СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности ЮИД «Дорожные грамотеи» социального направления для учащихся 3-4 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности ЮИД «Дорожные грамотеи» социального направления для учащихся 3-4 классов»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области



Рассмотрено

на заседании ПК

Протокол №____


от «___» августа 2020г.

Согласовано

Заместитель директора

по ВР

________С.А. Реутова


от «____» августа 2020г

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ №1 г. Россоши

___________ О.А. Коробейникова

Приказ №_______.

от «___» августа 2020г







Программа

внеурочной деятельности

ЮИД «Дорожные грамотеи»

социального направления

для учащихся 3-4 классов







Составитель: Котова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов,

ВКК






г. Россошь

2020 г.


Пояснительная записка.

Программа Юные Инспекторы Движения «Дорожные грамотеи» разработана в рамках, Федерального закона "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ, Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ, Статьи 29. «Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах»

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на три года обучения. Отряд ЮИД состоит из учащихся 3-4 классов. Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении ПДД учащимися начальной школы.

Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Актуальность

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков.

Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются:

-неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте,

-выход из-за стоящего транспорта,

-неподчинение сигналам светофора,

-нарушение правил езды на велосипедах и т.д.

Причины всему этому:

- неумение детьми оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций. Как правило, дети переоценивают свои возможности, считая себя быстрым и ловким.

- неправильно сформированные привычки перехода дороги. А это уже

вина взрослых людей, которые нарушают правила дорожного движения

на глазах у детей, или и того хуже вместе с детьми.

- недостаточная организация обучения основам безопасного поведения

на дорогах в семье, детском саду, школе и др. образовательных

организациях.

Грамотное и дисциплинированное поведение на улицах города - это наука оставаться в живых. Чтобы научить этому детей, каждый взрослый должен сам соблюдать правила дорожного движения.

Федеральный Закон N 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» с изменениями от 5 мая 2014 года. Статья 29. Говорят о том, что обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение.

Цель программы - профилактика детского дорожно-транспортного

травматизма

Задачи программы:

- сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;

- сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

- обучить грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях  на дороге.

- выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику

- обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

- повысить интерес школьников к велоспорту;

- практически закрепить знания и умения по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке;


  1. Общая характеристика учебного курса.

Программа ЮИД «Дорожные грамотеи» для обучения младших

школьников Правилам дорожного движения - это тематическая образовательная программа по дополнительному образованию детей социального направления.

В программу ЮИД «Дорожные грамотеи» заложен комплексный, системный подход к обучению детей младшего школьного возраста правилам дорожного движения.

Результаты обучения детей правилам дорожного движения должны отвечать главной задаче, стоящей перед образовательными учреждениями, педагогами, сотрудниками ГИБДД, родителями – это снижение статистики детского дорожно-транспортного травматизма, и как следствие – снижение детской смертности на дорогах.

Образовательная программа ЮИД «Дорожные грамотеи» - это программа, которая объединяет в себе основное и дополнительное образование. Это система организации внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения.

Кроме того, программный материал взаимосвязан с учебным предметом «Окружающий мир» и может быть рекомендован как дополнение к реализации данного курса. Используя коллективную (индивидуальную), групповую, самостоятельную деятельность обучающихся, учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, преемственность обучения, интегрированный подход, взаимосвязь обучения правилам дорожного движения с другими учебными предметами, вот то, что поможет любому педагогу, обучать детей основам безопасности дорожного движения.

Умелое использование современных образовательных технологий, разнообразных форм и методов обучения будет способствовать качественному усвоению детьми учебного материала.

Программный материал позволит активировать родителей в обучении детей правилам дорожного движения, привить интерес школьников к правилам через совместную познавательную и практическую деятельность: экскурсии, праздники, конкурсы, викторины и др.

