Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 имени А.С.Сергеева»
г. Курска
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол № ____ от «____» ________ 20___ года | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №18 им. А.С. Сергеева» г.Курска ___________ С.Г.Медвецкая Приказ № ____ от «____» ________ 20___ года |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«История мариинского движения»
1 год обучения
Направленность: общекультурное
Возраст учащихся: 14-17 лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Автор-составитель:
Азарова Е.В., учитель высшей категории
г. Курск
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «История мариинского движения» разработана на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Устава общеобразовательного учреждения;
Положения о Мариинских девичьих классах (приказ № 74/6 от 03. 06. 2013 г.);
нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности.
Актуальность программы «История мариинского движения» обусловлена важностью изучения отечественного образования, составной частью которого являются женские учебные заведения. История женского образования в России всегда представляла особый интерес. Современная система общего образования находится в состоянии поиска новых принципов, форм и содержания педагогического процесса.
Накопленный опыт в отечественной педагогике и женском образовании в России имеет глубокие исторические корни и окажется исключительно полезным. Система образования при этом будет выступать средством трансляции отечественной культуры, овладевая которой женщина будет адаптироваться к условиям жизни и приумножать потенциал мировой и отечественной педагогики и образования.
Проблема женского образования представляет особый интерес и играет важную роль в жизни современного общества и государства. Являясь объектом сложных влияний политики, экономики, культуры женское образование оказывает влияние на экономическое и социокультурное развитие страны.
Радикальные экономические, социально-политические и культурные преобразования в государственной системе образования потребовали фундаментального переосмысления, объективного изучения и оценки всех этапов развития женского образования. Новые подходы к оценке историко-педагогического наследия прошлого России служат верным способом его использования в современном женском образовании.
Одной из задач образования женщин в современной России является создание творческой, активной личности, развитие педагогической культуры, развитие умений реально воспринимать, чувствовать, оценивать жизнь, быть хорошей женой и матерью, хорошим работником на производстве.
Результаты исследований ведущих специалистов в области женского образования показали, что необходимо повысить эффективность народной педагогики, усилить социальную роль женщины как носителя национальной педагогической культуры, национально-региональных норм и ценностей.
Становление и развитие современных женских образовательных учреждений требует обращения к историческому опыту России, изучению лучших традиций образования женщин в разные исторические периоды, поэтому идея возродить и адаптировать лучшие традиции женского образования к реалиям нашего времени важна для повышения образованности, всестороннего развития женского организма.
Раздельное женское образование выступает как альтернативный путь гармоничного развития способностей женщин, формирования мировоззрения, жизненных ценностей и поведенческих установок, а также полной социальной самореализации, нацеленной на достижение гармонии с собственной семьей и обществом.
Цель программы: изучение гуманистической, культурной, художественно-эстетической интеллектуальной сущности развития женского воспитания и образования. Данная цель реализуется в следующих задачах:
ознакомление с такой системой женского образования, которая была направлена на формирование почтения к старшим, чувства благодарности, доброжелательности, опрятности, бережливости, учтивости терпения, трудолюбия и прочих добродетелей;
получение целостного представления о религиозном, нравственном, физическом, художественном, трудовом воспитании девочек (на примере «Института благородных девиц»);
понимание актуальности социально-интеллектуального рекрутирования элиты как обязательном условии современного постиндустриального общества;
воспитание патриотического отношения к прогрессивным образцам российского образования и воспитания на примере великих исторических достижений отечественной педагогики;
формирование навыков прогрессивного гуманистического воспитания, необходимых для подрастающего поколения мариинских девичьих классов.
Место предмета в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Формы, методы и средства преподавания православной культуры
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Основными предметными результатами освоения предлагаемой рабочей программы курса являются:
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности,
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир,
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств,
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Метапредметные результаты:
выявление причинно-следственных связей;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
самостоятельную оценку достигнутых результатов.
Предметные результаты:
формировать отношение к элитному женскому воспитанию как к культурному феномену, не имеющему аналогов в мировой педагогике;
глубокое понимание высоких нравственно-гуманистических основ элитного женского воспитания;
формировать понимание того, что высокая культура, достойное образование и современное воспитание являются основой нравственного и интеллектуального развития российского общества.
Выпускники должны знать:
историю и традиции элитного женского образования в России;
гуманистический характер женского элитного образования;
влияние элитного женского воспитания для цивилизованного развития России;
обычаи и традиции воспитанниц Смольного института;
особенности трудоустройства и адаптации выпускниц Смольного института;
что в России уделялось женскому воспитанию больше внимания, чем в других странах.
Выпускник научится:
грамотно и логично излагать свои мысли и суждении о достижениях женского элитного образования;
вести диалог, аргументировать свою позицию;
формулировать собственную точку зрения по отношению к событиям в жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
работать с различными источниками информации;
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, проекты);
пользоваться различными источниками информации.
Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «История мариинского движения»
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
1. | Женское образование в эпоху Просвещения | 2 |
2. | Женское образование в России. | 22 |
3. | Женские образовательные учреждения в современное время. | 3 |
4 | Женское образование в Курске | 3 |
5 | Поисково-исследовательская деятельность | 4 |
| Итого: | 34 |
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Женское образование в эпоху Просвещения. (2 ч.)
Женское образование. История европейских государств (древний Египет; период Средневековья; раннее Новое время, эпоха гуманизма; Новое время, эпоха Просвещения). Королевский дом Святого Людовика — первая светская женская школа Европы. (Людовиг XIV, 1684 г.)
Раздел 2. Женское образование в России. (22 ч.)
Сущность понятия «элитное воспитание» и особенности элитного женского воспитания в России 18 века. «Институт благородных девиц» как классический образец элитного женского воспитания в России 18 века (1764 г.). Сущность, структура, характерные особенности и значение элитного женского воспитания в 18 в. для цивилизованного развития России. Социальный состав, происхождение и статус воспитанниц Смольного института. Традиции, ритуалы, символика и обряды Смольного института «Золотой вензель» как символ элиты элитного воспитания. Учебные предметы и навыки, осваиваемые в курсе обучения смольного института. Знаменитые выпускницы института благородных девиц. Первая русская женщина-дипломат и тайный агент в одном лице – Дарья (Доротея) Ливен. Знаменитые выпускницы института благородных девиц. Екатерина Керн. Знаменитые выпускницы института благородных девиц. Елена Черногорская – принцесса, королева, императрица. «Смолянки» Д. Левицкого. Портреты: Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой (1772); Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской (1773); А. П. Левшиной (1775); Е.И. Молчановой (1776); Г. И. Алымовой и Н.С. Борщовой (1776). Мещанское (Александровское) училище (1765, мещанское отделение Смольного). Россия – страна в которой уделялось внимания женскому воспитанию больше, чем в других странах мира. Екатерининский институт для благородных девиц (1798 г.). Московское училище ордена св. Екатерины — одно из первых женских учебных заведений в России (1802 г.). Донской Мариинский институт благородных девиц (1853 г.). Мариинская гимназия (Таганрог) – старейшее учебное заведение Юга России (1861 г.). Александринский институт благородных девиц (1865 г.). Частные пансионы России. Бестужевские курсы — одно из первых женских высших учебных заведений в России в 19 в.
Раздел 3. Женские образовательные учреждения в современное время. (3 ч.)
Первые современные «мариинки» в России. Специализированное женское учебное заведение России – Пансион воспитанниц Минобороны РФ (2008 г.). Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Гуманитарный Женский Институт (ГЖИ) – уникальное высшее учебное заведение, первый в современной России опыт раздельного высшего образования.
Раздел 4. Женское образование в Курске. (3 ч.)
Курские женские гимназии. Педагогическая женская гимназия. Частные гимназии города Курска. Благородные девицы с улицы Советской.
Раздел 5. Поисково-исследовательская деятельность. (4 ч.)
Подготовка к конференциям. Определение проблемы, темы, цели и задач проекта. Формирование гипотезы. Планирование и разработка исследовательских действий. Поиск информации по теме (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез. Оформление результатов. Презентация результатов.
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «История мариинского движения»
№ урока | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
Раздел 1. Женское образование в эпоху Просвещения | 2 | | |
1. | Женское образование. | 1 | | |
2. | Королевский дом Святого Людовика — первая светская женская школа Европы. (Людовиг XIV, 1684 г.) | 1 | | |
Раздел 2. Женское образование в России. | 22 | | |
3. | Сущность понятия «элитное воспитание» и особенности элитного женского воспитания в России 18 века. | 1 | | |
4. | «Институт благородных девиц» как классический образец элитного женского воспитания в России 18 века. (Екатерина II, 1764 г.) | 1 | | |
5. | Сущность, структура, характерные особенности и значение элитного женского воспитания в 18 в. для цивилизованного развития России. | 1 | | |
6. | Социальный состав, происхождение и статус воспитанниц Смольного института. | 1 | | |
7. | Традиции, ритуалы, символика и обряды Смольного института «Золотой вензель» как символ элиты элитного воспитания. | 1 | | |
8. | Учебные предметы и навыки, осваиваемые в курсе обучения смольного института. | 1 | | |
9. | Знаменитые выпускницы института благородных девиц. Первая русская женщина-дипломат и тайный агент в одном лице – Дарья (Доротея) Ливен. | 1 | | |
10. | Знаменитые выпускницы института благородных девиц. Екатерина Керн. | 1 | | |
11. | Знаменитые выпускницы института благородных девиц. Елена Черногорская – принцесса, королева, императрица. | 1 | | |
