СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "История мариинского движения", 8 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

История женского образования в России всегда представляла особый интерес. Цель программы: изучение гуманистической, культурной, художественно-эстетической, интеллектуальной сущности развития женского воспитания и образования. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "История мариинского движения", 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18 имени А.С.Сергеева»

г. Курска






Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года


«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ №18

им. А.С. Сергеева» г.Курска

___________ С.Г.Медвецкая

Приказ № ____

от «____» ________ 20___ года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«История мариинского движения»

1 год обучения


Направленность: общекультурное

Возраст учащихся: 14-17 лет

Срок реализации: 1 год (34 часа)









Автор-составитель:

Азарова Е.В., учитель высшей категории

















г. Курск

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «История мариинского движения» разработана на основе:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Устава общеобразовательного учреждения;

  • Положения о Мариинских девичьих классах (приказ № 74/6 от 03. 06. 2013 г.);

  • нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности.


Актуальность программы «История мариинского движения» обусловлена важностью изучения отечественного образования, составной частью которого являются женские учебные заведения. История женского образования в России всегда представляла особый интерес. Современная система общего образования находится в состоянии поиска новых принципов, форм и содержания педагогического процесса. 

Накопленный опыт в отечественной педагогике и женском образовании в России имеет глубокие исторические корни и окажется исключительно полезным. Система образования при этом будет выступать средством трансляции отечественной культуры, овладевая которой женщина будет адаптироваться к условиям жизни и приумножать потенциал мировой и отечественной педагогики и образования.

Проблема женского образования представляет особый интерес и играет важную роль в жизни современного общества и государства. Являясь объектом сложных влияний политики, экономики, культуры женское образование оказывает влияние на экономическое и социокультурное развитие страны.

Радикальные экономические, социально-политические и культурные преобразования в государственной системе образования потребовали фундаментального переосмысления, объективного изучения и оценки всех этапов развития женского образования. Новые подходы к оценке историко-педагогического наследия прошлого России служат верным способом его использования в современном женском образовании.

Одной из задач образования женщин в современной России является создание творческой, активной личности, развитие педагогической культуры, развитие умений реально воспринимать, чувствовать, оценивать жизнь, быть хорошей женой и матерью, хорошим работником на производстве.

Результаты исследований ведущих специалистов в области женского образования показали, что необходимо повысить эффективность народной педагогики, усилить социальную роль женщины как носителя национальной педагогической культуры, национально-региональных норм и ценностей.

Становление и развитие современных женских образовательных учреждений требует обращения к историческому опыту России, изучению лучших традиций образования женщин в разные исторические периоды, поэтому идея возродить и адаптировать лучшие традиции женского образования к реалиям нашего времени важна для повышения образованности, всестороннего развития женского организма.

Раздельное женское образование выступает как альтернативный путь гармоничного развития способностей женщин, формирования мировоззрения, жизненных ценностей и поведенческих установок, а также полной социальной самореализации, нацеленной на достижение гармонии с собственной семьей и обществом.



Цель программы: изучение гуманистической, культурной, художественно-эстетической интеллектуальной сущности развития женского воспитания и образования. Данная цель реализуется в следующих задачах:

  • ознакомление с такой системой женского образования, которая была направлена на формирование почтения к старшим, чувства благодарности, доброжелательности, опрятности, бережливости, учтивости терпения, трудолюбия и прочих добродетелей;

  • получение целостного представления о религиозном, нравственном, физическом, художественном, трудовом воспитании девочек (на примере «Института благородных девиц»);

  • понимание актуальности социально-интеллектуального рекрутирования элиты как обязательном условии современного постиндустриального общества;

  • воспитание патриотического отношения к прогрессивным образцам российского образования и воспитания на примере великих исторических достижений отечественной педагогики;

  • формирование навыков прогрессивного гуманистического воспитания, необходимых для подрастающего поколения мариинских девичьих классов.


Место предмета в структуре основной образовательной программы

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.


Формы, методы и средства преподавания православной культуры



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:


Основными предметными результатами освоения предлагаемой рабочей программы курса являются:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

  • гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности,

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир,

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств,

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей


Метапредметные результаты:


  • выявление причинно-следственных связей;

  • развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

  • формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

  • использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

  • определение целей и задач учебной деятельности;

  • выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

  • самостоятельную оценку достигнутых результатов.


Предметные результаты:


  • формировать отношение к элитному женскому воспитанию как к культурному феномену, не имеющему аналогов в мировой педагогике;

  • глубокое понимание высоких нравственно-гуманистических основ элитного женского воспитания;

  • формировать понимание того, что высокая культура, достойное образование и современное воспитание являются основой нравственного и интеллектуального развития российского общества.


Выпускники должны знать:

  • историю и традиции элитного женского образования в России;

  • гуманистический характер женского элитного образования;

  • влияние элитного женского воспитания для цивилизованного развития России;

  • обычаи и традиции воспитанниц Смольного института;

  • особенности трудоустройства и адаптации выпускниц Смольного института;

  • что в России уделялось женскому воспитанию больше внимания, чем в других странах.