Формы работы: поисково-исследовательская (марафон, шефская деятельность в ДОУ, профилактическая работа (участие в акциях, профилактических мероприятиях); учебно-познавательная (беседы, экскурсии, практические занятия на учебном перекрестке и др.), творческо-игровая (тематические конкурсы, соревнования, турниры, выступления агитбригад и др.); проведение теоретических и практических занятий на специализированной учебной территории (автогородок, автоплощадка на Станции Юных Техников г.Россоши ).

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, беседа, чтение, разучивание стихов, песен; прослушивание аудиороликов;

Наглядные – иллюстрации, пособия, занятия по прикладному и техническому творчеству, конкурс рисунков; работа с учебной и специальной литературой, дидактическим материалом; экскурсия (виртуальная, реальная), просмотр документальных и учебных фильмов.

Практические – тренинги, минутки безопасности, моделирование дорожных ситуаций (магнитные доски, стенды по БДД на СЮТ г.Россоши), изготовление наглядной агитации (брошюры, листовки, буклеты….), решение задач, тестовых заданий; совместное патрулирование, участие в с соревнованиях по БДД.

Информационные (интерактивное обучение) – электронные образовательные ресурсы, в.т.ч. ИКТ технологии с использованием мультимедийных компьютерных тестов, презентаций, компьютерных тестов

  1. Описание места учебного курса в учебном плане.

В программу ЮИД «Дорожные грамотеи» заложен комплексный, системный подход к обучению детей младшего школьного возраста в возрасте от 7 до 11 лет (3-4 класс) Правилам дорожного движения.

Программой предусмотрено – 40 % аудиторных часов, внеаудиторных активных (подвижных) занятий – 60 %. Программа «Дорожные грамотеи» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МКОУ СОШ № 1 г. Россоши.


Сроки реализации программы:

В 3 классе на обучение отводится 1 час в неделю - 34 часа в год. В 4 классе отводится 1 час в неделю – 34 часа в год.

Продолжительность занятий 35-45 мин. учебного времени.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Обновление содержания образования в условиях перехода на ФГО НОО предусматривает новые подходы к обучению детей младшего школьного возраста Правилам дорожного движения.


В программе используются принципы обучения:

- связь с жизнью:

местный, региональный и Федеральный компонент: законодательная база в области обеспечения БДД, особенности организации дорожного движения, знакомство с пассажирским автопредприятием, службой ГИБДД города, история развития Правил дорожного движения, дорог, детского движения ЮИД, дорожная безопасность;

- преемственность в обучении;

- личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении;

- принцип интеграции: связь с общеобразовательными предметами эстетического, математического, естественнонаучного, гуманитарного цикла, историей, физической культурой; транспортное воспитание в процессе сочетания различных дидактических инновационных игр, стимулирующих развитие психофизиологических качеств ребёнка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;

- принцип политехнизма: знакомство школьников с новейшими информационными технологиями в области организации дорожного движения (автоматизированная система управления дорожным движением и др.), профессиями, транспортными средствами, промышленным производством, достижениями науки техники в области дорожного движения;

- принцип взаимодействия социальных ролей: транспортное средство – водитель – пешеход – дорожные знаки – среда;

- принцип проблемно-развивающего обучения с применением творческо-поисковой деятельности школьников;

-принцип ситуационного метода, направленный на моделирование и анализ дорожных ситуаций.


Программа «Дорожные грамотеи» способствует:

- умственному развитию (обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, анализировать, обобщать, составлять рассказы по темам, грамотно излагать мысли, отвечать на вопросы, делиться жизненным опытом и оценивать действия других);

- нравственному развитию (формируется культура поведения в кругу сверстников, в семье, в социуме, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, толерантное поведение по отношению к сверстникам, уважительное и внимательное отношение к старшим, желание оказывать помощь другим людям.

- гражданско-патриотическому воспитанию воспитание гражданина с активной жизненной позицией, через привитие любви к родному краю, традициям, отношению к истории развития дорожного движения, службе обеспечивающей порядок на дорогах – ГАИ-ГИБДД, страшим товарищам ЮИД.

