СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности обучающихся «Я - курянин»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Федеральном государственном образовательном определены задачи, стоящие перед современной школой, и одна из них:

- формирование целостной картины мира у обучающихся посредством включения их в разнообразные виды деятельности. В связи с этим большое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, способствующей дополнительному развитию каждого ученика. Эта деятельность должна организовываться с учетом запросов, интересов обучающихся, их родителей.

Программа внеурочной деятельности обучающихся «Я - курянин» составлена с учётом интересов детей, мнений родителей и запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы обучающихся.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся 7-8-х классов, дает распределение часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения - отражает географические, биологические, исторические, культурные аспекты изучения Курского края.

Программа «Я - курянин» составлена для работы с школьниками и направлена на его социокультурную адаптацию, на подготовку к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности обучающихся «Я - курянин»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень»

Пристенского района Курской области


      1. РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА МС школы УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО учителей «_____» августа 2023 г. «_____» августа 2023 г.

естественно-математического цикла Протокол № _____________ Приказ № _______________

«_____» августа 2023г. Председатель МС Директор школы

Протокол № ______________ _____________/Уколова Н. В./ _____________/Дзюба Л. И./

Руководитель_______________

/Чернова О.М./




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курс внеурочной деятельности: Я – Курянин

с использованием средств обучения и воспитания центра образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста»

класс: 7-8

уровень образования: основное общее образование

срок освоения программы: 1 год




Учитель:

Бочарова Екатерина Алексеевна

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – Курянин» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституции Российской Федерации.

  2. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2015 № 273 – ФЗ.

  3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  4. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень».

  5. Положения о рабочей программе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень».

  6. Учебного плана МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень».

Данная программа будет реализована в рамках национального проекта «Образование: шаг в будущее» в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень» Пристенского района Курской области.

Актуальность: В Федеральном государственном образовательном определены задачи, стоящие перед современной школой, и одна из них:

- формирование целостной картины мира у обучающихся посредством включения их в разнообразные виды деятельности. В связи с этим большое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, способствующей дополнительному развитию каждого ученика. Эта деятельность должна организовываться с учетом запросов, интересов обучающихся, их родителей.

Программа внеурочной деятельности обучающихся «Я - курянин» составлена с учётом интересов детей, мнений родителей и запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы обучающихся.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся 7-8-х классов, дает распределение часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения - отражает географические, биологические, исторические, культурные аспекты изучения Курского края.

Программа «Я - курянин» составлена для работы с школьниками и направлена на его социокультурную адаптацию, на подготовку к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства.

В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей семьи, родного края, родной страны.

Изучение родного края необходимо, чтобы обучающийся:

  • понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

  • осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

  • интересовался жизнью края;

  • умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

  • участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Возможности данного курса позволяют объяснить обучающимся важнейшие нормы человеческой жизни - почему должны:

  • беречь природу и окружающую среду в целом, сохранять и приумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений;

  • беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, быть толерантными друг к другу.

Цель внеурочной деятельности: формирование у обучающихся целостного восприятия истории развития Курского края; познакомить с экономическим, социальным, политическим и культурным наследием региона; приобщить школьников к духовным и нравственным ценностям прошлого своей «малой родины».

Задачи внеурочной деятельности:

Образовательные:

  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

  • систематизировать и расширять представления обучающихся о своем крае; приводить примеры и описывать достопримечательности Курского края;

  • раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев, выставок;

  • формировать представления о ценности литературных, музыкальных и художественных произведений как источника познания культуры и истории родного края;

  • сформировать навыки экологически грамотного поведения.

Воспитательные:

  • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиций Курского края;

  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • формировать краеведческое мировоззрение, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение;

  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  • развивать творческие способности, научно-исследовательские умения обучающихся средствами региональной культуры;

  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

  • развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений.

Содержание программы внеурочной деятельности «Я - Курянин» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 7-8 классов.

Общее количество часов в год – 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час.


II. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • уважительное отношение к своему краю, городу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

  • понимание важности и необходимости памяти о соотечественниках как свойстве культурного человека;

  • формирование основ экологической культуры;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения объектов (наблюдения, опыт, эксперимент);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;

  • знание имён земляков, в честь которых названы улицы, парки, площади и поставлены памятники.

Метапредметные результаты:

  • познавательные: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные: владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные: способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов; владение рассуждением, описанием повествованием.


III. Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Введение. 1ч.

Почему нужно изучать историю родного края. Понятие "малая родина".

Тема2. Памятники истории, культуры и архитектуры 9ч

Монастыри. Знаменский кафедральный собор. Сергиево — Казанский кафедральный собор. Пятницкая церковь села Немча.

Коренная пустынь — духовный символ Курской области.

Музейный урок «Город – воин, город – труженик». Стела «Героям-курянам». Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941 -1945годов». Памятный знак «Жертвам фашизма». Памятный знак Герою Советского Союза К.М.Блинову. Памятный знак Герою Советского Союза Е.И.Зеленко. Триумфальная арка. Памятный знак в честь курян, погибших в Афганистане. Памятник героям — односельчанам в селе Немча.

Железнодорожный вокзал станции Курск.

Усадьба «Марьино»

Скифский колодец деревни Липино.

Музейный урок «Уроки доброты и милосердия». Музейный урок «Сохранить бесценный дар».

Тема 3. Памятники природы 3ч

Центрально- Чернозёмный государственный заповедник им. В.В.Алёхина. Половецкий воин.

Урочище «Моква»

Озеро Линёво. Разноцветные озёра Железногорска.