12. | «Смолянки» Д. Левицкого. Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой (1772). | 1 | | |
13. | «Смолянки» Д. Левицкого. Портрет Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской (1773) | 1 | | |
14. | «Смолянки» Д. Левицкого. Портрет А. П. Левшиной и Е.И. Молчановой (1775, 1776) | 1 | | |
15. | «Смолянки» Д. Левицкого. Портрет Г. И. Алымовой и Н.С. Борщовой (1776) | 1 | | |
16. | Мещанское (Александровское) училище (1765, мещанское отделение Смольного) | 1 | | |
17. | Россия – страна в которой уделялось внимания женскому воспитанию больше, чем в других странах мира. | 1 | | |
18. | Екатерининский институт для благородных девиц (1798 г.) | 1 | | |
19. | Московское училище ордена св. Екатерины (Московский Екатерининский институт благородных девиц) — одно из первых женских учебных заведений в России. (1802 г.) | 1 | | |
20. | Донской Мариинский институт благородных девиц (Павел I, 1853 г.) | 1 | | |
21. | Мариинская гимназия (Таганрог) – старейшее учебное заведение Юга России (1861 г.) | 1 | | |
22. | Александринский институт благородных девиц (Николай I, 1865 г.) | 1 | | |
23. | Частные пансионы России. | 1 | | |
24. | Бестужевские курсы — одно из первых женских высших учебных заведений в России в 19 в. | 1 | | |
Раздел 3. Женские образовательные учреждения в современное время. | 3 | | |
25 | Первые современные «мариинки» в России. | 1 | | |
26 | Специализированное женское учебное заведение России – Пансион воспитанниц Минобороны РФ. (2008 г.) | 1 | | |
27 | Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Гуманитарный Женский Институт (ГЖИ) – уникальное высшее учебное заведение, первый в современной России опыт раздельного высшего образования. | 1 | | |
| | | | |
Раздел 4. Женское образование в Курске | 3 | | |
28 | Курские женские гимназии. Педагогическая женская гимназия. | 1 | | |
29 | Частные гимназии города Курска. | 1 | | |
30. | Благородные девицы с улицы Советской. | 1 | | |
| Раздел 5. Поисково-исследовательская деятельность | 4 | | |
31-34 | Подготовка к конференциям. | 4 | | |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Методические аспекты преподавания курса
Основным методологическим подходом к изложению истории мариинского движения, реализуемым на занятиях, является цивилизационный подход, который все более доминирует в современной исторической науке. История нашей страны изучается в рамках концепции «женского образования».
Учебно-методическое обеспечение
I. Учебная литература для учащихся
Днепров Э.Д., Усачева Р.Ф.: Женское образование в России: Дрофа, 2009
Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: [в 2 т. : учеб. пособие] / Л. Н. Модзалевский ; науч. ред., вступ. ст. и предм. указ. М. В. Захарченко ; Рос. акад. образования, Северо-запад. отд-ние. – Ч. 1. – СПб. : Алетейя, 2000. – 425 с.
Первушина Е.В.: Женское образование и образованные женщины
Пушкарева, Н. Л. Домашнее образование российский дворянок (по мемуарной литературе конца XVIII – нач. XIX в.) / Н. Л. Пушкарева // Вестник УРАО. – 1999. – № 2. – С. 54–75.
Титаренко Ю, Чуканов И.: Женское образование в дореволюционной России.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.
II. Учебно-методическая литература для учителя.
Анна Джулия Купер, Высшее образование для женщин
Ашин Г.К. Теоретические основы элитологии образования / Г.К. Ашин, Л.Н. Бережнова, П.Л. Карабущенко, Р.Г. Резаков. – М.: 1998. – 431 с.
Белова, А. В. Домашнее воспитание дворянок в первой половине XIX в. / А. В. Белова // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 68 –74.
Быкова В.П. Записки старой смолянки. Ч.: 1833-1878гг. – СПб., 1898
Вулисамова, Г. Женское образование в Москве / Г. Вулисамова // Высшее образование в России. – 1998. – № 2. – С. 107–112.
Ганичева А. Некоторые страницы из истории женского образования в России // Дошкольное воспитание. – 1996. - №10.
Женское образование // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Заозерская, С. В. Женское образование на Архангельском Севере : (вторая половина XIX – нач. XX в.) / С. В. Заозерская // Педагогика. – 2005. – № 5. – C. 87–90.
Кацалова Н. Ф. Из истории женского образования в России. Смольный институт – первое женское учебное заведение [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 44-47. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/659/ (дата обращения: 19.09.2018).
Пыжиков, В. А. Раздельное обучение в советской школе / В. А. Пыжиков // Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 78–84.
Резникова,Е. Е. Великая княгиня Елена Павловна: взгляд на женское образование / Е. Е. Резников // О благородстве и преимуществе женского пола. – СПб., 1997. – C. 94–99.
Христофорова, Н. В. Женские гимназии в России / Н. В. Христофорова // Педагогика. – 1998. – № 4. – С. 80–86.
«Устав воспитания двух сот благородных девиц, учрежденного ее величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицею всероссийской матерью Отечества и прочая, и прочая, и прочая» (СПб., 1768).
III. Электронные ресурсы
http://masterok.livejournal.com/1452903.html
http://www.calend.ru/event/5165
http://smolny.livejournal.com/3439.html