СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный натуралист", 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП внеурочной деятельности Юный натуралист

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный натуралист", 5 класс»







Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

МБОУ СОШ № 126









ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Юный натуралист»



Направление программы: общеинтеллектуальное

Возрастная категория: 5 класс

Срок реализации: 1 год























  1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности


Личностные результаты:

  • развитие интереса к познанию мира природы;

  • осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • расширение сферы социально-нравственных представлений;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;


Метапредметные результаты:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.


Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей;


Предметные результаты:

  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ;

  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;







  1. Содержание курса внеурочной деятельности


Тема: Введение -5 часов

История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерной промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения(наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники(черника, брусника); кустарники( облепиха, боярышник, шиповник); деревья(береза, липа, орешник, сосна); лианы(лимонник, актинидия, пассифлора).

Биологические активные вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, фланоиды, кумарины, эфирные масла, дубильные вещества и др. (в ознакомительном плане, без запоминания терминов). Значение биологически активных веществ. Лекарственные растения, содержащие витамины(шиповник, земляника и др.), их значение.

Органы растения, содержащие биологически активные вещества: корни(валериана, алтей):побеги(мята); почки(береза, сосна); соцветия(ромашка, кипрей);плоды(черемуха, малина); семена(тыква); кора(дуб, облепиха).

Практическая работа: составление гербария; заполнение сопроводительной карточки на каждое растение.

Тема: Дикорастущие лекарственные растения – 4 часа

Лекарственные растения различных экосистем. Лекарственные растения леса: (березовые); дуб(буковые) ; черемуха (розанные); черника, брусника, клюква(брусничные); вереск, толокнянка(вересковые); синюха(синюховые); ландыш майский (лилейные), медуница(бурачниковые); кипрей (осминниковые) и тд.

Лекарственные растения луга: тысячелистник обыкновенный, ромашка лекарственная, полынь горькая, полынь цитварная, одуванчик лекарственный, пижма, череда, девясил, мать- и- мачеха(сложноцветные), пастушья сумка(крестоцветные).

Практическая работа: экскурсии: в лес для сбора почек берёзы, осины; на луг для сбора цветков и листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи; на пустырь или вдоль просёлочной дороги для выявления рудеральных растений; сбор и составление гербария лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственного растения.

Тема: Культурные лекарственные растения – 8 часов

Культивируемые лекарственные растения: овощные культуры, полевые культуры, цветочно – декоративные растения; лекарственные растения интернированные из других стран (паслен дольчатый из Австралии, почечный чай из Индии и др.)

Лекарственные растения, размножаемые в культуре семенами (генеративное размножение), (валериана, женьшень, ромашка лекарственная, дурман, наперстянка и др.)

Лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом(мята, лимонник, мелисса и др.)

Однолетние лекарственные растения(ромашка лекарственная, паслен), двулетники (тмин, коровяк, фиалка трехцветная), многолетники(мята перечная, мелисса, шалфей, чабрец, вербена, шиповник, облепиха и др.)

Общее представление о научно – исследовательской работе по выращиванию лекарственных растений (разработка интенсивных технологий возделывания, система защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков, внедрение в производство форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ).

Культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощные культуры(морковь, капуста белокочанная, свекла столовая, редька черная, картофель, салат, укроп, лук, чеснок, тыква, репа, стахис, топинамбур, ревень и др.); плодовые культуры(черная смородина, малина, крыжовник, рябина красноплодная, облепиха, арония). Значение и представители семейства розанные (шиповник, земляника, малина и др.); полевые культуры(овес, кукуруза, ячмень, большинство эфирно – масличных культур: кориандр, мелисса и др.). цветочно- декоративные растения(календула, сирень, боярышник). Комнатные растения (алоэ древовидное, герань душистая, бриофиллум, коланхоэ).

Практическая работа: экскурсии в хозяйство с целью сбора лекарственного сырья, приготовление свежего сока капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также

сока редьки чёрной с мёдом.

Тема: Сбор и хранение лекарственного сырья – 5 часа

Сроки сбора лекарственного сырья(корней, побегов, почек, цветков, коры).

Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро(8-10 часов); место: кроме угодий, прилежащих к крупным автомагистралям, промышленным магистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растений оставляют для воспроизводства; правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры.

Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, ее условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения лекарственного сырья.

Практическая работа: обработка собранного лекарственного сырья; определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.

Тема: Использование лекарственного сырья - 6 часа

Сборы. Состав 5-6 сборов лекарственных трав. Правила приготовления соков, настоев и отваров. Консультации.

Практическая работа: приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции.

Тема: Подготовка итоговых работ. Консультации -6 часов

Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки

Тема: Итоговая конференция и выставка – 1 часов.