- эстетическому воспитанию. Учащиеся участвуют в конкурсах творческих работ, рисунков, плакатов, видеороликов и др. Занятия проводятся с применением красочного наглядного и дидактического материала;

- физическому воспитанию. На каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры, физкультминутки и различные двигательные задания по темам, тренинги на специализированных территориях (учебных перекрестках, автоплощадках, автогородке).


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- самостоятельность в принятии правильного решения;

- внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;

- убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения ПДД;

- здоровый образ жизни и навык самостоятельного самосовершенствования;

- развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказание первой доврачебной помощи;
- формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий);

- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- учиться планировать практическую деятельность;

- учиться предлагать свои приёмы и способы решения важных жизненных ситуаций;

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию;

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной деятельности.

- договариваться сообща;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

- знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог.

- знать названия, назначения и возможные места установки изучаемых дорожных знаков.

- определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу.

- знать значение сигналов светофора, регулировщиков.

- знать правила безопасного поведения на городских и загородных дорогах.

- самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта.

- знать группы знаков и их назначение, место установки, назначение дорожной разметки и виды.

- знать историю создания и устройство велосипеда;

- знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах;

- знать дорожные знаки для велосипедистов;

- безопасно переходить улицу и дорогу


5. Содержание учебного курса.

3 класс - первый год обучения (34 часа)

Улица полна неожиданностей (9часов)

Что такое ПДД? Зачем нужно знать ПДД? Экскурсия. Безопасность на улице. Движение пешеходов и машин. История ИЮД. Опасности, которые поджидают на дорогах города. Безопасный маршрут. (определение безопасного маршрута для движения в школу и из школы). Безопасная дорога. Конкурс рисунков.

Наши друзья (9 часов)

Почему дорожные знаки – наши друзья? Какие знаки для пешеходов, а какие для водителей? Назначение дорожных знаков. Творческая мастерская. Изготовление дорожных знаков. Учимся различать сигналы регулировщика. Конкурс рисунков. Викторина

Дорога (5 часов)

История возникновения дорог. Элементы дороги и их предназначение. Проезжая часть. Режим и порядок движения. Перекрестки и пешеходные переходы. Места, отведенные для пешеходов. Где можно и где нельзя играть детям

Транспорт (4 часа)

Виды транспорта. (наземный, подземный, воздушный….) Предназначение транспорта. Викторина. Презентация. Просмотр мультфильма. Специализированные и специальные транспортные средства. Для чего они предназначены. Кто является пассажиром. Составление памяток для водителей о безопасной езде.

Это должны знать все! (7 часов)

Какие правила должен знать пешеход. Правила передвижения в колонне в городской и загородной зонах. Правила перехода дороги. Правила безопасной езды на велосипеде, фигурное вождение велосипеда.


4 класс – второй год обучения (34 часа)

Дорожная азбука (10 часов)


Кто такие ЮИДовцы и чем они занимаются. Что ждет человека на улице. Составление маршрута для безопасного передвижения из дома в школу и из школы домой. Дорожные знаки. Изготовление памяток ко дню рождения автомобилиста. Улица. Тротуар. Проезжая часть. Игровая программа. Места, отведенные для перехода проезжей части. День памяти жертв ДТП Творческая мастерская. Изготовление раздаточного материала. Движение пешеходов одиночно и группами.


Дорога (7 часов)

История возникновения дорог. Элементы дороги: проезжая часть, разделительные полосы, тротуар, обочина, полоса движения, трамвайные пути. Кем регулируется дорожное движение. Чьим сигналам должен подчиняться водитель и пешеход, если на дороге стоит регулировщик. Движение в жилой зоне. «Осторожно - гололед!» Составление памяток

«Красный, желтый, зеленый» - игра

Транспорт (7 часов)

Места, отведенные для остановки и стоянки транспортных средств. Знаки, регламентирующие остановку и стоянку транспортных средств. Мы - пассажиры. Что можно и чего делать нельзя. Правила поведения в общественном транспорте. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. Викторина «Мы за безопасность на дорогах». Акция, посвященная Дню рождения ЮИД. «Учимся соблюдать правила дорожного движения». Ремень безопасности. Памятки водителям.

