муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Губернаторский лицей № 101 имени Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышева»
при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»
«Рассмотрено» на заседании ____________ __________________ подпись расшифровка | «Согласовано» Заместитель директора по _____________________ подпись расшифровка | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева» __________ . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Курс практической грамотности по русскому языку»
Классы: 10-11
Составители:
Игонина Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории,
Срок реализации программы: 2 года
Количество часов по учебному плану: в год 34 / 33 часа, в неделю 1 час.
Ульяновск, 2022
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1) осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности для 10 класса
ВВЕДЕНИЕ - 1 ч.
Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса «Курс практической грамотности по родному русскому языку»
РАЗДЕЛ 1. РАБОТА СО СЛОВОМ И С ТЕКСТОМ - 6 ч.
Лексическое значение слова
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
РАЗДЕЛ 2. СОБЛЮДЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ - 27 ч.
Орфоэпические нормы
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
Морфологические нормы (образование форм слова)
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Орфографические нормы. Правописание корней
Орфографические нормы. Правописание приставок
Орфографические нормы. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Орфографические нормы. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Орфографические нормы. Правописание НЕ и НИ
Орфографические нормы. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Орфографические нормы. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Орфографические нормы. Правописание -Н- и -НН в различных частях речи
Содержание курса внеурочной деятельности для 11 класса
ВВЕДЕНИЕ - 1 ч.
Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса « Курс практической грамотности по родному русскому языку »
РАЗДЕЛ 1. СОБЛЮДЕНИЕ ПУНКТУАЦИОННЫХ НОРМ. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА - 10 ч.
Пунктуационные нормы. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами
Пунктуационные нормы. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Пунктуационные нормы. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Пунктуационные нормы. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Пунктуационный анализ текста
РАЗДЕЛ 2. РАБОТА СО СЛОВОМ И С ТЕКСТОМ - 22 ч.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Средства связи предложений в тексте
Речь. Языковые средства выразительности
Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации
Итоговое занятие
Тематическое планирование для 10 класса
№ п/п | Раздел. Тема занятия | Кол-во часов | Формы организации деятельности обучающихся | Виды организации деятельности обучающихся |
| ВВЕДЕНИЕ | 1 | Фронтальная | Лингвистический анализ текста |
1 | Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса «Курс практической грамотности по родному русскому языку» | 1 | Групповая Фронтальная | Комплексный анализ текста |
| РАЗДЕЛ 1. РАБОТА СО СЛОВОМ И С ТЕКСТОМ | 6 | Индивидуальная Фронтальная | Комплексный анализ текста |
2-3 | Лексическое значение слова | 2 | Парная Фронтальная | Лексический анализ слов Лингвистический анализ текста |
4-5 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | 2 | Фронтальная Групповая | Орфоэпический анализ слов Лингвистический анализ текста |
6-7 | Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения | 2 | Групповая Фронтальная | Лексический анализ слов Лингвистический анализ текста |
| РАЗДЕЛ 2. СОБЛЮДЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ | 27 | Индивидуальная Фронтальная | Морфологический анализ слов Лингвистический анализ текста |
8-9 | Орфоэпические нормы | 2 | Парная Фронтальная | Синтаксический анализ предложений Лингвистический анализ текста |
10-11 | Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) | 2 | Фронтальная Индивидуальная | Орфографический анализ слов Лингвистический анализ текста |
12-13 | Морфологические нормы (образование форм слова) | 2 | Групповая Парная | Орфографический анализ слов Лингвистический анализ текста |
14-15 | Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | 2 | Индивидуальная Фронтальная | Орфографический анализ слов Лингвистический анализ текста |
16-17 | Орфографические нормы. Правописание корней | 2 | Парная Фронтальная Индивидуальная | Орфографический анализ слов Лингвистический анализ текста |
18-20 | Орфографические нормы. Правописание приставок | 3 | Фронтальная Парная | Орфографический анализ слов Лингвистический анализ текста |
21-22 | Орфографические нормы. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 2 | Групповая Фронтальная Индивидуальная | Орфографический анализ слов Лингвистический анализ текста |
23-25 | Орфографические нормы. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 3 | Парная Фронтальная Групповая | Орфографический анализ слов Лингвистический анализ текста |
26-27 | Орфографические нормы. Правописание НЕ и НИ | 2 | Индивидуальная | Комплексный анализ текста |
28-30 | Орфографические нормы. Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 3 | Фронтальная | Лингвистический анализ текста |
