СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по теме: « Проектория »

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по теме: « Проектория »»

Программа внеурочной деятельности по теме:

« Проектория »

10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания.

Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.


Общая характеристика внеурочного курса.

Предложенный внеурочный курс « Твоя профессиональная карьера» может быть полезен каждому при выборе профессии. Выбор профессии определяет жизненный путь на долгое время, учитывая личные склонности к тому или иному виду деятельности. Для этого в курс включены деловые игры, тестирования.

Чем раньше учащиеся смогут поставить перед собой конкретную цель, тем короче будет путь ее достижения. Чем больше они сообразуют свой выбор с ситуацией на городском рынке труда, тем успешнее будет дальнейший жизненный путь.

Очень важно для учащихся правильно спланировать свое профессиональное будущее, выбрать профессию, которая станет любимым делом.


Изучая этот курс, учащиеся познакомятся:

1.С анализом положения в ведущих отраслях хозяйства.

2.С работой самых успешных фирм города.

3.С примерами кадровой политики конкретных организаций Омска.

4.Познакомят учащихся и с системой высшего, начального и среднего профессионального образования.


Изучив курс, учащиеся смогут найти ответы на вопросы:

1.Где применить себя?

2.Что такое совместное предприятие?

3.Как правильно выбрать будущую профессию?

4.Какие права и обязанности есть у выпускников школ?

5.Какие специалисты особенно нужны на современном рынке труда?

6.Как правильно искать работу и от чего зависит возможность трудоустройства?


Разрабатывая планы профессионального будущего, следует учесть профессиональные интересы и предпочтения, способности к тому или иному виду деятельности, востребованность профессии на рынке труда. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности. Только тогда, когда все это будет принято во внимание, можно рассчитывать на удачу.

Программа имеет модульную структуру. Каждый из трех модулей заканчивается практикой работой учащихся. Это дает возможность индивидуализировать процесс изучения материалов.


ЦЕЛИ КУРСА:

  • Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

  • Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствования;

  • Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.


Место внеурочного курса.


Внеурочный курс «Пректория » состоит из двух частей — теоретической и практической. Общее количество часов в 10 классе 36 ч,


Межпредметные связи.

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс- конференция, индивидуальные и групповые беседы.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведения занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.


Планируемые результаты изучения учебного предмета.


Учащиеся должны знать:

-значение профессионального самоопределения,

-требования к составлению личного профессионального плана;

-правила выбора профессии;

-понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

-понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

-понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

-значение творческого потенциала человека, карьеры;

-источники получения дополнительной информации об интересующих их профессиях и способах получения желаемого профессионального образования;

-образовательные учреждения, которые дают желаемый уровень профессионального образования и требования к абитуриентам;

-варианты более полного выявления и развития задатков, способностей к определенным видам профессиональной деятельности.


Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.


Учащиеся должны уметь:

-соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

-составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

-использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

-анализировать профессиограммы, информацию по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

-пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

-обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

-приводить пример, указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий;

-выявлять тип своей будущей профессии;

-определять свои профессиональные предпочтения;

-определять цели своей собственной карьеры;

-выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

-делать вывод о необходимости соотносить свои желания (хочу) со своими способностями и возможностями (могу) и требованиями рынка (надо);

-анализировать результаты получения специальных знаний в рамках профессионального образования, выявляя степень соответствия имеющихся задатков и способностей требованиям конкретных профессий;

-обоснованно анализировать потребности рынка труда города и области;

-обоснованно выбирать соответствующие желаниям и возможностям обучающегося, его семьи тип профессионального образования, место и форму его получения;

-организовывать качественную подготовку к поступлению в конкретное учебное заведение.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА

« Проектория » 10 КЛАСС



Тема урока


Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала


Знать:

- роль профессионального самоопределения в жизни человека;

- основные разделы программы курса;

- понятие личного профессионального плана;

- основные структуры личного профессионального плана;

Уметь:

- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

- составлять личный профессиональный план

1-3

Профессия и человек. Что такое профессия

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Личный профессиональный план.

4

Место диагностики в образовательном процессе.

Практическая работа: составление

индивидуальной программы самовоспитания

Информация об уровнях и видах учебных заведений. Работа с опросником ЛПП. Профориентационная игра «Эпитафия» и «Звездный  час»,  позволяющая соотнести свое представление о счастье с  определенной профессиональной деятельностью. Осознание основных личностных смыслов. Анализ индивидуального анкетированная. Профессиограммы.

5-8

Профессия и время.

Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии

 профессиональная пригодность;        проектирование профессионального жизненного пути;         определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

9

Потребность и причины смены профессии

Отношение к деятельности, к людям, л, самому себе, к предметно

Занятость населения, безработица. Построение личного профессионального маршрута.

10-14

Какие бывают профессии

"Хочу" - склонности, интерес. "Могу" - возможности человека. "Надо" - потребности рынка труда. Понятие о профессии, специальности и должности.

профессиональная пригодность;        проектирование профессионального жизненного пути;        

15

Проблема готовности к профессии

Творческое отношение к

собственной жизни.

Целеустремлённость в преодолении жизненных трудностей при устройстве

своей профессиональной судьбы .

Уточнение образа наиболее привлекательной профессии. Работа с дифференциально-диагностическим опросником. Составление схемы «Оптимальный выбор профессии», обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии.


16

Как классифицировали профессии за рубежом?

Система профессионального технического, среднего-спец. и

высшего образования в Карелии и

Северо-западном регионе России.

Осознание необходимости учитывать  личностные особенности и требования к профессии

17-20

Наиболее распространенная отечественная классификация профессий.