Тема 4. Выдающиеся деятели науки и культуры 17ч

Литературный курский край. «Слово о полку Игореве». Иван Голиков. Григорий Иванович Шелихов. Афанасий Афанасьевич Фет. Аркадий Гайдар. Константин Дмитриевич Воробьёв. Евгений Иванович Носов. Литературный музей. Курские писатели и поэты современности.

Музыкальная жизнь курского края. Старинные песни и хороводы. Танки и карагоды в селе Немча. Композиторы курского края: Степан Аникиевич Дегтярёв, Георгий Васильевич Свиридов. Исполнители: скрипач Михаил Гаврилович Эрденко, певица Надежда Васильевна Плевицкая. Музей «Курский соловей». Музыкальный Курск сегодня.

Театральная сцена курского края.

Областной драматический театр им. А.С.Пушкина. Михаил Семёнович Щепкин.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство курского края.

Вячеслав Григорьевич Шварц. Александр Александрович Дейнека. Выставки областной картинной галереи им.А.А.Дейнеки.

Учёные курского края.

Коротков Николай Сергеевич. Недригайлов Виктор Иванович. Семёнов Фёдор Алексеевич. Уфимцев Анатолий Георгиевич.

Курский край в творчестве художников, писателей и поэтов России. И.Е.Репин, Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев, А.А. Фет, А.П.Чехов, А.М.Горький, К.Г.Паустовский и др.

Тема 5. Изучение истории малой родины 4ч

История моего района.

Район, в котором я живу (образование района), название в прошлом и теперь, внешний вид: фото достопримечательностей моего села, района.

Мой дом: история создания, внешний вид. Итоговый урок.


IV. тематическое планирование

п/п

Содержание

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

1

Введение

1

Заочно посетить в археологический музей.

https://ikur46.ru/

2

Памятники истории, культуры и архитектуры

9

Познакомиться с историческими памятниками Курского края, старинными памятниками курского края. Познакомиться с историей создания памятников архитектуры.

Познакомиться с крестьянским бытом, условиями жизни крестьян.

Познакомиться с русским костюмом, с символикой в костюме, традициями русского костюма в современной одежде.

https://ikur46.ru/

3

Памятники природы

3

Изучить историю создания города Курск, поселения людей, проживающих на территории Курска и Курской области до 1032 года. Совершить «экскурсию» в далёкое прошлое нашего края.

https://ikur46.ru/

4

Выдающиеся деятели науки и культуры

17

Познакомиться с биографией поэтов и писателей, живших и работающих в Курске и Курской области. Познакомиться с театрами Курска и их историей, биографией и творчеством выдающихся театралов Курского края.

Познакомиться с биографией и творчеством знаменитых художников Курского края.

Познакомиться с биографией и творчеством композиторов, исполнителей, певцов Курского края.

Узнать об образовательных учреждениях Курского края.

https://ikur46.ru/

5

Изучение истории малой родины

4

Познакомиться с историческими усадьбами – памятниками Курского края. Составить туристический маршрут по своему району.

https://ikur46.ru/

Итого:

34




V. Календарно – тематическое планирование

Тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания школы на 2023-2024 учебный год на уровне основного общего образования.

На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:

Личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений):

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.


, п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

Введение

1



Почему нужно изучать историю родного края. Понятие "малая родина".

1



Памятники истории, культуры и архитектуры

9



Монастыри.

Знаменский кафедральный собор. Сергиево — Казанский кафедральный собор.

Пятницкая церковь села Немча.

1



Коренная пустынь — духовный символ Курской области.

1



Музейный урок «Город – воин, город – труженик»

1



Музейный урок «Город – воин, город – труженик»

1



Железнодорожный вокзал станции Курск.

1



Усадьба «Марьино»

1



Скифский колодец деревни Липино.

1



Музейнй урок «Уроки доброты и милосердия»

1



Музейное мероприятие «Сохранить бесценный дар»

1



Памятники природы

3



Центрально- Чернозёмный государственный заповедник им. В.В.Алёхина. Половецкий воин.

1



Урочище «Моква»

1



Озеро Линёво. Разноцветные озёра Железногорска

1



Выдающиеся деятели науки и культуры

17



Литературный курский край.

1



Литературный курский край.

1



Литературный обзор «Судьба и книги К. Воробьёва»

1



Литературно-музыкальная гостиная «Е.И. Носов открывает нам мир природы»

1



Литературный музей. Курские писатели и поэты современности.

1



Музыкально-поэтическая презентация «Земли моей поэтов голоса»

1



Музыкальная жизнь курского края.

Старинные песни и хороводы.

1



Музыкальная жизнь курского края.

Композиторы курского края: Степан Аникиевич Дегтярёв, Георгий Васильевич Свиридов.

1



Музыкальная жизнь курского края.

Исполнители курского края: скрипач Михаил Гаврилович Эрденко, певица Надежда Васильевна Плевицкая.

1



Музыкальный Курск сегодня. Музей «Курский соловей».

1



Театральная сцена курского края.

Областной драматический театр им. А.С.Пушкина.

1



Театральная сцена курского края.

Михаил Семёнович Щепкин.

1



Экскурсия-спектакль «Театр в жизни русских писателей»

1



Изобразительное и декоративно-прикладное искусство курского края.

Вячеслав Григорьевич Шварц. Александр Александрович Дейнека.

1



Изобразительное и декоративно-прикладное искусство курского края.

Выставки областной картинной галереи им.А.А.Дейнеки.

1



Курский край в творчестве художников, писателей и поэтов России.И.Е.Репин, Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев, А.А. Фет, А.П.Чехов, А.М.Горький, К.Г.Паустовский и др.

1



Учёные курского края.

1



Изучение истории малой родины

4



История моего района.

1



Район, в котором я живу (образование района), название в прошлом и теперь, внешний вид: фото достопримечательностей моего района.

1



Мой дом: история создания, внешний вид.

1



Итоговый урок.

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!