  1. Календарно-тематическое планирование



Дата проведения

Количество часов на изучение раздела, тем.

Тема занятия

Цели изучения темы

Формы внеурочной деятельности

Описание

материально – технического и учебно - методического обеспечения

Введение(5ч)


1

История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерной промышленности.

Познакомить обучающихся с историей использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерной промышленности.

Экскурсия на луг для сбора цветков и листьев одуванчика, листьев мать – и – мачехи. Экскурсия на пустырь для выявления рудеральных растений.



2

Группы лекарственных растений.

Изучить группы лекарственных растений.

Экскурсия для ознакомления обучающихся с группами лекарственных растений.

Гербарии групп лекарственных растений. Презентация. ПК


3

Биологические формы лекарственных растений.

Изучить биологические формы лекарственных растений.



Экскурсия в лес для сбора почек березы, осины.

Презентация. ПК


4

Биологические активные вещества лекарственных растений.

Изучить биологические активные вещества лекарственных растений.

Презентация. ПК


5

Органы растения, содержащие биологически активные вещества.

Познакомить учащихся с органами растения.

Экскурсия в лес для ознакомления обучающихся с органами растения.

Гербарии. Презентация. ПК

Тема: Дикорастущие лекарственные растения(4ч)



1-2

Лекарственные растения леса.

Познакомить учащихся с лекарственными растениями леса.

Экскурсия в лес для ознакомления обучающихся с лекарственными растениями леса.

Гербарии групп лекарственных растений. Презентация. ПК


3-4

Лекарственные растения луга.

Познакомить учащихся с лекарственными растениями луга.

Экскурсия на луг для ознакомления обучающихся с лекарственными растениями луга.

Гербарии групп лекарственных растений. Презентация. ПК

Тема: Культурные лекарственные растения(8ч)


1

Культивируемые лекарственные растения.

Сформировать понятие учащихся о культивируемых лекарственных растениях.


Гербарии групп лекарственных растений. Презентация. ПК


2

Лекарственные растения, размножаемые в культуре семенами.

Познакомить учащихся с лекарственными растениями, размножаемыми в культуре семенами.


Гербарии групп лекарственных растений размножаемых в культуре семенами. Презентация. ПК


3

Лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом.

Познакомить учащихся с лекарственными растениями, размножаемыми в культуре вегетативным способом.


Гербарии групп лекарственных растений размножаемые в культуре вегетативным способом. Презентация. ПК


4

Однолетние лекарственные растения.

Сформировать понятие учащихся об однолетних лекарственных растениях.


Гербарии групп лекарственных растений. Презентация. ПК


5-6

Общее представление о научно – исследовательской работе по выращиванию лекарственных растений.

Сформировать общее представление о научно – исследовательской работе по выращиванию лекарственных растений.

Экскурсия в специализированное хозяйство для ознакомления с процессом выращивания лекарственных растений.

Презентация. ПК


7

Культурные растения, имеющие лекарственные свойства.

Сформировать понятие об культурных растениях, имеющих лекарственные свойства.

Экскурсия в специализированное хозяйство с целью сбора лекарственного сырья.

Гербарии групп лекарственных растений. Презентация. ПК


8

Комнатные растения.

Изучить комнатные растения.



Тема: Сбор и хранение лекарственного сырья(5ч)



1

Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры).


Познакомить учащихся со сроками сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры).



Презентация. ПК


2

Правила сбора лекарственных растений

Познакомить учащихся с правилами сбора лекарственных растений.

Подготовка презентации по правилам сбора лекарственных растений.

Презентация. ПК


3

Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек.

Познакомить учащихся с правилами обработки лекарственного сырья.


Презентация. ПК


4

Сушка, ее условия. Определение готовности сырья к хранению.

Познакомить учащихся с правилами сушки.


Презентация. ПК


5

Условия и сроки хранения лекарственного сырья.


Познакомить учащихся с условиями и сроками хранения сырья.


Презентация. ПК

Тема: Использование лекарственного сырья(6ч)



1-2

Сборы.



Применение теории на практике.

Экскурсия.

Презентация. ПК


3-4

Состав 5-6 сборов лекарственных трав.

Экскурсия.

Презентация. ПК


6

Правила приготовления соков, настоев и отваров.

Экскурсия.

Презентация. ПК

Тема: Подготовка итоговых работ. Консультации –(6часов)



1-2

Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений.


Сформировать понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений.





3-5

Правила расфасовки, упаковки и

хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома.

Сформировать понятие о правилах расфасовки, упаковки и

хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома.




6

Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов.

Подготовка выставки

образцов, компьютерной презентации результатов работы.

Познакомить учащихся с действующим законодательством, нормирующим изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов.

Подготовка выставки

образцов, компьютерной презентации результатов работы.



Тема: Итоговая конференция-1час



1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!