31-33 | Орфографические нормы. Правописание -Н- и -НН в различных частях речи | 3 | Групповая Фронтальная | Комплексный анализ текста |
34 | Итоговое занятие | 1 | Индивидуальная Фронтальная | Комплексный анализ текста |
Тематическое планирование для 11 класса
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Формы организации деятельности обучающихся | Виды организации деятельности обучающихся |
| ВВЕДЕНИЕ | 1 | | |
1 | Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса « Курс практической грамотности по родному русскому языку» | 1 | Фронтальная | Лингвистический анализ текста |
| РАЗДЕЛ 1. СОБЛЮДЕНИЕ ПУНКТУАЦИОННЫХ НОРМ. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА | 10 | | |
2-3 | Пунктуационные нормы. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами | 2 | Групповая Фронтальная | Пунктуационный анализ предложений, текста |
4-5 | Пунктуационные нормы. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 2 | Индивидуальная Фронтальная | Пунктуационный анализ предложений, текста |
6-7 | Пунктуационные нормы. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 2 | Парная Фронтальная | Пунктуационный анализ предложений, текста |
8-9 | Пунктуационные нормы. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 2 | Фронтальная Групповая | Пунктуационный анализ предложений, текста |
10-11 | Пунктуационный анализ текста | 2 | Групповая Фронтальная | Пунктуационный анализ текста |
| РАЗДЕЛ 2. РАБОТА СО СЛОВОМ И С ТЕКСТОМ | 22 | | |
12-13 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | 2 | Индивидуальная Фронтальная | Комплексный анализ текста |
14-15 | Функционально-смысловые типы речи | 2 | Парная Фронтальная | Стилистический анализ текста |
16-17 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению | 2 | Фронтальная Индивидуальная | Лексический анализ слов Лингвистический анализ текста |
18-19 | Средства связи предложений в тексте | 2 | Групповая Парная | Грамматический анализ текста |
20-21 | Речь. Языковые средства выразительности | 2 | Индивидуальная Фронтальная | Комплексный анализ текста |
22-32 | Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации | 11 | Парная Фронтальная Индивидуальная Групповая | Комплексный анализ текста |
33 | Итоговое занятие | 1 | Индивидуальная | Комплексный анализ текста |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование для 10 класса
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
по плану | по факту |
1 | Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса «Курс практической грамотности по родному русскому языку» | 03.09 | | |
2-3 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | 10.09 17.09 | | |
4-5 | Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения | 24.09 01.10 | | |
6-7 | Лексическое значение слова | 08.10 22.10 | | |
8-9 | Орфоэпические нормы | 29.10 05.11 | | |
10-11 | Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) | 12.11 19.11 | | |
12-13 | Морфологические нормы (образование форм слова) | 03.12 10.12 | | |
14-15 | Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | 17.12 24.12 | | |
16-17 | Орфографические нормы. Правописание корней | 31.12 14.01 | | |
18-20 | Орфографические нормы. Правописание приставок | 21.01 28.01 04.02 | | |
21-22 | Орфографические нормы. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 11.02 18.02 | | |
23-25 | Орфографические нормы. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 04.03 11.03 18.03 | | |
26-27 | Орфографические нормы. Правописание НЕ и НИ | 25.03 01.04 | | |
28-30 | Орфографические нормы. Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 08.04 22.04 29.04 | | |
31-33 | Орфографические нормы. Правописание -Н- и -НН в различных частях речи | 06.05 13.05 20.05 | | |
34 | Итоговое занятие | 27.05 | | |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование для 11 класса
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
по плану | по факту |
1 | Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса « Курс практической грамотности по родному русскому языку» | 07.09 | | |
2-3 | Пунктуационные нормы. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами | 14.09 21.09 | | |
4-5 | Пунктуационные нормы. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 28.09 05.10 | | |
6-7 | Пунктуационные нормы. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 19.10 26.10 | | |
8-9 | Пунктуационные нормы. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 02.11 09.11 | | |
10-11 | Пунктуационный анализ текста | 16.11 30.11 | | |
12-13 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | 07.12 14.12 | | |
14-15 | Функционально-смысловые типы речи | 21.12 28.12 | | |
16-17 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению | 11.01 18.01 | | |
18-19 | Средства связи предложений в тексте | 25.01 01.02 | | |
20-21 | Речь. Языковые средства выразительности | 08.02 15.02 | | |
22-32 | Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации | 01.03 08.03 15.03 22.03 29.03 05.04 19.04 26.04 03.05 10.05 17.05 | | |
33 | Итоговое занятие | 24.05 | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Учебный предмет_________
Класс___________
Учитель_________
№ урока | Дата в КТП | Тема | Количество часов | Причина корректировки, реквизиты документа | Способ корректировки |
по плану | по факту | по плану | по факту |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
«__» _____________20__