Выпускник научится:

  • грамотно и логично излагать свои мысли и суждении о достижениях женского элитного образования;

  • вести диалог, аргументировать свою позицию;

  • формулировать собственную точку зрения по отношению к событиям в жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

  • работать с различными источниками информации;

  • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, проекты);

  • пользоваться различными источниками информации.


Тематическое планирование

курса внеурочной деятельности «История мариинского движения»


№ раздела

Название раздела

Количество часов

1.

Женское образование в эпоху Просвещения

2

2.

Женское образование в России.

22

3.

Женские образовательные учреждения в современное время.

3

4

Женское образование в Курске

3

5

Поисково-исследовательская деятельность

4


Итого:

34

















Содержание курса внеурочной деятельности


Раздел 1. Женское образование в эпоху Просвещения. (2 ч.)

Женское образование. История европейских государств (древний Египет; период Средневековья; раннее Новое время, эпоха гуманизма; Новое время, эпоха Просвещения). Королевский дом Святого Людовика  — первая светская женская школа Европы. (Людовиг XIV, 1684 г.)


Раздел 2. Женское образование в России. (22 ч.)

Сущность понятия «элитное воспитание» и особенности элитного женского воспитания в России 18 века. «Институт благородных девиц» как классический образец элитного женского воспитания в России 18 века (1764 г.). Сущность, структура, характерные особенности и значение элитного женского воспитания в 18 в. для цивилизованного развития России. Социальный состав, происхождение и статус воспитанниц Смольного института. Традиции, ритуалы, символика и обряды Смольного института «Золотой вензель» как символ элиты элитного воспитания. Учебные предметы и навыки, осваиваемые в курсе обучения смольного института. Знаменитые выпускницы института благородных девиц. Первая русская женщина-дипломат и тайный агент в одном лице – Дарья (Доротея) Ливен. Знаменитые выпускницы института благородных девиц. Екатерина Керн. Знаменитые выпускницы института благородных девиц. Елена Черногорская – принцесса, королева, императрица. «Смолянки» Д. Левицкого. Портреты: Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой (1772); Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской (1773); А. П. Левшиной (1775); Е.И. Молчановой (1776); Г. И. Алымовой и Н.С. Борщовой (1776). Мещанское (Александровское) училище (1765, мещанское отделение Смольного). Россия – страна в которой уделялось внимания женскому воспитанию больше, чем в других странах мира. Екатерининский институт для благородных девиц (1798 г.). Московское училище ордена св. Екатерины — одно из первых женских учебных заведений в России (1802 г.). Донской Мариинский институт благородных девиц (1853 г.). Мариинская гимназия (Таганрог) – старейшее учебное заведение Юга России (1861 г.). Александринский институт благородных девиц (1865 г.). Частные пансионы России. Бестужевские курсы —  одно из первых женских высших учебных заведений в России в 19 в.


Раздел 3. Женские образовательные учреждения в современное время. (3 ч.)

Первые современные «мариинки» в России. Специализированное женское учебное заведение России – Пансион воспитанниц Минобороны РФ (2008 г.). Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Гуманитарный Женский Институт (ГЖИ) – уникальное высшее учебное заведение, первый в современной России опыт раздельного высшего образования.


Раздел 4. Женское образование в Курске. (3 ч.)

Курские женские гимназии. Педагогическая женская гимназия. Частные гимназии города Курска. Благородные девицы с улицы Советской.


Раздел 5. Поисково-исследовательская деятельность. (4 ч.)

Подготовка к конференциям. Определение проблемы, темы, цели и задач проекта. Формирование гипотезы. Планирование и разработка исследовательских действий. Поиск информации по теме (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез. Оформление результатов. Презентация результатов.




Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности «История мариинского движения»



№ урока

Раздел, тема

Количество

часов

Дата проведения

По плану

По факту

Раздел 1. Женское образование в эпоху Просвещения

2



1.

Женское образование.

1



2.

Королевский дом Святого Людовика  — первая светская женская школа Европы. (Людовиг XIV, 1684 г.)

1



Раздел 2. Женское образование в России.

22



3.

Сущность понятия «элитное воспитание» и особенности элитного женского воспитания в России 18 века.

1



4.

«Институт благородных девиц» как классический образец элитного женского воспитания в России 18 века. (Екатерина II, 1764 г.)

1



5.

Сущность, структура, характерные особенности и значение элитного женского воспитания в 18 в. для цивилизованного развития России.

1



6.

Социальный состав, происхождение и статус воспитанниц Смольного института.

1



7.

Традиции, ритуалы, символика и обряды Смольного института «Золотой вензель» как символ элиты элитного воспитания.

1



8.

Учебные предметы и навыки, осваиваемые в курсе обучения смольного института.

1



9.

Знаменитые выпускницы института благородных девиц. Первая русская женщина-дипломат и тайный агент в одном лице – Дарья (Доротея) Ливен.

1



10.

Знаменитые выпускницы института благородных девиц. Екатерина Керн.

1



11.

Знаменитые выпускницы института благородных девиц. Елена Черногорская – принцесса, королева, императрица.

1



12.

«Смолянки» Д. Левицкого. Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой (1772).

1



13.

