Программа
внеурочной деятельности
по английскому языку
для учащихся 5 – 6 классов
«Великобритания-страна изучаемого языка»
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………..2
Результаты освоения курса………………………………………….6
Содержание курса…………………………………………………....8
Тематическое планирование………………………………………...11
Список учебно-методической литературы…………………………14
Пояснительная записка
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и видеоматериалами.
Цель программы:
Расширение кругозора обучающихся о Великобритании и формирование коммуникативных и социальных навыков, социокультурной компетенции, посредством применения современных технологий, что позволит обеспечить эффективность коммуникации в контексте межкультурного общения.
Задачи:
прививать интерес и любовь к английскому языку, уважение к культуре страны изучаемого языка;
воспитывать чувство толерантности, товарищества и ответственности за совместную работу, готовность к коллективному творчеству;
развивать память, внимание, мышление, фантазию, эстетический вкус, умения речевого взаимодействия;
повышать общую языковую культуру;
расширять кругозор;
развивать межкультурную, коммуникативную, языковую, речевую компетенции;
совершенствовать навыки чтения и аудирования оригинальных аутентичных текстов;
познакомить с новой лексикой и речевыми оборотами и активизировать их в речи;
совершенствовать произносительные навыки, а также способствовать развитию навыков диалогической и монологической речи.
Отличительные особенности
В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия, исследовательские методы, и аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам и презентациям, которые создают языковую среду на уроках и являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.
Возраст учащихся: Данная программа предусматривает построение процесса обучения с учащимися 11-13 лет в группе из 10-15человек.
Сроки реализации: Данная образовательная программа рассчитана на 2 года
( 5 и 6 класс) и включает в себя все основные факты из истории и особенности жизни англоговорящих стран.
Формы и режим занятий
Формы занятий:
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
Режим занятий:
Обучение будет происходить в течение 2- х лет, 34 часа в год по 1 часу в неделю, всего 68 часов.
Результаты освоения курса
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
Способы проверки:
начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют дети);
промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН за 1 полугодие);
итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Формы подведения итогов:
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является промежуточное и итоговое тестирование. Знания, получаемые детьми на занятиях, могут быть оценены также на открытых занятиях, отчетных творческих мероприятиях и школьных конференциях.
В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
Контроль и оценка должны не только показывать степень овладения знаниями, но и формировать у школьника уважительное отношение к себе, поддерживать уверенность его в своих силах.
Содержание курса
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
В содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.
Содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык– информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Формы занятий:
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Дидактический материал:
схемы;
стенды;
плакаты;
словари, энциклопедии.
Техническое оснащение занятий:
проигрыватель для компакт-дисков;
компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
компьютер с Интернетом;
проектор.
Формы подведения итогов:
выступления детей на открытых мероприятиях;
участие в конкурсных мероприятиях;
контрольные занятия;
итоговое занятие;
защита проектов;
школьная конференция.
Тематическое планирование
5 класс « Путешествие по Великобритании»
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов |
| Тема 1. Знакомство с Великобританией. | 6 часов |
1. | Географические особенности Великобритании. | 1 час |
2. | Климат, погода. | 1 час |
3. | История Великобритании. | 1 час |
4. | Шотландия. | 1 час |
5. | Уэльс. | 1 час |
6. | Северная Ирландия. | 1 час |
| Тема 2. Достопримечательности Лондона. Памятники культуры и искусства. | 10 часов |
1. | Букингемский дворец. | 1 час |
2. | Вестминстерское аббатство. | 1 час |
3. | Лондонский Тауэр. | 1 час |
4. | Парки Лондона. | 1 час |
5. | Трафальгарская площадь. | 1 час |
6. | Собор св. Павла. | 1 час |
7. | Биг Бэн и здание парламента. | 1 час |
8. | Музей восковых фигур мадам Тюссо. | 1 час |
10. | Конкурс газет, презентаций и буклетов «Достопримечательности Лондона» | 2 часа |
| Тема 3. Обычаи и традиции Великобритании. | 9 часов |
1. | Любимые занятия британцев. | 2 часа |
2. | Традиционные английские блюда. Правила поведения за столом. Английское чаепитие. | 3 часа |
3. | Национальные виды спорта. | 3 часа |
4. | Викторина «Что вы знаете о Великобритании?» | 1 час |
| Тема 4. Праздники. | 9 часов |
1. | Хэллоуин. | 1 час |
2. | Ночь Гая Фокса | 1 час |
3. | Рождество. Письма Санта Клаусу. | 2 часа |
4. | День Святого Валентина. | 1 час. |
5. | День Матери. | 1 час. |
6. | Пасха. Отличие от Пасхи в России. | 1 час. |
7. | Конкурс газет, презентаций и открыток «Календарь праздников в Великобритании». | 2 часа |
Итого | | 34 часа |
6 класс «Путешествие по Великобритании»
| Тема 1. Знаменитые люди Великобритании. | 9 часов |
1. | Группа «Битлз». | 1 час. |
2. | Уильям Шекспир. | 1 час. |
3. | Роберт Бёрнс. | 1 час. |
4. | Маргарет Тетчер, Уинстон Черчиль | 1 час. |
5. | Джордж Бернард Шоу. | 1 час. |
6. | Джоан Роулинг. | 1 час. |
7. | Чарли Чаплин. | 1 час. |
8. | Конкурс презентаций и газет «Знаменитые люди Великобритании» | 2 часа |
| Тема 2. Политическая система Великобритании. | 9 часов |
1. | Корона: королева Елизавета 2. | 1 час |
2. | Королевская семья. | 1 часа |
3. | Принцесса Диана. | 1 час |
4. | Британский парламент. | 1 час |
5. | Палата лордов. | 1 час |
6. | Палата общин. | 1 час |
7. | Суды Великобритании. | 1 час |
8. | Конкурс газет, презентаций «Политическая система Великобритании» | 2 часа |
| Тема 3. Образование в Великобритании. | 8 часов |
1. | Школы и обучение. | 2 часа |
2. | Оксфордовский университет. | 2 часа |
3. | Кэмбриджский университет. | 2 часа |
4. | Форма в школах и университетах. | 1 час |
5. | Экзамены и сертификаты. | 1 час |
| Тема 4. Экскурсия по городам Великобритании. | 5 часов |
1. | Бирмингем. | 1 час |
2 | Ливерпуль. | 1 час |
3. | Манчестер. | 1 час |
4. | Ноттингем. | 1 час |
5. | Бристоль. | 1 час |
6. | Викторина «Что Вы знаете о Великобритании?» | 1 час |
7. | Конкурс проектов «Великобритания - далёкая и близкая» | 2 часа |
Итого | | 34 часа |
Список учебно-методической литературы
Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2004
«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2006г)
«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2000г)
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2002г.)