Характеристика профессий типа

«человек-человек», «человек-техника» "человек-знак", «человек-природа», «человек- художественный образ»

Рынок, его функции, структура. Конкуренция, формирование рыночной инфраструктуры. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Занятость населения, безработица. Построение личного профессионального маршрута.

21

Житейские способы классификации профессий.

Характеристика профессий типа

«человек-человек», «человек-техника» "человек-знак", «человек-природа», «человек- художественный образ»

  ориентироваться в типах и подтипах профессий;

·  составлять личный профессиональный план;

·проектировать свою профессиональную карьеру

22-23

Где и как можно приобрести профессию

Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональное образовательное учреждение. Система профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы, курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, институт, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения квалификации. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.

Обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии. Что должен знать абитуриент. Рейтинг профессий. Осознанный выбор.


24-25

Сформированность профориентационно значимой компетенции.

Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.


Понятие о способах классификации профессий  по различным признакам. Знакомство с типами , группами , отделами профессий.

Знать:

- определение понятий «характер» «самооценка»

- виды черт характера.

- определение понятия «самоопределение личности»;

- виды самоопределения

- определение понятия «профессиональное самоопределение»


Уметь:

- соотносить поведение человека с его чертами характера

- выявлять уровень собственной самооценки

- называть свои ценностные ориентации

26-28

Профессиональный успех и здоровье.

Понятие профпригодности. Знакомство с описаниями

Составляющие профессиональной пригодности. Роль здоровья , образования, способностей , личностных качеств в профессиональном самоопределении. Служба занятости.


29-30

Познай себя. Ваши интересы и склонности.

Тестирование

Психологическая хар-ка типа темперамента, особенности и: проявления в проф. деятельности

Практическое задание: выполнение

опросника Айзенка.


31

Выявление своей личности

«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «Образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «Я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «Я»).


32-33

Тестирование.

Тестирование « Познание своей личности».

Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии


34

Что помогает нам познать мир.

Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проект.


Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;

Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования




















Содержание внеурочного курса.


10 класс ( Всего 34 часа)

Тема урока

Дата

1

Профессия и человек. Что такое профессия

01.09

2

Профессия и человек. Что такое профессия

08.09

3

Профессия и человек. Что такое профессия

15.09

4

Место диагностики в образовательном процессе.

22.09

5

Профессия и время.

29.09

6

Профессия и время.

06.10

7

Профессия и время.

13.10

8

Профессия и время.

20.10

9

Потребность и причины смены профессии

27.10

10

Какие бывают профессии

03.11

11

Какие бывают профессии

10.11

12

Какие бывают профессии

17.11

13

Какие бывают профессии

24.11

14

Какие бывают профессии

01.12

15

Проблема готовности к профессии

08.12

16

Как классифицировали профессии за рубежом?

15.12

17

Наиболее распространенная отечественная классификация профессий.

22.12

18

Наиболее распространенная отечественная классификация профессий.

29.12

19

Наиболее распространенная отечественная классификация профессий.

12.01

20

Наиболее распространенная отечественная классификация профессий.

19.01

21

Житейские способы классификации профессий.

26.01

22

Где и как можно приобрести профессию

02.02

23

Где и как можно приобрести профессию

09.02

24

Сформированность профориентационно значимой компетенции.

16.02

25

Сформированность профориентационно значимой компетенции.

02.03

26

Профессиональный успех и здоровье.

09.03

27

Профессиональный успех и здоровье.

16.03

28

Профессиональный успех и здоровье.

23.03

29

Познай себя. Ваши интересы и склонности.

06.04

30

Познай себя. Ваши интересы и склонности.

13.04

31

Выявление своей личности

20.04

32

Тестирование.

27.04

33

Тестирование.

04.05

34

Что помогает нам познать мир.

11.05

35

Что помогает нам познать мир.

18.05

36

Что помогает нам познать мир.

25.05

















Методическая литература:

Учебники:

1.Твоя профессиональная карьера: Учеб.для 10-11 кл./ Под ред. С.Н.Чистяковой -М.: Просвещение.2010г.

Методическая литература

  1. Бендюков И.М./Твоя профессиональная карьера. - М.2000.

  2. Бондарев В./Выбор профессии. - М.-1989.

  3. Воробьев А.М./Тренинг интеллекта - М.-1989.

  4. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов М.-1990.

  5. Климов Е.А./Введение в психологию труда М.-1988.

  6. Климов Е.А./Как выбирать профессию?М.-1990.

  7. Коломенский Я.Л./Беседы о тайнах психики. Минск.-1990.

  8. Коломенский Я.Л./Человек психология М.-1986.

  9. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя /С.Н.Чистяковой, И.А.Умовская, Т.И.Шалавиной, А.И.Цуканов; Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной.- 2-е изд.-М: Просвещение, 1996.-189 с..

  10. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Мин, образования РФ. -М.: Дрофа.-2000.

  11. Павлютенко Е.М./Кем быть?.Киев.-1989. 16.Переход к рынку: концепция и программа. - М.-1990.

  12. Прощицкая Е.Н./Выбирайте профессию. - М.-1990.

  13. Технология 5-11 классы/программно-методические материалы. - М.:.Дрофа. 2000.

  14. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н./Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. - М.-1987.


Дополнительная литература:

  1. Дидактический материал к курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн, для учителей /С.Н.Чистякова, И.А.Умовская.-2-е изд.-М.: Просвещение. 1996.

  2. Методические материалы образовательной программы «Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда», блок 3. М.Бендюков, И.Соломин – С.Петербург

  3. Лучшие психологические тесты/ Пер. с ангел. Е.А.Дружининой. – Харьков

  4. Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – Минск.: изд-во.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!