Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт. Смирных
МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО /_______/ Волкова В. В. Протокол № ____ от «___» ___________2023г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР /______/ Ушакова Л. М. «___» ___________2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор /_______/ Пушкель Г. Ф. Приказ № ____ от «___» ___________2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Пишем правильно и грамотно»
на 2023 – 2024 учебный год
КЛАСС 4 Б
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1, всего за год 34 ( 4класс).
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 год
Составитель
Каневская О.В.
учитель начальных классов
пгт. Смирных, 2023
П ояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015);
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672).
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Программа рассчитана на год обучения (пропедевтический курс). Занятия проводятся один раз в неделю (внеурочная деятельность).
Цель программы – повышение качества подготовки к ВПР по русскому языку выпускников начальной школы.
Задачи программы:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку;
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР;
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умения работать в группе.
Программа построена по принципу развивающего обучения, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний о предмете «Русский язык».
Программа предназначена для учащихся 4 классов, реализуется в течение 1 учебного года и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- интерес к изучению языка;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
- способность к оценке своей учебной деятельности.
- стремление к совершенствованию собственной речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиям данной задачи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов текстов;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметные результаты
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
производить фонетический разбор слов, характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
Обучающиеся получат возможность научиться:
• проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму, оценивая правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся научатся:
• правильно произносить орфоэпически трудные слова.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
• правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Раздел «Морфемика и словообразование»
Обучающиеся научатся:
• проводить словообразовательный анализ;
подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• сравнивать слова, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• подбирать синонимы; использовать их для объяснения значений слов;
• подбирать антонимы для характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
• определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
• определять три типа склонения существительных;
• определять названия падежей и способы их определения;
• определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному алгоритму, оценивая правильность проведения морфологического разбора.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
• определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные;
• определять однородные члены предложения;
• составлять схемы предложений с однородными членами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выполнять синтаксический разбор предложения в соответствии с предложенным алгоритмом, оценивая правильность разбора.
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
правильно писать слова с изученными орфограммами;
видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки;
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
• различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
• обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
• составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
создавать связные устные высказывания на заданную тему.
Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Формы внеурочной деятельности:
групповая работа;
работа в парах;
фронтальная работа;
индивидуальная работа.
Тематическое планирование
Текст- 4ч.
Предложение-6ч.
Слово - 4 ч.
Части речи - 6 ч.
Орфоэпия - 5 ч.
Правописание-3ч.
Проверочные работы- 5ч.
Анализ выполненных работ – 1ч.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Виды деятельности учащихся | Дата проведения |
Текст- 4ч. |
1. | Типы текста: повествование, описание, рассуждение. | Выработка умения различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). | 05.09.23 |
2. | Текст. Основная мысль текста. | Упражнение в определение основной мысли текста | 12.09.23 |
3. | Текст. План текста. | Упражнение в составление плана текста | 19.09.23 |
4. | Текст. Содержание текста. | Упражнение в составление вопросов по содержанию текста | 03.10.23 |
Предложение-6ч. |
5. | Грамматическая основа предложения. | Упражнения в разборе предложения по членам | 10.10.23 |
6. | Однородные члены предложения. | Упражнения в разборе простых и сложных предложений. | 17.10.23 |
7. | Простое и сложное предложение | Упражнения в разборе предложения с однородными членами | 24.10.23 |
8. | Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами | Упражнения в постановке знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами | 31.10.23 |
9. | Знаки препинания в сложном предложении | Упражнения в постановке знаков препинания в сложном предложении | 13.11.23 |
10. | Пробная работа. Вариант 1 | Написание пробной работы | 20.11.23 |
Слово – 4 ч. |
11. | Слово и его лексическое значение. Синонимы, антонимы. | Работа с толковым словарем. Подбор синонимов, антонимов | 27.11.23 |
12. | Фразеологические обороты и употребление их в речи | Выработка умения находить фразеологизмы в текстах, объясняя их значение. | 04.12.23 |
13. | Части слова. Разбор слов по составу | Упражнение в разборе слов по составу | 11.12.23 |
14. | Словообразовательный разбор. | Выработка умения производить словообразовательный разбор. | 18.12.23 |
Части речи – 6 ч. |
15. | Повторение изученного о частях речи | Упражнение в определении частей речи в предложениях. | 25.12.23 |
16. | Имя существительное. | Упражнение в разборе имени существительного как части речи | 15.01.24 |
17. | Имя прилагательное. | Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи | 22.01.24 |
18. | Глагол. | Упражнение в разборе глагола как части речи. | 29.01.24 |
19. | Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения | Выработка умения различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям | 05.02.24 |
20. | Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения | Выработка умения различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям | 12.02.24 |
Орфоэпия – 5 ч. |
21. | Слог. Ударение. Орфоэпический словарь | Упражнение в постановке ударения в словах. | 19.02.24 |
22. | Правило употребления предлогов о и об. Склонение слов ОБЕ, ОБА. | Выработка умения давать характеристику звукам | 26.02.24 |
23. | Характеристика звуков. Звонкие / глухие согласные | Выработка умения давать характеристику звукам | 04.03.24 |
24. | Характеристика звуков. Твердые/мягкие согласные | Выполнение звукобуквенного разбора слов | 11.03.24 |
25. | Фонетический разбор слова | Выработка умения давать характеристику звукам | 18.09.24 |
Правописание-3ч. |
26. | Безударный гласный в корне, проверяемый ударением. Безударный гласный в суффиксе и приставке | Правописание безударного гласного проверяемого ударением в разных частях слова. | 01.04.24 |
27. | Орфограммы: парный согласный, непроизносимый согласный, гласный после шипящих | Выработка умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | 08.04.24 |
28. | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | Выработка умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | 15.04.24 |
Проверочные работы- 5ч. |
29. | Пробная работа. Вариант 2 | Написание пробной работы | 22.04.24 |
30. | Пробная работа. Вариант 3 | Написание пробной работы | 29.04.24 |
31. | Пробная работа. Вариант 4 | Написание пробной работы | 06.05.24 |
32. | Пробная работа. Вариант 5 | Написание пробной работы | 13.05.24 |
33. | Пробная работа. Вариант 6 | Написание пробной работы | 20.05.24 |
Анализ выполненных работ – 1ч. |
34. | Анализ выполнения работы | Развитие умения анализировать выполненную работу | 27.05.24 |
Список литературы
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Кузнецова М.И. «Готовимся к ВПР» Русский язык рабочая тетрадь. - М. : «Просвещение», 2022 г.
Песняева Н.А. Секреты ВПР. Русский язык. 4 класс. Тренажер. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2022
Платформа «Учи.ру»
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.