Древней Греции.

Определять и

 характери­зовать 

эмоции, которые вы­зывают цвет в живописи, зву­ки в музыке, слова в стихах.
Образно 

воспринимать 

ис­кусство и окружающую действительность.
 Находить 

ассоциации

при­родных форм, предметов бы­та, состояний природы,

про­изведений различных видов искусства и т. д.
 Создавать 

простые

художе­ственные изделия.


0,5

0,5

21


Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

0,3

0,7

22


Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

0,3

0,7

23


Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

0,3

0,7

24


Многообразие художественных культур в мире.

1


25


Все народы воспевают материнство.

0,3

0,7

26


Все народы воспевают материнство.

0,3

0,7

27


Мудрость старости.

Использовать  художест­венные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель др.).
 Различать и использовать  основные и составные, теплые и холодные цвета.
 Продумывать

композицию рисунка.

0,3

0,7

28


Сопереживание – великая тема искусства.

0,5

0,5

29


Герои, борцы и защитники.

0,5

0,5

30


Юность и надежды.

0,5

0,5

31


Я- мультипликатор.


1

32


Я- мультипликатор.


1

33


Мои любимцы.

0,3

0,7

34


Вернисаж.

1





Используемая литература:

  1. «Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред. Парамоновой.

  2. «Школа Кота да Винчи». Автор К. Матюшкина

  3. «Уроки изобразительного искусства в начальной школе». Автор О.В.Островская.

  4. « Весёлые уроки волшебника Карандаша: Я рисую животных» . Автор Т.В. Галян.

  5. « Изобразительное искусство и художественный труд». Под рук. Б.М. Неменского.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!