Основы медицинских знаний (4 часа)

Аптечка автомобилиста и ее содержание. Что такое первая помощь. Виды травм. Оказание первой помощи. Что нужно делать, чтобы лето было безопасным. Правила поведения у водоема, в лесу. Составление памяток. Участие в областном конкурсе «Безопасное лето»

«Мой друг – велосипед» (6 часов)

Велосипед – транспортное средство. История создания велосипеда. Устройство велосипеда. Как обезопасить себя во время поездки на велосипеде. Экипировка, виды и её назначение. Правила движения велосипедиста. Дорожные знаки для велосипедиста. Фигурное вождение велосипеда.


Изучение правил дорожного движения.

Теория

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Обочина. Прилегающие территории. Их предназначение.

Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

Виды дорожных знаков:

Предупреждающие знаки.

Знаки приоритета.

Предписывающие знаки.

Информационно-указательные знаки.

Знаки сервиса.

Знаки дополнительной информации.

Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Тормозной и остановочный пути. Дорожные ловушки.

Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки.

Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.

Действие водителя при запрещающем сигнале светофора или регулировщика.

Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело-лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, экипировка велосипедиста.

Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.


Практика:

- Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

- Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Разработка викторины по ПДД

- Проведение занятия с учащимися начальной школы.

- Помощь учащимся начальных классов в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».

-Участие в конкурсах по правилам ДД.


Разбор ДТП

Теория

- не покидать место происшествия

- установление факторов, повлиявших на факт случившегося;

- определение вины участников;

- теоретические основы оказания первой помощи

целью всех мероприятий является составление объективной картины ДТП

Практика

Первая доврачебная помощь при обмороке, ушибе, переломе, кровотечении.


Фигурное вождение велосипеда.

Теория.

Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода.

Практика.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда.

Составление памятки: «Юному велосипедисту».

Подготовка и проведение «Недели безопасности»

Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Участие в районных, областных акциях.

Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…


Препятствия (прохождение трассы):


- змейка;

- восьмерка;

- перенос предмета;

- перестроение с одной полосы движения на другую

- слалом;

- проезд под перекладиной;

- квадрат;

- желоб (доска)

- сужающаяся дорожка;

- прицельное торможение

  1. Календарно - тематическое планирование

3 класс - 34 часа

(первый год обучения)

п\п

Дата

план

Дата факт

Кол-во часов

Наименование темы

Улица полна неожиданностей. (9 часов)

1



1

Что такое безопасность? История ЮИД

2



1

Безопасность на улице. Город Россошь, в котором мы живем.

3



1

Опасности, которые нас поджидают на улицах города.

4-5



2

Мы идём в школу. Безопасный маршрут «Дом-школа; школа – дом»

6



1

Движение пешеходов и машин.

7-8



2

Правила перехода через дорогу. Акция «День автомобилиста»

9



1

Безопасная дорога. Конкурс рисунков

Наши друзья (9 часов)

1-2



2

Дорожные знаки. Акция «День памяти жертв ДТП»

3



1

Дорожные знаки для пешеходов.

4-5



2

Светофор. Сигналы светофора. Рисуем светофор.

6



1

Регулировщик. Сигналы регулировщика

7-8



2

Творческая мастерская Изготовление дорожных знаков

9



1

А знаешь ли ты? Викторина

Дорога ( 5 часов)

1



1

История дорог

2



1

Элементы дорог и их предназначение

3



1

Перекрестки. Виды перекрестков

4



1

Пешеходные переходы

5



1

Где можно играть? Встреча в госавтоинспектором.

Транспорт (4 часов)

1



1

Виды транспорта. Предназначение транспорта. Викторина. Презентация. Просмотр мультфильма

2



1

Специализированные и специальные транспортные средства

3



1

Мы пассажиры общественного транспорта.

4



1

Мы пассажиры личного транспорта. Составление памяток для водителей личного транспорта

Это должны знать все! (7 часов)

1



1

Правила движения в колонне.

2



1

Пешеход на загородной дороге.