«Смолянки» Д. Левицкого. Портрет Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и

Е. Н. Хованской (1773)

1



14.

«Смолянки» Д. Левицкого. Портрет А. П. Левшиной и Е.И. Молчановой (1775, 1776)

1



15.

«Смолянки» Д. Левицкого. Портрет Г. И. Алымовой и Н.С. Борщовой (1776)

1



16.

Мещанское (Александровское) училище (1765, мещанское отделение Смольного)

1



17.

Россия – страна в которой уделялось внимания женскому воспитанию больше, чем в других странах мира.

1



18.

Екатерининский институт для благородных девиц (1798 г.)

1



19.

Московское училище ордена св. Екатерины  (Московский Екатерининский институт благородных девиц) — одно из первых женских учебных заведений в России. (1802 г.)

1



20.

Донской Мариинский институт благородных девиц (Павел I, 1853 г.)

1



21.

Мариинская гимназия (Таганрог) – старейшее учебное заведение Юга России (1861 г.)

1



22.

Александринский институт благородных девиц (Николай I, 1865 г.)

1



23.

Частные пансионы России.

1



24.

Бестужевские курсы —  одно из первых женских высших учебных заведений в России в 19 в.

1



Раздел 3. Женские образовательные учреждения в современное время.

3



25

Первые современные «мариинки» в России.

1



26

Специализированное женское учебное заведение России – Пансион воспитанниц Минобороны РФ. (2008 г.)

1



27

Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Гуманитарный Женский Институт (ГЖИ) – уникальное высшее учебное заведение, первый в современной России опыт раздельного высшего образования.

1








Раздел 4. Женское образование в Курске

3



28

Курские женские гимназии. Педагогическая женская гимназия.

1



29

Частные гимназии города Курска.

1



30.

Благородные девицы с улицы Советской.

1




Раздел 5. Поисково-исследовательская деятельность

4



31-34

Подготовка к конференциям.

4






Организационно-педагогические условия реализации программы


Методические аспекты преподавания курса

Основным методологическим подходом к изложению истории мариинского движения, реализуемым на занятиях, является цивилизационный подход, который все более доминирует в современной исторической науке. История нашей страны изучается в рамках концепции «женского образования».








Учебно-методическое обеспечение

I. Учебная литература для учащихся

  1. Днепров Э.Д., Усачева Р.Ф.: Женское образование в России: Дрофа, 2009

  2. Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: [в 2 т. : учеб. пособие] / Л. Н. Модзалевский ; науч. ред., вступ. ст. и предм. указ. М. В. Захарченко ; Рос. акад. образования, Северо-запад. отд-ние. – Ч. 1. – СПб. : Алетейя, 2000. – 425 с.

  3. Первушина Е.В.: Женское образование и образованные женщины

  4. Пушкарева, Н. Л. Домашнее образование российский дворянок (по мемуарной литературе конца XVIII – нач. XIX в.) / Н. Л. Пушкарева // Вестник УРАО. – 1999. – № 2. – С. 54–75.

  5. Титаренко Ю, Чуканов И.: Женское образование в дореволюционной России.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.


II. Учебно-методическая литература для учителя.

  1. Анна Джулия Купер, Высшее образование для женщин

  2. Ашин Г.К. Теоретические основы элитологии образования / Г.К. Ашин, Л.Н. Бережнова, П.Л. Карабущенко, Р.Г. Резаков. – М.: 1998. – 431 с.

  3. Белова, А. В. Домашнее воспитание дворянок в первой половине XIX в. / А. В. Белова // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 68 –74.

  4. Быкова В.П. Записки старой смолянки. Ч.: 1833-1878гг. – СПб., 1898

  5. Вулисамова, Г. Женское образование в Москве / Г. Вулисамова // Высшее образование в России. – 1998. – № 2. – С. 107–112.

  6. Ганичева А. Некоторые страницы из истории женского образования в России // Дошкольное воспитание. – 1996. - №10.

  7. Женское образование // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  8. Заозерская, С. В. Женское образование на Архангельском Севере : (вторая половина XIX – нач. XX в.) / С. В. Заозерская // Педагогика. – 2005. – № 5. – C. 87–90.

  9. Кацалова Н. Ф. Из истории женского образования в России. Смольный институт – первое женское учебное заведение [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 44-47. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/659/ (дата обращения: 19.09.2018).

  10. Пыжиков, В. А. Раздельное обучение в советской школе / В. А. Пыжиков // Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 78–84.

  11. Резникова,Е. Е. Великая княгиня Елена Павловна: взгляд на женское образование / Е. Е. Резников // О благородстве и преимуществе женского пола. – СПб., 1997. – C. 94–99.

  12. Христофорова, Н. В. Женские гимназии в России / Н. В. Христофорова // Педагогика. – 1998. – № 4. – С. 80–86.

  13.  «Устав воспитания двух сот благородных девиц, учрежденного ее величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицею всероссийской матерью Отечества и прочая, и прочая, и прочая» (СПб., 1768).


III. Электронные ресурсы


http://masterok.livejournal.com/1452903.html


http://www.calend.ru/event/5165


http://smolny.livejournal.com/3439.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!