СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по курсу логоритмики

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: развитие всех компонентов речевого здоровья  обучающихся на основе обучения логоритмике.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по курсу логоритмики»



























Цель программы: развитие всех компонентов речевого здоровья обучающихся на основе обучения логоритмике.

Задачи:

1) Развитие всех компонентов устной речи детей младшего школьного возраста (лексического строя, грамматики, фонетико-фонематической системы, слоговой структуры и связной речи) в музыкально-ритмическом контексте.

2) Формирование элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека, и о роли речевого здоровья.

3) Формирование представлений об оздоровительном влиянии музыки и движения на здоровье человека.

4) Улучшение общего физического здоровья первоклассников с ОВЗ (формирование осанки, совершенствование общей и мелкой моторики).

5) Развитие умений слушать и слышать музыкальные произведения, сопровождаемые речью (музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти).

6) Формирование навыков вербального и невербального общения в неформальных условиях логоритмических занятий.



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

К концу курса учащиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:

  • Узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;

  • Понимать по условно-графической схеме звуковой состав слова;

  • Проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;

  • Уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;

  • Узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

  • Правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;

  • Правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

  • Уметь распространять предложения.


Содержание курса внеурочной деятельности по «Логоритмике»

Особенность курса заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной , и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

В программе логоритмического занятия:



– нормализация темпа и ритма речи;



– развитие речевой моторики для правильного произношения звуков;



– развитие слухового внимания;

– развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе);


– развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;


– развитие пространственной организации движений (как профилактика оптической дисграфии при обучении в школе);


– развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания;


– увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов;


– воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.




Занятие по логоритмике включает следующие виды деятельности:

  • Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют четкую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

  • Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определенные группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.

  • Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

  • Упражнения на активизацию внимания и памяти. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

  • Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-100. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

  • Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

  • Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

  • Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи.

  • Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

  • Игра на музыкальных инструментах.Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память и пр.

  • Пальчиковые игры. Науке давно известно, развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

  • Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

  • Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

  • Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

  • Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.

Все перечисленные виды деятельности делятся на две большие группы:



  • А) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов);



  • Б) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!