3



1

Мой друг – велосипед. Правила безопасной езды на велосипеде

4



1

Фигурное вождение велосипеда

5



1

Фигурное вождение велосипеда

6



1

Фигурное вождение велосипеда

7



1

Фигурное вождение велосипеда

Итого: 34 ч


Календарно - тематическое планирование

4 класс - 34 часа

(второй год обучения)

п\п

Дата

план

Дата факт

Кол-во часов

Наименование темы

Дорожная азбука (10 часов)

1



1

Вводное занятие. ПДД. Мы ЮИДовцы

2



1

Улица полна неожиданностей. Экскурсия

3



1

«Безопасный путь: Дом-школа-дом»

4



1

Движение пешеходов и машин

5



1

Дорожные знаки. Изготовление памяток ко дню рождения автомобилиста

6



1

Улица. Тротуар. Проезжая часть. Игровая программа

7



1

Где и как надо переходить дорогу?

8



1

День памяти жертв ДТП Творческая мастерская . Изготовление раздаточного материала

9



1

Движение пешеходов индивидуально и группами

10



1

Перекресток и его виды

Дорога (7 часов)

1



1

Дорожная разметка и её предназначение

2



1

Регулирование дорожного движения

3



1

Сигналы регулирования дорожного движения. Игра.

4



1

Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика Игра.

5



1

Жилая зона Регулирование дор.движ.в жилых зонах

6



1

«Осторожно -гололед!» Составление памяток

7



1

«Красный, желтый, зеленый»

Транспорт (7 часов)

1



1

Остановка и стоянка транспортных средств. Знаки, регламентирующие остановку и стоянку транспортных средств

2



1

Мы - пассажиры. Правила поведения в общественном транспорте

3



1

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. Викторина «Мы за безопасность на дорогах»

4



1

День рождения ЮИД

5



1

Виды транспорта (наземный, водный, воздушный)

6



1

«Учимся соблюдать правила дорожного движения»

7



1

Ремень безопасности

Основы медицинских знаний (4 часа)

1




Аптечка автомобилиста. Оказание первой помощи.

2




Виды травм.

3-4




Безопасное лето. Правила поведения у водоема, в лесу.

«Мой друг – велосипед» (6 часов)

1




Велосипед. История создания велосипеда.

2




Устройство велосипеда

3




Экипировка. Её назначение.

4-5




Правила движения велосипедиста. Дорожные знаки для велосипедиста.

6




Фигурное вождение велосипеда

Итого: 34 часа


Требования к результатам первого года обучения:

- Знать основные части улицы и дороги,

- общие правила перехода улиц и дорог;

- определять наиболее опасные участки улиц и дорог;

- знать дорожные знаки для пешехода;

- знать сигналы светофора;

- места, отведенные для игр;

- знать причины дорожно-транспортных происшествий;

- правила поведения в общественном транспорте;

- основные правила движения велосипедиста.

Требования к результатам второго года обучения:

- знать название и назначение дорожных знаков, места их установки;

- назначение сигналов светофора и регулировщика;

- знать правила поведения на улицах города и загородных улицах;

- знать правила дорожного движения и правильно переходить проезжую часть;

- знать правила оказания первой помощи;

- знать правила пассажира общественного транспорта;

- знать основные правила для велосипедистов;

- знать какая экипировка должна быть у велосипедиста и для чего она нужна.


После изучения данной программы дети знают:

- правовые основы области обеспечения БДД на территории РФ, в Международном праве;

- деятельность ГИБДД;

- правила движения специальных транспортных средств;

- виды транспорта;

- приемы езды на велосипеде,

- скоростной режим ТС в различных климатических условиях;

- правила остановки, стоянки ТС, приемы пользования внешними световыми приборами;

- ответственность участников дорожного движения за нарушения ПДД;

- историю развития деятельности отрядов ЮИД

умеют:

- определять безопасные места для игр на улице;

- умеют оценивать действия других участников движения

- различать направление движения транспортных средств; правостороннее и левостороннее движение;

- вызвать скорую помощь;

владеют:

- приемами безопасного перехода проезжей части дороги по пешеходным переходам, регулируемым и нерегулируемым перекресткам;

- культурой участников дорожного движения

- осознанными навыками безопасного поведения на улицах города.


