Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 126
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Юный натуралист»
Направление программы: общеинтеллектуальное
Возрастная категория: 5 класс
Срок реализации: 1 год
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
развитие интереса к познанию мира природы;
осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
расширение сферы социально-нравственных представлений;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
Предметные результаты:
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема: Введение -5 часов
История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерной промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения(наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники(черника, брусника); кустарники( облепиха, боярышник, шиповник); деревья(береза, липа, орешник, сосна); лианы(лимонник, актинидия, пассифлора).
Биологические активные вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, фланоиды, кумарины, эфирные масла, дубильные вещества и др. (в ознакомительном плане, без запоминания терминов). Значение биологически активных веществ. Лекарственные растения, содержащие витамины(шиповник, земляника и др.), их значение.
Органы растения, содержащие биологически активные вещества: корни(валериана, алтей):побеги(мята); почки(береза, сосна); соцветия(ромашка, кипрей);плоды(черемуха, малина); семена(тыква); кора(дуб, облепиха).
Практическая работа: составление гербария; заполнение сопроводительной карточки на каждое растение.
Тема: Дикорастущие лекарственные растения – 4 часа
Лекарственные растения различных экосистем. Лекарственные растения леса: (березовые); дуб(буковые) ; черемуха (розанные); черника, брусника, клюква(брусничные); вереск, толокнянка(вересковые); синюха(синюховые); ландыш майский (лилейные), медуница(бурачниковые); кипрей (осминниковые) и тд.
Лекарственные растения луга: тысячелистник обыкновенный, ромашка лекарственная, полынь горькая, полынь цитварная, одуванчик лекарственный, пижма, череда, девясил, мать- и- мачеха(сложноцветные), пастушья сумка(крестоцветные).
Практическая работа: экскурсии: в лес для сбора почек берёзы, осины; на луг для сбора цветков и листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи; на пустырь или вдоль просёлочной дороги для выявления рудеральных растений; сбор и составление гербария лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственного растения.
Тема: Культурные лекарственные растения – 8 часов
Культивируемые лекарственные растения: овощные культуры, полевые культуры, цветочно – декоративные растения; лекарственные растения интернированные из других стран (паслен дольчатый из Австралии, почечный чай из Индии и др.)
Лекарственные растения, размножаемые в культуре семенами (генеративное размножение), (валериана, женьшень, ромашка лекарственная, дурман, наперстянка и др.)
Лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом(мята, лимонник, мелисса и др.)
Однолетние лекарственные растения(ромашка лекарственная, паслен), двулетники (тмин, коровяк, фиалка трехцветная), многолетники(мята перечная, мелисса, шалфей, чабрец, вербена, шиповник, облепиха и др.)
Общее представление о научно – исследовательской работе по выращиванию лекарственных растений (разработка интенсивных технологий возделывания, система защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков, внедрение в производство форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ).
Культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощные культуры(морковь, капуста белокочанная, свекла столовая, редька черная, картофель, салат, укроп, лук, чеснок, тыква, репа, стахис, топинамбур, ревень и др.); плодовые культуры(черная смородина, малина, крыжовник, рябина красноплодная, облепиха, арония). Значение и представители семейства розанные (шиповник, земляника, малина и др.); полевые культуры(овес, кукуруза, ячмень, большинство эфирно – масличных культур: кориандр, мелисса и др.). цветочно- декоративные растения(календула, сирень, боярышник). Комнатные растения (алоэ древовидное, герань душистая, бриофиллум, коланхоэ).
Практическая работа: экскурсии в хозяйство с целью сбора лекарственного сырья, приготовление свежего сока капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также
сока редьки чёрной с мёдом.
Тема: Сбор и хранение лекарственного сырья – 5 часа
Сроки сбора лекарственного сырья(корней, побегов, почек, цветков, коры).
Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро(8-10 часов); место: кроме угодий, прилежащих к крупным автомагистралям, промышленным магистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растений оставляют для воспроизводства; правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры.
Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, ее условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения лекарственного сырья.
Практическая работа: обработка собранного лекарственного сырья; определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.
Тема: Использование лекарственного сырья - 6 часа
Сборы. Состав 5-6 сборов лекарственных трав. Правила приготовления соков, настоев и отваров. Консультации.
Практическая работа: приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции.
Тема: Подготовка итоговых работ. Консультации -6 часов
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки
Тема: Итоговая конференция и выставка – 1 часов.