Формы учета и оценка знаний, умений

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем накопления материалов по типу «портфолио», а так же выполнения проекта, который может выполняться индивидуально и группой учащихся, отчёта о проделанной работе (реферат, буклет, стенгазета, альбомом, участие в конкурсе).

Один из результатов оценки проявляется в участии детей в конкурсах, акциях, фестивалях, в проведении профилактической работы.

Другой вариант оценки является показателем положительной динамики личностного роста детей, в развитии самостоятельности и ответственности, в умении применять полученные знания на практике.



Материально-техническая база

1. Видеоматериал


Название ресурса

Характеристика ресурса

1

Азбука безопасности на дороге.

Видео уроки из цикла «Уроки тётушки Совы»

2

Азбука безопасности. Смешарики на дороге.

19 серий

3

Юный пешеход

Электронный учебно-методический комплекс

4

Дорожная безопасность

Робокар Поли

5

Азбука безопасности - Пешеходные правила

Сборник (все серии)

6

http://sakla.ru/video/list/2

Портал по безопасности дорожного движения.

Мультфильмы и видеоуроки



Наглядные пособия:

макет светофора;

наглядная агитация для родителей и детей;

плакаты, сюжетные картинки;

переносные знаки ДД;

флажки для перехода улиц;

планшеты с перекрестком;

дорожные знаки.

Дополнительные материалы:

слайдовые презентации, видеофильмы;

раздаточный материал по теме;

Детская художественная литература:

Бендерев О. «Азбука безопасности»

Бедарев О. «Если бы…», «Азбука безопасности».

Гинзбург Н. «Колесо».

Гончарова Е. «Машинки».

Головко В. «Правила движения»

Гурина И. «Правила дорожного движения»

Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»

Дорохов П. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»

Дмоховский А. «Чудесный островок»

Дорохов А. « Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлакбаум»

Житков Б. «Светофор»

Иванов А. «Азбука безопасности - Как неразлучные друзья дорогу переходили»

Иришин В. «Прогулка по городу»

Клименко В. «Происшествие с игрушками»

Калинина Н.Д. «Как ребята переходили улицу»

Кончаловская Н. «Самокат».

Михалков С. «Моя улица», «Скверная история», «Шагая осторожно»

«Светофор», «Одна рифма», «Дядя Степа милиционер», «Бездельник светофор», «Моя улица», «Велосипедист».

Носова Н. «Автомобиль»

Никитина Н. «Правила маленького пешехода»

Усачев А. «Домик у перехода»

Пишумов Я. «Юрка живет на другой стороне», «Песенка о правилах», «Посмотрите, постовой», «Азбука города»

Пишумов Я. «Посмотрите, постовой», «Машина моя», «Песенка о правилах».

Пляцковский И. «Светофор».

Прокофьев С. «Мой приятель-светофор».

Северный А. «Светофор», «Три чудесных цвета»

Семернин В. «Запрещается-разршается».

Серяков И. «Улица, где все спешат», «Машина, которую рисовать научили», «Ученый дружок».

Семеркин В. «Запрещается – разрешается»

Сорокин Н. «Перекресток»

Тимофеев В. «Для пешеходов»

Шорыгина Т. «Марта и Чичи идут в парк»

Шалобаев А. «Посмотри налево, посмотри направо!»

Юрмин Ф. «Любопытный мышонок»


Используемая литература



  1. Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1-4 класса, - М.:Ливр,1997.

  2. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник

вышел на улицу: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008.

  1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма : система работы в образовательном учреждении / авт.-сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова. - Волгоград : Учитель, 2006

  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и общее образование. / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В. А. Горского - М.: Просвещение, 2011.

  3. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по

изучению Правил дорожного движения/ авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.:

Глобус, 2006.

21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!