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения | Количество часов на изучение раздела, тем. | Тема занятия | Цели изучения темы | Формы внеурочной деятельности | Описание материально – технического и учебно - методического обеспечения |
Введение(5ч) |
| 1 | История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерной промышленности. | Познакомить обучающихся с историей использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерной промышленности. | Экскурсия на луг для сбора цветков и листьев одуванчика, листьев мать – и – мачехи. Экскурсия на пустырь для выявления рудеральных растений. | |
| 2 | Группы лекарственных растений. | Изучить группы лекарственных растений. | Экскурсия для ознакомления обучающихся с группами лекарственных растений. | Гербарии групп лекарственных растений. Презентация. ПК |
| 3 | Биологические формы лекарственных растений. | Изучить биологические формы лекарственных растений. | Экскурсия в лес для сбора почек березы, осины. | Презентация. ПК |
| 4 | Биологические активные вещества лекарственных растений. | Изучить биологические активные вещества лекарственных растений. | Презентация. ПК |
| 5 | Органы растения, содержащие биологически активные вещества. | Познакомить учащихся с органами растения. | Экскурсия в лес для ознакомления обучающихся с органами растения. | Гербарии. Презентация. ПК |
Тема: Дикорастущие лекарственные растения(4ч) |
| 1-2 | Лекарственные растения леса. | Познакомить учащихся с лекарственными растениями леса. | Экскурсия в лес для ознакомления обучающихся с лекарственными растениями леса. | Гербарии групп лекарственных растений. Презентация. ПК |
| 3-4 | Лекарственные растения луга. | Познакомить учащихся с лекарственными растениями луга. | Экскурсия на луг для ознакомления обучающихся с лекарственными растениями луга. | Гербарии групп лекарственных растений. Презентация. ПК |
Тема: Культурные лекарственные растения(8ч) |
| 1 | Культивируемые лекарственные растения. | Сформировать понятие учащихся о культивируемых лекарственных растениях. | | Гербарии групп лекарственных растений. Презентация. ПК |
| 2 | Лекарственные растения, размножаемые в культуре семенами. | Познакомить учащихся с лекарственными растениями, размножаемыми в культуре семенами. | | Гербарии групп лекарственных растений размножаемых в культуре семенами. Презентация. ПК |
| 3 | Лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом. | Познакомить учащихся с лекарственными растениями, размножаемыми в культуре вегетативным способом. | | Гербарии групп лекарственных растений размножаемые в культуре вегетативным способом. Презентация. ПК |
| 4 | Однолетние лекарственные растения. | Сформировать понятие учащихся об однолетних лекарственных растениях. | | Гербарии групп лекарственных растений. Презентация. ПК |
| 5-6 | Общее представление о научно – исследовательской работе по выращиванию лекарственных растений. | Сформировать общее представление о научно – исследовательской работе по выращиванию лекарственных растений. | Экскурсия в специализированное хозяйство для ознакомления с процессом выращивания лекарственных растений. | Презентация. ПК |
| 7 | Культурные растения, имеющие лекарственные свойства. | Сформировать понятие об культурных растениях, имеющих лекарственные свойства. | Экскурсия в специализированное хозяйство с целью сбора лекарственного сырья. | Гербарии групп лекарственных растений. Презентация. ПК |
| 8 | Комнатные растения. | Изучить комнатные растения. | | |
Тема: Сбор и хранение лекарственного сырья(5ч) |
| 1 | Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). | Познакомить учащихся со сроками сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). | | Презентация. ПК |
| 2 | Правила сбора лекарственных растений | Познакомить учащихся с правилами сбора лекарственных растений. | Подготовка презентации по правилам сбора лекарственных растений. | Презентация. ПК |
| 3 | Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. | Познакомить учащихся с правилами обработки лекарственного сырья. | | Презентация. ПК |
| 4 | Сушка, ее условия. Определение готовности сырья к хранению. | Познакомить учащихся с правилами сушки. | | Презентация. ПК |
| 5 | Условия и сроки хранения лекарственного сырья. | Познакомить учащихся с условиями и сроками хранения сырья. | | Презентация. ПК |
Тема: Использование лекарственного сырья(6ч) |
| 1-2 | Сборы. | Применение теории на практике. | Экскурсия. | Презентация. ПК |
| 3-4 | Состав 5-6 сборов лекарственных трав. | Экскурсия. | Презентация. ПК |
| 6 | Правила приготовления соков, настоев и отваров. | Экскурсия. | Презентация. ПК |
Тема: Подготовка итоговых работ. Консультации –(6часов) |
| 1-2 | Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. | Сформировать понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. | | |
| 3-5 | Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. | Сформировать понятие о правилах расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. | | |
| 6 | Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов. Подготовка выставки образцов, компьютерной презентации результатов работы. | Познакомить учащихся с действующим законодательством, нормирующим изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов. Подготовка выставки образцов, компьютерной презентации результатов работы. | | |
Тема: Итоговая конференция-1час |
| 1 | | | | |